Историческая справка

Впервые в письменных документах об ижорских поселениях говорится в булле римского папы Александра III к  упсальскому епископу Стефану в 1164-1181 годах, призывающей к распространению католичества на прибалтийско-финские народы. Затем в 1221 году ижора упоминается в Хронике Генриха Латвийского, в связи с вторжением немецких рыцарей в ее земли. Новгородская летопись в 1228 году повествует об участии ижоры в отражении набега финского племени емь в Приладожье. К этому же времени, то есть к концу XII началу XIII веков относятся первые немногочисленные археологические памятники, обнаруженные на некотором удалении к югу и северу от Невы и связываемые с ижорой.

Во времена новгородской республики на землях южного берега  Невы и её притоков проживало многочисленное племя ижоров. Новгородская летопись сохранила имя знатного ижорца Пелгуя (Пелгусия), руководившего пограничной новгородской стражей на здешних местах и сообщившего летом 1240 года новгородскому князю Александру  Ярославичу о приходе шведского войска. Двадцатилетний князь, собрав войско, двинулся навстречу врагу. 15 июля 1240 года состоялась знаменитая Невская битва в устье реки Ижоры, закончившаяся победой русских полков. После этой битвы князь Александр вошел в историю как Александр Невский, в 1549 году русская православная церковь причислила князя к лику святых. 30 августа 1724 года в Усть-Ижору прибыл император Петр I. Он встречал здесь переносимые из Владимира мощи святого благоверного князя Александра Невского, одного из небесных покровителей Санкт-Петербурга. С этого дня мощи великого сына земли русской хранятся в храмах Александро-Невской лавры. Сейчас в поселке Усть-Ижора Колпинского района силами объединения "Невская битва" и жителей Колпинского района восстановлена церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, построенная в конце XVIII в.

Упоминания о селениях на реке Ижоре можно найти в новгородских писцовых книгах. Так в районе современного города Колпино в 1500 году находилось поселение, называемое "рядок у клетей", в котором жили торговые люди. В тот период, по Неве пролегал главный торговый путь, связывающий Новгород с Западом. За долгое время путешествий купцам нужно было пополнять запасы пищи, ремонтировать суда. Для этой цели очень удобно было устье Ижоры с пологими берегами, где и образовалась своеобразная торгово-перевалочная база.

В 1706 года в 25 верстах от Петербурга на болотистых берегах Ижоры появились работные люди, крепостные крестьяне Новгородского, Пошехонского Белозерского уездов, присланные сюда, по царскому указу, Санкт-Петербургским Адмиралтейским двором. Они валили огромные кряжи дубов, разделывали бревна, тесали балки, вязали и сплавляли древесину вниз по Ижоре в Неву, на Адмиралтейский двор.

В 1707 году Петр 1 пожаловал своему ближайшему сподвижнику, светлейшему князю А.Д. Меншикову земли по обоим берегам реки Ижоры, который на месте шведской пильной мельницы силами своих крестьян возобновляет в 1710 году лесопильное производство. Через два года пильни на Ижоре согласно царского указа передаются в Адмиралтейскую коллегию. Они отправляют свою продукцию на строительство кораблей Балтийского флота. В 1753-1764 годах при них открылось несколько производств: протяжки медных листов для обшивки донной части кораблей, якорное и кирпичное производства.

Селение Колпино при Ижорских пильных мельницах росло. По плану 1763 года в нем было уже три слободы: правобережная Никольская и две левобережные - Чухонская и Новая. Чухонская слобода своим названием обязана коренным жителям здешних мест - ингерманландским финнам. Деревни Лангелово и Мокколово, расположенные вблизи Колпина на левом берегу Ижоры, упоминаются в новгородских писцовых книгах 1500 г. Чухонцы, так звали финнов в России, работали на Ижорских мельницах со времени их основания, в штате предприятия в начале XVIII века состоял переводчик. Ко времени царствования Екатерины II относится основание поселений колонистов, переселенцев из немецких земель. В 1765 году на правом берегу Ижоры поселилось 28 семей. К 1917 году так называемых немецких колоний было уже три. Колонисты, сохраняя особенности жизненного уклада, родной язык и веру, из поколения в поколение трудились на благо новой родины. Они служили на Ижорских заводах; призывались в русскую армию в военные годы; торговали в Колпине. Сейчас правобережные и левобережные районы проживания чухонцев и немцев вошли в черту города Колпино.

Точная дата закладки города Колпино по архивным документам не определена. Известно, что это событие совершилось летом 1722 года. День рождения своего города колпинцы традиционно отмечают 12 сентября, совмещая свой праздник с днем памяти святого благоверного князя Александра Невского.

Рост Колпина был обусловлен расширением Ижорских производств. В развитии же предприятия, работавшего на флот, было заинтересовано государство. В начале царствования Екатерины II английский купец Родион Меер обратился к императрице с прошением о приобретении убыточных тогда ижорских лесопилен. Просьба, рассматривавшаяся Сенатом, была отклонена во многом благодаря позиции императрицы, видевшей большие перспективы в сохранении производства в руках государства.

