Судостроительный кластер

      Судостроительная отрасль Санкт-Петербурга является одной из ведущих промышленных отраслей в экономике города. В Санкт-Петербурге находится 43 организации судостроительной отрасли, на которых работают более 50 тыс. специалистов. Продукция индустрии судостроения составляет более 50% от всей продукции ОПК, выпущенной в Санкт-Петербурге.

    В городе сконцентрирована значительная часть научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций отрасли и ее производственных мощностей. Здесь создаются надводные суда и корабли всех типов (от танкеров и ледоколов до ракетных крейсеров), подводная техника (подводные лодки глубоководные аппараты) и специальные морские средства.

      Основу кластера представляют организации, входящие в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее - Корпорация). Это ведущие российские проектно-конструкторские бюро: ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», ОАО «СПМБМ «Малахит», ОАО «ЦМКБ «Алмаз», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ», ОАО «ЦКБ «Айсберг». По их проектам строятся атомные и дизельные подводные лодки различных классов, корабли и суда, составляющие сегодня основу морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения Военно-Морского Флота России и военно-морских сил иностранных государств.

    Среди ведущих предприятий отрасли необходимо отметить ОАО «Адмиралтейские верфи», которое наряду с выполнением заказов в области подводного кораблестроения для нужд российского и зарубежных флотов, осуществляет строительство различных судов гражданского назначения, в том числе танкеров для крупнейших транспортных компаний России. Модернизированные производственные мощности предприятия позволяют строить суда, отвечающие самым высоким современным требованиям.

    ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» является признанным лидером в строительстве военных кораблей среднего класса (эсминцев, корветов) для военно-морских сил. ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» — единственный в России и мире обладатель уникальной технологии строительства монолитных корпусов кораблей и судов из стеклопластика длиной до 80 метров. Заводом освоен выпуск тральщиков, кораблей вспомогательного флота. Балтийский завод специализируется на строительстве ледоколов различного назначения и грузопассажирских паромов для российских и иностранных заказчиков. Благодаря своей уникальной продукции широкой известностью в стране и за рубежом пользуется ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», выпускающее десантные корабли и суда на воздушной подушке, а также скоростные катера и яхты.

    Многие петербургские предприятия, поставляющие отдельные узлы и целые комплексы управления корабельным оружием, системы автоматики, судовую арматуру, электротехническую продукцию, выступают соисполнителями всех крупных заказов, в их числе: ОАО «Концерн «НПО «Аврора», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» и многие другие.
    Безусловно, производственные успехи судостроительных предприятий во многом определяются их тесным сотрудничеством с проектными и научно-исследовательскими организациями Санкт-Петербурга, осуществляющими разработки в области судостроения. Наиболее известными из них являются ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро», ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».

Являясь разработчиками основных видов военно-морской техники, пользующейся спросом у отечественного и иностранных флотов, эти предприятия одновременно создают и наукоемкие проекты гражданского назначения: морские средства для разведки и разработки месторождений природных ресурсов, энергетические станции различных типов и т.д.
 

Дата изменения: 21 апреля 2017 г.