Вопросы и ответы

Начиная с 01.11.2016, нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов (далее – нормативы по ГВС), утверждены согласно приложению 2 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 № 119-р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов» (далее – распоряжение № 119-р).

Указанные нормативы были рассчитаны в соответствии с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила установления). Согласно пунктам 35 и 37 Правил установления для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение всего срока снятия показаний.
При этом в отношении холодного и горячего водоснабжения показания приборов учета снимаются первого и последнего числа отопительного периода.

В силу изложенного, при определении нормативов по ГВС, утвержденных распоряжением № 119-р, период ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях горячего водоснабжения не учитывался.

В соответствии с пунктами 3.7-7 и 3.8-2-3 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) устанавливает предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам (далее – предельные размеры надбавок), установленным производителями на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), а также осуществляет региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

На 2017 год перечень ЖНВЛП утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год».  При этом предельные размеры надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, остаются неизменными с 01.09.2010.

Цены на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, формируются на конкурентной основе под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию и контролю со стороны Комитета.

Комитет разработал информационный инструмент «Калькулятор предельных цен на ЖНВЛП» (далее – Калькулятор), размещенный на портале Администрации Санкт-Петербурга по ссылке: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/energ_kom/ и на сайте Комитета по ссылке: http://www.tarifspb.ru. Калькулятор позволит гражданам самостоятельно определять предельную цену на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Наиболее низкие цены на лекарственные препараты с указанием адресов ближайших аптек возможно уточнить на следующих сайтах: http://www.acmespb.ru; http://www.webapteka.ru.

В силу части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее - предельные (максимальные) индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные (максимальные) индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее – индексы изменения), утвержденных Правительством Российской Федерации.

На 2017 год индексы изменения утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 № 2464-р (далее – распоряжение № 2464-р).
По Санкт-Петербургу индексы изменения составили:

на 1-ое полугодие 2017 года 0 %;

на 2-ое полугодие 2017 года – 6 %.

При этом предельные (максимальные) индексы изменения в Санкт-Петербурге на 2017 год, утвержденные согласно приложению № 6 к постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 43-пг (в редакции постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 08.12.2016 № 95-пг), соответствуют индексам изменения, установленным распоряжением № 2464-р.

Обращаем внимание, что значение установленного на 2017 год предельного (максимального) индекса соответствует следующему набору коммунальных услуг: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение и газоснабжение.

Таким образом, темпы изменения размера тарифов на коммунальные ресурсы с 01.01.2017 составили 0 %; с 01.07.2017 – в совокупности не выше 6 %, а именно:

по горячему водоснабжению (при централизованной системе) - 100,72 руб./куб. м
(темп изменения – 3,5 %);

по холодному водоснабжению и водоотведению – 27,99 руб./куб. м (темп изменения – 10,0 %);

по отоплению - 1678,72 руб./Гкал (темп изменения – 3,5 %);

по электроснабжению:

в домах с газовыми плитами - 4,32 руб./кВтч (одноставочный тариф, темп изменения – 4,9 %);

в домах с электрическими плитами - 3,24 руб./кВтч (одноставочный тариф, темп изменения – 12,5 %);

по газоснабжению природным газом – 5971,95 руб./1000 куб. м (темп изменения – 3,9 %).

Приведенный темп роста тарифов в целом должен обеспечить необходимые затраты ресурсоснабжающих организаций на поддержание оборудования и инженерных коммуникаций в рабочем состоянии и бесперебойную, надежную поставку коммунальных ресурсов.

Исходя из этого, изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, начиная с 01.07.2017, по отношению к размеру аналогичной платы за декабрь 2016 года, не должно превышать 6 % в сопоставимых условиях по объему расходования коммунальных ресурсов.

Необходимо также отметить, что ограничение, предусмотренное Правительством Санкт-Петербурга в связи с утверждением величины предельного (максимального) индекса, не распространяется на расчеты с гражданами за жилищные услуги. 

Размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме на основании статей 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) утверждается общим собранием собственников жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме (далее – собственник) с учетом предложений управляющей организации или органов управления ЖСК и ТСЖ на срок не менее чем один год.

