ЕГЭ 2017

Полезная консультация перед сочинением

Консультацию для тех, кто 7 декабря будет писать сочинение, в эфире телеканала «Санкт-Петербург» провела Заслуженный учитель Российской Федерации Екатерина Дмитриевна Тенютина.

Екатерина Дмитриевна напомнила, что писать сочинение могут не только учащиеся 11 классов, для которых это является обязательным допуском к ЕГЭ, но и выпускники прошлых лет, в том числе и те, кто уже писал его в прошлые годы.

В случае, если 7 декабря получен незачёт, либо учащийся пропустил экзамен по уважительной причине, то есть возможность ещё дважды попробовать свои силы: 1 февраля и 3 мая.

Екатерина Тенютина обратила внимание родителей на то, что ребёнка нужно правильно настраивать на экзамен, на любое испытание, покормить, вместе рассчитать время.

Было подробно рассказано о процедуре проведения экзамена, тематических направлениях сочинения этого года, критериях оценки работ. Даны конкретные советы по подготовке к экзамену, по написанию сочинения.

Екатерина Дмитриевна  ответила вопросы телезрителей.

«Лучший способ подготовки к сочинению - читать книги», - подчеркнула Екатерина Тенютина.

 

Пресс-служба Рособрнадзора. Рособрнадзор провел совещание с регионами по подготовке к проведению итогового сочинения

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела селекторное совещание с руководителями региональных органов управления образованием по подготовке к проведению 7 декабря итогового сочинения.

«Третий год мы не меняем модель проведения сочинения, чтобы была стабильность, понятные правила, и сочинение прошло спокойно, в нормальном режиме. Надеюсь, что сбоев не будет», - сказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, открывая совещание.

Он обратил особое внимание на необходимость повысить объективность проведения итогового сочинения. «Мы специально не вводим на сочинении те меры контроля, которые есть на ЕГЭ, доверяя школам и учителям, но чтобы это доверие было, нужно вести соответствующую работу», - отметил Сергей Кравцов.

Он напомнил, что для учащихся, которые получат за сочинение «незачет» установлены два дополнительных срока его пересдачи: 1 февраля 2017 года и 3 мая 2017 года.

Начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Юлия Егорова обратила особое внимание на необходимость детально ознакомиться с методическими рекомендациями по проведению итогового сочинения, которые были направлены Рособрнадзором в регионы, а также по итогам проведения сочинения провести анализ его результатов в каждом из субъектов РФ.

Она добавила, что важно обеспечить строгое соблюдение сроков обработки результатов итогового сочинения. Все участники, которые будут писать сочинение 7 декабря, должны узнать свои результаты не позднее 21 декабря.

В ходе совещания также были затронуты вопросы, связанные с подготовкой к экзаменационной кампании ЕГЭ 2017 года.

 

Пресс-служба Рособрнадзора. ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по иностранным языкам

Серию публикаций о подготовке к ЕГЭ, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), продолжает еще один предмет по выбору – иностранные языки. 

Успех на экзамене по иностранному языку – английскому, немецкому, французскому или испанскому – возможен только, если выпускник уделял много внимания этому школьному предмету, регулярно выполнял домашние задания и активно работал на уроках. Уверенности добавит также чтение литературы (даже адаптированной) и просмотр кинофильмов и мультфильмов на языке. Если всего этого не было на протяжении 10 лет изучения иностранного языка в школе, то восполнить пробелы, «натаскать» на экзамен за последнее полугодие невозможно. 
 
«ЕГЭ по иностранному языку проверяет не то, что человек знает об этом языке, а то, как он им владеет. Овладеть иностранным языком, научиться воспринимать иностранную речь со слуха, читать и понимать тексты разных жанров, создавать письменные высказывания, а тем более научиться говорить на иностранном языке за короткий срок нельзя», - считает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая. 
 
