Вопрос - ответ

Тема 1: Итоговая аттестация

Вопрос. Будет ли пересдача ЕГЭ по математике и русскому языку в сентябре 2016 года?

Ответ. Обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию (ГИА-11) или получившие неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов могут принять участие в ГИА-11.

Установлены следующие сроки проведения ГИА-11 в сентябре 2016 года:

  • 5 сентября – русский язык;
  • 8 сентября – математика базового уровня;
  • 14 сентября – русский язык и математика базового уровня.

В Санкт-Петербурге заявление на участие в ГИА-11 в сентябре 2016 года обучающиеся могут подать в общеобразовательном учреждении, в котором они были допущены к ГИА, с 8 по 22 августа.

Выпускники прошлых лет и выпускники, получившие аттестат о среднем общем образовании в 2016 году, желающие улучшить полученные ранее удовлетворительные результаты по указанным предметам, к участию в ЕГЭ в сентябрьские сроки не допускаются.

Вопрос. Когда можно пересдать экзамен девятикласснику?

Ответ. Завершился основной этап государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА). В соответствии с единым расписанием проведения ГИА в 2016 году установлены сроки проведения экзаменов в июле (с 1 июля по 13 июля) и в сентябре (с 5 сентября по 16 сентября).

В июле к сдаче экзаменов повторно по решению ГЭК допускаются следующие обучающиеся:

  • получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов (русский язык, математика);
  • не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • апелляция которых о нарушении установленного порядка проведения ГИА конфликтной комиссией была удовлетворена;
  • результаты которых были аннулированы ГЭК в случае выявления фактов нарушений установленного порядка проведения ГИА, совершенных лицами, обеспечивающими проведение экзаменов, или иными (неустановленными) лицами.

Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов, смогут пройти ГИА в сентябре.

Вопрос. Как будет организована государственная итоговая аттестация для четвероклассников в этом учебном году?

Ответ. Понятие «Государственная итоговая аттестация в начальной школе» отсутствует. В то же аремя, возвращается хорошая практика советской школы. Минобрнауки планирует проводить всероссийские проверочные работы - с 2016 года для начальной школы, а через год, в 2017 году, их предстоит писать уже всем учащимся начальной и основной школы.

Для проведения проверочных работ будут разработаны единые для всех школ задания, определены дни и разработана система оценивания. На федеральном уровне работы проверяться не будут, главная цель организации такого рода проверок — оценка уровня подготовки детей учителем.

Апробация была проведена в апреле 2015 года в рамках Национального исследования качества образования, в котором участвовали учащиеся
4-х классов 33 образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Четвероклассники восьми школ писали работу по математике, двенадцати школ – по русскому языку, тринадцати школ – по окружающему миру. Средние результаты выполнения работ нашими обучающимися по всем предметам выше средних результатов по всей выборке школ Российской Федерации, однако, некоторые образовательные учреждения увидели, на что необходимо обратить внимание в этом учебном году.

Вопрос. Министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что в следующем году ученики 4-х классов будут впервые писать Всероссийскую проверочную работу, в которую войдут задания по предметам: математика, русский язык и окружающий мир. Потребуется ли дополнительная подготовка учащегося, учителя к такой работе?

Ответ. Действительно, Министерство образования и науки Российской Федерации планирует проводить Всероссийские проверочные работы. В следующем учебном году планируется проведение всероссийской проверочной работы в начальной школе – по математике, русскому языку и окружающему миру в 4-х классах.

Следует отметить, что всероссийские проверочные работы будут проводиться по единым контрольно-измерительным материалам, по единой методике в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Но готовиться к ним специально не требуется ни ребенку, ни учителю – достаточно тех знаний и умений, которые формируются у ребенка в начальной школе.

Вопрос. Какие нововведения в процедуре проведения ГИА ждут в этом учебном году девятиклассников?

Ответ. В 2016 году обучающиеся 9-х классов будут сдавать 2 обязательных экзамена (по русскому языку и математике), а также 2 экзамена по выбору обучающихся. При этом основанием для получения аттестата в  2016 году будет являться успешная сдача только двух обязательных экзаменов. Результаты экзаменов по предметам по выбору (в том числе неудовлетворительные) не будут влиять на получение аттестата.

