О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2006 г. N 1539

О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р, а также в целях преодоления кризисных явлений в демографическом развитии Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Одобрить Концепцию демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Жилищному комитету, Комитету по здравоохранению, Комитету по информатизации и связи, Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по образованию, Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Комитету по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Комитету по физической культуре и спорту, Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли, администрациям районов Санкт-Петербурга:

2.1. До 01.02.2007 обсудить положения Концепции и представить в Комитет по труду и социальной защите населения предложения для формирования плана мероприятий по реализации Концепции (далее - План мероприятий) на 2007-2008 годы.

2.2. Ежегодно до 1 марта начиная с 2008 года представлять предложения для формирования Плана мероприятий на очередной год.

3. Комитету по труду и социальной защите населения:

3.1. До 01.03.2007 сформировать и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга План мероприятий на 2007-2008 годы.

3.2. Ежегодно начиная с 2008 года представлять на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга План мероприятий на очередной финансовый год.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.

 

Губернатор Санкт-Петербурга

В.И.Матвиенко

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 12.12.2006 N 1539

 

КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Введение

Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов. Необходимость разработки Концепции обусловлена наличием кризисных явлений в демографическом развитии Санкт-Петербурга, а также взаимной обусловленностью решения демографических и социально-экономических проблем Санкт-Петербурга. Концепция является основой для разработки программных мероприятий в области демографического развития Санкт-Петербурга, служит ориентиром для органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере.

Концепция является составной частью демографической политики Российской Федерации и основывается на законодательно установленном разделении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, положениях и выводах Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р.

Концепция учитывает особенности демографического развития Санкт-Петербурга и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Санкт-Петербурга. Концепция разработана и реализуется в тесной связи с Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2005 N 584-83, другими документами системы государственного планирования Санкт-Петербурга.

В основе Концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым:

разработка и реализация Концепции осуществляются на базе широкого общественного консенсуса;

мероприятия, предусмотренные Концепцией, могут осуществляться как на государственной, так и на государственно-общественной или общественной основе;

при реализации Концепции государство стремится к максимально широкому использованию потенциала общественных объединений и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, привлечению духовно-нравственного авторитета религиозных конфессий; органы государственной власти Санкт-Петербурга учитывают их позиции по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга и в необходимых случаях оказывают ресурсную поддержку негосударственным организациям, предоставляющим социально значимые услуги;

при реализации Концепции используются институты социального партнерства, поощряется и пропагандируется опыт тех работодателей и профсоюзных организаций, которые проводят на своих предприятиях социальную политику, благоприятную для работников, имеющих детей, реализуют программы, направленные на укрепление здоровья работников и профилактику заболеваний;

государство создает благоприятные условия для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, родительства и детства.

Концепция предусматривает необходимую дифференциацию мероприятий в сфере демографической политики с тем, чтобы наряду с решением проблем, касающихся всех петербуржцев, обеспечить удовлетворение потребностей и нужд отдельных социально-демографических и демографических групп, образующих население Санкт-Петербурга.

1. Особенности и тенденции социально-демографических процессов в Санкт-Петербурге на современном этапе

С начала 1990-х годов численность населения Санкт-Петербурга постоянно уменьшается. Если на начало 1991 года в Санкт-Петербурге проживало 5007,5 тыс. чел., то на начало 2006 года - только 4580,6 тыс. человек. Причиной снижения численности населения является его естественная убыль (число умерших превышает число родившихся), не компенсируемая миграционным приростом. Таким образом, в Санкт-Петербурге, как и в России в целом, происходит процесс депопуляции.

1.1. Рождаемость и формирование семьи

Одной из главных причин постоянного уменьшения численности населения Санкт-Петербурга является крайне низкая рождаемость. На протяжении многих десятилетий уровень рождаемости в Санкт-Петербурге остается ниже уровня, обеспечивающего простое замещение родительского поколения поколением детей. Минимальные уровни рождаемости наблюдались в Санкт-Петербурге в 1990-е годы, когда суммарный коэффициент рождаемости снижался до 0,9, то есть был вдвое ниже, чем в 1986-1987 годах. В 2004 году суммарный коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге (1,15) был ниже, чем во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Ленинградской области (1,13).