Что можно и нужно сделать в качестве подготовки к экзамену? Надо изучить демоверсию и кодификатор, понять, что именно требуется от выпускника на экзамене. Обязательно ознакомьтесь с критериями оценивания заданий с развернутым ответом (это задания 39 и 40 раздела «Письмо» в письменной части и все четыре задания устной части). Полезно провести для себя репетицию экзамена: распечатать задания демоверсии с сайта ФИПИ и выполнить их в отведенное для этого время, не заглядывая в ответы к заданиям, не пользуясь словарями и не прибегая к чужой помощи. На сайте ФИПИ есть аудиозапись текстов для устной части ЕГЭ по иностранному языку, так что можно полностью воспроизвести ситуацию экзамена. 
 
Следите за временем – успеваете ли выполнить задания каждого раздела в рекомендуемое для этого время. Отмечайте трудные задания галочкой, ставьте знак вопроса там, где вы сомневаетесь, а потом тщательно проанализируйте не только результаты, но и сам процесс своей работы. Такая проведенная самостоятельно репетиция поможет Вам понять свои сильные и слабые места, какие умения и навыки сформированы у Вас недостаточно, и укажет, каким разделам нужно уделить повышенное внимание. 
 
Помните, что для того, чтобы успешно выполнить задания по аудированию и чтению, совсем не обязательно знать каждое слово, которое используется в тексте. Важно уловить ключевые слова и понять основное содержание прочитанного или прослушанного текста. Надо учиться использовать языковую догадку, ведь даже читая на родном языке, мы встречаем незнакомые слова и догадываемся об их значении по общему контексту, по их составу, по аналогии с родственными словами. Если Вы читаете какую-то дополнительную литературу и смотрите фильмы на иностранном языке, у Вас уже есть хорошая практика. 
 
Как подготовиться к устной части ЕГЭ? Любой современный учебник по английскому языку имеет приложение – CD-диск с аудиозаписями. Слушайте эти аудиозаписи, читайте тексты вместе с диктором и за диктором, участвуйте в диалогах. Проведите для себя репетицию устной части ЕГЭ на основе демоверсии устной части, сделайте аудиозапись своих ответов и затем прослушайте их. Попробуйте оценить свои ответы по критериям из демоверсии, и Вы поймете, насколько готовы к устной части. 
 
«Не забывайте, что язык – средство выражения мыслей. Для того, чтобы сформулировать свое мнение в письменном высказывании по актуальной проблеме или устно сравнить две фотографии на актуальную тему, надо уметь размышлять, находить аргументы, делать выводы. ЕГЭ по иностранному языку проверяет не то, сколько слов ученик выучил, а то, насколько он готов к дальнейшей жизни и учебе», - говорит председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая.
 
Успехов на ЕГЭ-2017!

 

Пресс-служба Рособрнадзора. ФИПИ опубликовал утвержденные документы по разработке ЕГЭ-2017

Подведомственный Рособорнадзору Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем официальном сайте утвержденные документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2017 года по 14 учебным предметам: демонстрационные варианты, кодификаторы и спецификации

 
Осенью текущего года проекты данных документов прошли широкое общественно-профессиональное обсуждение, итоги которого были подведены на заседаниях научно-методических советов ФИПИ. 
 
В кодификаторах дается систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания. Из спецификаций можно узнать, какова структура и содержание КИМ (как распределены задания по объектам проверки и уровню сложности), система оценивания работы, условия проведения экзамена. Демонстрационные варианты представляют собой образцы КИМ ЕГЭ, составленные в соответствии со спецификацией. При ознакомлении с демонстрационным вариантом КИМ ЕГЭ следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2017 г. (полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на ЕГЭ 2017 г., приведён в кодификаторе). 
 
Напомним, что из контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2017 по химии, физике и биологии исключены задания с выбором одного верного ответа (тестовая часть). В заданиях по остальным предметам существенных изменений нет. 
 
Ежегодно разработчиками контрольных измерительных материалов формируются множество вариантов КИМ, разработанных по часовым поясам, что исключает возможность их совпадения у участников ЕГЭ, сдающих в одном пункте проведения экзамена. Поэтому самой эффективной подготовкой к ЕГЭ является добросовестное изучение предметов с использованием учебников из федерального перечня учебников. 
 