Реконструкция Адмиралтейских Ижорских заводов начала XIX века благоприятно сказалась на селе Колпино. 1 октября 1803 года император Александр I подписал план переустройства колпинских  заводов. Строились новые мастерские и административные здания, перестраивалась  плотина через основное русло реки Ижоры, существующая и по сей день. В начале XIX века в Колпине работал выдающийся зодчий - Василий Иванович Гесте (Вильям Гесте). Он планировал застройку села, по его проектам были построены мастерские и здание заводоуправления, сохранившиеся и по ныне.

На Ижорских заводах работали выдающиеся инженеры и организаторы русской промышленности: Карл Гаскойн (1803-1806) и Александр Вильсон (1806-1856). Их усилиями Ижорские заводы вышли на мировой уровень. В Колпине работали школа и больница при заводах.  По инициативе А. Вильсона в Колпине были открыты мастерская искусственных цветов и школа для девочек.

Существенно оживила жизнь села Николаевская железная дорога, станция которой появилась в Колпине в 1847 году. "Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений" писал в связи с этим событием: "С тех пор как открыта езда по железной дороге из Петербурга в Москву, жители столицы узнали, что такое Колпино. В 45 минут вы проезжаете расстояние в 23 версты и, высмотрев все любопытное, можете возвратиться к вечеру домой. Прямые улицы с чистенькими домами, числом до 900, дают Колпину вид опрятного уездного города, каких у нас не слишком много в глубине России. Все население состоит из мастеровых и чиновников, служащих при заводе. Каждый имеет свой дом, патриархально передавая его вместе с занятиями по службе из рода в род".

С введением в 1862 года на Ижорских заводах вольнонаемного труда встал вопрос об изменении статуса Колпино. 23  октября 1878 года Александр II подписал указ о переводе села Колпино в ранг посада и о подчинении его гражданским властям. Изменение статуса способствовало бурному росту нашего города. Население посада, составлявшее семь тысяч человек, избрало в 1880 году  первый состав депутатов местного самоуправления - посадской думы.

23 сентября 1881 года посаду Колпино указом императора Александра III был дарован герб. В гербе посада - столбы, символизирующие железнодорожный путь Николаевской дороги и золотые пламена, олицетворяющие разнообразную промышленность Колпина.

Статус города Колпино получил в 1912 году, тогда же был учреждён его герб; в 1917 году в нем насчитывалось уже 25 тыс. жителей.

Современный герб муниципального образования г. Колпино - наследник исторической реликвии.

После  Великой Октябрьской революции 1917 года история Колпино аналогична истории многих  городов России. Развитие города осуществлялось в соответствии с планами ВСНХ РСФСР и Правительства СССР.

К сожалению, за эти годы были утрачены некоторые исторические и архитектурные памятники.

Однако ижорцам удалось сохранить элементы производственного оснащения завода различных эпох. Сохранены элементы водяных приводов пильной мельницы XVII века и кузнечно-прессового оборудования XIX века, которые в настоящее время являются частью экспозиции музея Ижорского завода.

Таким образом, город Колпино является не только памятником формирования и развития Земли Русской (Невская битва), но и памятником становления, формирования и развитя промышленности России, особенно металлургии.

В число районов г.Ленинграда город Колпино был включен в августе 1936 года после ликвидации Пригородного района Ленинградской области. А в качестве административной единицы район окончательно сформировался после присоединения к городу Колпино в 1954 году Усть-Ижорского, Понтонного (1953г.) и Петро-Славянского (1954г.) поселковых Советов, входивших ранее в состав Тосненского района Ленинградской области.

В 1996 году на территории Колпинского района было создано пять муниципальных образований: МО пос.Металлострой, МО пос.Понтонный, МО пос.Усть-Ижора, МО пос. Саперный, МО пос.Петро-Славянка. В 1997 году муниципальное образование было сформировано и на территории г.Колпино.

В настоящее время Колпинский административный район Санкт-Петербурга расположен на Юго-Восточной окраине города и граничит с Невским, Фрунзенским и Пушкинским районами Санкт-Петербурга, а также со Всеволожским (по р.Нева), Кировским и Тосненским районами Ленинградской области. Расстояние между крайними точками Колпинского административного района в направлении с северо-запада на юго-восток составляет 15 км, с запада на восток - 8 км., от Колпино до центра Санкт-Петербурга - примерно 25 км.

Площадь территории района 105,6 кв.км., что составляет 7,5% территории Санкт-Петербурга с пригородами (1359 кв.км.). Сравнительно небольшой  по  территории  Колпинский  район представляет собой городскую агломерацию,  с развитой транспортной инфраструктурой, расположенную между р.Невой и  Октябрьской ж.д.

Сегодняшнее Колпино - это развитый промышленный район Санкт-Петербурга. Здесь сосредоточено свыше тридцати крупных промышленных, транспортных и строительных предприятий, в том числе ОАО "Ижорские заводы" - одно из крупнейших предприятий Северо-Западного региона.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.