Вопросы и ответы

В рамках подпрограммы «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга» представлены мероприятия, которые могут быть реализованы и без принятия законопроекта. Вместе с тем, проект ФЗ определяет само понятие Программы сохранения исторического центра и ее состав.

Непринятие законопроекта осложнит проведение необходимых работ на территории исторического центра и затруднит развитие центральной части города.

Реализация целей Стратегии идет в соответствии с изначально установленным планом. 17 целям Стратегии соответсвуют 17 государственных программ, в них прописаны 95 целевых показателей, значения которых характеризуют степень достижения целей, определенных во взаимосвязи с целями Стратегии-2030.

По итогам 2015 года – первого года реализации госпрограмм – мы установили, что по 72 целевым показателям плановые значения достигнуты, по 23 целевым показателям плановые значения достигнуты не в полном объеме. Средняя степень достижения целевых показателей составила 95,3%.

Помимо экономических вызовов, которые определяют необходимость актуализации сценариев и целевых показателей развития города, корректировка Стратегии обусловлена требованиями Закона Санкт-Петербурга «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге». После того как необходимые изменения будут внесены в Стратегию, она будет принята уже в качестве Закона.

Включение подпрограммы развития общественных пространств в государственную программу Санкт-Петербурга «Социально-экономическое развитие территорий» позволит нам консолидировать усилия профильных исполнительных органов государственной власти и бюджетные ресурсы для реализации наиболее значимых проектов, обеспечить более тесное межведомственное взаимодействие.

В феврале 2015 года Санкт-Петербург утвердил Программу устойчивого развития.

За 2015 год в рамках Программы приняты нормативные документы, в соответствии с которыми введен мораторий на увеличение действующих ставок арендной платы за имущество в собственности Санкт-Петербурга, предоставлено право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона для владельцев ларьков по ремонту обуви, автолавок по продаже хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции и летних кафе, принадлежащих предприятиям общественного питания и прилегающих к их заведениям общепита.

Кроме того, был принят ряд мер налогового стимулирования бизнеса. С 1 января 2016 года введены 2-летние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и занимающиеся производственной деятельностью, предоставлением социальных услуг или научными разработками. В соответствии с принятым законом о налоговых льготах, правом воспользоваться льготой по налогу на прибыль могут организации с высоким уровнем среднегодовой заработной платы, также была снижена с 10 до 7%ставка налога при применении упрощенной системы налогообложения.

На стадии согласования сейчас находится проект закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» в части, касающейся увеличения срока предоставления налоговых льгот по отдельным видам налогов инвесторам, осуществляющим деятельность в сфере создания объектов гостиничной инфраструктуры и объектов конгрессно-выставочной деятельности: льготы планируется предоставлять при строительстве КВЦ площадью от 35 тыс. кв. м, и гостиниц класса 3* с фондом от 50 номеров.

В 2016 году Комитетом по промышленной политике инициирован процесс инвентаризации всех промышленных территорий Санкт-Петербурга.

Обеспокоенность жителей в связи с появлением  информации о якобы планируемом принудительном выселении жителей двух территорий понятна, однако такие сообщения не имеют под собой реальных оснований.

Сегодня наша задача состоит в том, чтобы в результате комплексного обследования определить техническое состояние каждого здания на территории реализации Программы. В соответствии с выявленным состоянием будет определяться вид работ, необходимый каждому конкретному зданию.  И только если дом находится в аварийном состоянии  и дальнейшее проживание в нем  несет прямую угрозу жизни проживающих в нем людей, он подлежит временному расселению для проведения капитального ремонта или реконструкции. Именно для этого создается так называемый маневренный фонд.

В большинстве же случаев  никакого временного переселения не потребуется. В рамках рабочей группы по координации реализации мероприятий Программы, созданной при Комитете по экономической политике и стратегическому планированию, мы прорабатываем различные варианты, позволяющие проведение восстановительных и реставрационных работ без расселения.

Улучшить свои жилищные условия в ходе реализации программы смогут жители коммунальных квартир (570) и иные категории очередников, проживающие на территориях «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия». Для них в рамках Программы будет создан специальный жилищный фонд. В ходе реализации Программы будут максимально учитываться пожелания жильцов по переселению после модернизации территорий в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для проживания. 

В настоящее время в рамках регулярных координационных совещаний рабочей группы  по вопросам реализации Программы сохранения и развития двух территорий исторического центра рассматриваются площадки, на которых будет создаваться маневренный и жилищный фонд, включающий в себя также строительство жилья с возможностью переселения на постоянной основе, с учетом данных по количеству граждан, проживающих на двух территориях исторического центра и состоящих на очереди на улучшение жилищных условий.