В силу пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники на общем собрании обязаны утвердить перечень работ (услуг), выполнение (оказание) которых необходимо произвести в многоквартирном доме за отчетный период, а также условия их выполнения (оказания).

Таким образом, для формирования перечня работ (услуг), необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также установления размера платы за их выполнение (оказание), управляющей организации, ЖСК и ТСЖ следует исходить из решений, принятых собственниками на общем собрании.

Применение управляющей организацией, ЖСК и ТСЖ в расчетах с собственниками размера платы за содержание жилого помещения, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета от 20.12.2016 № 260-р), без одобрения такого решения на общем собрании, по мнению Комитета, неправомерно и подлежит обжалованию в установленном законодательством порядке.

По данному вопросу были даны разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в пункте 17 которого указано, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 – 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следует также отметить, что проведение проверки правильности начисления платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществляет Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68.

Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению Санкт-Петербурга и приравненным к нему категориям потребителей, на 2017 год установлены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.12.2016 № 288-р.

Указанные тарифы установлены с соблюдением требований пункта 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, согласно которому регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2-х вариантах:

одноставочная цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;

одноставочная, дифференцированная по 2-м и по 3-м зонам суток цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности.

Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной цены (тарифа), дифференцированной по 2-м и 3-м зонам суток).

Таким образом, потребитель путем выбора для установки в жилом помещении одноставочного прибора учета электрической энергии или прибора учета с дифференциацией расхода потребления электрической энергии по 2-м зонам суток самостоятельно определяет вариант расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению: либо с применением одноставочного тарифа на электрическую энергию либо с применением одноставочного тарифа, дифференцированного по 2-м зонам суток.

Для реализации указанного права потребителю необходимо письменно уведомить гарантирующего поставщика электрической энергии о выборе нового варианта цены (тарифа), а также самостоятельно произвести установку прибора учета электрической энергии соответствующего вида.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). При этом виды жилых помещений определены в статье 16 ЖК РФ, к их числу относятся: жилой дом; часть жилого дома; квартира; часть квартиры; комната.

В соответствии с абзацем 3 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354,  в случае установления тарифов, дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов, установленных для соответствующей группы потребителей.

Установленные Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) тарифы на коммунальные ресурсы для населения Санкт-Петербурга должны применяться в расчетах с гражданами, проживающими в жилых помещениях (многоквартирный дом или жилой дом).

Вместе с тем, по общему правилу, жилое строение, возведенное на садовом, огородном или дачном земельном участке не относится к категории жилых помещений. Для сведения, согласно Федеральному закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем допускается только на дачном земельном участке.

Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилых строениях, принадлежащих членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, должен осуществляться с применением тарифов на питьевую воду для группы потребителей «Прочие», установленных Комитетом для соответствующей ресурсоснабжающей организации, осуществляющей поставку питьевой воды по определенному адресу.

На 2017 год тарифы на питьевую воду ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для группы потребителей «Прочие» на территории Санкт-Петербурга установлены распоряжением Комитета от 19.12.2016 № 234-р в следующих размерах: с 01.01.2017 – 27,40 руб./куб. м (без НДС); с 01.07.2017 - 30,69 руб./куб. м (без НДС).

Вместе с тем, расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан осуществляется в соответствии с тарифами на электрическую энергию, установленными для указанной категории, соотвествующими по величине тарифам на электрическую энергию, установленным для населения Санкт-Петербурга, на основании  следующего.

В соответствии с приложением № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан отнесены к перечню потребителей, которые приравнены к населению, и которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

На 2017 год тарифы на электрическую энергию, поставляемую садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Санкт-Петербурга, установлены согласно пункту 4.1 приложения к распоряжению Комитета от 29.12.2016 № 288-р «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Санкт-Петербургу на 2017 год».

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную, горячую воду и электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498, с 01.01.2017 до 01.06.2017 при расчетах с гражданами в Санкт-Петербурге должны применяться нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, утвержденные распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 № 119-р (холодная и горячая вода) и от 09.09.2015 № 97-р (электрическая энергия). 

