Информационное письмо от 07.09.2012 № 01-14-1770/12-0-0 «Об оплате коммунальной услуги по отоплению»

В связи с возникающими вопросами в части применения с 01.09.2012 нормативов потребления  коммунальной услуги по отоплению, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга разъясняет следующее.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

С целью определения  размера платы за коммунальные услуги для граждан, проживающих в многоквартирных и жилых домах, необорудованных приборами учета, в соответствии с Правилами с 01.09.2012 установлены новые нормативы потребления на все коммунальные услуги в жилых помещениях и на общедомовые нужды, в том числе по отоплению – с учетом определения объема потребления тепловой энергии в период отопительного сезона.

Данные нормативы потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р (опубликованы в официальном печатном средстве массовой информации – Вестнике Комитета по тарифам Санкт-Петербурга 27.08.2012 № 8).

В то же время, Правительство Российской Федерации постановлением от 27.08.2012 № 857 предоставило субъектам Российской Федерации возможность, временно на период 2012 - 2014 годов, принять дополнительные решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года в двух возможных вариантах.

 Первый вариант решения предусматривает порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный или жилой дом исходя из нормативов потребления по отоплению, введенных с 01.09.2012 с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (К = 0,66).

Серьезным отрицательным фактором при принятии такого решения является отсутствие единого подхода в оплате услуг по отоплению при наличии и отсутствии приборов учета. Необходимо отметить, что большинство многоквартирных домов на вводе в дом оборудованы приборами учета. Граждане, проживающие в таких домах, будут производить расчеты за коммунальную услугу по отоплению только в период отопления, причем с большей нагрузкой в зимний период, в соответствии с Правилами. Таким образом, решение о равномерности платежей за отопление могло быть принято только для граждан, проживающих многоквартирных домах без приборов учета, что стало бы поводом для социальных возмущений жителей Санкт-Петербурга. Кроме того, такое решение не только не будет стимулировать установку приборов учета, но и может привести к выводу  приборов из рабочего состояния или непредоставлению показаний приборов учета для расчетов с теплоснабжающими организациями.

 Второй вариант решения предусматривает порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению (при наличии и отсутствии приборов учета) с применением Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.08.2012. Негативные последствия такого решения состоят в следующем: применение старых, более высоких (на 4%) нормативов по отоплению, отсутствие корректировок платежей граждан, отсутствие стимулов к установке приборов учета, увеличение задолженности перед теплоснабжающими организациями, снижение надежности теплоснабжения и ухудшение качества.

Таким образом, наиболее целесообразным является применение Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающих оплату услуг по отоплению только в отопительный период и применение соответствующих нормативов, рассчитанных на 8 месяцев.

Факт оплаты услуги по отоплению в отопительный сезон, в первую очередь, обеспечивает прозрачность платежей, соответствие суммы оплаты количеству потребленной тепловой энергии. Ежегодно значительное количество обращений граждан связано с непониманием: за какое отопление  производится оплата в летние месяцы?

К преимуществам сезонной оплаты услуг по отоплению относятся:


  1. Новый порядок гораздо честнее прежнего, в первую очередь по отношению к гражданам: оплата тепла будет осуществляться по факту — тогда, когда услуга предоставлена, а не круглый год. При этом оплата услуг по отоплению в летний период производиться не будет.
  2. Сохранение размера платежа за год в сопоставимых условиях: расходы граждан за год составят одну и ту же величину независимо от того в течение 8 или 12 месяцев будет производиться оплата за услугу по отоплению.
  3. Исключение корректировки платежей за отопление.
  4. Снижение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями в связи с выполнением расчетов за тепловую энергию исходя из фактического отпуска тепловой энергии, что означает, что у данных организаций вовремя появятся средства на подготовку к новому отопительному сезону.
  5. Стимулирование установки приборов учета, наличие которых может дать возможность снижения оплаты за коммунальную услугу по отоплению при наладке внутридомового инженерного оборудования, проведении энергосберегающих мероприятий, связанных с утеплением окон, крыш  и снижением потерь тепла внутри многоквартирного дома.
     Данные основания послужили аргументами для перехода в Санкт-Петербурге к оплате коммунальной услуги по отоплению в отопительный период в порядке, предусмотренном Правилами. 

Необходимо отметить, что на протяжении последних лет граждане в отдельных ТСЖ на основе собственных решений производили оплату только в период, когда осуществлялось отопление. Эта практика оказалась для них удобной и привычной.

 

Председатель Комитета 

Д.В.Коптин

Информационное письмо от 07.09.2012 № 01-14-1770/12-0-0 «Об оплате коммунальной услуги по отоплению»

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.