В Смольном обсуждают проектные решения по технически сложным задачам

8 ноября 2017 г.

8 ноября в Смольном под председательством вице-губернатора Игоря Албина состоялось совещание по вопросу возможности эффективного переноса зданий в условиях стесненной застройки, а также возможности строительства тоннеля в створе улиц Фаянсовая и Зольная. В совещании приняли участие руководители Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета имущественных отношений, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и др. органов власти, представители проектной организации «КБ ВиПС», Петербургского государственного университет путей сообщения Императора Александра I.

На совещании было отмечено, что зачастую возникает необходимость приспособления исторической городской среды для ее полноценного современного использования, поиска компромисса между сохранением архитектурно-исторического наследия и развитием транспортной и инженерной инфраструктуры города. Опыт технического решения задач перемещения зданий есть в ряде зарубежных стран и в столичном мегаполисе – г.Москве (например, здание Моссовета, ул. Тверская, д.13, перенесенное в 1940 г.; здание МХТ им.Чехова, Камергерский пер., 3, стр.1, переехавшее в 1983 г. вглубь квартала на 27 м). Генеральный директор АО «КБ ВиПС» Андрей Панферов и проректор Петербургского госуниверситета путей сообщения Императора Александра I Александр Ледяев представили совместную презентацию по этой теме.

Докладчики отметили, что существует два основных способа перемещения зданий: по рельсовым путям и на колесных тележках, пояснили особенности технологий каждого из способов. При этом перенос здания экономически более выгоден в сравнении с его демонтажем и строительством на новом месте: экономический эффект при переносе 1-этажного здания – 35%, 2-этажного – 45%, 5-6-этажного – 60%.

По поручению вице-губернатора Игоря Албина проектировщики и сотрудники Университета путей сообщения рассчитали экономическую модель для здания по ул.Ремесленной, 3. Стоимость строительства 1 кв.м жилья, утвержденная Минстроем России для Санкт-Петербурга на 3-й квартал 2017 года, составляла 62,2 тыс.руб. Площадь снесенного здания – 932,4 кв.м. Его демонтаж и воссоздание на новом месте обошлось бы в 58 млн руб., а перенос – в 40 млн руб.

«Город, обладая интеллектуальным, научным, творческим, финансовым потенциалом, имеет возможность сохранять представляющие историческую и культурную ценность здания, не идя по пути наименьшего сопротивления», – подчеркнул вице-губернатор Игорь Албин.

Участникам совещания поручено при координации КГИОП и КРТИ разработать алгоритм действий исполнительных органов государственной власти при принятии решений о целесообразности переноса зданий в границах Санкт-Петербурга, с учетом внесения поправок в действующие правовые акты. До конца ноября на площадке КГИОП должен состояться семинар для градозащитников и экспертного сообщества по существующим в мире технологиям переноса исторических зданий и объектов культурного наследия. Кроме того, КГИОП и КГА в течение месяца сформируют перечень «зон риска», где задачи развития транспортного каркаса Петербурга затрагивают историческую городскую среду.

Вторым вопросом повестки рассмотрена концепция автомобильного тоннеля через Неву в створе улиц Фаянсовая и Зольная в рамках проекта строительства Восточного скоростного диаметра. Ее представил руководитель Архитектурно-планировочного Управления АО «КБ ВиПС» Михаил Бимон.

Было отмечено, что создание нового мостового перехода в непосредственной близости от существующего Финляндского железнодорожного моста с учетом технических требований ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» (новый мост должен быть неразводным с высотой подмостового габарита не менее 30 метров) негативно скажется на панорамных видах города. Устройство тоннеля позволяет уйти от этой проблемы.

Участники совещания рассмотрели два способа прокладки подводных тоннелей: проходку щитом и технологию погружных секций. В первом случае новый тоннель будет глубокого залегания и его длина может составить около 3 км, по втором случае расчетная длина тоннеля – 850 м.

По итогам обсуждения вице-губернатор поручил КРТИ совместно с проектными организациями, вузами города, а также ведущими строительными компаниями «Метрострой», «Пилон» и «ЛенСпецСМУ» провести анализ технических и инженерных решений строительства мостового либо тоннельного перехода через Неву, инвентаризацию машин, механизмов и оснастки, необходимых для возведения объекта, спрогнозировать сроки и сметную стоимость всех вариантов строительства. «Надо все решения принимать до конца текущего года», – заключил Игорь Албин.