Кроме указанных документов на сайте ФИПИ также размещен Открытый банк заданий ЕГЭ по всем предметам, который содержит материалы для подготовки к экзамену. Повторение материала с использованием данных заданий позволит успешно подготовиться к ЕГЭ-2017. 
 
Рособрнадзор и ФИПИ предупреждают: утверждения многочисленных интернет ресурсов и печатных изданий о том, что они содержат «реальные задания ЕГЭ», не соответствуют действительности, так как подготовка экзаменационных материалов проходит с соблюдением строгих мер безопасности, исключающих любую утечку информации. Настоящие контрольные измерительные материалы можно увидеть только непосредственно на экзамене.
 

Пресс-служба Рособрнадзора. Рособрнадзор продолжает совершенствовать технологии ЕГЭ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела испытание технологий печати контрольных измерительных материалов и сканирования бланков участников в пунктах проведения экзаменов. 

В формате опытного полигона на базе школы № 1284 г. Москвы были протестированы различные технологии от классических схем доставки бумажных контрольных измерительных материалов (КИМ) в пункте приема экзамена (ППЭ), до перспективной модели печати полного комплекта экзаменационных материалов и их сканирования непосредственно в ППЭ. 
 
«Мы продолжаем технологически совершенствовать итоговую аттестацию. Это дополнительные меры объективности проведения экзамена и ускорения организационных процедур. Сегодняшняя апробация – важный индикатор, призванный определить каким будет ЕГЭ», – отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
 
В апробации всех технологий печати и сканирования приняли участие представители Рособрнадзора и региональных центров обработки информации (РЦОИ). В качестве «полигона ЕГЭ» было оборудовано 5 аудиторий, где тестировался полный цикл различных методик от доставки бумажных КИМ и бланков в ППЭ до печати и сканирования полного комплекта непосредственно в аудитории, включая разрешение смоделированных проблемных ситуаций. 
 
При использовании технологии печати КИМ материалы поступают в ППЭ на электронном носителе в зашифрованном виде. Расшифровка и печать происходит непосредственно в ППЭ с использованием электронных ключей шифрования. Ключ для доступа к контрольным измерительным материалам члены государственной экзаменационной комиссии получают за 30 минут до начала экзамена. Экзаменационные материалы распечатываются в присутствии участников ЕГЭ, комплектуются в аудитории с индивидуальными комплектами и выдаются участникам. 
 
Технология перевода бланков ответов участников в электронный вид позволяет по завершении ЕГЭ сразу отсканировать экзаменационные материалы непосредственно в ППЭ и передать весь массив данных в РЦОИ. Применяемая при этом технология шифрования позволяет пресечь искажение результатов ЕГЭ. 
 
Технология печати КИМ в ППЭ была впервые использована на ЕГЭ в 2014 году для организации экзаменов в труднодоступных регионах и отдаленных местностях. В 2015 году она была усовершенствована, а ее применение распространено на регионы, изъявившие желание использовать такую схему. В прошлом году по этой технологии работало 820 ППЭ. 
 
Сканирование бланков ответов непосредственно в экзаменационном пункте впервые введено во время ЕГЭ-2016. 
 
В ходе досрочного этапа экзаменационной кампании в 2016 году и дополнительного периода в сентябре все задействованные на экзаменах ППЭ работали по технологии печати КИМ и сканирования бланков ответов. В ходе основного периода с использованием данных технологий экзамены были проведены более чем в 1500 пунктах (около трети) в 78 субъектах РФ и за рубежом.
 

Пресс-служба Рособрнадзора. ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по физике

Очередная публикация, подготовленная разработчиками заданий ЕГЭ из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), рассказывает об особенностях подготовки к экзамену по физике. 

На экзамене по физике проверяется понимание основных понятий, явлений и законов из всех разделов школьного курса: механика, молекулярная физика, электродинамика и квантовая физика. 
 
