Развитие экономической, социальной и иных сфер деятельности

Наименование показателя

Ед.
измерения

2018

2019

2020

1

Уровень преступности
(число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения)

шт.

1083

1077

1070


Прогноз социально-экономического развития Санкт- Петербурга по показателю «Число зарегистрированных преступлений»

Многоуровневая система профилактики правонарушений, охватывающая органы исполнительной власти, администрации районов и все муниципальные образования, действует на основании закона «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге».

Опыт построения этой системы, взаимодействия ее субъектов, реализации профилактических мероприятий в ее рамках и их влияния на состояние криминогенной ситуации в Санкт-Петербурге является определяющим в планировании дальнейшей деятельности по укреплению правопорядка и общественной безопасности, осуществляемой органами государственной власти и правоохранительными органами. Индикаторами эффективности такой практики выступают как данные официальной статистики о криминогенной обстановке и ее тенденциях, показателях деятельности указанных органов, так и общественное мнение по данной проблеме. При этом объективность общественного мнения находится в прямой зависимости от степени вовлеченности гражданского общества в обеспечение правопорядка и информированности в этом сегменте.

Целенаправленная работа по повышению безопасности граждан в городе продолжается. Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня преступности, предупреждению социальных конфликтов, иных правонарушений. Деятельность правоохранительных органов и Правительства Санкт-Петербурга по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью позволяет поддерживать стабильный уровень безопасности населения.

Реализация мероприятий осуществляется в конструктивном взаимодействии с правоохранительными органами, прокуратурой, другими государственными структурами в соответствии с подпрограммой «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» государственной программы Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 489.

Программно-целевой метод позволил направить имеющиеся ограниченные ресурсы на создание необходимых условий, обеспечивающих профилактику правонарушений, безопасность граждан и общественный порядок в Санкт- Петербурге.

В период действия Программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2009 № 310, а также Программы «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2013-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 353, наблюдались позитивные тенденции в развитии криминогенной ситуации. По данным ГУ МВД на территории Санкт-Петербурга в 2013 году общее количество преступлений составило 55110, что на 2,4% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года (далее — АППГ); на 20,7% снизилось количество убийств и покушений на убийство; на 19,3% — квартирных краж; на 2,6% — мошеннических деяний; на 18% — грабежей;

на 25,6% уменьшилось количество хулиганских действий. Раскрываемость грабежей увеличилась на 2,1%; хищений либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — на 28,6%.

Таким образом, мероприятия, проводимые в рамках программ по профилактике правонарушений, позволили создать масштабную организационную, информационную и материально-техническую базу, достаточную для выполнения блоков программных мероприятий.

С учетом достигнутых результатов основные усилия в 2016 году были направлены на выполнение мероприятий государственной программы Санкт- Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт- Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 489 (далее — государственная программа): профилактику правонарушений в общественных местах и жилом секторе, террористических и экстремистских проявлений, предупреждение правонарушений несовершеннолетних и молодежи, социальную профилактику в отношении лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обеспечение безопасного пребывания туристов на территории Санкт- Петербурга, противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, обеспечению безопасности дорожного движения.

За 12 месяцев 2016 года в Санкт-Петербурге зарегистрировано 52351 преступления, или на 7,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В среднем уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения снизился на 121 пункт и составил 1001,8 преступлений, что ниже среднероссийских показателей (1474).

Единственный район Санкт-Петербурга, где произошел рост преступности — это Центральный (+710 преступлений).

Основную часть этой негативной статистики дали кражи, которых зарегистрировано в районе на 700 больше. Свыше 500 преступлений из этого прироста краж совершено в общественных местах.

Другую весомую часть негатива составляют преступления, совершенные в отношении иностранных граждан (+200). Показательно, что число таких преступлений в Центральном районе возросло в 3,5 раза, тогда как увеличение их числа в других районах (Кировский, Адмиралтейский, Московский, Калининский и Выборгский) составило 25-50%.

Наибольшая криминальная активность населения отмечается в Центральном (1665,5 преступлений на 100 тыс. населения) и Адмиралтейском (1611,5), а наименьшая — в Колпинском (754,5) и Приморском (759,9) районах.

Вместе с этим сократился массив таких тяжких преступлений против личности, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (430; −11,7%) и изнасилования (69; −6,8%), при возросшем количестве убийств и покушений на убийство (212; +4,4%).

Продолжилось снижение количества корыстно-насильственных преступлений. Меньше зафиксировано грабежей (2220; −11,6%) и разбойных нападений (505; — 28,1%).

В числе корыстных преступлений преобладали хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, на их долю приходится 34,2% от всех выявленных преступных деяний. За 12 месяцев 2016 года зарегистрировано 20636 (-8,8%) краж, в том числе 1567 (-15,9%) — из квартир и 5075 (-13,4%) транспортных средств.

Количество выявленных преступлений, связанных с использованием оружия, по сравнению с 2015 годом уменьшилось на 49,7% и составило 91.

