Интервью председателя КЭПиСП Елены Ульяновой для газеты "Вечерний Петербург"

8 октября 2015 г.

Реновация исторического центра: остановка или перезагрузка?

Вслед за «Конюшенной» и «Северной Коломной — Новой Голландией» возьмутся за «Лиговский проспект»

Власти Петербурга готовят новую масштабную программу по улучшению жилого фонда в центральных районах города. В нее может попасть свыше 4,7 тыс. многоквартирных домов, в которых проживают 339 тысяч петербуржцев. О том, как идет работа над реновацией исторического центра Петербурга, мы беседуем с председателем комитета по экономической политике и стратегического планирования Петербурга Еленой УЛЬЯНОВОЙ. 

— Елена Владимировна, вы курируете реализацию «Программы сохранения и развития исторического центра Петербурга». В чем суть этой программы? Зачем она нужна?

— Сложно ставить под сомнение тот факт, что наш исторический центр нуждается сегодня в пристальном внимании со стороны как городских властей, так и жителей Петербурга. И принятие специальной городской программы стало как минимум сигналом, демонстрирующим общую обеспокоенность нынешним состоянием исторического центра. 

В рамках программы сделано несколько важных шагов, прежде всего — по выстраиванию системы взаимоотношений между городом и жителями в ходе программы. Важно, что мы решаем проблемы центра поэтапно и при участии всех заинтересованных сторон. В частности, совместно с нашим депутатским корпусом и градостроительным сообществом мы сформулировали законодательные нормы, позволяющие проводить необходимые восстановительные работы в центре. Разработана и усовершенствована методика проведения обследования на территории центра. Сейчас формируем механизм проведения ремонтно-восстановительных работ в домах с локальной аварийностью. Рассматривается возможность приближения периода капитального ремонта этих домов при актуализации Региональной программы капремонта. В ближайшее время планируем приступить к разработке концепций социально-экономического развития пилотных территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия».

— На заседании Совета по сохранению и развитию территорий исторического центра Петербурга было признано, что городские власти ошиблись, выбрав в качестве пилотных зон «Конюшенную» и «Северную Коломну — Новую Голландию». Почему могла появиться такая ошибка? Чем был мотивирован выбор именно этой территории внутри «золотого тре­угольника» для старта программы?

— Две выбранные пилотные территории, на мой взгляд, действительно находятся не в самом критическом состоянии в сравнении с другими территориями исторического центра. Результаты обследования подтвердили это. Полностью аварийных домов там не выявлено за исключением уже расселенного на ул. Писарева, 16Б. 

Но одним из ключевых критериев выбора пилотных зон было наличие крупных инвесторов, готовых реализовывать на этих территориях якорные инвестиционные проекты. Город хорошо понимал и сейчас понимает, что силами одного бюджета всех проблем исторического центра не решить. И средства инвесторов должны были помочь оздоровлению этих территорий, придать импульс их дальнейшему развитию. Поэтому учет инвестиционной составляющей был необходимым и очень важным условием. Другой вопрос: правильно ли мы оценили готовность инвестора к совместным действиям, к поиску компромисса между его бизнес-интересом и интересами города по сохранению культурного наследия? С этих позиций назвать ошибкой выбор в пользу «Конюшенной» и «Северной Коломны — Новой Голландии» можно весьма условно. Инвесторы жизненно необходимы такой масштабной программе. Особенно с учетом нынешней экономической ситуации. 

— А будет ли у этой программы продолжение? Какая территория, на ваш взгляд, больше всего подходит для этого?

— Реализация программы обязательно будет продолжаться. Мы не можем в одностороннем порядке снять с себя обязанность по сохранению исторического центра города. Я не исключаю корректировок содержания или формы взаимодействия, может меняться состав исполнителей, могут добавляться какие-то мероприятия. Но обозначенные губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко идеология и цели программы, безусловно, останутся неизменными. 

Что касается следующей, третьей, зоны реализации программы, то ею станет территория «Лиговский проспект», ограниченная Лиговским проспектом, набережной Обводного канала, Воронежской улицей, улицами Константина Заслонова и Разъезжей. Пожалуй, это — наиболее подходящая территория в историческом центре, требующая комплексных преобразований. В этом году планируется провести ее обследование и перейти к проведению историко-культурной экспертизы. 

— На ваш взгляд, скажется ли сокращение финансирования программы на ее качестве? Изменится ли подход к реализации программы? 