В опубликованном на сайте ФИПИ кодификаторе элементов содержания перечислены не только все темы, но и все формулы, которые понадобятся для выполнения экзаменационных заданий. Демонстрационный вариант дает представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности, особенностях записи ответов. Критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом в демонстрационном варианте дают представление о требованиях к полному правильному решению расчетных задач. 
 
Нужно не просто выучить формулы и законы, а уметь применять их при анализе различных физических процессов, описывать характер изменения физических величин, представлять изменение величин в виде графических зависимостей. Особого внимания заслуживают закон сохранения импульса, закон сохранения энергии в применении к различным механическим и электромагнитным процессам, первой закон термодинамики, принцип суперпозиции сил. 
 
Высокий балл на экзамене можно получить только, если научиться решать задачи по физике: анализировать условие задачи, обосновывать выбор физической модели, которую можно использовать для решения, верно использовать все необходимые законы и формулы, проводить математические преобразования и расчеты. 
 
"Не нужно пытаться прорешать как можно больше заданий ЕГЭ прошлых лет: это потребует больших временных затрат и не даст нужного эффекта. Основным пособием при подготовке к экзамену должен быть школьный учебник и задачник по физике. Систематическое изучение теоретического материала, освоение различных способов решения задач в сочетании с постоянной самооценкой своих достижений – важнейшие элементы подготовки к экзамену", - отмечает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по физике Марина Демидова. 
 
Глубокое знание материала школьного курса и умение решать задачи – главное условие успешной сдачи экзамена по физике. 
 
Успехов на ЕГЭ-2017!

 

Пресс-служба Рособрнадзора. Опубликованы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2016/2017 учебном году

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) разработали методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2016/2017 учебном году.

Традиционно итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая. Основной срок проведения итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году - 7 декабря 2016 года. Повторно написать сочинение смогут обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам 1 февраля 2017 года и 3 мая 2017 года. 
 
Успешное написание сочинения является для обучающихся 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение. 
 
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием. 
 
Рекомендации определяют перечень документов, которые вместе с заявлением на участие в сочинении (изложении) должны подать выпускники прошлых лет и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. 
 
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. 
 
Кроме того в рекомендациях изложен порядок проведения сочинения, в том числе для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, порядок проверки, оценивания и обработки результатов сочинения (изложения). 
 
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году размещены на сайте Рособрнадзора, на сайте ФИПИ, а также на официальном информационном портале единого государственного экзамена в разделах для участников ЕГЭ и организаторов
 
Рекомендации по подготовке к сочинению содержат комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на этот учебный год: 
 
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. 
 
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 
 
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
 
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 
 
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
 
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 
 
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. 
 
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
 
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. 
 
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. 
 
Также в рекомендациях даны примеры анализа сочинений на соответствие требованиям объема, самостоятельности, соответствия теме, аргументации, композиции и логики рассуждения, качества письменной речи, грамотности. 
 
Отдельный раздел рекомендаций посвящен подготовке к итоговому изложению.

 

Пресс-служба Рособрнадзора. ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по русскому языку

Серию публикаций с советами от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжает рассказ о подготовке к ЕГЭ по обязательному для всех выпускников предмету – русскому языку.

При подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку важно учесть главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы школьных программ по русскому языку.

Прежде всего необходимо ознакомиться с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2017 года по русскому языку на сайте ФИПИ. http://new.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

При подготовке к выполнению заданий первой части экзаменационной работы, содержащей 24 задания с кратким ответом, стоит обратить внимание на то, что эта часть не ограничивается лишь проверкой умений правильно писать и расставлять знаки препинания. Наряду с навыками владения орфографическими нормами (задания 8–14) и пунктуационными нормами (задания 15–19) здесь проверяются навыки владения основными языковыми литературными нормами (задания 4–7) и навыки смыслового и речеведческого анализа прочитанного текста (задания 1–3 и 20–24).

Следует обратить особое внимание на задания, проверяющие освоение следующих элементов содержания: правописание -н- и -нн- в различных частях речи (задание 14), знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (задание 19), функционально-смысловые типы речи (задание 21).