В 2016/2017 учебном году условием получения аттестата об основном общем образовании будет являться успешная сдача экзаменов по 4-м предметам: по двум обязательным и двум – по выбору обучающегося.

В случае получения обучающимся на ГИА-9 неудовлетворительных результатов по двум предметам (из числа обязательных и по выбору), он будет допущен повторно к сдаче ГИА.

 

Вопрос. Имеют ли льготы при поступлении в вузы медалисты?

Ответ. В соответствии с приказом Минобрнауки от 23.06.2014 № 685 медаль «За особые успехи в учении» вручается выпускникам, завершившим освоение программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «Отлично» по всем предметам учебного плана.

Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 2015/2016 учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.07.2014 № 839, предусмотрен учет индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение (портфолио) посредством начисления баллов за индивидуальные достижения, в том числе за наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием.

 

Вопрос. В каких формах может быть получено общее образование?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получение в образовательной организации или вне образовательной организации в форме семейного образования (самообразования).

При выборе формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) подают заявление руководителю образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, и уведомляют о переводе ребенка на семейное образование отдел образования администрации района. Ребенок при этом отчисляется из образовательного учреждения.

Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательном учреждении экстерном.

Для прохождения промежуточной аттестации экстерном родители (законные представители) подают заявление в образовательное учреждение. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется локальным актом образовательного учреждения.

 

Вопрос. Каковы правила зачисления ребенка в десятый класс государственной образовательной организации?

Ответ. В соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32, прием граждан в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка. При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.

На основании распоряжения Комитета по образованию от 23.09.2014 № 4199-р «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» государственные образовательные организации, реализующие образовательные программы углубленного изучения учебных

предметов или профильного обучения допускается индивидуальный отбор обучающихся на свободные места вне зависимости от места жительства обучающихся.

Правила индивидуального отбора обучающихся (в том числе сроки и формы индивидуального отбора) устанавливаются образовательной организацией по согласованию с исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находится образовательная организация.

 

Вопрос. Кем определяются формы проведения государственной итоговой аттестации обучающихся 11-х классов?

Ответ. Формы государственной итоговой аттестации, порядок ее проведения в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования – Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Вопрос. Возможно ли освобождение учащегося 9 класса от экзаменов по медицинским показаниям?

Ответ. Обязательность прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, регламентирована пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Для детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация может проводиться в форме государственного выпускного экзамена.

 

Вопрос. Может ли администрация школы отказать родителям в выборе заочной или очно-заочной формы обучения ребенка?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством администрация образовательной организации не вправе отказать родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в выборе форм получения образования и форм обучения.

В срок до 1 января 2016 года в уставы всех общеобразовательных организаций будут внесены изменения в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе о возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения.

 

Тема 2: Приём в 1 классы школ Санкт-Петербурга

Вопрос. В какие сроки родители, подавшие заявление в 1 класс 20 января 2016 года, должны получить приглашение в школу или отказ?  

Ответ. Приём в первые классы образовательных организаций на следующий учебный год осуществляется в соответствии с регламентом образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, по предоставлению услуги по зачислению в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным распоряжением Комитета по образованию от 03.08.2015 № 3749-р (далее – Регламент).

При приёме детей, проживающих на закрепленной территории, пунктом 2.4.3 Регламента установлены сроки направления заявителю приглашения в образовательную организацию - не ранее 30 дней с даты начала приёма заявлений 20.01.2016. Отказ в зачислении в образовательную организацию направляется заявителю при отсутствии свободных мест в учреждении. Данный факт так же не может быть установлен ранее 20 февраля 2016 года.

Таким образом, первые приглашения (отказы) заявитель должен получить не ранее 19-20  февраля 2016 года.

В случае выявления фактов несоблюдения Регламента администрациями районов проводится проверка, а так же индивидуальная работа с родителями, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на обучение.

Вопрос. Как создать «Личный кабинет» на портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге»?

