Охрана труда

В сфере охраны труда в 2017 году также есть новшества. Расскажем об основных из них.

Во-первых, Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 N 201н были внесены изменения в Приказ Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

1. Расходы на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты будут производиться за счет финансового обеспечения из сумм страховых взносов, если эти СИЗ изготовлены на территории РФ (пп. "г" п. 3 Правил).

 

К сведению. С 1 августа 2017 года финансирование будет осуществляться за счет ФСС, если СИЗ сделаны из материалов, изготовленных в Российской Федерации.

 

2. Уточнено требование к копиям сертификатов (деклараций) соответствия на СИЗ, которые представляются одновременно с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС (пп. "г" п. 4 Правил).

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│               Происхождение СИЗ и материалов подтверждается              │

└──────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

                  \│/                                    \│/

┌────────────────────────────────────┐┌────────────────────────────────────┐

│Копиями сертификатов (деклараций)   ││Копиями сертификатов (деклараций)   │

│соответствия СИЗ Техническому       ││соответствия тканей, трикотажных    │

регламенту Таможенного союза "О     ││полотен и нетканых материалов,      │

│безопасности средств индивидуальной ││использованных для изготовления     │

│защиты" (ТР ТС 019/2011),           ││специальной одежды, Техническому    │

│утвержденному Решением Комиссии     ││регламенту Таможенного союза "О     │

│Таможенного союза от 09.12.2011     ││безопасности продукции легкой       │

│N 878                               ││промышленности" (ТР ТС 017/2011),   │

│                                    ││утвержденному Решением Комиссии     │

│                                    ││Таможенного союза от 09.12.2011     │

│                                    ││N 876                               │

└────────────────────────────────────┘└────────────────────────────────────┘

 

Во-вторых, с 1 января 2017 года необходимо руководствоваться новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями к рабочим местам, установленными СанПиН 2.2.4.3359-16:

- к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов;

- к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

СанПиН, в частности, определены меры, которые должен принимать работодатель для снижения негативного воздействия на работников следующих физических факторов:

- шума и вибрации;

- инфразвука, воздушного и контактного ультразвука;

- электрических, магнитных и электромагнитных полей;

- лазерного и ультрафиолетового излучения;

- освещения на рабочих местах.

СанПиН 2.2.4.3359-16 по-новому оценивает воздействие на работников электромагнитных полей в производственных условиях. При этом санитарные нормы, касающиеся отдельных физических факторов (например, шума - в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96), продолжат действовать, но с учетом вновь принятых СанПиН.

 

Обратите внимание! Не соблюдающий СанПиН работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ) и требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (ст. 6.3 КоАП РФ).

 

В-третьих, Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381 утверждена новая форма 4 - ФСС, в которой будут отражаться сведения о взносах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Требованиями ФСС необходимо будет руководствоваться при представлении формы 4 - ФСС начиная с I квартала 2017 года.

И в-четвертых, с 1 марта 2017 года вступают в силу:

- ГОСТ 12.0.004-2015 "ССБТ Организация обучения безопасности труда. Общие положения";

- ГОСТ 12.0.003-2015 "Опасные и вредные производственные факторы";

- ГОСТ 12.4.026-2015 "Знаки безопасности";

- ГОСТ 12.0.230.1-2015, ГОСТ 12.0.230.2-2015 "Система управления охраной труда".

 

Новшества 2016 года

 

А теперь напомним, какие главные изменения произошли в 2016 году.

Уточнены требования в части выплаты зарплаты. В статье 136 ТК РФ помимо требования о выплате зарплаты не реже чем каждые полмесяца установлено, что конкретная дата выплаты заработка предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

А в Письме Минтруда РФ от 23.09.2016 N 14-1/ООГ-8532 даются следующие уточнения: с учетом новой редакции ст. 136 ТК РФ заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16-го по 30-е (31-е) текущего периода, за вторую половину - с 1-е по 15-е число следующего месяца.

Документы, которыми могут устанавливаться дни выплаты заработка, в указанной статье перечисляются через запятую, то есть законодателем подчеркивается равнозначность данных документов, в любом из которых может быть решен вопрос о днях выдачи заработной платы. Таким образом, дни выплаты заработка могут быть указаны в любом из перечисленных документов.

Увеличена материальная ответственность за задержку выплаты заработка. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется исходя из фактически не выплаченных в срок сумм.

Компенсация за каждый день задержки выплаты зарплаты теперь составляет не меньше 1/150 ключевой ставки Банка России. До этого речь шла об 1/300 ставки рефинансирования. Размер компенсации может быть повышен в локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре.

Кроме этого, согласно новой редакции (от июля 2016 года) ст. 5.27 КоАП РФ за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат для юридических лиц установлен штраф до 50 000 руб., а за такое же повторное правонарушение - до 100 000 руб.

Увеличен срок для обращения работника в суд. Изменение коснулось индивидуальных трудовых споров о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. При возникновении такого спора работник теперь имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Ранее период, отведенный на обращение в суд, составлял три месяца.

Прояснен вопрос ведения журналов по охране труда. Минтруд уточнил применение Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 (далее - Рекомендации), в части ведения журналов учета и выдачи инструкций по охране труда для работников.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в том числе:

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности.

В пункте 5.10 Рекомендаций сказано, что рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации приведены в приложениях 9 и 10 к Рекомендациям.

Минтруд в Письме от 15.09.2016 N 15-2/ООГ-3318 отметил, что Рекомендации не являются нормативным правовым актом, так как не зарегистрированы Минюстом. Они носят рекомендательный характер, следовательно, требование о полном соблюдении Рекомендаций не имеет правового обоснования. Учитывая изложенное, поясняем, что ведение журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации носит рекомендательный характер.

Подчеркнем, что выдача работникам инструкций должна происходить под подпись, при этом порядок и форму выдачи инструкций определяет работодатель.

Минтруд сообщил о требованиях к работнику, проводящему инструктаж по охране труда. В Письме от 09.08.2016 N 15-2/ООГ-2884 Минтруд пояснил, что вне зависимости от того, есть в организации специалист по охране труда или нет, работодатель вправе возложить обязанности, связанные с проведением вводного инструктажа по охране труда, на другого работника.

При этом необходимо учитывать, что вышеуказанные обязанности можно возложить только на работника, который прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях, аккредитованных в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".

Введены новые требования к приему на работу водителей. Приказом Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59 утвержден порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

А Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287 утверждены профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В результате сейчас работодатели должны при приеме на работу водителя проверять, что его профессиональное образование и стаж работы по специальности соответствуют установленным квалификационным требованиям.

Если кандидат устраивается на работу водителем впервые, после большого перерыва, а также при переводе на транспортное средство другого типа, работодатель должен организовать ему стажировку.

 

Дата изменения: 6 марта 2017 г.