В 2016 году выявлено 13821 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Зарегистрировано 25 преступлений экстремистской направленности (+31,6%) и 13 преступлений террористического характера (+85,7).

Если количество преступлений, совершенных на улицах, снизилось во всех районах города, и в целом на 9,5% (до 14100), то в Центральном районе их число возросло на 44% (до 844).

Аналогичным образом выглядит ситуация и с преступлениями в общественных местах (снижение на 11,3% и рост в Центральном районе на 44%).

В целом наиболее безопасными явились общественные места Кронштадтского, Курортного, Колпинского и Петродворцового районов.

Практически каждое второе (42,8%) раскрытое преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое седьмое (13,4%) — в состоянии алкогольного опьянения.

Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Санкт- Петербурга совершено 3084 преступления, что на 12,6% меньше, чем в 2015 году, в том числе гражданами государств-участников СНГ — 2891 преступления (-12,2%), что составило 93,7% от всех преступлений, совершенных иностранными гражданами.

Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возросло на 15% и составило 874 преступления.

С января по декабрь 2016 года зарегистрировано 6104 (-15,7%) дорожно- транспортных происшествия, в результате которых ранено 7208 (-15,3%), и погибло 239 (-32,5%) человек.

Коэффициент тяжести последствий (число погибших в расчете на 100 пострадавших) в среднем по городу составил — 3,2 (2015 г. — 4,0).

Определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств, ими совершено 80,8% всех ДТП. Вместе с этим по итогам 2016 года количество происшествий, совершенных по вине водителей составило 4935 ДТП (снизилось на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). При этом на 8,6% (164) увеличилось количество ДТП, совершенных водителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.

Важным делом в профилактике правонарушений является вовлечение общественных формирований правоохранительной направленности в обеспечение правопорядка.

В прошлом году городе действовало 46 таких формирований, численностью 5206 человек. С участием дружинников задержан 6130 правонарушителей, из них: 106 — по подозрению в совершении преступлений.

С учетом важности проводимых мероприятий Правительством Санкт- Петербурга в текущем году продолжена практика применения мер материального стимулирования народных дружинников в виде денежных премий наиболее активным дружинникам, предусмотрены денежные средства на материально- техническое обеспечение деятельности народных дружин, субсидии на оплату проезда на транспорте в период исполнения своих обязанностей.

Все народные дружинники застрахованы (страховая сумма на одно застрахованное лицо установлена в размере 400 тысяч рублей).

Принимаемые меры позволяют поддерживать необходимую численность дружинников. На сегодняшний день в региональный реестр внесено 48 народных дружин, в которых состоит 5187 дружинников.

За 5 месяцев текущего года к проведению оперативно — профилактических мероприятий по планам ГУ МВД России привлекались 16670 дружинников. Сотрудниками полиции при содействии дружинников за совершение правонарушений задержаны 2624 человека, в том числе, 38 — по подозрению в совершении преступлений.

Основные вопросы, стоящие перед исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и правоохранительными органами в указанной сфере, в целях обеспечения стабильной и контролируемой криминогенной ситуации:

— дальнейшее снижение числа преступлений на улицах и в общественных местах.

Усилиями Правительства Санкт-Петербурга в городе продолжается установка камер видеонаблюдения, устройств экстренной связи «гражданин-полиция». Видеокамерами оборудованы все крупные спортивные и концертные площадки города. Активно внедряется пилотный проект сервисной модели камер видеонаблюдения, охватывающий все районы города.

По информации ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее — ГУ МВД России) в настоящее время в рамках реализация концепции «Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга» в дежурную часть ГУ МВД России и в дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне через СПб ГУ «ГМЦ» выводится изображение с 17 724 камер видеонаблюдения, установленных на улицах Санкт-Петербурга.

С целью раскрытия преступлений по «горячим следам» на улицах Санкт- Петербурга функционируют 167 систем экстренной связи «гражданин-полиция».

Принятые меры дали свои результаты. За 12 месяцев 2016 года с использованием правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» сотрудниками органов внутренних дел выявлено 1192 (в 2015 году — 762) преступления, раскрыто — 408 (322).

Статистика также показывает значительное снижение количества правонарушений и повышение раскрываемости совершенных преступлений на территориях создаваемых «зон безопасности». «Зона безопасности» представляет собой участок территории с массовым нахождением граждан, оборудованный современными системами видеонаблюдения с более высоким разрешением, устройствами экстренной связи. В настоящее время на территории 13 районов Санкт- Петербурга действуют 25 «зон безопасности». Работу на данном направлении необходимо продолжать и в последующие годы.

Принятые меры дали определенные результаты: по итогам 5 месяцев 2017 года количество преступлений, совершенных в общественных местах, снизилось на 14,6%, а совершенных на улицах — на 8,6%.

  • одним из серьезных направлений, требующих особого внимания на муниципальном уровне, сегодня остается профилактика правонарушений в жилом секторе, квартирных краж, эффективная борьба с «резиновыми квартирами», выявление притонов, мест незаконной торговли алкоголем.
  • предупреждение преступлений против собственности граждан.