Ответ. Для создания «Личного кабинета» на Портале (www.gu.spb.ru) требуется пройти авторизацию с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

После заполнения и проверки личных данных Вам необходимо активировать учетную запись, обратившись в один из следующих пунктов: офисы продаж и обслуживания клиентов Ростелеком, Почты России, СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» по адресу:
ул. Черняховского, д.59, подъезд 2, структурные подразделения МФЦ, сведения о которых размещены на сайте Комитета по образованию http://k-obr.spb.ru/page/710.

Инструкция, наглядно показывающая процедуру авторизации с использованием ЕСИА, а также процедуру заполнения и подачи электронного заявления на Портале, в том числе 1 февраля 2015 года, представлена в видеоролике, подготовленном СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». С ней можно ознакомиться, перейдя по ссылке, размещенной в новостях на Портале или на сайте Комитета по образованию.

Дополнительную информацию по вопросам организации приема в первый класс вы можете получить у заместителя начальника Отдела общего образования Комитета по образованию Грубской Анны Вячеславовны, телефон: 576-18-37. По вопросам заполнения электронных форм и решению технических сложностей необходимо обратиться в Службу технической поддержки Портала по телефону: 417-34-94.

Вопрос. При подаче заявления в первый класс смогут ли родители воспользоваться любым МФЦ Санкт-Петербурга или они должны подавать заявления только в МФЦ района, где проживает ребенок?

Ответ. Действительно, родители могут подавать заявление в первый класс в любое структурное подразделение МФЦ (вне зависимости от района регистрации или проживания заявителя или расположения образовательного учреждения), в том числе через мобильные МФЦ.

По решению руководства СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» вся смена мобильных МФЦ (12 окон) будет работать совместно с сектором №3 МФЦ Калининского района по адресу: ул. Ушинского, д.6.

Вопрос. Каким образом МФЦ будет информировать заявителей о приглашении в образовательное учреждение, если у родителей нет «Личного кабинета» на Портале?

Ответ. Если родители при заполнении заявления в первый класс указали адрес электронной почты, приглашение, как и уведомления, будут направляться автоматически по электронной почте. Если адрес электронной почты заявитель не указал, то по номеру обращения он может получить информацию о статусе обращения в любом структурном подразделении МФЦ. Также данная информация может быть предоставлена заявителю Центром телефонного обслуживания (телефон: 573-90-00).

- Как будет организован приём в 2015 году в первые классы коррекционных школ и первые коррекционные классы?

Прием заявлений и документов в первые классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и первые коррекционные классы образовательных учреждений в 2015 году будет осуществляться непосредственно в образовательном учреждении. Переход на подачу электронных заявлений будет осуществляться постепенно, планируется с 1 сентября 2015 года.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только
с согласия их родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что можно принимать в первый класс детей в возрасте до 6,5 лет. Кто и как будет это осуществлять?

Действительно, по заявлению родителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательное учреждение на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Для получения разрешения родители обращаются письменно в администрацию района Санкт-Петербурга, в ведении которого находится образовательное учреждение. В этом случае главное – определить, готов ли ребенок к обучению в первом классе? То есть определить, может ли он обучаться по образовательной программе начального общего образования или ему рекомендовано продолжить обучение по образовательной программе дошкольного образования.

- Если родители будут подавать заявления через Портал и через МФЦ, сможет ли автоматизированная система «увидеть» повторные заявления?

При подаче повторного заявления на ребенка, имеющего идентичные фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и реквизиты свидетельства о рождении ребенка, заявитель получает уведомление об отклонении заявления в связи с тем, что МАИС ЭГУ содержит заявление на указанного ребенка, направленное в более ранние сроки. Таким образом, повторное заявление автоматизированная система «увидит», в школьных списках останется дата и время подачи более раннего заявления.

- Родители зарегистрированы в разных районах Санкт-Петербурга и собираются подавать заявления в образовательные учреждения разных районов (пока не определились с местом жительства). Позволит ли Портал принять заявления на одного и того же ребенка в разных районах и выбрать по 5 школ?

Нет. Автоматизированная система определяет повторные заявления по ФИО, дате рождения и данных свидетельства о рождении.

 

- Как осуществлять приём в первый класс иностранных граждан?

 

Родители детей, являющихся иностранными гражданами, также могут подать электронное заявление в первый класс с 20 января 2016 года
в образовательное учреждение района, где проживает ребенок.

Но при этом родители должны подтвердить законность пребывания на территории Российской Федерации. Законность пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации подтверждается следующими документами: действительный вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза и (или) миграционная карта, а также иные предусмотренные действующим законодательством документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

- Можно ли узнать номер ребенка в электронной очереди школы?

Функционирование государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга», с помощью которой будет формироваться электронная очередь в каждом общеобразовательном учреждении, не предполагает информирование заявителя о номере электронной очереди каждого ребенка. Заявителям будет направляться уведомление с указанием идентификационного номера заявления, а также даты и времени направления электронного заявления. Данное уведомление будет направляться по электронной почте и в личном кабинете на портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (www.gu.spb.ru).

- Мы проживаем в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, но ребенка планируем отдать в школу Колпинского района. Подскажите, пожалуйста, когда будет возможно подать заявление в школу другого района?

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, приём заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

Таким образом, с 20 января 2016 года Вы имеете возможность подать заявление в образовательные учреждения Пушкинского района,
в соответствии с имеющимися документами, подтверждающими проживание ребенка на территории Пушкинского района. Для зачисления в первый класс образовательного учреждения Колпинского района Вам необходимо представить документы, подтверждающие проживание на территории данного района.

Следует отметить, что нормативными правовыми документами предусмотрено, что образовательные учреждения, закончившие приём
в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, вправе начать прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля. Так, по опыту последних трёх лет приём заявлений в первые классы для детей, не проживающих на закрепленной территории, начинался уже в мае.

 

Вопрос. В прессе широко обсуждается вопрос о переносе начала учебного года на 15 сентября и даже 1 октября, а также сокращения летних каникул. Скажите, пожалуйста, данные изменения затронут школьников Санкт-Петербурга?

Ответ. Дата начала учебного года – это единственная дата, которая определена нормативными документами Минобрнауки России. В настоящее время это – 1 сентября. Любые изменения этой даты связаны с необходимостью внесения изменений в нормативные акты. Такие изменения не планируются. Следует отметить, что 1 сентября – это традиция, которая существует в нашей стране многие десятилетия. Это настоящий праздник для всей семьи. И хотелось бы сохранить эту традицию.

В Санкт-Петербурге не планируется внесение изменений в режим работы образовательных учреждений на новый учебный год. Распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р определены даты начала и окончания учебного года, а также сроки школьных каникул. Традиционно учебный год начинается 1 сентября 2015, а заканчивается – 25 мая 2016 года.

Сроки школьных каникул:

осенние каникулы      –          с 31.10.2015 по 8.11.2015 (9 дней);

зимние каникулы                  –            с 26.12.2015 по 10.01.2016 (16 дней);

весенние каникулы     –          с 19.03.2016 по 27.03.2016 (9 дней).

Дополнительные каникулы для первоклассников – 8-14.02.2016 (7 дней).

Продолжительность школьных каникул не сокращается.

 

Тема 3: Оплата труда работников бюджетной сферы

Вопрос. Какими документами устанавливается система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений в Санкт-Петербурге?

Ответ. Система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений
в Санкт-Петербурге устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 12.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга», Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1671 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга».

 

Вопрос. Из каких частей складывается заработная плата работников государственных образовательных учреждений?

Ответ. Заработная плата работников государственных образовательных учреждений включает в себя:

- должностной оклад, размер должностного оклада определяется путем произведения базовой единицы на базовый коэффициент. Базовый коэффициент устанавливается исходя
из уровня образования работника государственного учреждения Санкт-Петербурга (коэффициент уровня образования);

- повышающие коэффициенты к базовому окладу устанавливаются исходя из стажа работы (коэффициент стажа работы), условий труда, типов, видов учреждений и их структурных подразделений (коэффициент специфики работы), квалификации (коэффициент квалификации), масштаба и сложности руководства государственным учреждением Санкт-Петербурга (коэффициент масштаба управления) и должности, занимаемой в системе управления государственным учреждением Санкт-Петербурга (коэффициент уровня управления);

- фонд надбавок и доплат. Размер фонда доплат и надбавок учреждения определяется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится образовательное учреждение в виде процента от всего фонда должностных окладов образовательного учреждения в пределах субсидии, выделенной учреждению на выполнение государственного задания.

