Семинар-совещание по итогам работы Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга за истекший период 2015 года

     Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга рассказал об итогах контрольной деятельности за истекший период 2015 года.

     30 сентября 2015 года в Световом зале Смольного состоялся семинар-совещание для руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. С 1 июня 2015 года Комитет наделен полномочиями контрольного органа Санкт-Петербурга в сфере закупок. В настоящее время Комитетом реализуются следующие полномочия в сфере закупок:

  • рассмотрение обращений участников закупок, либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;
  • согласование заключения государственных контрактов с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе;
  • рассмотрение уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком в случаях, когда в соответствии с законодательством о контрактной системе согласования не требуется, на предмет законности заключения таких контрактов;
  • проведение плановых и внеплановых проверок в отношении закзачиков, контрактных служб, комиссий по осуществлению закупок, уполномоченных органов, при осуществлении закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ КОНТРОЛЯ

     Расширение полномочий Комитета значительно повысило эффективность контрольной деятельности, осуществляемой Комитетом за счет реализации принципа непрерывности контроля за осуществлением закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, поскольку данный подход позволяет охватить контролем все этапы осуществления закупки, обеспечить сквозной контроль закупочного цикла, определить адекватность соотношения затраченных бюджетных средств и достигнутого результата, предупредить нарушения на всех стадиях.

     В настоящее время непрерывный контроль Комитетом осуществляется в отношении закупок на разных стадиях, и по каждому государственному контракту – объекту такого контроля ведется контрольный паспорт объекта, в котором отображается информация об основных параметрах закупки и процессе ее исполнения. При планировании контрольной деятельности Комитет принимает во внимание следующие аспекты:

  1. особая социальная, либо инфраструктурная, значимость закупок;
  2. данные о результатах предыдущих контрольных мероприятий, свидетельствующие о наличии нарушений законодательства о контрактной системе;
  3. неисполнение заказчиком ранее выданных представлений и предписаний Комитета
  4. наличие нарушений при планировании закупки;
  5. поступление значительного количества жалоб на действия заказчика на этапе определения поставщика;
  6. сведения о нарушении одной из сторон обязательств при исполнении контракта;
  7. информация, поступившая из информационных ресурсов общественных организаций;
  8. отсутствие опубликованного плана-графика,
  9. содержание в плане-графике минимума информации, хаотичное внесение изменений в план-график (по объемам, НМЦК),
  10. ​осуществление заказчиком закупок, не предусмотренных планом-графиком.

     Результаты проведенных Комитетом в 2015 году контрольных мероприятий, позволили установить четкую взаимосвязь между нарушениями при осуществлении планирования закупки и нарушениями при проведении процедуры и исполнении государственного контракта, так как недостаточное качество планирования зачастую вызывает пороки при исполнение государственных контрактов и достижении ожидаемого результата. Слабая организация работы контрактной службы как правило выражается в отсутствии у заказчиков претензионной работы, то есть, неприменению мер ответственности в случае ненадлежащего исполнения государственного контракта его исполнителем, в принятии в обеспечении исполнения государственных контрактов ненадлежащим образом оформленных банковских гарантий, которые, впоследствии не дают заказчику возможности требовать от банка уплаты по гарантии при неисполнении условий контракта. Следует отметить, что многие нарушения носят технический характер и совершаются без злого умысла, а скорее из-за отсутствия необходимого образования или практики. Однако в дальнейшем такие действия могут приводить к конкретным финансовым нарушениям, и в целом снижают эффективность закупок.

КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

     С 1 сентября текущего года, в целях повышения эффективности осуществления контрольной деятельности, была изменена организационная структура Комитета, в которой теперь отдельно выделено направление контрольной деятельности по проведению плановых проверок в рамках закона о контрактной системе и направление, предусматривающее внеплановые проверки, в том числе, рассмотрение жалоб, обращений и уведомлений, а также согласование заключения государственных контрактов. За истекший период было рассмотрено 95 уведомлений государственных заказчиков о заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пунктов 6 и 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. По пяти из них Комитетом были выявлены нарушения законодательства, ведется административное производство. Также Комитетом было рассмотрено 64 обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Двенадцати заказчикам по контрактам на общую сумму 185 985 786 рублей было в согласовании отказано. Основаниями для отказа в согласовании послужили нарушения заказчиками требований частей 2 и 3 статьи 53 Закона  № 44-ФЗ о допуске заявок к участию в конкурсе либо об их отклонении, статьи 22 Закона
№ 44-ФЗ о расчете начальной (максимальной) цены контракта, статьи 24 Закона № 44-ФЗ о выборе способа осуществления закупки, а также положений постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 при установлении дополнительных требований к участникам конкурса с ограниченным участием Нарушения были допущены районной администрацией, отраслевым комитетом, государственным бюджетным образовательным учреждением, государственным бюджетным учреждением культуры, государственными казенными учреждениями и государственным бюджетным учреждением здравоохранения.

