В работе VII Петербургского образовательного форума принимают участие 10 тысяч специалистов

24 марта 2016 г.

Сегодня, 24 марта, в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина состоялось центральное мероприятие VII Петербургского образовательного форума – пленарное заседание. В его работе приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Законодательного Собрания Вячеслав Макаров, первый заместитель министерства образования и науки РФ Наталья Третьяк, член Совета Федерации Людмила Косткина, руководители региональных органов управления образованием, педагоги и ученые.

На повестку дня был вынесен вопрос профессионального становления и развития современного педагога, значимости его социальной миссии. Обращаясь к участникам заседания с приветственным словом,  Георгий Полтавченко отметил, что Петербургский образовательный форум стал универсальной площадкой для обсуждения актуальных вопросов просвещения и воспитания, для диалога и обмена опытом, укрепления межрегионального и международного сотрудничества. С каждым годом растет число его участников. В этом году на форум прибыли делегации из многих регионов России и 18 зарубежных стран. Поэтому, по мнению губернатора, форум заслуживает придания ему международного статуса.

Губернатор отметил закономерность того, что форум из года в год проводится в Петербурге. «Наши школы занимают лидирующие места в российских рейтингах. Наши учителя становятся лауреатами престижных конкурсов. Наши дети вывели Петербург на первое место в стране по результативности участников школьных олимпиад. А за выпускниками знаменитых петербургских гимназий и лицеев практически выстраиваются в очередь не только вузы нашей страны, но и зарубежные высшие учебные заведения. В Петербурге создана эффективная многоуровневая система профессионального, дошкольного, дополнительного образования. И мы продолжаем вкладывать серьезные средства в развитие соответствующей инфраструктуры», - сказал Георгий Полтавченко.

С первым докладом по повестке дня выступила председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева. Она заявила, что новые экономические условия и формирующееся информационное общество ставят систему образования перед необходимостью переосмыслить образовательные цели и задачи, формы и содержание обучения подрастающего поколения. «Еще один вызов времени - это меняющаяся демографическая ситуация. Оценки социологов и демографов свидетельствуют о росте детского населения, и, как следствие, повышение спроса на услуги общего и дополнительного образования, что влечет за собой увеличение нагрузки на систему образования в целом. В этом учебном году в школы города пришли 48 тысяч первоклассников, что почти на 5 тысяч больше, чем в прошлом году. По нашим оценкам, в ближайшие 5 лет численность петербургских школьников может увеличиться минимум на 70 тысяч человек. Для них нужны новые классы, школы и, конечно, нужны педагоги – талантливые, хорошо подготовленные и увлеченные своей профессией. В абсолютных цифрах это от 5-ти до 6-ти тысяч учителей. Это серьезный вызов. Ответ на него – наша ответственность», - заявила Жанна Воробьева. В своем докладе председатель Комитета по образованию также сделана акцент на развитии кадрового потенциала отрасли, привлечении в профессию молодых специалистов, повышении квалификации педагогов.

Свой взгляд на слагаемые профессионального успеха современного учителя отразил в докладе известный петербургский педагог, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» Олег Катренко. Он сказал, что путь учителя начинается еще за школьной партой, где при помощи хороших педагогов он может развить в себе интерес к тем или иным предметам. «Хороший учитель должен, прежде всего, глубоко понимать свой предмет, много читать с детства, участвовать в профессиональных конкурсах, обмениваться опытом с коллегами, постоянно повышать квалификацию и, разумеется, любить детей», - отметил Олег Катренко.

С докладами о социальной миссии современного педагога, общественном запросе к школам выступили ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской, российский тренер по фигурному катанию Тамара Москвина, директор лицея №410 Ольга Ткачева, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова.

Особый интерес для участников пленарного заседания представлял опыт специалистов в сфере образования из других государств. Так, председатель Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета Михаил Мирончик рассказал работе, проделанной в Республике Беларусь для сокращения бюрократической нагрузки на педагогов и оптимизации управленческих механизмов с помощью современных средств автоматизации. Генеральный директор Управления образования города Хельсинки Лиз Похолайнен, в свою очередь, поделилась информацией о проводимой в Финляндии масштабной реформе системы образования. «Школа должна смотреть в будущее, давать детям те знания, которые понадобятся им во взрослой жизни, через десятилетия. Мы считаем, что в будущем ключевую роль будут играть коммуникативные качества человека, которые нужно развивать в детях. Кроме того, хороший учитель не должен быть лектором – это уже прошлое. Он должен направлять детей, активизировать их внутренние ресурсы, воодушевлять на самостоятельное решение задач – как в стенах школы, так и за ее пределами. На эти результаты нацелены проводимые в Финляндии реформы, которые, помимо этого, предусматривают широкое применение цифровых технологий и развитие системы дополнительного образования», - подчеркнула Лиз Похолайнен.

Доклад  директора бюро по образованию города Ухань (Китайская Народная Республика) Тиана Венджианга был посвящен разработанной в городе модели работы с кадрами в образовании. Эта модель предусматривает в равной степени меры контроля и поощрения. Так, учителя в городе Ухань должны регулярно проходить курсы повышения квалификации и сдавать экзамены, на которых проверяется уровень профессиональной подготовки. Реализуется реформа, в результате которой всем педагогическим работникам школ и детских садов будут присваиваться определенные категории и устанавливаться соответствующая заработная плата. «Мы решили устанавливать эти категории не по уровню образования или научным степеням, а по реальным результатам педагогической деятельности, конкретным заслугам и достижениям. Всего таких категорий будет пять. Таким образом мы будем стимулировать наших педагогов к постоянному профессиональному росту», - пояснил Тиан Венджианг. Еще одним интересным ноу-хау города Ухань стало создание проекта «Звездный учитель». Это звание и соответствующее поощрение получают лучшие педагоги, которые обмениваются опытом с другими учителями и делятся секретами своего мастерства. 

После пленарного заседания начались панельные дискуссии, посвященные основной теме Форума. Обсуждение вопроса «Современный учитель и его социальная миссия»  в новом для Форума формате панельной дискуссии стартовало в Белоколонном зале Аничкова дворца, а тема «Современный учитель: взгляд директора школы» обсуждается в Международной Академии Музыки Елены Образцовой.

Завтра, 25 марта, в Мариинском дворце Министерство образования и науки проведет традиционное для Петербургского образовательного форума Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. На нем будут обсуждаться важнейшие вопросы развития образования в Российской Федерации и стоящие перед отраслью задачи на 2016 год.

Напомним, что первое мероприятие Форума состоялось 21 марта, основная программа проходит 23-25 марта, завершающие мероприятия пройдут 26 марта. По предварительным данным, в общей сложности в работе форума примут участие 10 тысяч специалистов.