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 11.01.2017 № 1-р для нанимателей государственного жилищного фонда Cанкт-Петербурга (далее – наниматели) установлен размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, который  представляет собой первоначальное включение в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

С 01.06.2017 при расчетах с гражданами должны применяться нормативы потребления холодной и горячей воды, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные распоряжением Комитета от 26.05.2017 № 50-р, определенные с применением расчетного метода.

Распоряжением Комитета от 26.05.2017 № 51-р установлен размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяемый в расчетах с нанимателями, начиная с 01.07.2017.

Таким образом, расчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества,  с нанимателями должен производиться с применением размера платы, установленного Комитетом.

Порядок начисления размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества для собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован ЖК РФ и пунктом 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – постановление № 491).

При этом в соответствии с требованиями постановления № 491 размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества может быть увеличен сверх размера, определенного по нормативам, в случае превышения перечня работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома над минимальным перечнем.

Минстрой России, уполномоченный давать разъяснения по применению Правил, утвержденных постановлением № 491, подготовил письма от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 и от 22.03.2017 № 9268-ОО/04 по вопросам, возникающим в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в размер платы за содержание жилого помещения.

Согласно положениям указанных писем Минстроя России, при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества их размер не может превышать величину, определенную исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. При этом при первоначальном включении указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения решения общего собрания не требуется.

После утверждения Комитетом нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (распоряжение Комитета от 26.05.2017 № 50-р) для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения в соответствии со статьями 44 - 48, 156 ЖК РФ.

В случае отсутствия указанного решения собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме остается неизменным в размере, равном стоимости указанных ресурсов при их первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения.

Дополнительно обращаем внимание, что решением от 19.07.2017 № 2087-7 ГД Государственной Думой принят Федеральный закон о внесении изменений в ЖК РФ по вопросу расчета за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, который дает возможность производить учет коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно показаниям общедомового прибора учета в установленном порядке.

 

Государственное регулирование в сфере установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, если на их общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, осуществляется Комитетом в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в Санкт-Петербурге такой размер устанавливается Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет), в соответствии с пунктом 3.7-2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346.

Для рассмотрения вопроса об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом (управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и др.), необходимо направить на имя председателя Комитета заявление об установлении размера платы за содержание жилого помещения с приложением протокола о непринятии собственниками помещений решения об установлении предложенного управляющей организацией размера платы, с перечнем и периодичностью выполнения работ (услуг) и других документов, необходимых для расчета размера платы. Для получения полного перечня документов необходимо обратиться в Комитет.

Согласно абзацу 12 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией) (далее – паркинг), приравнены к нежилым помещениям.

Сведения о конструктивных и технических характеристиках помещений многоквартирного дома, включая помещение паркинга, должны содержаться в техническом паспорте такого дома.

В силу изложенного, помещение паркинга, расположенного в многоквартирном доме, не может относиться к общему имуществу многоквартирного дома, вследствие чего процедура государственного регулирования размера платы за содержание указанного нежилого помещения в соответствии с нормами части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации Комитетом не осуществляется.

Размер платы за услуги (работы), которые осуществляются на территории паркинга, должен быть определен на основании решения общего собрания собственников машино-мест.

Вместе с тем, собственники машино-мест, аналогично собственникам жилых помещений многоквартирного дома, обязаны вносить плату за содержание общего имущества многоквартирного дома, установленную в руб./кв. м, на основании решения общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений указанного дома.

В случае если исполнителем коммунальной услуги является  управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом,  не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «в» пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012№ 124 (далее – Правила № 124). При этом  в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги (далее – норматив) в расчетной формуле применяются значения без учета повышающего коэффициента(«базового») или с учетом повышающего коэффициента («повышенного»).

Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального  ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг  (далее – исполнитель) ресурсоснабжающей организации в отсутствие  в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение  в отношении потребителей «повышенного норматива».

В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов»,  в связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта «у(1)» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах  и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Если объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил № 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей «повышенных» или «базовых» нормативов.

Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей «повышенного норматива».

1 2 3 4