Порядок обжалования

 

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов

           В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О правовых актах, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга и их структурными подразделениями» от 04.06.1997 №101-32 под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами.

           Нормативные правовые акты, изданные администрацией, подлежат обязательной регистрации в Реестре нормативных правовых актов и публикации в средствах массовой информации в порядке, предусмотренном Правительством  Санкт-Петербурга.

           Порядок обжалования нормативных правовых актов установлен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации  (далее – ГПК РФ).

Подача заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

(ст.ст. 131, 251  ГПК РФ)

           Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону полностью или в части (далее – заявление).

      С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

     Не подлежат рассмотрению в суде заявления, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

     Заявления  об  оспаривании  нормативных  правовых актов Правительства  Санкт-Петербурга подаются в Городской суд Санкт-Петербурга (ст.ст. 24, 26 ГПК РФ). Заявления об оспаривании нормативных правовых актов администрации района, органов местного самоуправления подаются в районный суд по месту нахождения администрации района, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. 

         Заявление подается в суд в письменной форме. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование заявителя, его место жительства или, если заявителем является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования;

5) обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов.

           В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства заявителя.

           Заявление подписывается заявителем или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

            Заявление должно содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

           К заявлению приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

           Подача заявления в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

           Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

 

Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

(ст.252 ГПК РФ)

           Лица, обратившиеся в суд с заявлениями, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются судом о времени и месте судебного заседания.

           Заявление рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

           Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

 

Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

(ст.253 ГПК РФ)

           Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

           Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

           Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу:

  1. по истечении десятидневного срока на кассационное обжалование, если оно не было обжаловано;
  2. с момента вынесения кассационного определения вышестоящим судом, если обжалованное решение оставлено без изменения или изменено кассационной инстанцией.

   Вступившее в законную силу решение суда влечет за собой утрату силы  нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ОСПАРИВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

           В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Подача и порядок рассмотрения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица (ст. 254, 256, 257 ГПК РФ)

           Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

           Заявление подается гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

       Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

           Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

           Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

           Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

           Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных выше лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Решение суда и его реализация (ст.258 ГПК РФ)

           Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

           Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, должностному лицу, государственному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

           В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

           Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

           С учетом требований Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 №840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» жалоба на нарушение порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) администрации, главы администрации, государственных гражданских служащих (далее – жалоба) подается в администрацию в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя или направляется по почте.

          Жалоба может быть направлена заявителем в электронном виде на E-mail: frunsreg@tufruns.gov.spb.ru.

          Жалоба, поступившая в администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления и в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации  направляется на рассмотрение в порядке подчиненности заместителям главы администрации или непосредственно главе администрации.

          В случае если обжалуются решения непосредственно главы администрации, жалоба  в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации  направляется на рассмотрение в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга (в порядке подчиненности). Заявитель в письменной форме извещается о перенаправлении жалобы, при этом  срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

          Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

          В случае обжалования отказа администрации, должностного лица, государственного гражданского служащего в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации в администрации.

          Жалоба должна содержать:

наименование администрации, фамилию, имя, отчество должностного лица и (или) государственного гражданского служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) администрации, должностного лица либо государственного гражданского служащего;

доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) администрации, должностного лица либо государственного гражданского служащего.

          Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

          В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве такого документа могут быть представлены:

     оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

     оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

     копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

          Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случаях:

     нарушения срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

     нарушения срока предоставления государственной услуги;

     требования представить документы, не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;

     отказа в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
     отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга;

     требования внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга;

     отказа администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

          Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр).

          По результатам рассмотрения жалоба может быть удовлетворена, в том числе, в форме отмены ранее принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и

Санкт-Петербурга либо в удовлетворении жалобы может быть отказано.

          Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме, а на обращение, поступившее по электронной почте, в электронной форме направляется мотивированный ответ на жалобу.

          Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в случаях:

     наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
     подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     наличия решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

          Администрация оставляет жалобу без ответа в случаях:

     наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
     отсутствия возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

     В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.