Информация о районе

Кировский район расположен на юго-западе Санкт-Петербурга и выходит к берегу Невской губы Финского залива. На севере граница района с Адмиралтейским районом проходит по реке Екатерингофке и площади Стачек, на востоке - с Московским районом - по линии железной дороги на Ломоносов, и на юге - с Красносельским районом - по проспекту маршала Жукова и реке Красненькой. В состав района входят исторические местности: Нарвская застава, Автово, Дачное и восточная часть Лигово, а также острова Невской губы - Гутуев, Канонерский и Белый. Площадь района - 4,8 тыс.га. До революции в городскую черту входили лишь север и северо-запад современной территории района (к северу от реки Таракановки), они находились в составе Нарвской части. Земли к югу от Таракановки входили в пригородный Петергофский участок.

В марте 1917 года на территории Петергофского участка Петрограда был образован Петергофский район, в последующие годы он несколько раз переименовывался, менялись границы, но территория того, первоначального района, и сегодня является основной частью Кировского района. В 1930 году Нарвский район отделили от Московского, а в 1934 году переименовали в Кировский. Свои современные границы Кировский район получил в 1973 году после выделения из него Красносельского района. До революции северная часть современного Кировского района, так называемая Нарвская застава, была самым крупным рабочим предместьем Санкт-Петербурга.

Еще в 1801 году на седьмую версту проходившей здесь Петергофской дороги был переведен из Кронштадта Казенный чугунолитейный и металлический завод (нынешний Кировский завод), в 1860-х годах приобретенный Н.Путиловым . Создание в конце 1850-х годов Балтийской и Варшавской железных дорог и перенос в 1880-х годах торгового порта из Кронштадта на Гутуевский и прилегающие к нему острова быстро превратили Нарвскую заставу в крупнейший промышленный район города. Вокруг промышленных предприятий возникли улицы, где строились бараки и доходные дома, в которых поселялись рабочие. Рабочие жили и в деревнях, в прошлом принадлежавших дворцовому ведомству и населенных государственными крестьянами: Волынкине, Верхнем и Нижнем Аутове (Автове), Емельяновке, Ямской слободе, Дачном, Ульянке, Лигово. Как Нарвская застава, так и пригородные деревни были застроены, в основном, деревянными домами без удобств. От Нарвской заставы до Путиловского завода ходила конка, которую в 1907 году сменил трамвай. Как и на других рабочих окраинах, здесь не было канализации и водопровода. После революции Нарвская застава и деревни вошли в городскую черту.

Их застройка каменными домами и благоустройство началась уже в середине 1920-х годов. Первый архитектурный ансамбль из 15 каменных трех-,четырехэтажных домов был создан на Крыловом переулке, переименованном в Тракторную улицу (в честь выпуска первых тракторов на Путиловском заводе). В 1928 году новые дома были построены на месте деревни Волынкино. В 1930-х годах сформировались в их современном виде площади Стачек (бывшая Нарвская) и новая - Кировская. В годы Великой Отечественной войны передний край обороны проходил вблизи южной границы района и территория района непрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам. В послевоенные годы застройка района продвигалась постепенно к югу. В 1950-1960 годы были застроены современными домами бывшая Нарвская застава и Автово, в 1960-1970 - Дачное, Ульянка и слившаяся с ней восточная часть Лигово. К началу 1980-х годов современная застройка охватила уже всю территорию района. В настоящее время население Кировского района составляет 354 тыс.человек. Поскольку Кировский район застраивался раньше других новых районов города, обеспеченность площадью населения в нем меньше (жилой фонд 6,1 млн.кв.м, 16,1 общей площади на человека).    Промышленность и транспорт Кировского района занимают одно из основных  мест в хозяйстве Санкт-Петербурга. Здесь расположено старейшее машиностроительное предприятие города - Кировский (Путиловский) завод, на котором работает значительная часть населения района.