Перечень, размер и порядок осуществления выплат за счет фонда доплат и надбавок учреждения устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, в том числе в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников.

 

Вопрос. Какие надбавки за эффективность деятельности педагогических работников существуют?

Ответ. Примерные показатели оценки качества труда педагогических работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, разработаны Комитетом по образованию и утверждены распоряжением от 09.09.2013 № 2071-р «Об утверждении примерных показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, находящихся в ведении Комитета по образованию и образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга».

В соответствии с распоряжением каждое государственное образовательное учреждение  разрабатывает и утверждает собственные показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников учреждения и их значения.

 

Тема 4: Государственная итоговая аттестация 2015 года

- Когда точно выпускники будут писать сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ? В СМИ встречаются разные даты, начиная с 20 ноября.

20 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге пройдет написание пробного сочинения (выпускники попробуют свои силы и потренируются в технологии выполнения работы).

Даты итогового сочинения: 3 декабря 2014 года, 4 февраля и 6 мая 2015 года.

Выпускник, который не справился с итоговым сочинением или не смог участвовать в написании сочинения в декабре сможет написать сочинение в феврале или мае.

Сочинение учащиеся пишут в своих школах и работы проверяются учителями школы по единым федеральным критериям. Работа оценивается по системе «зачет» или «незачет».

Для выпускников 2015 года Санкт-Петербурга написание сочинения не является новшеством, т.к. ребята в конце 10 класса уже писали сочинение именно по этой модели.

- Слышал, что вместо сочинения можно писать изложение. Это может выбрать каждый? Когда проводится изложение?

Изложение имеют право писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети-инвалиды или инвалиды;
  • обучающиеся в специальных воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому;
  • обучающиеся в образовательных организациях для нуждающихся в длительном лечении.

Сроки проведения изложения те же, что и для сочинения: 3 декабря 2014 года, 4 февраля и 6 мая 2015 года.

- Я пока не понимаю, какой экзамен по математике мне выбрать: профильный или базовый. Математику знаю, вроде, нормально, поступать собираюсь в вуз, где математика нужна, но это не профильный предмет. Есть опасение, что профильный экзамен могу завалить, тогда ведь и аттестат не получу! Как быть?

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в этом учебном году будет разделен  на базовый и профильный уровни.

Выпускники могут сдавать оба уровня одновременно либо один из уровней.

Для получения аттестата о среднем общем образовании, а также для поступления в образовательную организацию высшего образования, где в перечне вступительных испытаний отсутствует учебный предмет «Математика», достаточно сдать экзамен по математике на базовом уровне. Для поступления в образовательную организацию высшего образования, в которой математика включена в перечень вступительных испытаний, необходимо сдавать экзамен на профильном уровне.

При оценивании ЕГЭ по математике базового уровня предусмотрена 5-балльная система, профильного уровня - 100-балльная система.

 

- Я являюсь выпускником прошлых лет. Могу ли я участвовать в ЕГЭ в феврале 2015 года?

14 февраля 2015 года предусмотрено проведение ЕГЭ по двум учебным предметам: русский язык и география. Сдать ЕГЭ по этим предметам смогут следующие категории лиц:

  • выпускники прошлых лет,
  • лица, освоившие основные образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, но получившие справку об обучении в образовательном учреждении,
  • обучающиеся образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • обучающиеся 11(12)-х классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем предметам учебного плана за предпоследний год обучения – ЕГЭ по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее.

 

Тема 5: Продлёнка в школах

- Говорят, продлёнка в школе будет платной. При этом ссылаются на Закон об образовании, что там это написано. Так ли это?

В школах Санкт-Петербурга, как и в прошлом году, продлёнка остаётся бесплатной. Действительно, в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" указано: «… за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. …».

В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату с родителей за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

Родители не льготных категорий оплачивают  только питание.

