Семинар-совещание по итогам работы Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга за 2016 год

     23 марта 2017 года в Световом зале Смольного состоялся семинар-совещание для руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в рамках которого Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга рассказал об итогах работы за 2016 год.

     Вел семинар-совещание первый заместитель Председателя Комитета Шевчук И.Д.

     За 2016 год Комитетом осуществлено свыше 1700 мероприятий в сфере контроля бюджетного законодательства и в сфере закупок, объем средств по которым составил более 160 млрд руб., рассмотрено 432 проекта постановлений Правительства Санкт-Петербурга.

КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

     В соответствии с ч.8 ст. 99 Федерального закона 44-ФЗ Комитет как орган внутреннего государственного финансового контроля осуществляет контроль в отношении:

Этап планирования

Этап осуществления закупки

(стадия исполнения контракта)

соблюдения требований к обоснованию закупок (ст. 18 Закона 44-ФЗ) и обоснованности закупок

применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта

соблюдения правил нормирования в сфере закупок (ст. 19 Закона 44-ФЗ)

соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта

обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого
с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график

своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги

 

соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

 

 

     Начальник Отдела финансового контроля в сфере закупок Аносова Н.А. особое внимание обратила на документы, которыми заказчикам необходимо руководствоваться при формировании планов закупок, планов-графиков с учетом требований статей 18, 19 Закона 44-ФЗ:

 

 

 

 

 

В части обоснования закупок:

  • ПП РФ от 05.06.2015 № 555

В части нормирования в сфере закупок:

  • ПП РФ от 13.10.2014 № 1047
  • ПП РФ от 02.09.2015 № 926
  • ПП РФ от 18.05.2015 № 476
  • ПП СПб от 15.06.2016 № 489
  • ПП СПб от 28.04.2016 № 327

     В 2016 году Комитетом проверено обоснование начальных (максимальных) цен контрактов, включенных в планы-графики, в отношении 45 государственных заказчиков по 194 планируемым закупкам на общую сумму свыше 15 млрд. руб.,

из которых КГФК по 26 закупкам выданы предписания в целях их приведения в соответствие с законодательством.

     Выявлено 45 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и 47 нарушений Приказа № 567 (в части претензионной работы, продления сроков, методов обоснования НМЦК, ненадлежащей приемки работ).

     В рамках реализации распоряжения Комитета № 2-р о предоставлении заказчиками обоснования начальной (максимальной) цены контракта по бюджетоемким закупкам (1 млрд.руб. и выше) Комитетом проведено:

 12 проверок фактического исполнения контрактов на сумму 21,3 млрд. руб.

25 обследований по 16 контрактам в отношении 2 заказчиков на сумму более 67,7 млрд. руб.

 

     Комитетом проведен анализ 515 государственных контрактов, заключенных в ноябре-декабре 2016 со сроком исполнения в декабре 2016, на общую сумму 1,547 млрд.руб., фактически проверено исполнение 113 контрактов (около 1,1 млрд.руб.), в 30 из которых выявлены нарушения сроков выполнения работ, неприменение штрафных санкций, оплата фактически не выполненных работ, изменение существенных условий контракта, выполнение работ не в полном объеме.

 

     Наиболее частые нарушения норм Закона о контрактной системе, допускаемые заказчиками Санкт-Петербурга:

1) Несоблюдение порядка обоснования НМЦК в рамках закупок по капитальному ремонту объектов капитального строительства (нарушение проектно-сметного метода, ввиду отсутствия проектной документации) – часть 9 статьи 22 Закона 44-ФЗ.

2) Использование при обосновании НМЦК несопоставимой ценовой информации, использование единственного коммерческого предложения – части 3, 15 статьи 22 Закона 44-ФЗ.

3) Непроведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, на предмет соответствия условиям заключенного контракта – часть 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ.

4) Несвоевременное отражение в документах (регистрах) учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

5) Неразмещение или нарушение сроков размещения
в ЕИС отчетов об исполнении контрактов, иных документов, размещение которых является обязательным в соответствии с законодательством о контрактной системе – часть 9 статьи 94 и часть 12 статьи 95 Закона 44-ФЗ.

6) В нарушение части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ заказчики изменяют условия заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе предмет контракта, цену контракта, количество поставляемых товаров, объемы выполняемых работ и оказываемых услуг, сроки исполнения контракта, иные его существенных условий, при отсутствии правовых оснований.

7) Оплата фактически НЕвыполненных работ – часть 1 статьи 94 Закона 44-ФЗ.

8) Неприменение штрафных санкций к контрагентам
за неисполнение обязательств по контрактам – часть 6 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

9) Неверный расчет размера выставленных пеней, в рамках проведения претензионной работы по исполнению государственных контрактов (заказчики не включают в общее количество дней просрочки день подписания документа, подтверждающего фактическую приемку товара, выполнение работы или оказание услуги) – часть 7 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

 

Комитет как контрольный орган Санкт-Петербурга в сфере закупок реализует следующие полномочия в сфере закупок:

    рассмотрение обращений участников закупок, либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;

    согласование заключения государственных контрактов с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе;

    рассмотрение уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком в случаях, когда в соответствии с законодательством о контрактной системе согласования не требуется, на предмет законности заключения таких контрактов;

    проведение плановых и внеплановых проверок в отношении закзачиков, контрактных служб, комиссий по осуществлению закупок, уполномоченных органов, при осуществлении закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.

 

     Начальник Отдела контроля осуществления закупок Константинова Ю.Р. и И.о. начальника Отдела рассмотрения жалоб и внеплановых проверок в сфере закупок Выскребенцев А.А. поделились результатами работы Комитета в этом направлении.

За 2016 год Комитетом рассмотрено:

293 обращения о согласовании заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с несостоявшимися открытыми конкурсами и запросами предложений на сумму около 18,4 млрд руб., отказано в согласовании заключения 37 контрактов на сумму не менее 321 млн. руб.

191 уведомление о заключении контрактов без конкурсной основы на сумму около 4,3 млрд руб. Нарушения выявлены по 36 контрактам.

Виновные должностные лица привлечены к административной ответственности.

 

Наиболее типичными нарушениями при согласовании Комитетом являлись:

  1. Необоснованный допуск к участию в конкурсе либо необоснованное отклонение заявки.
  2. В расчете начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка использована информация от поставщиков, осуществляющих поставки неидентичных товаров, работ, услуг.
  3. Неправильно выбран способ осуществления закупки.
  4. При описании объекта закупки не указаны обязательные функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.
  5. При составлении конкурсной документации не учтены внесенные в Закон 44-ФЗ изменения.

 

     В процессе рассмотрения обращений также выявлены нарушения, не повлиявшие на выбор поставщика, но обладающие признаками административных правонарушений.

     Начальник Отдела контроля осуществления закупок Константинова Ю.Р. заострила внимание на обязательных условиях при рассмотрении заявок на конкурс с ограниченным участием:

1) Опыт участника должен быть подтверждён копиями договоров в полном объёме (со всеми приложениями) и актами выполненных работ на полную сумму договора.

2) Должны быть приложены акты выполненных работ, предусмотренные условиями договора о приемке работ.

3) Предмет договора должен соответствовать предмету закупки.

 

     В соответствии с частью 2 ст.93 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 ч.1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К указанному уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

     Комитетом осуществляется регулярная сверка направленных уведомлений и заключенных контрактов с единственным поставщиком (выявлено 93 случая неуведомления Комитета) и анализ заключенных контрактов на правомерность выбора способа и соответствие действующему законодательству РФ.

     Основными недостатками в данной области являются:

1) Заключение контрактов на физическую охрану объектов в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 –
Объект отсутствует в «закрытом» перечне.

2) Использование в качестве обоснования ссылки на п. 7_1 Закона Санкт-Петербурга № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга…".

3) Невозможность размещения контрактов в АИС ГЗ не повод применять п. 9 ч.1 ст.93.

     Кроме того, Комитетом осуществляется постоянный мониторинг закупок.

КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     Подробно о деятельности Комитета в рамках контроля за соблюдением бюджетного законодательства рассказал начальник Отдела финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений Политов И.В.

 

 

 

 

 

Основными направлениями контрольной деятельности являлись:

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

     О результатах административного производства рассказала начальник Отдела административного производства Василенко Е.Г., подробно остановившись на новеллах законодательства РФ и СПб, применяемых с 2016 года:

статья 7.29.3 КоАП РФ – вступила в силу 15.07.2016;

пункт 25 приложения № 2 к Положению об организации деятельности заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 - вступил в силу 25.08.2016 (по инициативе Комитета).

     Основные составы нарушений в 2016 году:  

     По всем выявленным нарушениям Комитетом виновные лица привлечены к административной ответственности, возбуждено 604 дела об административных правонарушениях за 2016 год.

     Комитетом вынесено 81 постановление о назначении административных наказаний, заказчикам выданы предписания об устранении нарушений, в том числе путем требований об аннулировании определения победителя конкурса. Кроме того, к подрядчикам направлены требования о взыскании штрафных санкций, приведены в соответствие планы-графики.