Необходимо иметь в виду, что в задании 17, которое проверяет умение обособлять конструкции, грамматически не связанные с предложением, теперь могут использоваться и примеры с обособленными обращениями. Текст  может быть использован как прозаический, так и стихотворный, при этом формулировка задания останется прежней.

Изменение задания 22, ориентированного на проверку умения проводить лексический анализ слова в контексте, будет заключаться в том, что указанное в задании явление может быть представлено в исходном тексте не в единственном виде. Так, просьба выписать из текста фразеологизм не означает, что в указанном фрагменте имеется только один фразеологизм: их может быть несколько. Задача участника ЕГЭ – выписать только один фразеологизм.

В задании 23, посвященном выявлению средств связи предложений в тексте и предполагавшем в предыдущие годы только один ответ, теперь может быть как один, так и несколько ответов. В связи с этим изменена формулировка самого задания.

В процессе работы по подготовке к выполнению второй части экзаменационной работы (задание 25) рекомендуется уделить особое внимание развитию умений комментировать поставленную проблему и аргументированно выражать свою точку зрения. Для этого необходимо больше читать, чтобы быть готовым продемонстрировать широту осмысления любой из мировоззренческих проблем, поднятых в тексте экзаменационной работы, и привести литературные аргументы.

«При подготовке к ЕГЭ необходимо вести систематическую и планомерную работу по повышению практической грамотности и уровня владения языковыми и речевыми нормами, ведь именно по критериям, проверяющим эти умения и навыки, экзаменуемые чаще всего получают низкие баллы», - советует председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.

Пресс-служба Рособрнадзора. ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по географии

Серию публикаций о подготовке к единому государственному экзамену от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжают рекомендации по подготовке к ЕГЭ по географии. 

Для повторения материала можно пользоваться любыми школьными учебниками, включенными в федеральный перечень, утверждённый Минобрнауки России. Важно иметь в виду, что более половины заданий проверяют умение применять полученные в школе знания для анализа различных источников информации: карт, текстовых источников, статистических графиков и таблиц.

Общее представление о структуре и содержании экзаменационной работы дает демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов (КИМ) по географии,опубликованный на сайте ФИПИ. При этом важно понимать, что в реальных экзаменационных вариантах встретятся похожие задания. Например, в задании 21 (проверяет умение читать и анализировать географическую информацию, представленную в виде графиков и таблиц) могут быть представлены данные по разным темам курса географии. Задание 29 также может базироваться на содержании разных тем, в нём может потребоваться объяснить как особенности компонента природы той или иной территории, так и особенности демографической ситуации или размещения промышленных предприятий.

В открытом банке заданий ЕГЭ размещены сотни заданий из экзаменационных работ прошлых лет, которые можно использовать для подготовки к экзамену. 

"Обязательно используйте карты школьных атласов при подготовке к экзамену, находите на картах все географические объекты – моря, острова, страны, города, о которых говорится в заданиях", - советует председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадим Барабанов.

В качестве справочных материалов в КИМ по географии включены политическая карта мира и карта федеративного устройства России. Важно понимать, что этими картами можно и нужно пользоваться при выполнении всех заданий экзаменационной работы. Карты могут очень помочь при выполнении заданий на определение страны или региона России по краткому описанию и других заданий, для выполнения которых нужно представлять положение страны или региона на карте.

На экзамене необходимо быть внимательным при заполнении бланков ответов. Встречаются случаи, когда участник ЕГЭ свои правильные ответы записывает не в те поля бланков ответов, в которые нужно. 

Типичные обидные ошибки на экзамене по географии чаще всего связаны с невнимательным прочтением условия заданий. При выполнении заданий 2, 5, 6, 8, 22, 23 на установление правильной последовательности необходимо обращать внимание на то, требуется расположить объекты в порядке возрастания (от меньшего к большему) или уменьшения того или иного показателя. Ответом на задание 21 может быть отрицательное число; в таком случае важно записать знак минус в отдельной клеточке. Ответом на задание 28 должен быть рисунок, поэтому нецелесообразно тратить время на любые письменные пояснения к этому рисунку, они не оцениваются. 

