Тезисы к докладу О.Е. Милицы: «Система государственной охраны исторических садов и парков Санкт-Петербурга»

Город Санкт-Петербург уникальное градостроительное образование  не только Европы, но и мира.  Он возник в 1703 на берегах Невы благодаря  исполинской воле   и  энергии одного человека Петра I, который значительное внимание уделяет устройству садов в своей новой столице. Он сам принимал главные решения в проектировании первого сада столицы - Летнего,  дворцово-парковых ансамблей  Петергофа и Стрельны, тем самым заложив вектор дальнейшего развития   выдающихся дворцово-парковых ансамблей, частных усадеб  и  городских садов.

При Петре I и с его участием устраивается в 1704 году  Летний сад,  насыщенный фонтанами, скульптурой, узорными цветниками, композиция которого имела сходство с голландскими образцами. В 1711 году в честь первой морской победы Петра I  закладывается Екатерингофский сад, распланированный в регулярном стиле с центральным каналом, партерами, трельяжными решетками и беседками.  Петром I отдаются распоряжения о  выборе мест для трех парадных резиденций -  это будущие Стрельна, Петергоф и Ораниенбаум. За удивительно короткий срок в 10 лет возникает Петергофский ансамбль  с уникальной фонтанной системой, не имеющей аналогов в Европе. Развитие Петровских ансамблей и садов продолжалось на протяжении всего XVIII  века. Они менялись и преобразовывались, их композиции  усложнялись,  приобретая черты позднего барокко.

В конце XVIII -  начале XIX века на смену регулярному стилю приходит пейзажный  и в Санкт-Петербурге возникают великолепные  образцы нового стиля. Павловский парк - признанный шедевр  пейзажного парка в России, созданный итальянским театральным художником П.  Гонзага.  В Гатчине архитектор В. Бренна проектирует в Дворцовом парке  вокруг Белого озера новые пейзажные картины с точно выверенные перспективами  на  дворец, террасу, парковые павильоны и сооружения. В центре  Петербурга  одновременно с строительством Таврического дворца  устраивается  Таврический сад-образец «Английского» сада, переустраивается в пейзажном стиле Михайловский сад.

В начале XIX век в городе озеленяются площади,  курдонеры.  Так на площади перед Казанским дворцом устраивается партерный сквер с заниженным газоном – буленгрином, фонтаном и многочисленными цветниками. 

После Великой отечественной войны  проектируются два парка Победы - Московский и Приморский. Московский парк Победы сочетает два стиля пейзажный и регулярный и его композиция основана на продолжении традиций отечественного паркостроения.

Необходимость сохранения памятников истории в Петербурге возникла еще в начале XIX века. Тогда и было создано "Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины", которое старалось предотвратить гибель памятников, проводило реставрационные работы.  Впервые  в  России  в  1918 году  в Петербурге  появился орган по руководству охраной памятников истории и культуры - отдел по делам музеев и охране памятников.  А в 1919 году был организован специальный отдел по сохранению памятников садово-паркового искусства. Под руководством отдела проводятся реставрационные работы в пригородных парках, разработка документации. После Великой Отечественной войны  продолжаются  не только восстановительные работы на объектах значительно пострадавших во время войны, но и исследования по истории садов и парков.  За все время  существования отдела с участием его специалистов была проделана колоссальная работа по реставрации дворцово-парковых ансамблей,  исторических городских садов и скверов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге государственную охрану объектов культурного наследия, включая  ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, культурные и природные ландшафты  осуществляет Комитет по государственному контролю, использованию и охране объектов культурного наследия (далее КГИОП), который  в своей деятельности  руководствуется федеральными и региональными законами. Исторические сады и парки Санкт-Петербурга являются объектами культурного значения и значительная часть из них  элементами объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

Для эффективной охраны объектов  культурного наследия и проведения необходимых работ с их владельцами  КГИОП заключает охранные обязательства. В случае невыполнения работ  в установленные сроки с владельца взимаются штрафы. Проводятся регулярные осмотры  состояния садов и парков для выявления их ненадлежащего сохранения и использования. Так же в целях предупреждения, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами  требований федерального и регионального законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия Комитетом организуются проверки указанных лиц с выдачей обязательных для исполнения предписаний по устранению последствий выявленных нарушений. На объектах культурного наследия разрешаются только работы по его сохранению: консервация, ремонт, реставрация и приспособление для современного использования.  Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания выданного КГИОП, документации, разработанной на основании данного задания  и согласованной КГИОП,  и разрешения на проведение указанных работ. Несоблюдение данных требований является административным правонарушением.

Сохранение исторических садов и парков имеет свои особенности. Сад является  живым организмом  и  нуждается   в  каждодневном  уходе. Реставрация садов  требует значительных средств и обязательного последующего интенсивного ухода. И наконец, в целях сохранения исторических садов и парков их использование должно быть щадящим, исключающим проведения массовых праздников и иных масштабных  мероприятий на их территориях.

Конечно же самая интересная работа по сохранению исторических садов и парков это их реставрация, которая проводится на основании изучения исторических материалов, археологических исследований, ландшафтной инвентаризации. За последние годы в Санкт-Петербурге активизировались работы по реставрации исторических садов и парков, особенно в музеях – заповедниках. Можно отметить несколько примеров удачных работ по реставрации садов и парков Санкт-Петербурга. Это  реставрация сада усадьбы Г.Р. Державина, с восстановлением  в значительной степени утраченной исторической композиции с гидросистемой, мостиками, беседками.  В 2011 году завершена реставрация Нижнего сада дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума. Восстановлен партер по рисунку А. Ринальди, шпалеры, наполнение боскетов. Практически единственным примеров реставрации за счет частных средств является восстановление в Мариентальском парке разрушенной во время второй мировой войны Крепости БИП с окружающими террасами и рвами.  Так же примером удачной реставрации является восстановление собственного сада Фермерского дворца в Александрии с воссоздание малых архитектурных форм,  исторических цветников с применением аутентичных растений.

И наконец, самая сложная  и  интересная  реставрация первого сада Санкт-Петербурга – Летнего, закончившаяся в 2011 году. Проектные работы по саду  продолжались около 10 лет.  В результате реализации проекта реставрации в Летнем саду  был проведен уникальный комплекс работ  по лечению, оздоровлению и осветлению старовозрастных деревьев, воссозданию фонтанов, шпалер, берсо, партера,  восстановлению наполнения 4-х центральных боскетов, воссозданию Малой оранжереи и Красного сада при ней. Эта реставрация вызвала много споров,  как среди профессионального сообщества, так и среди жителей и гостей города.  Однако после реставрации Летний сад приобрел утраченные черты первого императорского сада  Санкт-Петербурга и проект Летнего сада и занял первое место в номинации «Лучший реализованный проект культурного и исторического наследия (реконструкция и реставрация)»  

Сохранение исторических садов это не просто исполнение свода законов,   а  наша дань  уважения архитекторам, садовым мастерам, создавшим уникальные памятники садово-паркового искусства, а так же нашим предшественникам  и коллегам,  причастным к сохранению и возрождению великолепных садов и парков Санкт-Петербурга.

 

Дата изменения: 7 июля 2015 г.