Судостроительный кластер

      Судостроительная отрасль Санкт-Петербурга является одной из ведущих промышленных отраслей в экономике города. В Санкт-Петербурге находится 43 организации судостроительной отрасли, на которых работают более 50 тыс. специалистов. Продукция индустрии судостроения составляет более 50% от всей продукции ОПК, выпущенной в Санкт-Петербурге.

    В городе сконцентрирована значительная часть научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций отрасли и ее производственных мощностей. Здесь создаются надводные суда и корабли всех типов (от танкеров и ледоколов до ракетных крейсеров), подводная техника (подводные лодки глубоководные аппараты) и специальные морские средства.

      Основу кластера представляют организации, входящие в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее - Корпорация). Это ведущие российские проектно-конструкторские бюро: ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», ОАО «СПМБМ «Малахит», ОАО «ЦМКБ «Алмаз», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ», ОАО «ЦКБ «Айсберг». По их проектам строятся атомные и дизельные подводные лодки различных классов, корабли и суда, составляющие сегодня основу морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения Военно-Морского Флота России и военно-морских сил иностранных государств.

    Среди ведущих предприятий отрасли необходимо отметить ОАО «Адмиралтейские верфи», которое наряду с выполнением заказов в области подводного кораблестроения для нужд российского и зарубежных флотов, осуществляет строительство различных судов гражданского назначения, в том числе танкеров для крупнейших транспортных компаний России. Модернизированные производственные мощности предприятия позволяют строить суда, отвечающие самым высоким современным требованиям.

    ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» является признанным лидером в строительстве военных кораблей среднего класса (эсминцев, корветов) для военно-морских сил. ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» — единственный в России и мире обладатель уникальной технологии строительства монолитных корпусов кораблей и судов из стеклопластика длиной до 80 метров. Заводом освоен выпуск тральщиков, кораблей вспомогательного флота. Балтийский завод специализируется на строительстве ледоколов различного назначения и грузопассажирских паромов для российских и иностранных заказчиков. Благодаря своей уникальной продукции широкой известностью в стране и за рубежом пользуется ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», выпускающее десантные корабли и суда на воздушной подушке, а также скоростные катера и яхты.

    Многие петербургские предприятия, поставляющие отдельные узлы и целые комплексы управления корабельным оружием, системы автоматики, судовую арматуру, электротехническую продукцию, выступают соисполнителями всех крупных заказов, в их числе: ОАО «Концерн «НПО «Аврора», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» и многие другие.
    Безусловно, производственные успехи судостроительных предприятий во многом определяются их тесным сотрудничеством с проектными и научно-исследовательскими организациями Санкт-Петербурга, осуществляющими разработки в области судостроения. Наиболее известными из них являются ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро», ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».

Являясь разработчиками основных видов военно-морской техники, пользующейся спросом у отечественного и иностранных флотов, эти предприятия одновременно создают и наукоемкие проекты гражданского назначения: морские средства для разведки и разработки месторождений природных ресурсов, энергетические станции различных типов и т.д.

Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу
О федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы

     Концепция развития кластера судостроения в Санкт-Петербурге
     В настоящее время судостроительная отрасль Санкт-Петербурга проходит этап реорганизации. На территории города и Ленинградской области располагается большое количество предприятий судостроения, работающих в промышленной и научной сферах. Высокий уровень локализации производственного и научного секторов обусловливает высокую важность отрасли не только для города, но и для Российской Федерации, и создает возможности для формирования новых эффективных форм кооперации.
      Наиболее актуальными вопросами на современном этапе развития является определение стратегии рыночного развития отрасли, а также выбора наиболее эффективных форм функционирования. Несмотря на большую концентрацию промышленных и научных предприятий в России, и в частности в Санкт-Петербурге, доля российского судостроения в ежегодном объеме мирового рынка не превышает 0,5%.
     Изменение структуры рынка за счет перераспределения позиций мировых лидеров судостроения (Китая, Ю.Кореи, Японии и других), а также формирования новых перспективных ниш специализации, обусловленных развитием смежных рынков товаров и услуг (рынки сырьевых товаров, химической продукции, контейнерных перевозок, морских вооружений, туризма и других), создает новые условия для развития мирового судостроения и выдвигает новые требования к участникам рынка.
      Опыт развития судостроения стран-лидеров рынка демонстрирует эффективность применения кластерного подхода. Формирование такой структуры отрасли успешно применяется как инструмент государственной политики в сфере судостроения во многих развитых странах мира – прежде всего, в странах Западной Европы, Южной Корее и Японии. Более того, реализация кластерной политики, фактически, стала основным условием для достижения лидерских позиций в данной отрасли.
      Развитие национального судостроения в формате отраслевого кластера является эффективной формой движения на рынке, для которого характерны высокая капиталоемкость инвестиционных проектов, значительная инерционность производственных решений, высокая технологическая и научная емкость.
      Именно кластерная политика подходит для работы с таким сложным сектором, как судостроение, поскольку ее сущностью является локализация всех основных звеньев цепи создания стоимости на одной территории, тем самым формируя конкурентоспособность входящих в кластер предприятий.
      Санкт-Петербург по праву претендует на формирование современного конкурентоспособного кластера в судостроении и дальнейшее усиление концентрации судостроительных компаний и смежных производственных предприятий, в том числе в радиоэлектронике, металлообработке, исследованиях и разработках и других сферах.
      К предпосылкам формирования кластера могут быть отнесены не только богатая история развития судостроения, но также и представленность всех звеньев цепи создания стоимости, в том числе размещение здесь крупных научно-исследовательских институтов и вузов, развитый рынок труда, географическое расположение и проч.
      Одним из этапов на пути формирования эффективного кластера стало подписание соглашения о взаимном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" по созданию кластера судостроения в Санкт-Петербурге в рамках IV Петербургского международного инновационного форума.


Концепция развития кластера судостроения в Санкт-Петербурге

О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»
Об утверждении Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года

Дата изменения: 11 ноября 2015 г.