 

Пресс-служба Рособрнадзора. ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по истории

Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) дают советы выпускникам, как готовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена по истории. 

Что необходимо для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории? Ответ на этот вопрос прост: прежде всего, нужно знать историю. Ведь предмет «История» выделяется из числа остальных предметов именно особой ролью знания фактов. Готовясь к экзамену, необходимо запомнить даты, когда произошли основные исторические события, понять суть этих событий, ознакомиться с деятельностью исторических личностей, усвоить основные термины и понятия исторической науки. Рекомендуем уделить особое внимание повторению важнейших фактов истории российской культуры. 
 
Также следует изучить события истории зарубежных стран, так как два задания экзаменационной работы (1 и 11) содержат материал по всеобщей истории. Список событий истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено на госэкзамене по истории, наряду с перечнем основных тем по истории России и перечнем умений, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ, содержится в кодификаторе элементов содержания, размещённом на сайте ФИПИ.
 
Для успешной сдачи экзамена по истории необходимо не только овладеть знаниями, но и освоить навыки работы с разнообразной исторической информацией. Прежде всего, нужно научиться работать с текстом – определять авторство, время создания исторического источника, события, о которых идёт речь и так далее, а также анализировать содержание источника в контексте событий той эпохи, к которой он относится, привлекать для анализа исторические знания. 
 
Не менее важно уметь работать с исторической картой: определять период, к которому относится историческая карта, объекты, которые обозначены на карте или в легенде карты, используя картографическую информацию, делать выводы о последствиях событий, обозначенных на карте, использовать контекстную информацию, связанную с событиями на исторической карте. 
 
Необходимо также научиться анализировать иллюстративный материал (изображения почтовых марок, плакаты, карикатуры, изображения памятников архитектуры, скульптурных сооружений и тому подобного). Задания ЕГЭ на работу с иллюстративным материалом предполагают ответы на основе внимательного изучения, детального анализа изображения и использования знаний.
 
Тому, кто хочет получить высокий результат, необходимо уметь анализировать историческую ситуацию, аргументировать дискуссионные точки зрения и исторические оценки, писать историческое сочинение. При аргументации (задание 24) важно не только привести исторические факты, но и пояснить, почему эти факты подтверждают или опровергают приведенную в задании точку зрения. В историческом сочинении (задание 25) целесообразно четко следовать предложенной в задании структуре сочинения. 
 
«Рекомендуем обратить особое внимание на объяснение роли личности в названных событиях, раскрытие причинно-следственных связей и влияния названных событий на дальнейшую историю России. Статистика показывает, что именно в этих компонентах сочинения участники ЕГЭ 2016 года чаще всего делали ошибки», - отмечает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по истории Александр Безбородов. 
 
При подготовке к экзамену надо помнить, что решение типовых заданий ЕГЭ по истории не сможет заменить полноценного изучения истории. 
 
Успехов на ЕГЭ-2017!
 
 

Пресс-служба Рособрнадзора. ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по обществознанию

Что нужно знать и уметь, чтобы успешно сдать ЕГЭ по определенному предмету? С чего начать подготовку к экзамену и на чем сосредоточиться? Как избежать типичных ошибок? Свои советы выпускникам дают разработчики экзаменационных заданий. Серию публикаций, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений, открывает наиболее популярный предмет по выбору – обществознание. 

Подготовка к единому экзамену неотделима от изучения учебного предмета "Обществознание". Выполнение бесконечного множества заданий не даст ничего, если не освоены ключевые обществоведческие понятия (личность, общество, государство, право, культура и другие), не развиты умения анализировать факты общественной жизни, высказывать и аргументировать свое мнение, работать с различными источниками информации об обществе. 

Сначала следует проанализировать опубликованный на сайте ФИПИ кодификатор проверяемых элементов содержания и определить, какие темы уже изучены, а какие еще нет. Демонстрационный вариант экзаменационной работы дает возможность ознакомиться с заданиями, технологией их выполнения и системой оценивания. Выполнение демонстрационного варианта и самооценка позволят сформировать индивидуальный план подготовки к экзамену. Работа должна быть систематической и планомерной. 