— Как вы знаете, в этом году в программу были внесены изменения. В рамках оптимизации подпрограммы «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга» общегородские мероприятия, реализация которых не относится напрямую к сохранению и развитию исторического центра Санкт-Петербурга, перенесены в отраслевые государственные программы. Если говорить конкретно, речь идет обо всех меро­приятиях по проектированию, строительству и реконструкции объектов инженерно-энергетического комплекса, о реконструкции Сенной площади, реконструкции Главной водопроводной подстанции, ремонту Арсенальной набережной, установке туристско-информационных киосков и т. д.

За счет переноса мероприятий в отраслевые программы общий объем финансирования уменьшен почти на 21 млрд. рублей и сейчас составляет 29 млрд. рублей до 2020 года. Также из программы исключены меро­приятия, не обеспеченные финансированием, что сделало ее, на мой взгляд, более реалистичной и жизнеспособной. 

Коломна находится не в самом критическом состоянии в сравнении с другими районами центра Петербурга. Может, именно поэтому и инвестор нашелся...

— Уже известно, где будут строиться дома для переселения жильцов? И что делать, если люди не захотят уезжать из центра на окраины?

— Строительство маневренного фонда продолжится по двум адресам: ул. Солдата Корзуна, участок 3; и в Петродворце, северо-восточнее пересечения Астрономической  и Ульяновской улиц (восточнее дома №21 по Ульяновской улице). Сейчас ведется проектирование многоквартирных домов. 

Нежелание уезжать из центра понятно. Как раз для того, чтобы сделать процедуру возможного переселения жителей из аварийного жилья в маневренный фонд наиболее понятной, комфортной и управляемой с точки зрения жителя, в последние два года мы вместе с депутатами и самими петербуржцами формировали пакет поправок в федеральное законодательство. В соответствии с предложенными поправками, которые в настоящее время проходят процедуру согласования в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, без согласия жителя такое переселение в маневренный фонд невозможно.

Что касается домов с локальной аварийностью, то в большинстве случаев проведение ремонтно-восстановительных работ в таких домах не потребует переселения. Поэтому, думаю, никаких проблем с жителями возникнуть не должно. 

— Что будет сделано в этом году?

— Поскольку взаимопонимание с петербуржцами удалось найти, одним из главных становится вопрос взаимодействия с инвесторами, реализующими проекты на территории центра. Отсутствие централизованного контроля над инвестиционной деятельностью и объектами в государственной собственности на территории исторического центра не позволяет нам в полной мере владеть ситуацией и эффективно управлять ее развитием. Поэтому важной задачей этого года является проработка механизма взаимного учета интересов инвестора и города при реализации программы. 

Кроме того, в этом году продолжится плановое управление программой в соответствии с установленной этапностью меро­приятий: проектирование многоквартирных домов маневренного фонда, обследование территории «Лиговский проспект», разработка концепций развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия» и т. д.

— А у  инвесторов есть интерес к реализации этой программы?

— В той общей атмосфере неопределенности, в которой находится Россия и весь мир, резкого повышения инвестиционного интереса к историческому центру, на мой взгляд, ждать не стоит. Влияние общеэкономиче­ских факторов на настроения и поведение инвесторов сегодня слишком высоко. 

Кроме того, инвесторы не до конца понимают, как и на каких условиях они могут участвовать в программе. Изменить ситуацию в российском финансовом секторе и повысить доступность «дешевых и длинных» денег у нас вряд ли получится на уровне региона. Но мы вполне можем на данном этапе выработать понятные бизнесу механизмы инвестирования в развитие исторического центра. Поэтому нашу задачу на ближайшую перспективу мы видим в разработке юридической схемы привлечения инвесторов для развития территорий. В том числе — различных вариантов софинансирования создания объектов инфраструктуры на пилотных территориях.

— И тогда последний вопрос. То, что сейчас происходит с программой сохранения исторического центра, — это перезагрузка или остановка?

— Жизнь вносит коррективы во все наши планы, это неизбежный процесс. Программа сохранения и развития исторического центра — не исключение. Еще на старте ее реализации губернатор Георгий Полтавченко подчеркивал, что работа по решению проблем территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия» должна помочь нам выработать наиболее эффективную стратегию для дальнейших действий по сохранению исторического центра. Именно это сейчас и происходит. Программа корректируется с учетом опыта, полученного нами на первом этапе. Сегодня она реализуется не в тех условиях, для которых разрабатывалась. Иначе говоря, программу тоже необходимо приспособить «под современное использование». Так что в известном смысле этот процесс можно назвать перезагрузкой.