      В процессе рассмотрения обращений были также выявлены нарушения, не повлиявшие на выбор поставщика, но обладающие признаками административных правонарушений, в частности:

  • предусмотрены дополнительные требования к оформлению заявки и иных документов;
  • не опубликованы разъяснения положений конкурсной документации в единой информационной системе;
  • опубликована неполная информация, на основании которой производился мониторинг цен;
  • ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта установлена не в соответствии с требованиями частей 7 и 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ (не в полном объеме и в меньших размерах).

     При проведении внеплановых проверок установлены случаи составления государственных контрактов таким образом, что ответственность предусмотрена за неисполнение или ненадлежащее исполнение лишь отдельных, а не всех обязательств по контракту. Также установлен факт проведения конкурса на оказание услуг, закупка которых должна была осуществляться исключительно Комитетом по информатизации и связи. По фактам выявленных нарушений Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга выданы предписания об устранении нарушений, в том числе путем аннулирования определения исполнителя на оказание услуг по закупках.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

 

     О результатах административного производства детально рассказала начальник соответствующего подразделения Василенко Е.Г. С 01.06.2015 в Комитете создано специальное подразделение административного производства. Так, Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга в отношении должностных лиц возбуждено 88 дел об административных правонарушениях за нарушения бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, из которых 7 дел – в части нарушений бюджетного законодательства; 75 дел – в части нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок; 5 дел – в части неисполнения предписаний КГФК. Общее количество рассмотренных дел об административных правонарушениях составляет 67.

Вид деятельности

2014

Истекший период 2015

Составление протоколов об административных правонарушениях

6

88

Определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях

1

13

Общее количество рассмотренных дел об административных правонарушениях

2

67

 

      За указанный период Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга вынесено 35 постановлений о назначении административных наказаний, из которых 22 постановления в части нарушений законодательства РФ

о контрактной системе (что составляет 73% от общего объема вынесенных постановлений о назначении наказаний), 7 постановлений в части нарушений бюджетного законодательства (23% от общего объема). Должностными лицами Комитета выявляется значительное количество нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок (86% от общего числа возбужденных дел об АП), влекущих административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ. Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

     В результате осуществления административного производства Комитетом, как главным администратором доходов бюджета Санкт-Петербурга в части взыскания за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и бюджетного законодательства РФ, налагал штрафные санкции на должностных лиц. На семинаре были приведены примеры типичных нарушений, приводящих к привлечению к административной ответственности.

     Комитет обратил особое внимание участников мероприятия на то, что по аналогии с административными правонарушениями в части бюджетного законодательства РФ, где уже применяются статьи, предусматривающие дисквалификацию должностных лиц сроком до двух лет, в Кодекс РФ об административных правонарушениях будут введены составы, предусматривающие дисквалификацию за нарушения законодательства РФ о контрактной системе. Так, включение в план закупок объекта и (или) объектов, не соответствующих целям осуществления закупок, повлекшее признание закупки необоснованной повлечет ответственность в виде наложения административного штраф на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет. Неприменение заказчиком мер ответственности и несовершение иных действий, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок до одного года.

 

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 

     При проведении контрольных мероприятий Комитет зачастую выявляет системные проблемы, о решении которых заказчики своевременно информируются с целью профилактики нарушений. По инициативе Комитета с сентября текущего года организовано проведение с заказчиками Санкт-Петербурга тематических круглых столов, на которых обсуждаются острые, проблемные моменты, актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе, а также рассматриваются материалы проверок, проведенных Комитетом. Первые проведенные Комитетом круглые столы показали востребованность диалога с заказчиками и его эффективность, поскольку они позволяют совместно формировать единую позицию в рамках существующего правового поля. В частности, на круглых столах затрагивались следующие актуальные вопросы: проверка достоверности предоставляемой участниками торгов информации, необходимость проведения проверок и отклонения участников, представляющих недостоверную информацию, возможные проблемы при исполнении контрактов, заключенных с участниками, представившими недостоверную информацию, проблемы с обеспечением государственных контрактов в виде банковских гарантий.

