Объекты 2015 года

Дом С.С. Абамелек-Лазарева (Миллионная ул., 22)

В начале XX века четыре старинных дома на участке между Миллионной улицей и набережной Мойки были объединены для нового владельца - князя С.С. Абамелек-Лазарева. Дом № 22 по Миллионной улице построил в 1730-е годы граф Ф.А. Апраксин. В 1770-е гг. в центре его главного фасада установили портик из четырех мраморных колонн. Для Абамелек-Лазарева в 1907-1909 гг. архитектор Е.С. Воротилов построил дом № 21 по набережной Мойки. Фасады и интерьеры этого здания повторяют старый дом Лазаревых на Невском проспекте, 40. В 1911 году Абамелек-Лазарев приобрел соседний дом № 24 по Миллионной улице. Ровесник апраксинского, он был перестроен в формах классицизма в 1836 году архитектором А.М. Камуцци. Часть дома, выходящую на Мойку, сломали, и в 1913-1915 годах архитектор И.А. Фомин возвел на этом участке новое здание, решенное в приемах неоклассицизма. Великолепные интерьеры особняка оформлены естественным и искусственным мрамором, декоративной скульптурой и живописью. В 1927 году в здании открылся Центральный дом работников физической культуры, а с 1933 года его занимает Комитет по физической культуре и спорту.


Дом А.А. Половцова (Большая Морская ул., 52; наб. р. Мойки, 97)

Участок, на котором стоит здание, на протяжении XVIII – первой трети XIX в. много раз менял владельцев. В 1835 г. его купил князь Сергей Сергеевич Гагарин, который пригласил для перестройки существовавшего тогда особняка архитектора А.Х. Пеля, помогавшего О. Монферрану в постройке Исаакиевского собора.

После смерти Гагарина, в 1861 г. банкир А.Л. Штиглиц купил дом в качестве приданого для своей приемной дочери Надежды Михайловны ко дню ее свадьбы с А.А. Половцовым. Для семьи Половцовых в особняке были созданы великолепные парадные залы. Над интерьерами работали Г.А. Боссе, Н. Ф. Брюлло, М.Е. Месмахер. Наибольший интерес представляют Белый зал, оформленный в стиле Людовика XV, Бронзовый зал, Дубовый зал с камином и Гостиная с эркером.

В 1890 г. дом посетил император Александр III, который был посаженным отцом на свадьбе А.А. Половцова-младшего. 

После смерти Половцовых в 1910 г. хозяйкой дома стала их дочь Анна Александровна Оболенская. В 1930 г.в особняке Половцова открылась Школа профдвижения, позже преобразованная в Высшую профессиональную школу культуры. С 1934 г. в особняке Половцова размещается Санкт-Петербургское отделение Союза архитекторов России.

С 2006 г. выполняется комплекс работ по реставрации здания.


Академия танца Бориса Эйфмана (ул. Большая Пушкарская, 14)

Комплекс включает приспособление для современного использования двух зданий рубежа XIX–ХХ веков (бывшего кинематографа "Ассамблея" (1913, арх. Ф. А. Корзухин) и  особняка Ю. К. Доберт – И. Б. Штейкмана (1896, арх. А. Я. Рейнберг)) и новое строительство.

Промежуток между жилым и учебным корпусами решен в виде остекленного атриума, где рекреации чередуются с 12 балетными залами. Атриум прорезан двумя открытыми дворами и снабжен системой лестниц и переходов для связи всех помещений комплекса воедино. Через полупрозрачное стекло танцевальные залы заполняются естественным рассеянным светом.

В противовес «воздушным» интерьерам, внешний периметр комплекса решен в традиционных материалах (кирпич, штукатурка). Фасад бывшей «Ассамблеи» отреставрирован в соответствии с авторским замыслом 1911 года. К его главному украшению – входной нише-экседре – добавлено название учебного заведения и барельеф из кирпичной кладки с QR-кодом, в котором зашифрованы высказывания об искусстве танца.

Деревянный особняк по Б. Пушкарской, 14-а после реставрации вместит медиатеку и музей Академии.