Значительное количество баллов на экзамене по обществознанию приносит участнику успешное выполнение заданий по экономике и праву. 

Что характерно для рыночной экономики? Как работает "невидимая рука" рынка? В чём особенности рынка труда, фондового рынка? Какие процессы происходят в финансовой сфере? Какова роль государства в условиях рынка? Ответы на эти и многие другие вопросы требуется знать, идя на экзамен по обществознанию. 

"Настольной книгой" при подготовке к ЕГЭ по обществознанию должна стать Конституция Российской Федерации. На экзамене проверяется знание основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства и полномочий высших органов государственной власти и должностных лиц. 

Высокий балл на экзамене нельзя получить, не зная основ российского законодательства (гражданского, семейного, трудового, уголовного). 

"Определённая часть заданий экзаменационной работы связана с анализом фактов и процессов социальной действительности. Поэтому немалое значение здесь имеет общая эрудиция человека, не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать экзамен по обществознанию гораздо легче тому, кто интересуется современными проблемами человека и общества, знакомится с текущей информацией в СМИ", - советует председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова.

Успехов на ЕГЭ-2017!

 

Пресс-служба Рособрнадзора: Открытый банк заданий ЕГЭ пополнен заданиями 2016 года

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) пополнил Открытый банк заданий ЕГЭ заданиями экзаменационной кампании 2016 года. Открытый банк ЕГЭ, ежегодно обновляется в соответствии с актуальными моделями контрольных измерительных материалов (КИМ) и пополняется новыми заданиями.

В августе 2016 года Открытый банк ЕГЭ был дополнен двумя тысячами заданий по 14 учебным предметам, использовавшимися при проведении ЕГЭ-2016. На сегодняшний день он включает порядка 40 тысяч актуальных заданий по 14 учебным предметам. Для удобства пользователей материалы в Открытом банке собраны по тематическим разделам.

Рособрнадзор открыл банк заданий ЕГЭ осенью 2013 года, чтобы выпускники имели возможность потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на госэкзамене. Задания Открытого банка могут быть использованы как в рамках школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к сдаче ЕГЭ. Открытая публикация материалов ЕГЭ также призвана защитить школьников от мошенничества в социальных сетях и на сайтах, когда под видом КИМ предлагаются экзаменационные материалы прошлых лет и задания из открытого банка данных.

Рособрнадзор напоминает, что при подготовке к ЕГЭ целесообразно использовать исключительно официальные ресурсы: Официальный информационный портал единого государственного экзамена - http://ege.edu.ru/ru/, а также официальный сайт ФИПИ - http://new.fipi.ru/

 

Пресс-служба Рособрнадзора: ФИПИ опубликовал проекты КИМ ЕГЭ 2017 года

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2017 года. 

 
Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов и ежегодно публикуются для экспертного обсуждения до начала учебного года. Они также дают возможность будущим участникам ЕГЭ и преподавателям составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме и уровне сложности. Задания, включаемые в демоверсии, не используются на экзаменах, но они аналогичны реальным. 
 
Проекты документов не предполагают изменения в 2017 году структуры и содержания КИМ по русскому языку, математике базового и профильного уровней, географии, информатике и ИКТ, литературе, иностранным языкам. Из экзаменационных работ по химии, физике и биологии исключена тестовая часть. В ЕГЭ по биологии сокращено количество заданий с 40 до 28, по химии – с 40 до 34. Продолжительность экзаменационной работы по биологии увеличена со 180 до 210 минут. 
 
Ознакомиться с опубликованными документами можно на сайте ФИПИ в соответствующем разделе
 
ФИПИ приглашает экспертное и профессиональное сообщества принять участие в обсуждении экзаменационных материалов 2017 года. Все замечания и предложения принимаются на электронный адрес: reception@fipi.org до 30 сентября 2016 г. 
 
Ранее ФИПИ были также опубликованы проекты демоверсий ГИА-9 2017 года.
Дата изменения: 2 декабря 2016 г.