Тема 6: Организация внеурочной деятельности

- Действительно ли внеурочная деятельность теперь обязательная для всех?

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Урочная деятельность позволяет формировать основные знания, умения и навыки школьника, различные компетенции. Внеурочная деятельность дополняет и развивает приобретаемые школьниками знания и умения. В то же время необходимо отметить, что родители вправе вместе со школой определить количество занятий в неделю с учетом посещения ребенком кружков, секций и, в целом, организации второй половины дня.

Внеурочная деятельность является важной частью образования ребенка, развивает его знания и умения, его компетенции. Следует не отказываться от таких занятий, а выбрать то их количество, которое будет наиболее удобным для школьника и принесет ему наибольшую пользу.

- Школа предлагает 5 направлений внеурочной деятельности. Могут ли родители выбрать не все направления?

Да, могут. Задача школы – предложить занятия внеурочной деятельности по всем пяти направлениям, а родители вправе выбрать занятия для своего ребёнка.

- Можно ли отказаться от внеурочной деятельности, предоставив справку от врача о том, что ребенку противопоказаны повышенные нагрузки?

Внеурочная деятельность не должна приводить к повышению нагрузки школьников. Она предполагает другие формы организации занятий: классные часы, экскурсии, занятия по интересам, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектную деятельность.

Следует отметить, что внеурочная деятельность не является новшеством в образовательном процессе. Ранее она реализовывалась через систему классных часов и внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы, экскурсионной работы и работы школьных научных обществ, а в настоящее время строится в зависимости от образовательных потребностей и интересов детей. При этом школьники, как и раньше, имеют возможность посещать занятия в музыкальных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях дополнительного образования.

- Многие дети после школы дополнительно занимаются в кружках, музыкальных спортивных или художественных школах. Как они могут совместить эти занятия с внеурочной деятельностью?

Прежде всего необходимо отметить, что выстраивать вторую половину дня для ребенка в первую очередь могут только сами родители. Родители вместе с ребенком определяют, какие кружки и секции будет посещать ребенок, чем дополнительно он будет заниматься. И какое время во второй половине дня будет занимать внеурочная деятельность.

Так, для детей, посещающих музыкальные, спортивные, художественные школы, кружки в домах детского творчества, внеурочная деятельность значительно сокращается. При активных занятиях ребенка музыкой или спортом она может реализовываться через классные часы, экскурсии, социально направленную деятельность.

Школы также могут предложить в рамках внеурочной деятельности много интересных и познавательных занятий. Это занятия по развитию речи и уроки работы с книгой. Школы, изучающие на углубленном уровне иностранные языки, предлагают занятия, дополняющие и развивающие изучаемые иностранные языки (например, «Театр на иностранном языке», «Страноведение», «История и культура Санкт-Петербурга на иностранном языке»). Не менее важными для младших школьников являются занятия внеурочной деятельности, посвященные памятным датам и выдающимся людям российской истории, праздникам и традициям народов России. В соответствии с новым стандартом в рамках внеурочной деятельности школа также учит ребят проектной деятельности, например, как правильно составить портфолио.

Но даже в случае, если ребенок не посещает дополнительные занятия в музыкальных, спортивных, художественных школах, родители вправе выбрать меньшее количество занятий внеурочной деятельности. Какие это будут занятия и в каком объеме – это решение принимается родителями.

- Установлены санитарные нормативы, регулирующие учебные занятия в школе. Входит ли внеурочная деятельность в предельно допустимое количество занятий?

Санитарно-гигиенические требования и нормы устанавливают максимально допустимую урочную нагрузку в неделю для школ, которые осуществляют учебный процесс в условиях 5-дневной или 6-дневной учебной недели. И эти нормы распространяются только на количество уроков.

Перерыв между уроками и занятиями внеурочной деятельностью может составлять либо 45 минут (динамическая пауза для отдыха и обеда), либо 1,5 часа (если между уроками и внеурочной деятельностью работает группа продленного дня, в режим ее работы включены обед и прогулка).

Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 (909.904Kb)
Об организации внеурочной деятельности

Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 14.05.2014. Приложение
«Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»

 

Дата изменения: 20 июля 2016 г.