В качестве устранения причин и условий, способствовавших нарушениям, ИОГВ приняты следующие меры:

  •  поданы исковые заявления в суд о взыскании неустойки; 
  •  разработаны регламенты взаимодействия как структурных подразделений учреждений, так и с внешними организациями;
  •  проведен внутренний кадровый аудит;
  •  виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности;
  •  возмещены неподтвержденные затраты;
  •  типовые условия контрактов актуализированы на предмет исключения бюджетных рисков;
  •  заключены дополнительные соглашения к государственным контрактам;
  •  внесены изменения в карты внутреннего финансового контроля.

 

ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ

     В 2016 году для преодоления существующих ограничений при внедрении ВФК Комитетом реализован «пилотный» проект путем «командирования» представителей Комитета в администрации двух районов Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

      Достигнутыми результатами Комитета по данному направлению делилась начальник Сектора планирования и обеспечения контроля Серкова К.Я.

      По завершении пилотного проекта администрациями районов:

     Кроме того, Комитетом в целях повышения эффективности осуществления внутреннего финансового контроля главными администраторами бюджетных средств Санкт-Петербурга, разработаны методические материалы по осуществлению внутреннего финансового контроля:

1. Глоссарий

2. Типовой регламент

3. Перечень бюджетных процедур с описанием целей, рисков и контрольных показателей.

     Таким образом, методические материалы, размещенные на официальном сайте Комитета, используются в работе всеми ИОГВ.

 

     «Пилотный» проект по ВФК, реализованный Комитетом в 2016 году, не только решил все поставленные Комитетом задачи, но и получил положительную оценку организации и ее результатов Губернатором                     Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко.

     Администрации районов Санкт-Петербурга – участники «пилотного» проекта полностью признали его проведение целесообразным, охотно делились с коллегами из других администраций районов Санкт-Петербурга приобретенными знаниями и практическим опытом внедрения ВФК.

 

Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) «Внутренний контроль в государственном секторе: основы теории и практики»

 

Комитетом, начиная с 2015 года, на постоянной основе проводится обучение руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Получив положительные отзывы, в Комитет поступили заявки как от федеральных, так и от региональных органов власти, в связи с чем Комитет в ноябре 2016 года организовал обучение для руководителей государственных органов, представляющих разные регионы: Алтайский и Пермский края, Новосибирская, Новгородская, Ленинградская и Магаданская области, Республики Бурятия и Крым.

     Программа курса содержала в себе ответы на наиболее актуальные практические вопросы, возникающие при осуществлении ВФК администраторами бюджетных средств.

     После последнего обучения по ВФК Комитетом принято решение проводить обучение по 2 уровням – начальному и развивающемуся (для тех, кто уже проходил обучение либо хочет повысить уровень профессиональных знаний по ВФК). 

 

Критерии финансового менеджмента

     Начиная с 2017 года показатели по осуществлению внутреннего финансового контроля, такие как:

1) соответствие документов внутреннего финансового контроля требованиям нормативных правовых актов

2) своевременность направления предусмотренных сведений о внутреннем финансовом контроле

3) административные правонарушения в сфере бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок, совершенные должностными лицами администратора и подведомственных учреждений

включены в критерии качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, на основе которых будет составляться ежегодный рейтинг главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга по уровню качества финансового менеджмента.

 

Анализ осуществления ВФК за 2016 год

     По результатам анализа осуществления ВФК за 2016 год 68 ГРБС

 

 

 

 

     В 2017 году в части осуществления внутреннего финансового аудита планируется:

ПРЕВЕНЦИЯ НАРУШЕНИЙ

     Начальник Отдела правовой и проектной деятельности Калиниченко О.И. рассказала о реализации принципа превенции в деятельности Комитета, который осуществляется по 4 направлениям:

     По представлению Комитета внесены изменения в постановление № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга», направленные на организацию и усиление ведомственного контроля в сфере закупок.

     Проект КГФК о предварительном анализе КГФК крупных сделок ГУП, в связи с переходом ГУП на закупки по нормам 44-ФЗ, нашел свое отражение в утвержденном постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2016              № 1108 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.03.2014 № 131».

     Как отдельное направление работы Комитета является подготовка заключений о наличии или отсутствии бюджетных рисков в соглашениях Санкт-Петербурга с акционерными обществами о предоставлении бюджетных инвестиций в уставный капитал.

     В части финансово-экономических обоснований подготавливаемых ИОГВ проектов постановлений Правительства Санкт-Петербурга КГФК проанализировано 432 проекта нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, 77 из которых согласованы КГФК только после внесения в них изменений, минимизирующих бюджетные риски, либо после представления исчерпывающего обоснования.

Дата изменения: 20 апреля 2017 г.