Эта работа архитектурной мастерской «Студия 44» получила Премию Татлина и звание проекта года на фестивале «Зодчество-2011», названа лучшей постройкой на "Архитектоне-2014». Авторы удостоены премии Правительства Петербурга.


Аничков дворец (Невский пр., 39)

Один из императорских дворцов Санкт-Петербурга. Старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте. Начал строиться в 1741 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания был создан М.Г. Земцовым. Завершал строительство в стиле барокко Ф.Б. Растрелли. Дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец Елизавета подарила своему фавориту графу А.Г. Разумовскому. Императрица Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского – Кирилла, подарила графу Г.А. Потемкину. В 1776–1778 гг. дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма, который засыпал при этом гавань. В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества. В XIX веке Аничков дворец использовался императорской фамилией в качестве свадебного подарка и часто менял своих владельцев. Император Александр I подарил дворец своей сестре - великой княгине Екатерине Павловне. При ней под руководством архитектора Л. Руска появились новые интерьеры в стиле классицизма. В 1817 г. дворец перешел к великому князю Николаю Павловичу. При нём К.И. Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца. В 1841 г. Николай I подарил Аничков дворец наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, а тот, в свою очередь, через четверть века  - также сыну, будущему императору Александру III. После революции в здании располагался Музей города, с сохранившимися историческими комнатами бывших хозяев Дворца. Наконец, 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей.


Комплекс «Верхние теплицы» в Царском Селе (г. Пушкин, Александровский парк, 25)

Теплицы «Верхнего сада» в пейзажной части Александровского парка — единственные парковые теплицы, по сей день существующие на месте, которые они занимали в начале XVIII века,  хотя и изменившие свой облик в результате перестроек начала XIX века.

Планировка комплекса напоминает французские фруктовые сады эпохи Людовика XIV.

Комплекс включает в себя старинные полутороскатные теплицы и участок оранжерейного сада. Это один из самых малоизученных с точки зрения ландшафтной организации район парка.

Сохранившиеся исторические планы и описания позволяют нам представить, каким великолепием когда-то блистал этот комплекс, имевший статус императорского.
Вокруг теплиц располагались огороды, высаживались растущие в открытом грунте плодовые деревья и кустарники. Известный российский садовод и дендролог Арнольд Регель в своем труде «Изящное садоводство и Художественные сады», изданном в 1896 году, отмечал, что Царскосельские Верхние теплицы славятся не менее Виндзорских.

И действительно, Верхние теплицы круглый год выращивали землянику, вишни, персики,черешню, цитрусовые, виноград, ананасы, снабжая фруктами и ягодами императорский двор.

Верхние теплицы и сейчас используются по назначению: там выращиваются цветы и зимуют теплолюбивые растения, которые украшают царскосельские парки с весны до осени.

От ст.м. «Московская» или «Купчино» ходит маршрутка №342 до остановки «Александровский дворец» или «Екатерининский дворец», оттуда пешком (примерно 15 минут) до Агрокомплекса (напротив Китайской деревни) – см. схему.


Дом Елисеевых (Н.И. Чичерина) (Невский проспект, 15; наб.Мойки, 59)

В связи со строительством нового Зимнего дворца императрице Елизавете Петровне понадобилась временная резиденция. В 1755 г. архитектор Ф.Б. Растрелли в течение шести месяцев возвел деревянный Зимний дворец. Дворец занимал обширный участок от Малой Морской улицы до берега Мойки. Через несколько месяцев после смерти Елизаветы Петровны царская резиденция переместилась в новый Зимний дворец, а деревянное здание было почти полностью разобрано. В 1768 году часть освободившейся земли Екатерина II подарила генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Н.И. Чичерину, для которого в 1768-1771 гг. предположительно по проекту Ю.М. Фельтена был возведен новый четырёхэтажный дом. Затем здание неоднократно расширялось и перестраивалось по проектам архитекторов В.П. Стасова, Н.П. Гребенки и А.К. Гаммерштедта. В разное время оно принадлежало князю Алексею Борисовичу Куракину, купцам А.И. Перетцу и А.И. Косиковскому, а с 1858 г. - династии купцов и предпринимателей Елисеевых. В 1919 г. дом Елисеевых по инициативе А.М. Горького стал Домом искусств, после закрытия которого в 1923 г. в здании разместился кинотеатр «Светлая лента». В 1931 г. в доме был открыт кинотеатр «Баррикада», не прекращавший свою работу в годы блокады.

