Субъекты малого предпринимательства принимают активное участие в государственном заказе

Субъекты малого предпринимательства принимают активное участие в государственном заказе
В течение нескольких последних лет субъекты малого предпринимательства стали активно участвовать в государственном заказе. Так, в 2009 году доля государственного заказа, размещаемого у субъектов малого предпринимательства, составила более 49,21% по количеству закупок и 50,07% по сумме размещения, что существенно превышает максимальную норму в 20%, напрямую предписанную Федеральным законом.
Необходимо отметить, что именно закупки у малого предпринимательства составляют наибольшую долю эффективности расходования средств бюджета Санкт-Петербурга (свыше 79,31%).
В Санкт-Петербурге реализована статья 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» о проведении специализированных торгов для субъектов малого предпринимательства. За 2009 год в Санкт-Петербурге проведено в соответствии с требованиями Федерального закона 1825 специализированных торгов для субъектов малого предпринимательства на сумму более 4,43 млрд. рублей.
Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в системе государственного заказа нам рассказала Людмила Истоминская, начальник отдела методического обеспечения Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.
Законодательная база:
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
2. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов);
3. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд»;
4. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесение изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»;
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2005 года № 1829 «О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Санкт-Петербурга».
Порядок проведения государственных закупок
Законодательство о размещении заказов базируется на нормах Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон устанавливает единый порядок размещения заказов на всей территории Российской Федерации. Действие закона распространяется на всех участников рынка, включая субъектов малого предпринимательства.
Данный закон устанавливает способы размещения государственного заказа, порядок проведения процедур. Размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, установлен распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 № 236-р. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Какими критериями руководствуется конкурсная комиссия для определения лучших условий контракта при проведении конкурса?
Эти условия содержатся в статье 28 Федерального закона. Конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Система государственного заказа Санкт-Петербурга
Система государственного заказа Санкт-Петербурга базируется на Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2005 года № 1829 «О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Санкт-Петербурга». Этот документ устанавливает понятие «государственный заказчик Санкт-Петербурга», полномочия государственного заказчика Санкт-Петербурга, регулирует вопросы формирования государственного заказа. Данным постановлением в Санкт-Петербурге создан уполномоченный орган на размещение государственного заказа Санкт-Петербурга для государственных заказчиков Санкт-Петербурга, функции которого возложены на Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.
Справедлив вопрос: что такое уполномоченный орган? Уполномоченный орган – это юридический инструмент для проведения торгов – конкурсов и аукционов. Уполномоченный орган проводит торги для государственных заказчиков
Санкт-Петербурга.
Постановление Правительства № 1829 регулирует также вопросы информационное обеспечения системы государственного заказа Санкт-Петербурга. Где предприниматели могут ознакомиться с информацией о размещении государственного заказа?
Существует официальный сайт системы государственного заказа Санкт-Петербурга по адресу: www.gz-spb.ru, на котором любой желающий может ознакомиться с нормативной правовой базой по вопросу формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга, информацией о запланированных процедурах размещения государственного заказа Санкт-Петербурга, об объявленных процедурах, ознакомиться с конкурсной документацией и документацией об аукционе, существующими реестрами системы государственного заказа Санкт-Петербурга.
Официальным печатным источником информации в системе государственного заказа Санкт-Петербурга является информационно-аналитический журнал «Государственные закупки Санкт-Петербурга». С 2010 года указанный журнал в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2009 № 1461 стал официальным печатным изданием для опубликования информации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга.
Электронные торги осуществляются через оператора электронной площадки. До 01.07.2010 функции оператора выполняет Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Но с 1 января 2011 года электронные торги будут проводиться на федеральной площадке. На данный момент отобрано 5 площадок, которые и будут выполнять функции электронного оператора.
Государственный заказ и малый бизнес
Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа определены статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственные заказчики, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.
Перечень товаров, работ, услуг установлен Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов). В перечне содержится 95 позиций.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта по торгам, проводимым для субъектов малого предпринимательства, не может превышать 15 миллионов рублей.
В Санкт-Петербурге в соответствии с данным перечнем проводятся специальные торги для субъектов малого предпринимательства.
Торги для субъектов малого предпринимательства можно найти на официальном сайте. В названии торгов в конкурсной документации или документации об аукционе есть слова о том, что это торги для субъектов малого предпринимательства. На официальном сайте государственного заказа обязательно указывается, что проводится открытый конкурс или открытый аукцион именно для субъектов малого предпринимательства.
Особенность данных торгов заключается в том, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 15 млн. рублей.
Следует знать, что участник данных торгов обязательно должен продекларировать тот факт, что он является «субъектом малого предпринимательства» (в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 4 указанного закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- до ста человек включительно для малых предприятий;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (в настоящее время до 400 миллионов рублей в год).
При участии в торгах для субъектов малого предпринимательства участник торгов должен заполнить специальную декларацию, которая является неотъемлемой частью конкурсной документации или документации об аукционе, и представить ее в составе заявки на участие в торгах.
Кроме заполнения данной декларации, никаких других подтверждающих правовой статус субъектов малого предпринимательства документов, не требуется.
При размещении заказа путем проведения торгов для субъектов малого предпринимательства заявки на участие в торгах, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Как принять участие в торгах?
1. Ознакомиться с конкурсной документацией или документацией об аукционе (на официальном сайте или обратиться к государственному заказчику с письменным заявлением о получении конкурсной документации или документации об аукционе. Узнать о том, кто является государственным заказчиком, можно в томе 2 конкурсной документации).
2. Внимательно изучить конкурсную документацию или документацию об аукционе.
3. Конкурсная документация или документация об аукционе состоит из 4-х томов:
- в первом томе сведены общие сведения о проведении процедуры (порядок оформления заявки);
- во втором томе участник сможет ознакомиться с перечнем документов, которые необходимы для конкурса;
- третий том содержит техническое задание;
- четвертый том – это проект государственного контракта, условия которого не могут быть изменены.
4. В целях обеспечения интересов организатора торгов государственные заказчики Санкт-Петербурга обязаны в конкурсной документации и документации об аукционе для субъектов малого предпринимательства устанавливать:
1. Обеспечение заявки на участие в торгах в размере не более 5 %;
2. Обеспечение исполнения государственного контракта в размере не более 30 %.
Участник для участия в торгах должен оплатить обеспечение заявки.
5. Далее необходимо собрать документы в соответствие с конкурсной заявкой:
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (либо оригинал, либо нотариально заверенная копия);
- копии всех учредительных документов;
- копию документа об избрании исполнительного органа.
Следующий шаг – формирование заявки (требования изложены в томе 2). В заявку входят:
- опись;
- вышеуказанные документы;
- иные документы, установленные пунктом 7 тома 2 документации.
Все документы прошиваются в единый том, опечатываются, подписываются участником, запечатываются в конверт и в таком виде подаются организаторам торгов.
Ответственность
В соответствии со статьей 62 Федерального закона Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обжаловать действия государственного заказчика можно в Комитете финансового контроля Санкт-Петербурга и Управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Но следует помнить, что сделать это можно только до подписания государственного контракта.

 

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.