     Кроме того, Комитет активно внедряет и отстаивает позицию города в органах федеральной исполнительной власти по внесению изменений в 44-ФЗ и законодательство о контрактной системе в сфере закупок в целом, в новые редакции КоАП и БК. С сентября текущего года представители Комитета входят в соответствующую постоянную рабочую группу Минфина России по внесению изменений в действующее законодательство. Комитет вырабатывает совместные методологические подходы как по проведению контрольных мероприятий, так и по классификации выявляемых нарушений.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

     Комитет проанализировал регламенты внутреннего финансового контроля и карты внутреннего финансового контроля (далее – ВФК) главных администраторов бюджетных средств Санкт-Петербурга. Следует отметить, что на сегодняшний день все главные администраторы утвердили локальными правовыми актами данные документы. Однако, не все регламенты и карты ВФК удовлетворяют требованиям постановления Правительства Санкт-Петербурга
№ 440 от 29.05.2014 «О порядке осуществления внутреннего финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга». В частности, приходится констатировать, что во многих регламентах осуществления ВФК не отражены, либо слабо отражены, следующие важные аспекты ВФК:

  • порядок взаимодействия должностных лиц;
  • формы выявления и разработки предложений по минимизации бюджетных рисков;
  • формы контроля выполнения решений, принятых по рассмотрении информации о результатах ВФК;
  • процедуры подготовки к осуществлению ВФК (формирование карты ВФК):
  • анализ внутренних бюджетных процедур и составляющих операций, основанный на идентификации и оценке бюджетных рисков;
  • формирование перечня внутренних бюджетных процедур с указанием составляющих операций, в отношении которых необходимы контрольные действия.

     Анализ карт ВФК также выявляет недостаточный уровень реализации принципов ВФК. Комитет рекомендует главным администраторам бюджетных средств обратить внимание на необходимость предусмотреть при очередной актуализации карт ВФК периодичность выполнения контрольных действий; формы контроля, а также соответствие видов контрольных действий формам контроля.

     Начальник отдела планирования и анализа внутреннего финансового контроля и аудита Комитета обратил внимание участников семинара-совещания на необходимость выявления отклонений от процедур ВФК и отражения в отчетах в количественном (денежном) выражении. Сведения о нарушениях (недостатках) при исполнении внутренних бюджетных процедур или составляющих операций должны содержать сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) с предложениями мер по их устранению (недопущению впредь).

     Комитет уделяет повышенное внимание организации и функционированию ВФК, поскольку в бюджетном секторе его роль значительно шире, чем в коммерческом секторе, ВФК обеспечивает обратную связь в процессе управления не только внутрихозяйственными, но и государственными финансами и имуществом. Стратегической целью ВФК является достижение целей, поставленных не только перед организацией, но и перед Санкт-Петербургом. Данные, получаемые по результатам его анализа ложатся в основу риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий – в первоочередном порядке будут проверяться объекты, в которых ВФК функционирует формально, не урегулированы зоны риска, не определена персональная ответственность. В ходе подготовки к контрольному мероприятию также будут приниматься во внимание результаты анализа ВФК при определении перечня вопросов в рамках темы проверки и глубины выборки при исследовании первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

     Комитет не сосредоточен только лишь на фиксации нарушений и привлечении к ответственности. На семинаре было рассказано о предварительных формах контроля – согласовании нормативных правовых актов, анализе документации о закупках, технических заданий, формировании начальных цен.

     Согласование НПА, содержащего финансовые обязательства и или регулирующего бюджетные правоотношения можно назвать первым рубежом предварительного контроля. Чем лучше проработано финансово-экономическое обоснование мероприятия, тем меньше вероятность его включения в планы контрольных мероприятий Комитета. Поэтому при согласовании нормативных правовых актов специалисты Комитета требуют представления финансово-экономического обоснования.

     В зависимости от предмета регулирования в нормативном правовом акте, финансово-экономическое обоснование может содержать:

  • техническое задание на выполнение работ с их детализацией, указанием физических объемов (количества);
  • действующее штатное расписание и проект нового штатного расписания, расчет трудозатрат по вводимым штатным единицам;
  • документы, подтверждающие необходимость проведения соответствующих мероприятий;
  • предписания контролирующих органов (при наличии);
  • дефектные ведомости;
  • локальные сметы, сводный сметный расчет, прошедший проверку на предмет достоверности определения сметной стоимости; сводная смета с разбивкой по видам работ;
  • расчет трудозатрат по каждому виду работ и иные документы, подтверждающие объем и стоимость каждого вида работ;
  • не менее трёх коммерческих предложений по каждому виду работ (мероприятию);
  •  сведения о затратах по аналогичным мероприятиям и т.п.

     Могут быть представлены иные обосновывающие документы, этот факт необходимо отразить в пояснительной записке к проекту. Если обосновывающих документов нет, то в ней указываются объективные причины, по которым данные документы не могут быть представлены.

     Особое внимание Комитет уделяет согласованию нормативных правовых актов, утверждающих изменения в государственные программы. При формировании показателей как государственных программ, так и отдельных мероприятий разработчику необходимо обеспечить их точность, объективность, достоверность, однозначность и сопоставимость. Кроме того, указанные показатели должны демонстрировать экономичность подходов к исполнению программ и отдельных мероприятий и минимизацию стимулов к искажению при оценке результатов их реализации.

Дата изменения: 27 октября 2015 г.