Если в 2015 году хищения транспортных средств составляли 40% всех уличных преступлений, то по итогам 2016 года удельный вес таких преступных посягательств снизился до 35%. Вместе с тем, экономическая ситуация в стране не позволяет сделать однозначный вывод о преодолении негативных тенденций в развитии преступности в сфере экономики.

Основные места совершения корыстных преступлений против собственности — территории, прилегающие к крупным торговым центрам и дворовые территории.

  • профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Последовательные и взаимосвязанные действия органов и учреждений

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволили нормализовать криминогенную ситуацию среди несовершеннолетних в Санкт-Петербурге: количество преступлений, совершенных несовершеннолетними снизилось на 14% (703; −114), число подростков, вовлеченных в криминальные процессы — на 18,5 % (646; −147).

Наибольшее количество преступлений было совершено несовершеннолетними на территории Красносельского (89), Калининского (81), Приморского (62) и Красногвардейского (52) районов.

Вопреки общегородской тенденции, максимальные темпы прироста числа преступлений несовершеннолетних отмечены в Красносельском (48,3%) и Василеостровском (47,4%) районах. В то же время, следует отметить значительное снижение уровня подростковой преступности в Выборгском (-50%) и Петроградском (-52,4%) районах города.

Вместе с тем, значительно выросло число преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотического опьянения (+25%). Число участников таких преступлений увеличилось на 9%. Не снижается количество преступлений, совершенных ими на улицах (+1,5%).

Не теряет актуальности проблема преступности несовершеннолетних, имеющих опыт совершения преступных деяний. В прошедшем году увеличилось на 17,6% число несовершеннолетних правонарушителей, ранее освобожденных от уголовной ответственности по амнистии.

По итогам 2016 года в Санкт-Петербурге наблюдается рост числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (на Уз). Указанная негативная тенденция обусловлена значительным количеством зарегистрированных преступлений, совершенных против семьи и несовершеннолетних, где основной массив составляют преступления, предусмотренные частью 1 статьи 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей), что составляет примерно 40% от общего количества совершенных преступлений (541 проявление).

В прошедшем году погибло 9 детей, из них: 5 — в результате умышленных убийств, 4 — вследствие причинения смерти по неосторожности. Высоким остается уровень преступлений, связанных с нанесением побоев (статья 116 УК РФ) — 126 (- 88) и преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности детей (статьи 131-135 УК РФ) — 186 (-21).

— еще одним направлением, требующим принятия дополнительных мер, является детский дорожно-транспортный травматизм. В 2016 году зарегистрировано более 6 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадало 545 детей, 4 из которых погибли.

Вышеизложенные и другие проблемы требуют более действенного осуществления комплексных целевых мероприятий по укреплению правопорядка и безопасности на территории Санкт-Петербурга в целях обеспечения общественного порядка и противодействия преступности, направления имеющихся ограниченных ресурсов на создание необходимых условий, обеспечивающих профилактику правонарушений, безопасность граждан и общественный порядок в Санкт- Петербурге.

В целях профилактики указанных правонарушений в программе предусмотрен ряд соответствующих мероприятий. С учетом состояния преступности по указанным направлениям, с использованием отчетных данных за 2005-2016 годы с применением математических методов построена адекватная модель с достаточно высокой точностью полученного прогноза на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов по основным показателям, характеризующим развитие криминогенной ситуации в Санкт-Петербурге, в том числе по показателю «число зарегистрированных преступлений».

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности неоднократно выступал с предложением о целесообразности изменения наименования показателя в перечне и значениях целевых показателей Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.

Показатель «Число зарегистрированных преступлений» из таблицы 7.2. «Целевые показатели социально-экономического развития Санкт-Петербурга», пункт 1.4.2. «Обеспечение гарантий безопасности жизнедеятельности в Санкт-Петербурге», утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 г. № 355 «О стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года», необходимо заменить на «Количество зарегистрированных преступлений в расчете на 100 000 жителей».

Относительный показатель, в отличие от абсолютного числа зарегистрированных преступлений, более объективно отражает криминогенную обстановку на территории города, поскольку учитывает происходящие демографические изменения.

Кроме того этого показатель рассчитывается на основании статистических данных, предоставленных ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, являющихся государственной статистической отчетностью, в связи с чем было бы целесообразно скорректировать в наименовании показателей количество жителей на 100 тысяч для однотипности расчетов.

С учетом сбалансированности мероприятий, содержащихся в государственной программе, стабильного осуществления их финансирования указанный вариант представляется базовым.

Поскольку экономическая ситуация не оказывает непосредственного влияния на уровень преступности, уточненный прогноз криминогенной обстановки будет скорректирован по результатам исполнения запланированных в государственной программе мероприятий с учетом изменений в экономической и социальной сфере за длительный период.

Дата изменения: 3 июля 2017 г.