Дом связан со множеством знаменитых исторических личностей. Здесь жили архитектор Д. Кваренги, руководитель заговора против императора Павла I граф П.А. Пален, государственный деятель М.М. Сперанский, журналист Н.И. Греч, писатели и поэты А.С. Грибоедов, Н.С. Гумилёв, В.А. Рождественский, М.Л. Слонимский, А.С. Грин, художник К.С. Петров-Водкин. В здании бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Серов, Д.Д. Шостакович и многие другие.

В конце 1990-х гг. большую часть дома Елисеевых приобрел Центр Гуманитарного и Делового Сотрудничества, возглавляемый А.И. Ебралидзе. В 1995-2003 гг. для компании «Талион» проведена реконструкция корпуса со стороны Мойки, в 2005—2010 гг. - комплексная реконструкция здания.


Пулковская обсерватория (Пулковское шоссе, 65)

19 августа 2014 г. Пулковской обсерватории исполнилось 175 лет. В 1827 г. было принято решение основать новую обсерваторию в нескольких километрах к югу от Санкт-Петербурга, на Пулковских высотах – на достаточном расстоянии, чтобы огни столицы не мешали астрономическим наблюдениям. 19 августа 1839 г. состоялось торжественное освящение готовых зданий.

Главное здание Пулковской обсерватории было построено в 1834-1839 гг. по проекту архитектора А.П. Брюллова. Характерный силуэт здания является акцентом в панораме Пулковских высот.

Во время Великой Отечественной войны бомбежки и обстрелы нанесли значительный ущерб обсерватории. Восстановительные работы произведены в 1947-1953 гг. под руководством архитектора А.В. Щусева с участием архитекторов В.И. Яковлева, М.А. Захарьевской, И.Н. Бенуа, Ф.Ф. Олейника, П.П. Светлицкого, Н.Л. Подбереского, Д.Х. Еникеева. На территории разбили парк, в создании которого принимали участие архитекторы О.И. Иванова, Н.Е. Закамская, дендрологи С.Я. Соколов, А.Г. Головач. В парке возвели астрономические павильоны и жилые здания, облику которых присуще единство замысла и использование в их оформлении классицистических элементов - колонных портиков, лепных барельефов и стилизованных порталов, знаков зодиака, изображений астрономических инструментов и небесных тел. В интерьерах парадным оформлением выделяются Круглый зал, где размещен музей ГАО РАН, и Большой конференц-зал, облицованный уральским мрамором, среди павильонов в парке - павильон Большого рефрактора.


Товарищество Российско-Американской мануфактуры «Треугольник» и Российская бумагопрядильная мануфактура (фабрика "Веретено") (наб. Обводного канала, 134-136-138)

Первая в России фабрика по изготовлению резиновых изделий, основанная в 1860 г. Гигантский промышленный комплекс, формирующий застройку Обводного канала, имеет полуторавековую историю. Производственные корпуса выполнены в рациональном «кирпичном стиле» с применением каркаса из чугунных колонн. В советский период предприятие «Красный треугольник» стало гигантом резиновой промышленности.

В директорском корпусе сохранились исторические интерьеры: входная группа с «вертушкой», парадная лестница, коридор, кабинет управляющего, сейфовая комната.

Среди авторов комплекса такие известные петербургские архитекторы, как Р.Р.  фон Генрихсен, Р.А. Гедике, Э.Г. Юргенс, Е.И. Гельман, гражданские инженеры Е.А. Кржижановский, Л.А. Серк и другие.