Надо понимать, что бюджет города ограничен, и мы не можем единовременно решить существующие проблемы на всей территории исторического центра. Кроме того, цена ошибок в работе с культурным наследием мирового значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО, особенно велика, поэтому главный принцип нашей работы на территории исторического центра  -  «не навреди». Понимая сложность проблем и необходимость выработки подходов к решению проблем Центра, было принято решение реализовывать Программу сохранения и развития исторического центра на двух пилотных территориях -  «Конюшенная» (объединяет 17 кадастровых кварталов) и «Северная Коломна – Новая Голландия» (объединяет 10 кадастровых кварталов).

При включении этих территорий  исходя из целей Программы учитывалось, прежде всего, наличие  на  них объектов культурного наследия, степень износа зданий, наличие коммунальных квартир в многоквартирных домах, истечение нормативных сроков капитального ремонта зданий, отсутствие в многоквартирных домах горячего водоснабжения и ванных комнат, реализация на этих территориях инвестиционных проектов.

Реализация Программы на примере двух отобранных территорий позволит отработать комплексный подход к ее реализации и в дальнейшем перенести опыт на весь исторический центр. Одновременно будут выполняться мероприятия по сохранению исторической застройки территорий, памятников и объектов зеленых насаждений; реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимости, приспособлению для современного использования объектов культурного наследия; строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры; обустройству новых пешеходных и туристских маршрутов; снижению  загруженности улично-дорожной сети исторического центра.  

Исторический центр Санкт-Петербурга – это мировое достояние. И для нас, для петербуржцев, это не только предмет большой гордости, но и большая ответственность. И заключается она в том, чтобы сохранить для будущих поколений, для мировой истории, то величайшее культурное наследие, которое мы сегодня имеем.

К сожалению, сегодня в историческом центре огромное количество проблем. Более 15% зданий имеют износ свыше 40% и 45% зданий имеют износ от 20 до 40%. В центральной части города сконцентрировано более 30 тысяч коммунальных квартир. Во многих домах отсутствует горячее водоснабжение. В изношенном состоянии находятся объекты инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, объекты благоустройства. Уровень комфортности этих территорий также не отвечает современным требованиям.

Цель Программы – сохранить объекты культурного наследия, и одновременно провести комплексный ремонт и реконструкцию зданий, находящихся в окружающей застройке, объектов инженерной инфраструктуры, объектов благоустройства и дорожного хозяйства.

Для этого нам необходимо  решить ряд важных задач:

  • сохранение архитектурного облика исторического центра;
  • модернизация и развитие инженерной и коммунальной инфраструктур с применением инновационных технологий;
  • восстановление и сохранение исторического архитектурно-художественного облика мостов и набережных в историческом центре;
  • снижение загруженности улично-дорожной сети в историческом центре;
  • повышение туристической привлекательности исторического центра за счет развития новых туристских продуктов.

В Санкт-Петербурге насчитывается свыше 10 тысяч объектов историко-культурного наследия, охраняемых государством. Большая часть историко-культурных ценностей не только общероссийского, но и мирового значения сконцентрирована в историческом центре Санкт-Петербурга.

В Стратегии предусмотрены 3 варианта развития городской экономики: консервативный, инновационный и форсированный. Для каждого из сценариев составлен прогноз развития города до 2030 года по основным показателям (демографические показатели, валовой региональный продукт, промышленное производство, рынок товаров и услуг, инвестиции, финансы, денежные доходы и расходы населения, труд и занятость). Выявленные проблемы, факторы и источники роста вместе с прогнозными показателями легли в основу формирования целей и приоритетов Стратегии. В конечном итоге сформировано дерево целей, единое для всех сценариев социально-экономического развития Санкт-Петербурга. А из всего дерева целей выделен ряд приоритетных для города, достижение которых будет являться результатом реализации Стратегии.

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года - это главный городской документ, определяющий стратегические цели, задачи и приоритеты развития в долгосрочной перспективе. Поэтому к его разработке наряду с экспертами, научными деятелями, представителями бизнеса, были привлечены и рядовые петербуржцы. Стпатегия-2030 была принята в мае 2014 года.

Стратегия-2030 направлена на достижение системы целей, во главе которых расположена генеральная цель. Она предполагает обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга.

Генеральная цель Стратегии – обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности.

Для достижения генеральной цели определены 4 стратегических направления:

  • Развитие человеческого капитала
  • Повышение качества городской среды
  • Обеспечение устойчивого экономического роста
  • Обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества
1 2