Размещение заказов

При формировании, размещении и исполнении государственного заказа Санкт-Петербурга особое внимание уделяется реализации антикоррупционной политики.

Основным способом размещения заказа являются открытые торги. Информация о проводимых торгах размещена в свободном доступе в сети Интернет.

Информационными ресурсами при размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг являются:

  • Автоматизированная информационная система государственного заказа (АИСГЗ);
  • сайт Санкт-Петербурга - сайт Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий в том числе информацию о формировании (планировании), размещении и исполнении государственного заказа Санкт-Петербурга (www.gz-spb.ru)
  • Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ООС) (www.zakupki.gov.ru);

Координацию взаимодействия АИСГЗ с ООС в 2013 году осуществляет Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга лице Санкт-Петербургского Государственного унитарного предприятия «Информационно-методический центр».

Подведомственные учреждения района являются самостоятельными заказчиками.


КТО МОЖЕТ ЖАЛОВАТЬСЯ

на действия Заказчика при проведении электронного аукциона 

Участником размещения заказа, в том числе участником аукциона в  электронной  форме, может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

 Обжалование действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки, аукционной комиссии допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке возможно в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе (это относится к  действию комиссии по размещению заказа), обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе или при заключении контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения контракта.

По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.


Отечественные и зарубежные исследователи практически единодушны в том, что к числу наиболее коррупционноемких областей внутригосударственной жизни относится сфера закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. С целью  решения данной проблемы  был принят "пакет» антикоррупционных законов и соответствующих подзаконных актов, данное обстоятельство получило свое нормативное закрепление.

К числу таких норм можно отнести:

1) подп. "в" и "г" п. 1 разд. II Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., которые предусматривают:

- совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ участникам размещения заказа;

- обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;

2) п. 12 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", который в качестве одного из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции определяет обеспечение открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

3) разд. III Перечня должностей федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, в соответствии с которым на государственных служащих, включая военнослужащих, в чьи служебные обязанности входит осуществление государственных закупок, возложена обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В развитие  антикоррупционных мер в 2011 году был совершен переход к полномасштабному применению электронных торгов, которые исключают  возможность административного «ручного» отбора компаний на госзаказе. Практически весь документооборот по размещению государственного заказа  осуществляется в электронной форме. С использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП)  размещаются заказы на Общероссийском официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) и на электронных площадках.

Однако, несмотря на принимаемые меры, сфера государственного заказа не исключает  коррупционных рисков.

С целью исключения коррупционной составляющей участник размещения заказа вправе подать жалобу при размещении заказа для нужд субъекта РФ в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти  (ФАС) или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ.

Действующим законодательством предусмотрен определенный  порядок рассмотрения жалоб.

Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, государственной комиссии по размещению заказа в судебном порядке или в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Обжалование в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, не является препятствием для обжалования действий (бездействия) в судебном порядке.

Обжалование допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте итогового протокола, а в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола. По истечении указанного срока обжалование осуществляется только в судебном порядке.

Размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов органов - только судом.

Участник размещения заказа вправе подать жалобу в письменной форме, в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти при размещении заказа для федеральных нужд.

Участник размещения заказа вправе подать жалобу только в письменной форме. Неисполнение данного правила влечет отказ в приеме жалобы к рассмотрению.

При подаче жалобы участник размещения заказа направляет копию жалобы заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, государственную комиссию по размещению государственного заказа, действия (бездействие) которых обжалуются.

Жалоба должна содержать:

- наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;

- наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;

- указание на размещаемый заказ и на обжалуемые действия (бездействие), доводы жалобы.

 Участник размещения заказа, подавший жалобу, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Жалоба подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Данный перечень является обязательным. Его неисполнение  влечет отказ в приеме жалобы к рассмотрению.

Жалоба возвращается участнику размещения заказа в случае если:

1) жалоба не содержит вышеуказанных сведений;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении установленных сроков;

4) жалоба на те же действия (бездействие) принята судом к рассмотрению или по ней принято решение суда;

5) жалоба подана неуполномоченным лицом;

6) уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ установит, что жалоба на те же действия (бездействие) уже подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти;

7) уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта РФ.

Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.

 

Дата изменения: 25 ноября 2015 г.