Управление предлагает внести в проект Федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве»

Вносится

Управлением по развитию садоводства

и огородничества Санкт-Петербурга

 

Проект

 

Предлагаем внести в проект Федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» следующие поправки:

 

1) Части 3 и 6 статьи 9, пункт 3 части 9 статьи 9 устанавливающие право участия в ТСН только для собственников ЗУ, целесообразно ввести в действие не ранее окончания срока бесплатной приватизации, 31.12.2020г. (ст.3 ФЗ №137), а для граждан, являющихся членами товарищества, но не воспользовавшихся правом на бесплатную приватизацию на момент вступления в силу комментируемого пункта закона, целесообразно предусмотреть сохранение членства.

Правка: «Часть 3 статьи 9, часть 6 статьи 9, пункт 3 части 9 статьи 9 настоящего закона вступают в силу с 01 января 2021 года»

Расположение нормы: Глава «Заключительные положения».

            Обоснование: Смысл замечания в устранении неопределенности положения тех граждан, которые не успеют воспользоваться правом на бесплатную приватизацию в случае, если закон вступит в силу до ее окончания. Предлагаемые переходные положения учитывают сохранение бесплатной приватизации, но данная норма может быть истолкована, как прекращающая членство.

 

2) Часть 10 статьи 10, а также часть 4 статьи 12 целесообразно дополнить указанием на право товарищества взыскать убытки, причиненные неисполнением обязанности по уведомлению товарищества об отчуждении участка / изменении контактных данных.

Правка: «Лицо, не исполнившее обязанность по предоставлению садоводческому или огородническому некоммерческому объединению указанных сведений, обязано возместить причиненные таким бездействием убытки соответствующего объединения».

Расположение: Часть 10 статьи 10, часть 4 статьи 12.

            Комментарий: Проблема актуализации сведений о составе членов садового товарищества заслуживает внимания и требует стимулирования граждан, выходящих из состава товарищества, информировать об этом правление.

 

3) Часть 15 статьи 11 о том, что право на взыскание взносов возникает у ТСН по истечении 6 месяцев целесообразно исключить, поскольку возникновению обязанности по уплате взноса должно корреспондировать право его принудительно взыскать; установление такого периода ожидания не соответствует целям воспитания платежной дисциплины и целям развития инфраструктуры ТСН. Учитывая длительность рассмотрения дела о взыскании долга в суде (первая и апелляционная инстанции), длительность исполнительного производства, реальное получение средств происходит обычно не ранее 6-7 месяцев от даты обращения в суд, а предлагаемый период ожидания увеличит срок до 1 года и более, что усложнит финансирование деятельности.

Правка: в части 15 статьи 11 исключить слова «в течение более шести месяцев».

 

4) Часть 10 статьи 11 следует расширить, указав на право товарищества использовать членские взносы на мероприятия, не предусмотренные сметой, но необходимые для обеспечения текущей деятельности (оплата судебных расходов, непредвиденных расходов).

            Правка: «10) выполнением на основании решения правления неотложных мероприятий, необходимых для финансирования текущей деятельности товарищества (устранение последствий аварий, поломок оборудования, судебные издержки и т.д.)»

            Расположение: пункт 10 части 10 статьи 11.

            Комментарий: Содержание предлагаемого изменения направлено к установлению возможности финансировать необходимые для текущей деятельности мероприятия, поскольку, как свидетельствует практика, созыв общего собрания участников представляет собой трудоемкое мероприятие, проводимое один раз в год, а проблемы, требующие финансирования, не терпят такого длительного отлагательства. При этом, установление ограниченного перечня расходов создаст очевидные препятствия развитию товариществ, а также предпосылки для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности за нецелевое расходование средств.

 

5.1) Статью 13 проекта предлагаем дополнить указанием на возможность избрания председателем ТСН лица, не являющегося членом товарищества, если это предусмотрено уставом. Кроме того, на усмотрение членов товарищества целесообразно отдать вопрос передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании.

Правка: «7. Уставом товарищества может быть предусмотрена возможность избрания на должность председателя такого товарищества лица, не являющегося его членом, а также возможность передачи полномочий по управлению товариществом управляющей компании. Полномочия председателя товарищества, не являющегося его членом, а также управляющей компании могут быть прекращены досрочно, при этом, правом созыва общего собрания для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий обладают более одной второй членов правления, ревизор (ревизионная комиссия), а также одной пятой членов товарищества. Полномочия председателя товарищества, не являющегося его членом, определяются уставом товарищества, а полномочия управляющей компании – уставом и договором о передаче полномочий, подписываемым от имени товарищества лицом, уполномоченным решением общего собрания членов».

Расположение: часть 7 статьи 13.

Комментарий: Такое регулирование позволит сформировать институт профессиональных управляющих территориями, по аналогии с компаниями, управляющими жилищным фондом, сократить издержки неэффективного управления ресурсами. Как правило, должность председателя в садовых товариществах занимают лица, не имеющие актуального управленческого опыта, что приводит, чаще всего, к системным проблемам, неспособности решать стратегические задачи развития территории. Вместе с тем, ограничение права на привлечение профессионального управляющего не соответствует целям развития садового товарищества.

 

5.2) В статье 14 проекта целесообразно указать на право общего собрания передать полномочия внешнему председателю / управляющей компании (договор в этом случае заключается председателем собрания или иным уполномоченным лицом).

Правка: «24) принятие решения об избрании на должность председателя товарищества лица, не являющегося его членом, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании;»

Расположение: пункт 24 части 1 статьи 14.

 

5.3) Часть 2 статьи 14 дополнить указанием на то, что принятие решения по вопросу о передаче полномочий внешнему председателю или управляющей компании принимается квалифицированным большинством голосов.

Правка: «2. По вопросам, указанным в пунктах 1-6, 10, 17, 21-24 части и настоящей статьи» и далее по тексту.

Расположение: часть 2 статьи 14.

 

6) В части 3 статьи 15 целесообразно исключить императивное указание на тайное голосование по вопросу избрания состава правления.

Правка: в части 3 статьи 15 исключить слова «тайным голосованием»

Комментарий: вопрос о форме голосования может быть решен непосредственно на собрании членов товарищества.

 

7.1) В абзаце 7 статьи 3 целесообразно предусмотреть возможность вносить причитающиеся садоводческому объединению не только на расчетный счет, но и в кассу такого объединения.

Правка: После слов «расчетный счет» дополнить словами «или в кассу» и далее по тексту.

Расположение: абзац 7 статьи 3.

Комментарий: Нормами ГК РФ предусмотрено регулирование расчетов, допускающее как безналичные, так и наличные расчеты.

 

7.2) В части 4 статьи 11 целесообразно предусмотреть возможность вносить причитающиеся садоводческому объединению не только на расчетный счет, но и в кассу такого объединения.

Правка: После слов «расчетный счет» дополнить словами «или в кассу» и далее по тексту.

Расположение: часть 4 статьи 11.

 

7.3) В части 8 статьи 11 целесообразно предусмотреть возможность вносить причитающиеся садоводческому объединению не только на расчетный счет, но и в кассу такого объединения.

Правка: После слов «расчетный счет» дополнить словами «или в кассу» и далее по тексту.

Расположение: часть 8 статьи 11.

 

7.4) В части 11 статьи 11 целесообразно предусмотреть возможность вносить причитающиеся садоводческому объединению не только на расчетный счет, но и в кассу такого объединения.

Правка: После слов «расчетный счет» дополнить словами «или в кассу» и далее по тексту.

Расположение: часть 11 статьи 11.

 

8) В пункте 2 части 1 статьи 6 предлагается изменить термин «вид разрешенного использования» на «целевое использование».

Правка: В подпункте 2 пункта 1 статьи 6 исключить слова «вид разрешенного использования», после слов «земельных участков» дополнить словами «целевое назначение».

 

9) В абзаце 1 части 9 статьи 9 целесообразно указать на иной принцип отказа товарищества гражданину в принятии его в члены.

Правка: «9. Гражданину не может быть отказано в приобретении членства товарищества, за исключением случаев, если лицо, подавшее указанное в части 2 настоящей статьи:» и далее по тексту.

Расположение: абзац 1 части 9 статьи 9.

 

10) В пункте 10 части 1 статьи 14 целесообразно привести используемую терминологию в соответствие содержанию предлагаемой нормы и терминам кадастра.

Правка: слова «распределение образованных» заменить словами «распределение образуемых», слово «условных» исключить.

 

11) В части 7 статьи 18 целесообразно указать на предоставление заинтересованным лицам копий документов за плату, не превышающую расходов на изготовление копий.

Правка: «8. Заверенные копии документов, указанных в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, предоставляются членам товарищества, лицам, ведущим садоводство, огородничество и дачное хозяйство на землях товарищества без участия в нем, за плату, размер которой не может превышать затрат на изготовление и удостоверение таких копий.

Заверенные копии протоколов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, или заверенные выписки из данных протоколов предоставляются органам государственной власти или органам местного самоуправления в случае, если сведения, содержащиеся в таких протоколах, могут быть запрошены такими органами в соответствии с их полномочиями, предусмотренными федеральным законом».

Расположение: часть 7 статьи 18.

 

12) Абзац 1 части 2 статьи 24 целесообразно исключить, поскольку с 01.09.2014г. ТСЖ (товарищество собственников жилья) является видом юридического лица, создаваемым в организационно-правовой форме ТСН (товарищество собственников недвижимости).

 

13) В пункте 7 статьи 14 законопроекта целесообразно указать на альтернативность способов извещения, иное может парализовать работу органов товарищества.

Правка: В подпункте 1 пункта 7 статьи 15 после слов «в виде электронного сообщения)» добавить слова «и / или».

В подпункте 2 пункта 7 статьи 15 после слов «при его наличии)» добавить слова «и / или».

Дополнить пункт 7 статьи 15 подпунктом 3 следующего содержания:

«3) доводится до сведения членов товарищества иным способом, обеспечивающим фиксацию даты, времени и места опубликования и содержания опубликованного сообщения».

Комментарий: сложившаяся судебная практика исходит из презумпции осведомленности члена товарищества о ключевых событиях в деятельности такого товарищества ввиду наличия у него обязанности участвовать в деятельности органов товарищества. Вопрос конкретного способа уведомления о проведении собрания, по нашему мнению, это не вопрос законодательного регулирования, которое определяет общее условие такого уведомления – его доступность для участников сообщества.

 

14) В пункте 9 статьи 15 законопроекта предлагаем исключить императивность требования о проведении собрания только по месту нахождения земельного участка.

Правка: пункт 9 статьи 15 после слов «общего пользования товарищества» дополнить словами «если иное не установлено уставом, решением общего собрания или решением правления».

Комментарий: учитывая, что инфраструктурой, необходимой для проведения собрания обладают далеко не все товарищества, при этом часто практикуется проведение таких собраний в арендованных для этих целей специально оборудованных помещениях.

При таких условиях, ограничение места проведения собрания только территорией в границах соответствующего товарищества нецелесообразно.

 

15) Статью 16 законопроекта предлагается дополнить положением об ответственности председателя товарищества за убытки, причиненные ненадлежащим выполнением им своих обязанностей.

Правка: дополнить статью 16 пунктом 3 следующего содержания:

«3. Председатель товарищества обязан возместить причиненные по его вине такому товариществу убытки в порядке, установленном законом.»

Комментарий: несмотря на наличие общей нормы статьи 53.1 ГК РФ, предусматривающей ответственность органов юридического лица, полагаем целесообразным включение положения об ответственности непосредственно в специальный закон, что будет способствовать повышению качества управления товариществом.

 

16) Статью 16 законопроекта предлагаем дополнить указанием на право органов местного самоуправления инициировать процедуру прекращения полномочий председателя товарищества / выборов председателя товарищества в случае поступления жалоб членов такого товарищества на ненадлежащее исполнение им своих полномочий.

Правка: дополнить статью 16 пунктом 4 следующего содержания:

4. Орган местного самоуправления муниципального района, в границах которого расположено товарищество, в случае поступления в его адрес в течение одного года заявления (заявлений) не менее чем 50% членов товарищества о ненадлежащем исполнении председателем этого товарищества своих обязанностей и созыве внеочередного общего собрания членов, вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания членов товарищества для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий и избрании председателя товарищества.

Внеочередное общее собрание членов товарищества с включением в повестку дня вопроса о досрочном прекращении полномочий и избрании председателя товарищества должно быть проведено в срок не позднее 30 дней со дня получения товариществом требования.

В случае уклонения товарищества от проведения по требованию органа местного самоуправления внеочередного общего собрания в установленный срок, такое собрание может быть проведено органом местного самоуправления при наличии согласия членов такого товарищества, обратившихся с заявлением о созыве собрания, на возмещение расходов, связанных с его проведением.

Комментарий: действующий закон предусматривает право органа местного самоуправления потребовать проведения внеочередного общего собрания членов товарищества, однако, не предусматривает иного, чем судебный, механизма борьбы с недобросовестным руководителем, уклоняющимся от проведения такого собрания. В свою очередь, судебный порядок объективно не оперативен. Предоставление полномочия провести собрание при бездействии председателя и наличии заявлений о его недобросовестности является сдерживающим от злоупотреблений фактором и рычагом, позволяющим во внесудебном порядке предоставить членам товарищества право выразить свое волеизъявление.

 

17) Предлагается дополнить законопроект Главой 9 (с соответствующим изменением текущей нумерации глав и статей законопроекта) о государственной поддержке садоводческой деятельности.

Правка: дополнить законопроект Главой 9 «Государственная поддержка садоводства и огородничества» с соответствующим изменением нумерации глав и статей текущей редакции законопроекта.

 

 

ПРЕДЛАГАЕМ ВКЛЮЧИТЬ ГЛАВУ В СЛЕДУЮЩЕЙ РЕДАКЦИИ:

 

ПОДДЕРЖКА САДОВОДОВ, ОГОРОДНИКОВ, ДАЧНИКОВ И ИХ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций

1. Высшие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе:

1) формировать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам проведения государственной политики в сфере развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе:

1) предоставлять средства на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций;

2) возмещать в полном объеме осуществляемые за счет взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций  с целью доведения объектов инженерной инфраструктуры до нормативного состояния и оказания содействия в их последующей передаче территориальным субъектам естественных монополий;

3) вести просветительскую и агитационную работу в целях популяризации ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;

4) обеспечивать информационное обеспечение граждан в сфере организации ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также предоставление им консультационной помощи;

5) обеспечивать формирование и обеспечение функционирования рынка продукции садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций;

6 возмещать затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций;

7) предоставлять услуги по поставке сортовых семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур, органических и минеральных удобрений, средств защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней;

8) устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ;

9) оказывать поддержку в иных направлениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Органы местного самоуправления вправе:

1) устанавливать льготы по местным налогам подрядным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях;

2) вводить льготы по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных или дачных земельных участков и обратно;

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе:

1) предоставлять средства на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций

2) возмещать в полном объеме осуществляемые за счет взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) с целью доведения данных объектов до нормативного состояния и оказания содействия в их последующей передаче субъектам естественных монополий;

3) предоставлять средства на землеустройство и организацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций, восстановление и повышение плодородия почвы, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от  загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований;

4) формировать и обеспечивать функционирование рынка продукции садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций;

5) обеспечивать садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие организации продукцией производственно-технического назначения;

5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства в иных формах.

 

Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций

1. Предоставление средств на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций.

2. Возмещение произведенных за счет взносов членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций затрат на инженерное обеспечение территорий таких объединений, землеустройство и организацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций, восстановление и повышение плодородия почвы, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований.

3. Прием на баланс территориальных субъектов естественных монополий, органов местного самоуправления дорог, систем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, связи осуществляется в соответствии с решениями общих собраний членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Нормативы платы за использование для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства электрической энергии, газа, введение льгот по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных или дачных земельных участков и обратно устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких организаций

1. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких организаций, осуществляется посредством делегирования представителей таких организаций на заседания органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения.

2. В случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческой, огороднической или дачной некоммерческой организации, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческой, огороднической или дачной некоммерческой организации о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения.

3. Если решение органа государственной власти или органа местного самоуправления затрагивает интересы одного или нескольких членов садоводческой, огороднической или дачной некоммерческой организации (прокладка в границах земельных участков членов такого объединения инженерных сетей, установка опор линий электропередачи и другое), необходимо согласие в письменной форме собственников (владельцев, пользователей) данных земельных участков.

4. Участие садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций в подготовке и принятии решений, касающихся прав садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций, может осуществляться в иных формах.

5. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, ведущее к нарушению прав и законных интересов членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций, может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим организациям

1. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим организациям осуществляется посредством принятия соответствующих решений и заключения договоров на основании обращений в письменной форме садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих организаций.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим организациям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлении межевых планов садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны осуществлять содействие в доведении до нормативного состояния объектов инженерной инфраструктуры садоводческих и дачных некоммерческих организаций (водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение) с последующей их передачей территориальным субъектам естественных монополий на основании планов развития соответствующих территорий.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим организациям в:

1) осуществлении работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, связи или по подключению к действующим линиям электропередачи, системам водоснабжения и водоотведения; организации машинно-технических станций,  посредством принятия соответствующих решений о заключении договоров на выполнение работ, об организации и о проведении конкурсов программ и инвестиционных проектов развития инфраструктур территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций, об осуществлении совместных проектов развития инфраструктур территорий таких организаций, оплаты доли затрат на содержание инфраструктур;

2) обеспечении проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых, огородных и дачных земельных участков и обратно посредством установления соответствующих графиков работы пригородного пассажирского транспорта, организации новых автобусных маршрутов, организации и оборудования остановок, железнодорожных платформ, осуществления контроля за работой пригородного пассажирского транспорта;

3) обеспечении пожарной и санитарной безопасности, охраны окружающей среды, памятников и объектов природы, истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Дата изменения: 21 ноября 2016 г.