Профилактика правонарушений

Информационная справка о результатах работы по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в 2015 году

В 2015 году многоуровневая система профилактики правонарушений, охватывающая органы исполнительной власти, администрации районов и все муниципальные образования, продолжала действовать на основании закона «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге».

Реализация мероприятий осуществлялась в конструктивном взаимодействии с правоохранительными органами, прокуратурой, другими государственными структурами в соответствии с государственной программой Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.

Программно-целевой метод позволил направить имеющиеся ограниченные ресурсы на создание необходимых условий, обеспечивающих профилактику правонарушений, безопасность граждан и общественный порядок в Санкт-Петербурге.

Петербург по праву считается одним из самых безопасных городов России. Свидетельство тому — многолетняя стабильная обстановка.

Уровень преступности в городе (1123,3 преступлений на 100 тыс. человек) из года в год последовательно снижается и остается ниже среднероссийского показателя. В сравнении с 2010 годом он снизился почти на 300 пунктов (1409 преступлений на 100 тыс. населения).

Еще одно подтверждение этого — мнение жителей города, большинство которых (свыше 73%) удовлетворены уровнем личной безопасности.

По результатам опроса населения Санкт-Петербурга, в 2010 году уровнем личной безопасности было удовлетворено 67% населения

Результаты последних социологических опросов свидетельствуют о том, что вопросы борьбы с преступностью и укрепления правопорядка стали меньше волновать население.

Созданы все необходимые, в том числе и материальные условия для надлежащего функционирования специализированных предприятий и учреждений, которые действуют, в том числе, в соответствии с запросами и нуждами правоохранительных органов.

Завершено строительство отделов полиции в п. Шушары и на территории жилого комплекса «Северная долина» в Выборгском районе Санкт-Петербурга.

С учетом значительного сокращения численности полиции Правительством Санкт-Петербурга уделяется особое внимание вопросам профилактики правонарушений на улицах и в общественных местах.

В условиях роста числа массовых городских мероприятий для нужд полиции, в 2015 году в целях упорядочения потоков граждан закуплено свыше километра металлических ограждений на сумму около 900 тыс. рублей.

Глобально изменилась структура городской системы видеонаблюдения.

Только в прошлом году в Петербурге установлено более 11,5 тысяч камер видеонаблюдения. Общее их количество составило свыше 16,5 тысяч. Система видеонаблюдения с выводом на дежурные части органов внутренних дел охватывает все районы города. Видеокамерами оборудованы все крупные спортивные и концертные площадки.

Полученная видеоинформация все чаще становится надежным помощником в раскрытии преступлений.

На улицах установлено свыше 120 устройств связи «гражданин-полиция».

Во исполнение принятых совместных решений продолжается работа по созданию в городе «зон безопасности».

В настоящее время на территории города действуют 25 таких зон в 13 районах Санкт-Петербурга, в том числе в таких местах массового нахождения граждан как, например, парк «Сосновка», Парк Победы, Сенная площадь.

Статистика подтверждает заметное снижение количества правонарушений и повышение раскрываемости совершенных преступлений на территориях создаваемых «зон безопасности».

Принятые за последние годы меры по развитию автостоянок способствовали снижению числа угонов и хищений транспортных средств. В текущем году их количество сократилось на 43% и 10% соответственно.

Усилиями Правительства Санкт-Петербурга в городе создано свыше 600 охраняемых парковок. Одновременно продолжается работа по их автоматизации, оборудованию системами видеонаблюдения.

Немало сделано для профилактики правонарушений в жилом секторе, оборудованию домов переговорными устройствами, обеспечению правопорядка на внутридворовой территории, постановке квартир граждан под охрану подразделениями полиции и частными охранными предприятиями, увеличение постов консьержей.

Темпы реализации мероприятий не снижаются, в результате чего общее количество жилых помещений, оборудованных переговорно-запирающими устройствами превысило 69 тыс., а постами консьержей — составило практически 1 тыс. В подъездах многоквартирных домов установлено свыше 5 тыс. камер видеонаблюдения.

Принятые меры в числе других способствовали дальнейшему снижению числа квартирных краж в 2015 году на 38%. В сравнении с 2010 годом их число сократилось вдвое.

Во взаимодействии с полицией продолжается возмездный прием от населения оружия и боеприпасов. Системная работа в указанном направлении, увеличение размера вознаграждения, упрощение порядка выплат сделали сдачу оружия привлекательной для населения.

В 2015 году добровольно сдано 43 единицы огнестрельного оружия, в том числе 6 — нарезного, 996 единиц боеприпасов и 200 г взрывчатых веществ.

Благодаря конструктивному взаимодействию нам удается держать под контролем ситуацию, связанную с проявлениями терроризма и экстремизма. Не допущено террористических актов, массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.

В целях раннего выявления и минимизации рисков проявлений экстремизма в ходе публичных мероприятий, проводится плановая работа по рассмотрению поступающих от организаторов акций уведомлений.

В 2015 году с учетом информации, поступившей из администраций районов города и ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведено 2740 (-333) публичных мероприятий.

В городе не допущено осложнения криминогенной обстановки, проведения акций экстремистского характера и столкновений между гражданами, выражающими различные взгляды по вопросам внутренней и внешней политики.

Основным дестабилизирующим фактором общественно-политической обстановки в городе являлось различное понимание и оценка частью граждан и общественных организаций обстановки на Украине, мер принимаемых руководством РФ в отношении Украины и Сирии, а также обсуждение действий США и мирового сообщества в отношении Украины и России.

Определенную общественную напряженность создавали публичные мероприятия, связанные с соблюдением трудовых прав сокращаемых работников, проблемы валютных заемщиков и обманутых дольщиков.

Продолжающееся реформирование органов внутренних дел, лишение полиции возможности применять городское административное законодательство к наиболее жизненным правонарушениям, таким как нарушение тишины и покоя, правил благоустройства, парковки на газонах, выгула собак, которые порождают за собой конфликтные ситуации, вызвало необходимость пересмотра принципов организации системы обеспечения безопасности в городе и взаимодействия с правоохранительными органами, изменения организации привлечения граждан к участию в этой деятельности.

Для ликвидации возникшего пробела в правоприменительной практике в Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности в 2014 году было создано Управление по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях Санкт-Петербурга.

Деятельность созданных в городе общественных формирований — дружинников, объем их полномочий в значительной степени ограничивало отсутствие нормативной базы.

Принятый 2 апреля 2014 года Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» вывел вопросы участия граждан обеспечении правопорядка на новый качественный уровень.

Если год назад в региональный реестр народных дружин и общественных объединений Санкт-Петербурга были включены 29 народных дружин общей численностью 796 дружинников, то на сегодняшний день количество народных дружин, внесенных в региональный реестр, увеличилось до 41 и составило свыше 4 тысяч человек. В ближайшее время мы увеличим количество дружинников до 5 тысяч.

Все народные дружинники застрахованы (страховая сумма на одно застрахованное лицо установлена в размере 400 тысяч рублей).

Реализация программных мероприятий оказала непосредственное влияние на показатели «уличной» преступности.

Доля этих преступлений в преступности в общественных местах неуклонно снижается, демонстрируя положительную динамику. Если в 2010 году они составляли 68% (то есть свыше 2/3), то уже в 2014 году этот показатель снизился до 64%, а по итогам 2015 — до 59%.

В то же время, мы не можем закрывать глаза на рост числа преступлений, совершенных в общественных местах.

Результаты анализа статистических данных свидетельствуют о том, что среди преступлений в общественных местах выросло количество краж (+4,1%), грабежей (+4,1%) и разбойных нападений (+3,6%). Такое положение говорит не только о сложности криминогенной ситуации в этой сфере, но и о снижении латентности данной категории преступлений, уголовные дела по которым возбуждаются при обращении потерпевшего, что обусловлено повышением доверия населения к правоохранительным органам.

Вызывает тревогу высокий уровень преступлений в общественных местах, не относящихся к категории «уличных», — это преимущественно преступления, совершаемые в торгово-развлекательных комплексах и в местах массового отдыха граждан. Очевидна необходимость концентрации усилий на профилактической работе по этому направлению, на дальнейшем привлечении граждан к охране общественного порядка при условии расширения их материального стимулирования и предоставления им социальных гарантий, а также повышения роли и ответственности администраций торгово-развлекательных комплексов за обеспечение охраны общественного порядка и техническую укрепленность указанных объектов.

В 2015 году не удалось снизить остроту проблемы, связанной с ростом подростковой преступности. Криминогенная обстановка по данному направлению характеризовалась ростом совершенных ими противоправных деяний. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что каждое третье преступление (266) было совершено подростками в группах, каждое пятое в группах со взрослыми, каждое второе (351) — на улицах и в общественных местах.

Анализ участников преступлений свидетельствует о том, что, более 22% (132,+24) ранее уже совершали преступления. Не удалось добиться снижения числа несовершеннолетних, участников преступлений категории «ранее судимые» (рост на 30%; 52;+12).

На 45% (с 51 до 74) возросло число преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, совершенных несовершеннолетними. Все больше несовершеннолетних совершают преступления под воздействием алкоголя (51; +7).

В то же время, ни один взрослый не привлечен к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в сбыт наркотических средств.

В Санкт-Петербурге последовательно снижается количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. В 2015 году снижение составило — 11,9% по сравнению с 2014 годом.

По сравнению с 2010 годом снижение составило 3,8 % (с 7532 до 7243 ДТП).

В ДТП в 2015 году погибло на 10,8% меньше людей, чем в 2010 году
(в 2015 году погибло 354 человека, в 2010 — 397 человек).

Количество раненых по сравнению с 2010 годом снизилось на 420 человек (сокращение составило 4,7%).

В 2015 году наш город стал лауреатом национальной премии «Безопасность — дело каждого!» в номинации «Островок безопасности» как самый безопасный регион Российской Федерации по результатам комплексной оценки состояния дорожной безопасности. Эта премия в сфере организации и безопасности дорожного движения учреждена Автономной некоммерческой организацией «Национальный общественный центр безопасности движения».

Дата изменения: 23 марта 2016 г.