Ответы на вопросы по горячей линии


Вопросам представления юридическими лицами и предпринимателями документов в целях государственной регистрации прав
на недвижимость была посвящена горячая телефонная линия в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу

В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам представления юридическими лицами и предпринимателями документов в целях государственной регистрации прав на недвижимость.

Приводим некоторые ответы.

Вопрос: Подскажите, при изменении наименования юридического лица, необходимо ли вносить изменения в правоустанавливающие документы, в Единый

государственный реестр прав, а также производить государственную регистрацию перехода права?

Ответ: Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствии с нормами главы 4 ГК (в редакции Закона № 99-ФЗ от 05.05.2012) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. При изменении только наименования юридического лица в актуальные записи Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся изменения в части наименования соответствующего правообладателя, лица, в пользу которого ограничивается право.

Вопрос: При регистрации права аренды, требуется ли юридическому лицу представлять в Управление Росреестра выписку из ЕГРЮЛ?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в целях государственной регистрации прав у представителей юридических лиц отсутствует необходимость предоставления выписок из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц). Управление Росреестра по Санкт-Петербургу самостоятельно направляет запрос в налоговый орган по системе межведомственного электронного взаимодействия с целью получения информации, необходимой для государственной регистрации прав. Обратите внимание, что для юридических лиц на государственную регистрацию прав также не требуется представлять:

• Выписку из ЕГРП (Единого государственного реестра прав);

• Кадастровый паспорт;

• Учредительные документы юридического лица (включая свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица), либо их копии, если указанные документы ранее представлялись в Управление вместе с заявлением о государственной регистрации прав;

• Нотариально удостоверенные копии учредительных документов

юридического лица (руководителям организаций, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, предоставлено право заверять копию устава юридического лица своей подписью и печатью организации);

• Копии документов, удостоверяющих личность представителя юридического лица.

Вопрос: Подскажите, нужно ли оплачивать государственную пошлину при регистрации соглашения о расторжении договора аренды?

Ответ: Государственная пошлина за регистрацию соглашения о расторжении договора не подлежит взиманию, поскольку данное правило прямо закреплено в Налоговом кодексе РФ (подп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Данное обстоятельство связано с тем фактом, что последствия расторжения договора, есть прекращение обременения.


Горячую телефонную линию по вопросам государственной регистрации прав на недвижимость на основании судебных актов провело Управление Росреестра по Санкт-Петербургу

 Управление Росреестра по Санкт-Петербургу провело  горячую телефонную линию по вопросам государственной регистрации прав на недвижимость на основании судебных актов.

На звонки в течение двух часов отвечала начальник отдела регистрации прав по Московскому району - Гавриленко Жанна Геннадьевна.

Приводим некоторые ответы.

Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации право собственности на основании решения суда, установившего юридический факт принятия наследства?

Ответ: Нет, не подлежит. Судебные акты, которыми установлены юридические факты, не могут являться основанием для государственной регистрации права собственности лиц, в отношении которых эти факты установлены. В соответствии с п.1  ст. 17  Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» от 21.07.1997 №122-ФЗ  (далее – Закон о регистрации) государственной регистрации подлежит право собственности, в том числе установленное решением суда. Однако Законом о регистрации установлено одно исключение – это регистрации права собственности на основании решения суда, установившего юридический факт. В соответствии с п.3 ст.6 Закона о регистрации право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит гос.регистрации  после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке. Таким образом, только решение суда об установлении факта в отношении факта приобретательной давности будет являться основанием для регистрации права собственности лица, за которым установлен такой факт.

Вопрос: Решением суда за мной признано право пользования квартирой.  Нужно ли мне обращаться в Росреестр, чтобы зарегистрировать право пользования?

Ответ: Нет. Право пользования не относится к вещным правам, подлежащим государственной регистрации. В соответствии с действующим законодательством государственная регистрация  права пользования осуществляется в случае завещательного отказа или при регистрации договора ренты, но только при наличии заявления о государственной регистрации указанного права. Вы можете направить в территориальный орган Росреестра копию данного решения суда. Этот документ может быть принят во внимание регистрирующим органом, а в дальнейшем учтен при рассмотрении документов об отчуждении собственниками указанной квартиры.

Вопрос: У меня на руках есть решение суда о понуждении заключить основной договор на основании предварительного договора купли-продажи. Однако продавец  уклоняется от заключения договора. Могу ли я, покупатель, зарегистрировать свое право собственности, если представлю на регистрацию указанные выше документы: предварительный договор и решение суда?

Ответ. Да, вы можете обратиться в территориальный орган Росреестра с этими документами за государственной регистрацией права собственности.


Горячая телефонная линия по вопросам изменения в законодательстве прошла в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу провело горячую телефонную линию по вопросам изменения в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимость в связи со вступлением в силу положений Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». В соответствии с нововведениями установлен ряд дополнительных сделок, по которым требуется обязательное нотариальное удостоверение. В частности к таким сделкам относятся: сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу; сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину и др.

В течение двух часов на вопросы отвечала заместитель начальника отдела правового обеспечения Елена Дмитриевна Мороз.

Приводим некоторые ответы:

Вопрос: Применяются ли изменения, вступившие в силу с 29.12.2015, к договорам мены?

Ответ: Да. Поскольку согласно п. 5 ст. 250 Гражданского кодекса РФ правила настоящей статьи применяются также при отчуждении доли по договору мены, то договор мены доли также требует нотариального удостоверения.

Вопрос: Подлежит ли нотариальному удостоверению договор на приобретение несовершеннолетним имущества?

Ответ: Нет, не подлежит. Требования по нотариальному оформлению сделки касаются только распоряжения имуществом несовершеннолетнего.

Вопрос: Мы заключили договор купли-продажи доли квартиры 20.12.2015. Будет ли регистрирующим органом (Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу) предъявлено требование о нотариальном оформлении сделки, если на государственную регистрацию прав мы подали документы после 29.12.2015?

Ответ: Данные изменения применяются к договорам, заключенным после 29.12.2015г. Нотариальное оформление данной сделки в Вашем случае не обязательно.

Вопрос: Я являюсь собственником комнаты в коммунальной шестикомнатной квартире. Сейчас я намереваюсь купить еще одну комнату в квартире. Должен ли я соблюдать правило о нотариальном удостоверении договора купли-продажи в данном случае?

Ответ: Нет, это не требуется. Обязательному нотариальному удостоверению подлежит договор купли-продажи доли именно постороннему лицу, то есть лицу, не являющемуся участником долевой собственности объекта недвижимости. В случае продажи доли совладельцу договор купли-продажи может быть заключен в простой письменной форме. Исключение составляют сделки по продаже земельных долей земель сельскохозяйственного назначения. Договоры купли-продажи этих объектов недвижимости подлежат нотариальному удостоверению вне зависимости от того, является ли покупатель посторонним лицом или участником долевой собственности.

 


В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам защиты прав граждан, являющихся кредиторами в делах о банкротствах.

На звонки по телефону в течение двух часов отвечала заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления  -  Елена Ивановна Груздева. Приводим некоторые ответы.

Вопрос: На основании решения арбитражного суда Должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство и утвержден арбитражный управляющий. В случае если конкурсный кредитор полагает, что имеются признаки фиктивного банкротства Должника,  может ли  такой кредитор обратиться  в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы для выявления признаков фиктивного банкротства?

Ответ: В силу п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан в том числе:

- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.

Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 34 Закона о банкротстве конкурсные кредиторы в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные Законом о банкротстве процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы.

Таким образом, заявление ходатайства о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного банкротства является безусловным правом кредитора, специально закрепленным законодателем в п. 2 ст. 34 Закона о банкротстве.

Вопрос: Вправе ли конкурсный кредитор потребовать от конкурсного управляющего, оплатившего услуги привлеченных им лиц в необоснованном размере за счет имущества должника, возмещения всей или части истраченной суммы в пользу должника?

Ответ: Арбитражный суд по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, может признать необоснованными оплату услуг лиц, которые привлечены арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, или размер оплаты таких услуг, определенный в ст. 20.7 Закона о банкротстве, если услуги не связаны с целями проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, или с возложенными на арбитражного управляющего обязанностями в деле о банкротстве либо стоимость таких услуг явно несоразмерна ожидаемому результату.

При этом Пленум ВАС РФ в п. 5 Постановления от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" указал, что, если арбитражный управляющий или должник по его требованию оплатили услуги привлеченного лица за счет имущества должника или возместили за счет имущества должника расходы на оплату услуг привлеченного лица, лицо, участвующее в деле о банкротстве, на основании п. 5 ст. 20.7 Закона о банкротстве, вправе потребовать от управляющего возмещения необоснованных расходов путем взыскания с управляющего в пользу должника всей или части истраченной суммы, если докажет, что привлечение этого привлеченного лица и (или) размер стоимости его услуг являются необоснованными.

Следовательно, в случае доказанности факта осуществления конкурсным управляющим необоснованных расходов такие расходы могут быть взысканы в пользу должника с конкурсного управляющего.

Вопрос: Конкурсный кредитор обратился к конкурсному управляющему с предложением об оспаривании сделки должника. Обязан ли  конкурсный  управляющий оспорить  сделку должника?

Ответ: В силу п. 3 ст.129 Закона о банкротстве заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, подавать в арбитражный суд от имени должника отнесено к праву конкурсного управляющего.

При этом конкурсный управляющий должен обращаться с заявлением об оспаривании сделок при достаточных основаниях, преждевременное (необоснованное) обращение будет свидетельствовать о неразумном исполнении своих обязанностей, а предложение кредитора об оспаривании сделки должника должно быть конкретизированным, обоснованным и документально подтвержденным.

При рассмотрении предложения об оспаривании сделки арбитражный управляющий обязан проанализировать, насколько убедительны аргументы кредитора и приведенные им доказательства, а также оценить реальную возможность фактического восстановления нарушенных прав должника и его кредиторов в случае удовлетворения судом соответствующего заявления.

Таким образом, кредитор, обращающийся к конкурсному управляющему с предложением о подаче заявления в арбитражный суд, должен обосновать наличие совокупности обстоятельств, необходимых для признания подозрительной сделки недействительной применительно к указанной им сделке.

 


В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам представления юридическими лицами документов в целях государственной регистрации прав на недвижимость

 

На вопросы горожан отвечала начальник отдела регистрации прав по Колпинскому району - Павлова Лариса Анатольевна.

Приводим некоторые ответы.

Вопрос: Подскажите, требуется ли юридическому лицу представлять выписку из ЕГРЮЛ при подаче документов на государственную регистрацию права собственности в Управление Росреестра?

 Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в целях государственной регистрации прав у представителей юридических лиц отсутствует необходимость  предоставления выписок из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц). Управление Росреестра по Санкт-Петербургу самостоятельно направляет запрос в налоговый орган по системе межведомственного электронного взаимодействия с целью получения информации, необходимой для государственной регистрации прав. 

            Обращаем внимание, что для юридических лиц на государственную регистрацию прав также не требуется представлять:

  • Выписку из ЕГРП (Единого государственного реестра прав);

  • Кадастровый паспорт;

  • Учредительные документы юридического лица   (включая свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица), либо их копии,  если указанные документы ранее представлялись в   Управление вместе с заявлением о государственной регистрации прав;

  • Нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (руководителям организаций, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, предоставлено право заверять копию устава юридического лица своей подписью и печатью организации);

  • Копии документов, удостоверяющих личность представителя юридического лица.

Вопрос: При регистрации прекращения аренды нужно ли оплачивать государственную пошлину юридическому лицу-арендатору?

Ответ: В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина за регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество не уплачивается.

Дополнительно сообщаем, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. Таким образом государственная регистрация соглашения о расторжении договора подпадает под действие пп. 8.2 п. 3 ст.333.35 НК РФ, на основании которого за совершение юридически значимого действия государственная пошлина не уплачивается.

 

Вопрос: Подскажите, нужно ли юридическому лицу (ООО) при регистрации перехода прав на недвижимое имущество представлять справку о крупности и заинтересованности?

Ответ: Да, это необходимо. Согласно п. 1 ст. 45 и п. 1 и 3 ст. 46 ст. Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, члена коллегиального исполнительного органа общества или заинтересованность участника общества, имеющего совместно с его аффилированными  лицами двадцать и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, не могут совершаться обществом без согласия общего собрания участников общества. Сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, считается крупной. Решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества. Если же сделка не является крупной и в ней отсутствуют признаки заинтересованности, юридическое лицо представляет документ (справку), подтверждающий данное обстоятельство.

Контакты для СМИ

отдел организации, мониторинга и контроля Управления  Росреестра по Санкт-Петербургу  +7 812 245 26 56

pr@gbr.ru

www.to78.rosreestr.ru

190000, г. Санкт-Петербург, ВОХ 1170

 


В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия на тему: «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости».

На вопросы горожан отвечала начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости - Ащеулова Ольга Васильевна.

Приводим некоторые ответы.

Вопрос: В какой срок подаются заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости?

           Ответ: В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и на основании определением Верховного суда Российской Федерации от 15.07.2015 № а-АПГ15-15 оспорить в Комиссии возможно только актуальную кадастровую стоимость в течение пяти лет с даты внесения ее в ГКН либо до даты внесения в ГКН результатов очередной государственной кадастровой оценки.
В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной в соответствующем отчете, такая кадастровая стоимость вносится в ГКН с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, либо с даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, если такая кадастровая стоимость внесена после 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
           Вопрос:  Какие требования предъявляются к отчету об оценке рыночной стоимости объекта оценки?

Ответ: Требования, предъявляемые к отчету об оценке рыночной стоимости объекта оценки, установлены статьей 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартом оценки № 3, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299.
Одно из отличий указанного Федеральной службы оценки (далее - ФСО) от предыдущей редакции, которая была утверждена приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254, состоит в том, что теперь электронная форма отчета об оценке должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью оценщика (оценщиков), который провел оценку, а также (а не «или», как было ранее) подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Вопрос: Какие результаты определения кадастровой стоимости можно оспорить в настоящее время?

 Ответ: В настоящее время можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные следующими приказами:
– приказами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербургу:
№ 365 от 17.10.2013 в отношении земельных участков по состоянию на 12.08.2013 (в ГКН результаты определения кадастровой стоимости внесены  24.10.2013);
№ 6 от 15.01.2013 в отношении объектов незавершенного строительства и сооружений по состоянию на 01.07.2012 (в ГКН результаты определения кадастровой стоимости внесены  14.03.2013);
№ 390 от 17.11.2014 в отношении помещений площадью более 3000 кв. м и зданий по состоянию на 28.05.2014 (в ГКН результаты определения кадастровой стоимости внесены  26.12.2014);
– приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга № 59п от 27.08.2015 в отношении помещений менее 3000 кв. м, в том числе квартир и нежилых помещений, по состоянию на 01.12.2014 (в ГКН результаты определения кадастровой стоимости внесены  21.09.2015).

Вопрос: Где можно ознакомиться с кадастровыми отчетами и рыночными отчетами,  на основании которых изменена кадастровая стоимость?

 Ответ: Отчеты об определении кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки и отчеты об оценке рыночной стоимости, на основании которых была изменена кадастровая стоимость по результатам рассмотрения споров в Комиссии, размещены в Фонде данных государственной кадастровой оценки (ФД ГКО) на официальном сайте Росреестра в подразделе «Кадастровая оценка» раздела «Деятельность».

Вопрос: Как можно самостоятельно узнать кадастровую стоимость интересующего объекта недвижимости?

 Ответ: С результатами кадастровой оценки можно ознакомиться:
– на Публичной кадастровой карте Российской Федерации (http://maps.rosreestr.ru);
– на официальном сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости» (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request);
– в Региональной информационной системе «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (РГИС, http://rgis.spb.ru).
Сведения о кадастровой стоимости предоставляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу. Для получения официальных сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо:
-Обратиться с запросом в любой отдел МФЦ;
-Воспользоваться порталом Росреестра, используя электронный сервис государственных услуг;
-Направить запрос в Филиал почтовым отправлением в соответствии с Порядком предоставления сведений, внесенных в ГКН, установленный приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 №75.Справка об интересующих объектах предоставляется бесплатно.

Контакты для СМИ

отдел организации, мониторинга и контроля Управления  Росреестра по Санкт-Петербургу           +7 812 245 26 56

pr@gbr.ru

www.to78.rosreestr.ru

190000, г. Санкт-Петербург, ВОХ 1170


В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам организации пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На вопросы горожан отвечала начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости - Ащеулова Ольга Васильевна.

Приводим некоторые ответы.

Вопрос: Каков срок подачи заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости?

Ответ: В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ, далее – Закон об оценочной деятельности) заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Закон об оценочной деятельности, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Вопрос: Кто может оспорить результаты определения кадастровой стоимости и где?

Ответ: Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Результаты определения кадастровой стоимости можно оспорить в Комиссии и в суде, причем:

– для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления до оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в суде необходимо предварительно обратиться в Комиссию;

– для физических лиц при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в суде предварительное обращение в Комиссию не является обязательным.

Вопрос: Каковы сроки применения кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии или суда?

Ответ: Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость, установленная решением Комиссии или суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения        в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Вопрос: Какие результаты определения кадастровой стоимости можно оспорить в настоящее время?

Ответ: В настоящее время можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные следующими приказами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербургу:

– № 365 от 17.10.2013 в отношении земельных участков по состоянию на 12.08.2013 (в ГКН результаты определения кадастровой стоимости внесены  24.10.2013);

– № 6 от 15.01.2013  в отношении помещений менее 3000 кв. м, в том числе квартир, а также объектов незавершенного строительства и сооружений по состоянию на 01.07.2012 (в ГКН результаты определения кадастровой стоимости внесены  14.03.2013);

– № 390 от 17.11.2014 в отношении помещений площадью более 3000 кв. м и зданий по состоянию на 28.05.2014 (в ГКН результаты определения кадастровой стоимости внесены  26.12.2014).

Вопрос: Как самостоятельно узнать кадастровую стоимость интересующего объекта недвижимости?

Ответ: С результатами кадастровой оценки можно ознакомиться:

– на Публичной кадастровой карте Российской Федерации (http://maps.rosreestr.ru);

– на официальном сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости» (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request);

– в Региональной информационной системе «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (РГИС, http://rgis.spb.ru).

Для получения официальных сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо обращаться в орган кадастрового учета – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу с запросом по каждому интересующему объекту недвижимости, составленном в соответствии с Порядком предоставления сведений, внесенных в ГКН, установленный приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75. Справка предоставляется бесплатно.

Контакты для СМИ

отдел организации, мониторинга и контроля Управления  Росреестра по Санкт-Петербургу

+7 812 245 26 56

pr@gbr.ru

www.to78.rosreestr.ru

190000, г. Санкт-Петербург, ВОХ 1170

 


В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам рассмотрения  споров о результатах определения кадастровой стоимости и деятельности Комиссии, созданной при Управлении для рассмотрения данных споров (далее – комиссия).

Приводим некоторые ответы на поступившие вопросы:

Изменился ли срок подачи заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости?

Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), в том числе изменены сроки подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости:

– до внесения изменений в Закон об оценочной деятельности в комиссию возможно было обратиться в течение шести месяцев;

– после внесения изменений в Закон об оценочной деятельности – не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости:

«…заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов (далее – ГКН) определения кадастровой стоимости по дату внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.» (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Где можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости?

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности:

– юридическими лицами, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде с обязательным предварительным обращением в комиссию;

– физическими лицами для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Какие документы необходимо представлять для оспаривания кадастровой стоимости?

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности необходимо подать заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (примерные формы размещены на официальном сайте Управления) с приложением следующих документов:

кадастровой справки о кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости;

нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений, то документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, то отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа;

если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%, то положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков;

также могут прилагаться иные документы.

Что представляет собой электронная форма документов?

В статье 11 Закона об оценочной деятельности определено, что: «Отчет, составленный  в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Федеральным стандартом оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 № 328, установлено, что «Копия экспертного заключения может храниться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Иными словами, электронная форма документа – это документ, зафиксированный на электронном носителе – файл в формате, например, PDF или DOC, подтвержденный усиленной квалифицированной электронной подписью, которая представляет собой файл, например, в формате SIG.

Возможно ли предъявление в Комиссию отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного для банка с целью получения залога (ипотеки)?

Любая оценка недвижимости осуществляется с учетом требований Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требований стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.

Поэтому отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный для пересмотра кадастровой стоимости этого объекта, прежде всего, формально соответствовать требованиям Закону об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и т.д., например, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Какие документы необходимо подать в Комиссию по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, используемых при определении его кадастровой стоимости, если за основу брать Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 463?

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на основе перечня объектов недвижимости, сформированном органом кадастрового учета из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Для получения сведений об объекте недвижимости, которые были использованы при определении его кадастровой стоимости, необходимо обратиться:

– к заказчику работ (в настоящее время – в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга), если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, с соответствующим заявлением (запросом) с перечислением всех интересующих объектов недвижимости;

– в орган кадастрового учета (филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу) с составленным на каждый объект недвижимости запросом о предоставлении сведений, внесенных в государственной кадастр недвижимости, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Закона об оценочной деятельности.

Сведения об объекте недвижимости, полученные из приказа от 30.12.2014 № 463, не могут являться основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по недостоверности сведений.

 


В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам предоставления сведений из учетных систем Росреестра

Специалисты Управления Росреестра по Санкт-Петербургу и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу отвечали на  вопросы граждан о предоставлении информации из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Приводим некоторые ответы на вопросы. 

Вопросы по предоставлению информации из ЕГРП.

Вопрос: Какая информация содержится в выписке из ЕГРП на объект?

Ответ: Согласно п.1. ст.7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ  Выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.


         Вопрос: Могу ли я узнать, кто запрашивал сведения о моей квартире?

Ответ: Согласно п.4. ст.7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ  Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права. Эти сведения предоставляется правообладателю в срок не более чем семь рабочих дней.


         Вопрос: Могу ли я получить выписку из ЕГРП о правах на объект, расположенный в Новгородской области, и в какой срок?

Ответ: Да, можете, В соответствии с  пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав соответствующего запроса (максимальный срок).


        Вопрос: Могу ли я на основании одного запроса о предоставлении сведений из  ЕГРП получить сразу несколько выписок?

Ответ: Согласно пункту 26 Порядка, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 № 180, физическим лицам на основании одного запроса выдается один документ, в виде которого предоставляются сведений.


Вопрос: Сколько по времени действительна выписка из ЕГРП?

Ответ: В соответствии с пунктом 33 Приказа Министерства Экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сведения, предоставленные на основании запроса, независимо от способа предоставления являются актуальными (действительными) на дату получения запроса органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Таким образом, срок действия выписки из ЕГРП не устанавливается.


        Вопрос: Требуется ли наличие выписки из ЕГРП в пакете документов при подаче заявления на государственную регистрацию прав?

Ответ: Выписку из ЕГРП не требуется представлять. Перечни документов, необходимых для проведения государственной регистрации прав, размещены на сайте Управления.

Вопросы по предоставлению информации из ГКН.

Вопрос: Получено уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке. Возможно ли в данном случае вернуть внесенную плату?

Ответ: Уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости также является результатом оказания государственной услуги. В соответствии с частью 11 статьи 14 Закона о кадастре внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено данной частью, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы. В Вашем случае плата возврату не подлежит.

        Вопрос: В каком виде можно получить сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости?

Ответ: Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и кадастровом номере объекта недвижимости предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 № 566 «Об утверждении формы кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости». Кадастровую справку о кадастровой стоимости земельного участка вы можете бесплатно заказать на официальном сайте www.rosreestr.ru, воспользовавшись электронными сервисами Росреестра.


         Вопрос: Какие документы необходимы для получения кадастрового паспорта?

Ответ: Для получения  кадастрового паспорта заявителю необходимо представить:
-  запрос по форме, установленной приказом Минэкономразвития России № 75 от 27.02.2010 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»;

- надлежащим образом оформленную доверенность (в случае представления запроса представителем заявителя).

Данная услуга подлежит оплате в соответствии с размерами платы, утвержденными приказом Минэкономразвития России № 343 от 24.07.2007 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН, и размерах такой платы»;


         Вопрос: Кто может запрашивать сведения из государственного кадастра недвижимости?

Ответ: Сведения из ГКН может запросить любое заинтересованное лицо.


         Вопрос: В чем разница между запросом о предоставлении сведений, поданным в МФЦ, и запросом, поданным через официальный сайт Росреестра?

Ответ: Основная разница – в скорости предоставления сведений. При подаче документов через сайт не тратится время на доставку пакета бумажных документов из МФЦ в филиал Кадастровой палаты, а в случае запроса сведений в виде электронного документа – на доставку готового кадастрового паспорта в МФЦ для выдачи. При запросе сведений в виде электронного документа по кадастровому номеру вы получите документ уже на следующий день после подтверждения оплаты. Оплатить предоставление сведений можно также не выходя из дома, через платежные системы Сбербанка, Qiwi-банка, или посредством списания денежных средств с мобильного телефона или карты любого банка (кредитного учреждения).


В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия на тему «Вопросы созданной при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»

Приводим некоторые ответы.

Вопрос: Каковы сроки подачи заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости?

Ответ: Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014, далее – Федеральный закон) заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов (далее – ГКН) определения кадастровой стоимости по дату внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки  или в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

 

Вопрос: Можно ли оспорить результаты определения кадастровой стоимости, не обращаясь в Комиссию?

Ответ: Согласно статье 24.18 Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц:

  • юридическими лицами, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде с предварительным обращением в Комиссию;
  • физическими лицами – в суде или комиссии, причем, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию не является обязательным.

 

Вопрос: Какие документы необходимо представлять в случае несогласия с утвержденной кадастровой стоимостью?

Ответ: Согласно статье 24.18 Федерального закона к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (примерные формы размещены на сайте Управления) обязательно должны прилагаться следующие документы:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость);

положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации (далее – СРО) оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой СРО оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии (обязательно, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%);

также могут прилагаться иные документы.

Вопросы электронных форм документов регулируют:

  • статья 11 Федерального закона: «Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;
  • федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 № 328: «Копия экспертного заключения может храниться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.».

 

Вопрос: Как самому предварительно рассчитать кадастровую стоимость земельного участка в случае возможного изменения вида разрешенного использования?

Ответ: Заказчик работ по определению кадастровой стоимости земельных участков по результатам определения кадастровой стоимости утверждает удельные показатели кадастровой стоимости земель, т.е. стоимость 1 кв. м (далее – УПКС) соответствующего вида разрешенного использования (далее – ВРИ) для кадастрового квартала на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость земельных участков.

Так, в настоящее время действуют утвержденные приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 17.10.2013 № 365 по состоянию на 12.08.2013 УПКС земель соответствующего ВРИ для кадастрового квартала, т.е. для предварительного расчета кадастровой стоимости земельного участка необходимо УПКС планируемого ВРИ земельного участка в конкретном кадастровом квартале умножить на площадь этого земельного участка.

 

Дата изменения: 20 мая 2016 г.