Медиация

Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти взаимовыгодное решение.

Медиация как технология окончательно оформилась относительно недавно – в середине XX века. Но ранее существовали и иные формы посредничества в конфликтах, уже содержавшие в себе принципиальные черты медиации. Технология медиации отличается от арбитража тем, что большая часть ответственности за процесс обсуждения и решения конфликта лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор структурирует обсуждение, помогая направить дискуссию в конструктивное русло. Очевидно, что современная школа хорошо знакома с технологией арбитража. Но в настоящее время появилась возможность для реализации и другой формы разрешения конфликтов – медиации.

Если говорить о медиации как о технологии, то очень важно обозначить четыре основных принципа ее реализации.

Первый принцип – нейтральность медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации. Задача медиатора состоит в том, чтобы организовать процесс эффективного обсуждения.

Второй принцип медиации – добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всѐ происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.

Когда обе стороны заинтересованы в разрешении конфликта, то общение между ними происходит более конструктивно – они сами стремятся найти решение проблемы, с которой они столкнулись. Следует отметить, что, как правило, к медиатору за помощью обращается сначала одна сторона. Задача медиатора состоит в том, чтобы выявить интересы второй стороны и смотивировать ее участвовать в поисках взаимовыгодно решения.

Тот факт, что вторая сторона соглашается на медиацию, становится возможным в силу природы самого конфликта. Дело в том, что конфликтная ситуация зачастую возникает именно потому, что все участники конфликта не могут в полной мере удовлетворить свои интересы без участия друг друга. Если бы они могли достичь желаемого иными способами, то конфликт бы не возник. Медиатор в работе с каждым выявляет те аспекты, в которых участники конфликта зависят друг от друга, что помогает им лучше понять сложившуюся ситуацию.

Третий принцип медиации – конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Сами стороны, в свою очередь, вольны распоряжаться полученной в ходе медиации информацией так, как им заблагорассудится. Зачастую, однако, стороны при содействии медиатора заключают друг с другом соглашение о конфиденциальности, если в этом есть реальная необходимость. Конфиденциальность в медиации помогает сторонам «сохранить лицо» и почувствовать себя защищенными, что очень важно в ситуации острого конфликта.

Четвертый принцип медиации – равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.

Благодаря соблюдению этих четырѐх принципов обеспечивается достижение участниками конфликта договоренности, устраивающей каждого из них.

Документы для организации деятельности службы медиации

Положение о службе медиации

Алгоритм внедрения службы медиации

Подробную информацию смотрите на сайте Центра психолого-медико-социального сопровождения Кировского района (ЦПМСС) - http://www.kirov.spb.ru/sc/ppms/index.php?option=com_content&task=view&id=275&Itemid=147

 

Дата изменения: 27 ноября 2015 г.