В настоящее время резиновое производство выведено с территории. Осуществляется перепрофилирование зданий под многофункциональный центр. Проведена реставрация исторических интерьеров директорского корпуса.

Российская бумагопрядильная мануфактура (фабрика "Веретено") - одна из первых отечественных машинных ткацких фабрик, основана в 1835 г. Первоначальный проект был заказан в Англии и доработан в Петербурге архитектором Н.Я. Анисимовым под руководством одного из владельцев фабрики - А.Я. Вильсона.

Это ранний пример многоэтажного производственного сооружения с внутренним металлическим каркасом. На стенах павильона проходной-конторы расположены три чугунные доски с именами учредителей бумагопрядильной компании и датой основания фабрики. Это уникальные доски свидетельствуют о начале промышленного переворота в стране, связанного со строительством первых бумагопрядильных мануфактур, использовавших машинный способ производства.


Особняк А.Ф. Кельха (ул. Чайковского, 28)

Дом построен в 1858-1860 гг. архитектором А.К. Кольманом для потомственного почетного гражданина Кондоянаки. В 1896-1897 гг. архитекторы В.И. Шене и В.И. Чагин перестроили его для нового владельца - А.Ф. Кельха. Перестройку дворовых корпусов завершил архитектор К.К. Шмидт.

Главный фасад решен в характере французского ренессанса. В облицовке использован песчаник желтоватых и розоватых тонов. Дворовые фасады оформлены в приемах неоготики. Интересен конюшенный флигель, замыкающий перспективу двора. На фоне его неоштукатуренных кирпичных стен выделяется тонко прорисованный архитектурный декор и ажурный павильон с мраморной статуей. Проезд между дворами заключен в готическую арку.

Интерьеры особняка выполнены в разных исторических стилях. Особенно эффектны парадная лестница, кабинет с кессонированным плафоном и огромным камином, гостиная с лепным плафоном и живописными вставками по мотивам А. Ватто, готическая столовая с витражами работы Э. Тоде.

Сегодня здание занимает Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.


Чесменский дворец (ул. Гастелло, 15)

В 1774 г. на 7-й версте Царскосельского тракта Екатерина II повелела построить путевой дворец для отдыха по дороге из Петербурга в Царское Село. Строительство дворца было поручено архитектору Ю.М. Фельтену. Местность, где начали строить дворец, носила название «Кикерикексинен» (в переводе с финского «лягушачье болото»), или «Кикерики». Поэтому дворец первоначально назывался «Кикерикексинским». Сооружение Чесменского дворца вместе с Чесменской церковью (Церковь Иоанна Предтечи) завершилось к 1777 г. Комплекс отдаленно напоминал средневековую крепость благодаря использованию в обработке фасадов некоторых элементов готической архитектуры и представлял собой одну из красивейших «романтических» резиденций Петербурга.

Для развлечений и отдыха Чесменский дворец использовался Екатериной II недолго. Вскоре он был отдан Кавалерской думе военного ордена Св. Георгия Победоносца и стал использоваться для заседаний «георгиевских кавалеров», на которых часто присутствовала сама императрица. Главным военным орденом России здесь были награждены А.В. Суворов, М.И. Кутузов и многие другие.

После смерти Екатерины указом от 12 июля 1799 г. император Павел I передал дворец Капитулу ордена Святого Иоанна Иерусалимского. По замыслу императора, во дворце должны были разместиться богадельня и госпиталь ордена. Однако эти замыслы не были реализованы.

В 1831-1836 гг. по проекту архитектора А.Е. Штауберта дворцовое здание было перестроено под богадельню для инвалидов, просуществовавшую до 1919 г., когда в Чесменском дворце открыли Первый лагерь принудительных работ, ставший известным как «Чесменка». Позже здесь размещались Первая сельскохозяйственная колония, Дом престарелых, а с 1930 г. – Автомобильно-дорожный институт. В 1941 г. на его базе был основан Ленинградский авиационный институт (с 1945 г. - Ленинградский институт авиационного приборостроения, в настоящее время - Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения.


Дата изменения: 11 апреля 2016 г.