Вопросы и ответы

     Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

     Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

     Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено осуществление закупки способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, при которых у заказчика существует объективная возможность прогнозирования и контроля за складывающейся ситуацией, то есть, возникшие обстоятельства не обладают признаками непредвиденности и чрезвычайности.

     Кроме того, обращаем внимание, что технические проблемы, связанные с размещением информации в ЕИС и АИС ГЗ, не освобождают заказчиков от необходимости размещения требуемой в соответствии с законодательством информации.

     Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее – Закон № 321-ФЗ) с 01.01.2017 государственные (муниципальные) унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) за исключением отдельных видов закупок, которые осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) в случаях, предусмотренных подпунктами а), б) пункта 5 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

     Следует отметить, что договоры, заключенные государственными (муниципальными) унитарными предприятиями до вступления в силу Закона № 321-ФЗ сохраняют свою силу до окончания срока их действия в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ и расторжение таких договоров не требуется. 

     Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга напоминает, что его задачей является проведение проверок с целью обеспечения соблюдения бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок. При наличии текущих проблем коммунально-бытового характера, либо связанных с благоустройством города, состоянием дорог и тротуаров, незаконными объектами строительства и торговли, в целях оперативного их устранения, гражданам рекомендуется обращаться к соответствующим службам города через портал «Наш Санкт-Петербург», созданный по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга для взаимодействия жителей города с представителями органов власти Санкт-Петербурга, по URL-адресу http://gorod.gov.spb.ru.

     В течение 2015 и 2016 годов Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга проводились контрольные мероприятия по поступившим обращениям от граждан, содержащие просьбы об осуществлении проверок в бюджетной сфере и сфере закупок. Часть обращений касалась объема и качества выполнения работ и оказания услуг по государственным контрактам, а также мероприятий, проводимых социально ориентированными некоммерческими организациями за счет предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга. При этом, как показывает практика, последующий контроль за соблюдением условий предоставления субсидий и выполнением государственных контрактов не всегда позволяет оценить и проконтролировать полноту и качество оказания услуг и выполнения работ.

     В связи с изложенным Комитет рекомендует гражданам по возможности сопровождать обращения о необходимости проведения проверок фото- и видеоматериалами, подтверждающими нарушения бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках.