Социальные вопросы

Информация о выполнении государственной программы Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы за 2016 год

Предоставление различных мер социальной поддержки осуществлялось в 2016 в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (Социальный кодекс) и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для 81 льготной категории граждан (пожилых; инвалидов; семей, имеющих детей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, и др.), в том числе с учетом принципов адресности и нуждаемости.

В 2016 году продолжено безусловное исполнение принятых обязательств по предоставлению мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга. На 8,8% проиндексированы все выплаты социального характера.

Одна из проблем 2016 года - продолжающееся снижение реальных доходов населения и  соответствующее снижение уровня жизни жителей города.

В целях повышения уровня жизни петербуржцев в Санкт-Петербурге установлен ряд мер социальной поддержки малообеспеченных граждан.

Малообеспеченность жителей Санкт-Петербурга определяется исходя из соотношения доходов граждан (семей) и величины прожиточного минимума (ВПМ), устанавливаемой для основных социально-демографических групп (трудоспособное население, дети и пенсионеры) в расчете на душу населения.

Для предоставления гражданам различных мер социальной поддержки установлен свой уровень малообеспеченности (доходы ниже одного, полутора или двух ВПМ).

Действующая в Санкт-Петербурге система мер социальной поддержки обеспечивает функционирование адресной системы мер социальной поддержки, позволяющей оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации и снижение доходов граждан, своевременно поддерживать уровень их жизни. Учет численности малоимущих граждан ведется по их обращаемости за социальной поддержкой.

Приводим данные о численности малообеспеченных граждан, обратившихся за отдельными видами выплат, а также росте их размеров в связи со снижением реальных доходов граждан на фоне увеличения прожиточного минимума в 2015-2016 годах

В соответствии с принятыми региональными законами в 2016 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставлены следующие меры социальной поддержки различным категориям жителей Санкт-Петербурга.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 29.11.1995 № 145-22 «О звании «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» ежемесячные социальные выплаты предоставлены 23 гражданам Российской Федерации, удостоенным звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» на общую сумму 5,4 млн руб.

В рамках реализации Социального кодекса меры социальной поддержки получили 10 323 человека из числа реабилитированных лиц на общую сумму 231,9 млн руб.

В рамках реализации Социального кодекса ежемесячную доплату к пенсии отдельным категориям военнослужащих и членам семей военнослужащих в Санкт-Петербурге получили  1 599 человек на общую сумму 67,5 млн руб.

В 2016 году продолжена реализация главы 17 Социального кодекса в части предоставления бесплатного зубопротезирования отдельным категориям жителей Санкт-Петербурга.

Оказаны услуги по бесплатному зубопротезированию  и ремонту зубных протезов 18 597 гражданам на общую сумму 619,9 млн руб.

Согласно Социальному кодексу дополнительное ежемесячное материальное обеспечение получили 24 493 тружеников тыла на общую сумму 284,5 млн руб.

В рамках реализации Закона Санкт-Петербурга от 07.03.2007 № 101-22 «О единовременной денежной выплате на погребение в Санкт-Петербурге»  единовременная денежная выплата назначена 1195 гражданину на общую сумму 9,7 млн руб.

В рамках реализации главы 10 Социального кодекса предоставлены выплаты виде ежемесячного пособия 6 685 гражданам из числа инвалидов с детства на общую сумму 893,6 млн руб.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.05.2009 № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» денежные выплаты предоставлены 511 832 гражданам на общую сумму 6 107,7 млн руб.

В рамках реализации Социального кодекса предоставлены дополнительные меры социальной поддержки 697 спортсменам и тренерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, в виде ежемесячной денежной выплаты на общую сумму 84,0 млн руб.

В рамках реализации главы 33-1 Социального кодекса 5019 супружеским парам, отметившим 50-летие, 60-летие либо 70-летие со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния выплачена единовременная выплата соответственно в размере 50,0 тыс. руб., 60,0 тыс. руб. и 70,0 тыс. руб. на общую сумму 260,7 млн руб.

В соответствии с Социальным кодексом гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, родившимся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945 и не являющимся ни федеральными, ни региональными льготниками, предоставляется ежемесячная денежная выплата. В 2016 году указанную выплату получили 20 216 граждан на общую сумму 387,2 млн рублей.

Кроме того, женщинам, которым присвоено почетное звание «Мать-героиня», женщинам, которые родили и воспитали 10 и более детей, а также родителям, награжденным орденом «Родительская слава», достигшим возраста, дающего право на получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», предоставляется ежемесячная денежная выплата. В 2016 году данную выплату получили 18 граждан на сумму 464,4 тыс. рублей.

В соответствии с Социальным кодексом для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее – труженики тыла),  а также реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий (далее – реабилитированные граждане), предусмотрено право за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на оздоровительный отдых.  В течение 2016 года оздоровительный отдых в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении по оздоровительному отдыху и санаторно-курортному лечению «Пансионат «Заря»  получили 3276 тружеников тыла и реабилитированных граждан.

В соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на 01.12.2016 ежемесячная социальная выплата  предоставлена 92921 чел. на сумму 2 300,0 млн руб.

С 1 июля 2016 года в соответствии с Социальным кодексом в качестве дополнительной меры социальной поддержки одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет и старше, а также собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет и старше, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, предоставляется денежная компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Указанную денежную компенсацию получили 32 919 чел. на сумму 8,3 млн руб.

В 2016 году продолжена работа по предоставлению адресной социальной помощи. Государственную социальную помощь получили 4 959семей/14843 чел. на общую сумму  380,4 млн руб.; экстренную социальную помощь получили 190 граждан на сумму  12,4 млнруб.; материальная помощь в трудной жизненной ситуации предоставлена 715 гражданам на общую сумму 7,7 млн руб. (Предоставление материальной помощи в трудной жизненной ситуации осуществляется с 01.01.2016 в соответствии с главой 33-5 Социального кодекса).

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» неработающим пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета Пенсионным фондом Российской Федерации выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД).

ФСД определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера в Санкт-Петербурге, применяемой для установления социальной доплаты к пенсии, и общей суммой материального обеспечения пенсионера. ВПМ пенсионера в Санкт-Петербурге, применяемая для установления ФСД, устанавливается Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год. В 2016 году ВПМ пенсионера в Санкт-Петербурге увеличилась на 22% (в 2015 году она составляла 7 087,0 руб., в 2016 году – 8 668,0 руб.).

Число получателей ФСД в 2016 году увеличилось на 14,2% (в 2015 году – 102914 чел., в 2016 году – 117502 чел.). Данное увеличение связано со снижением индекса роста пенсии в феврале 2016 года (при плане индексации пенсий на 11,7%, фактически они проиндексированы на 4%).

Социальным кодексом за счет средств бюджета Санкт-Петербурга установлены ежемесячные социальные выплаты (далее – ЕСВ) инвалидам I и II групп, пенсионерам в возрасте старше 60 лет (независимо от факта работы) и неработающим женщинам в возрасте от 55 до 60 лет.

ЕСВ определяется как разница между 1,15 ВПМ пенсионера за квартал, предшествующий назначению, и размером пенсии.

В 2016 году численность получателей ЕСВ (до ВПМ 9614,69 руб.) по сравнению в 2015 годом (до ВПМ 9239,68 руб.) увеличилась на 35,4 % (с 68603 чел. до 92921 чел.).

Объем средств бюджета Санкт-Петербурга, направленных на выплату ЕСВ, увеличился на 29,3 % (с 1,8 млрд руб. в 2015 году до 2,3 млрд руб. в 2016 году).

Социальным кодексом семьям с детьми установлены меры социальной поддержки, в том числе право на ежемесячные пособия на ребенка (детей) из малообеспеченных семей (имеющие среднедушевой доход ниже полуторакратного размера ВПМ на душу населения).

Право на указанное пособие в 2015 году имели малообеспеченные семьи, если их среднедушевой доход был ниже 15029,1 руб., в 2016 году – 15674,25 руб.

В 2016 году число детей в Санкт-Петербурге по сравнению с 2015 годом увеличилось на 2,8 % (с 821 979 чел. до 845053 чел. (прогноз)).

В 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается положительная динамика численности получателей ежемесячных пособий на ребенка на 10,8 % (с 213 781 чел. в 2015 году до 236 915 чел. в 2016 году).

Объем средств бюджета Санкт-Петербурга, направленных на выплату детских пособий, увеличился на 14,3 % (с 5,8 млрд руб. в 2015 году до 6,7 млрд руб. в 2016 году).

Социальным кодексом малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, у которых по независящим от них причинам имеется среднедушевой доход ниже ВПМ, установлено право на получение государственной социальной помощи (ГСП).

Размер ГСП определяется как разница между ВПМ на душу населения (в настоящее время 10449,5 руб.) и общим доходом семьи. В 2016 году численность получателей ГСП по сравнению с 2015 годом увеличилась на 15,5% (с 4295 семей /13315 чел. в 2015 году до 4959 семей/14843 чел. в 2016 году). При этом размер ГСП в 2016 году увеличился на 10% и в среднем составил 13 194,5 руб. Объем средств бюджета Санкт-Петербурга, направленных на выплату ГСП, увеличился на 34 % (с 284,5 млн руб. в 2015 году до 380,4 млн руб. в 2016 году). 

Дата изменения: 21 марта 2017 г.