Большое значение имеют судостроение и электромашиностроение, производство цемента, строительных конструкций, железобетонных и асфальтовых изделий и других строительных материалов, стального проката, химических продуктов, товаров народного потребления. В районе две ТЭЦ, крупнейший в России морской торговый порт, лесной порт. В районе находятся: Университет водных коммуникаций, Балтийский технический университет, Технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности, несколько технических научно-исследовательских и проектных институтов (среди них один из самых известных - Институт синтетического каучука им.С.В.Лебедева на Гутуевом острове). Через территорию района проходит Кировско-Выборгская линия метрополитена (станции "Нарвская", "Кировский завод", "Автово", "Ленинский проспект", "Проспект Ветеранов"), связывающая все его части между собой и дающая выход в центр города. Для связи с центром города жители района используют также железную дорогу (станции "Броневая", "Ленинский проспект", "Дачное" и "Ульянка"). Большая протяженность района и разновременность застройки разных его частей обусловили то, что каждая из них имеет свои центры торговли и культурно-бытового обслуживания. Вместе с тем, в отличие от других новых районов города, в Кировском районе есть главная транспортная магистраль - это проспект Стачек (бывшее Петергофское шоссе). Он начинается от площади Стачек и тянется в южном направлении через Автово к Ульянке, где переходит в Петергофское шоссе. В Автово проспект пересекает Комсомольскую площадь, от которой отходит Краснопутиловская улица (бывшая Царскосельская) - важная транспортная магистраль, связывающая Кировский район с Московским. Южнее, в Дачном, проспект Стачек пересекает Ленинский проспект, составляющий часть Центральной Дуговой магистрали. Краснопутиловская улица и Ленинский проспект пересекают линию железной дороги на Ломоносов по построенным в 1960-1970 годы путепроводам. Главными центрами северной части Кировского района являются площади Стачек и Кировская.

Площадь Стачек находится на пересечении проспектов Старо-Петергофского, Нарвского и   Стачек и служит как бы въездом в Кировский район из центра Санкт-Петербурга. На ней находятся Триумфальные ворота (архитектор В.Стасов), открытие которых состоялось в 1834 году. Основные здания, окружающие площадь (универмаг, Дворец культуры им.Горького и др.), построены в конце 1920-1930-х годов. В послевоенные годы на площади создан подземный переход. Выходящая на площадь станция метрополитена "Нарвская" - важный транспортный узел северной части Кировского района. Отсюда отправляются троллейбусы в южную часть района по проспекту Стачек, а трамваи и автобусы - на север и к отделенному от остальной части района рекой Екатерингофкой острову Гутуеву, где находится Морской порт (к острову Гутуеву, Канонерскому и Белому ведет Двинская улица). Кировская площадь, в отличие от площади Стачек, новая; она возникла в 1930-х годах, когда на ней было построено здание, в котором теперь размещается территориальное управление Кировского района

Окружающие площадь дома построены в конце 1940-1950-х годов. Южнее Кировской площади проспект Стачек пересекает улица Трефолева (бывшая Петергофская), по которой проходят трамвайные линии, связывающие северную и южную части района. Центральная площадь Автово - Комсомольская площадь (бывшая Круглая); от нее отходит на восток Краснопутиловская улица, по которой проходит троллейбусная линия к Московскому району. Вблизи Комсомольской площади на проспект Стачек выходят проходные Кировского завода и станция метрополитена "Кировский завод". Недалеко от них на проспекте Стачек, д.45 находится сохранившийся памятник архитектуры ХУШ века, построенный по проекту Д.Кваренги - "Дача Дашковой", принадлежавшая Е.Дашковой. Теперь в ней размещается Дворец бракосочетания. В южной части Кировского района, в Дачном и в Ульянке, основными транспортными магистралями и главными торговыми улицами служат: Ленинский проспект, проспект Ветеранов, пограничный с Красносельским районом проспект маршала Жукова и пограничный с Московским районом проспект Народного Ополчения. На проспектах Ленинском и Ветеранов размещаются одноименные станции метрополитена. Между проспектами Стачек и Народного Ополчения расположен парк "Александрино", созданный на месте, где была усадьба, принадлежавшая во второй половине ХУШ века военному деятелю Чернышеву, а с середины Х1Х века - графу Шереметеву. В парке сохранился памятник архитектуры ХУЩ века - усадебный дом "Чернышева дача". Парк "Александрино" является местом отдыха жителей южной части Кировского района.


Доклад главы администрации на отчете об итогах социально-экономического развития Кировского района за 2013 год и задачах на 2014 год

Буклет об итогах социально-экономического развития за 2013 год

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.