В последние годы уровень рождаемости несколько вырос. Численность родившихся в Санкт-Петербурге в 2004 году оказалась самой высокой за последние 13 лет, однако в 2005 году родилось на 1397 детей меньше, чем в 2004 году. Число рождений в расчете на 1000 жителей Санкт-Петербурга было в 2005 году на 16 процентов ниже, чем в среднем по России. Уровень рождаемости в Санкт-Петербурге по-прежнему почти вдвое ниже необходимого для простого воспроизводства населения. Доля вторых по порядку рождений составила в 2005 году всего 28 процентов, третьих - 5 процентов. Если в 1987 году на долю первенцев приходилось 55 процентов всех рождений, то в 2005 году - уже 65 процентов.

В условиях внутрисемейного регулирования рождаемости происходит процесс откладывания рождений, что проявляется, в частности, в повышении среднего возраста матери при рождении первого ребенка. В 2005 году этот возраст составил 25,3 года, тогда как в начале 1990-х - 22-23 года. Данная тенденция наряду с положительными моментами (ребенок рождается у социально зрелых родителей) имеет и отрицательную сторону, поскольку с возрастом нарастают патологии, осложняющие роды. Кроме того, в силу широкой распространенности абортов с возрастом повышается вероятность бесплодия.

Определенную опасность для репродуктивного здоровья молодежи Санкт-Петербурга несет и обозначившаяся в последние десятилетия тенденция к раннему вступлению в сексуальные отношения. Данная тенденция характерна для всех развитых стран мира, хотя в последние годы в США, возможно, под влиянием пропаганды воздержания от ранних половых контактов, обозначился ее некоторый поворот вспять. Значительное удлинение периода между началом половой жизни и рождением первого ребенка требует адекватной реакции общества. Молодым людям должна быть обеспечена возможность получения своевременной и квалифицированной помощи в области контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Это особенно важно в условиях, когда аборт по-прежнему является широко распространенным методом предотвращения нежеланных рождений (в Санкт-Петербурге на 100 рождений приходится порядка 80 абортов), а угроза дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа является вполне реальной. Одновременно следует проводить тактичную воспитательную работу, направленную на повышение нравственной культуры отношений между полами, объяснение опасностей, которые влекут за собой ранние половые контакты, пропаганду ценностей семьи, отцовства и материнства. Необходимо также решительное противодействие различным формам эксплуатации подростковой сексуальности в коммерческих целях.

Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние десятилетия негативными изменениями института семьи и снижением роли семьи в обществе. Доля внебрачных рождений в общем числе рождений на протяжении длительного времени быстро росла и лишь в последние годы стабилизировалась на уровне 28 процентов.

Тенденция к росту незарегистрированных брачных союзов (внебрачных сожительств) и внебрачных рождений наблюдается в большинстве стран Европы и США. Очевидным негативным следствием внебрачной рождаемости, особенно в условиях современной России, является социальная и экономическая уязвимость одиноких матерей, которые в большей степени, чем замужние женщины, нуждаются в помощи государства. Кроме того, матери, в одиночку воспитывающие детей, испытывают серьезные трудности при создании новой семьи, что также отрицательно влияет на уровень рождаемости.

На демографическом развитии Санкт-Петербурга неблагоприятно сказывается высокий уровень разводимости. Общий уровень разводимости - 4,9 на 1000 жителей в 2005 году является одним из самых высоких в стране и на 17 процентов превышает средний российский показатель. Более половины из распадающихся семей имеют детей. В 2005 году после разводов 12,6 тыс. детей остались жить с одним из родителей.

С 1999 года возрастает доля детей, родившихся вне брака и зарегистрированных по заявлению обоих родителей (58 процентов от общего числа внебрачных рождений в 2004 году по сравнению с 49 процентами в 1999 году), и, наоборот, сокращается доля родившихся вне брака, зарегистрированных по заявлению матери. Это также является свидетельством распространения нового типа семейно-брачных отношений - так называемых фактических (незарегистрированных) брачных союзов. Следовательно, возникает необходимость ориентировать социально-демографическую политику на разные типы семей и, в частности, на семьи, в которых супруги не состоят в зарегистрированном браке.

Тревожной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья женщин, а также здоровья новорожденных - только 40,4 процента родов в 2005 году признаны нормальными. В общем числе родившихся значительна доля недоношенных детей (в 2005 году число таких детей составило 5,4 процента), более 19,7 процента детей родились больными или заболели сразу после рождения.

1.2. Смертность и продолжительность жизни

Ситуация в области смертности и продолжительности жизни в Санкт-Петербурге, как и в Российской Федерации в целом, на протяжении нескольких десятилетий является крайне неблагоприятной. Негативные тенденции обозначились в середине 60-х годов прошлого века и еще более обострились в 90-е годы.

К числу наиболее острых проблем демографического развития Санкт-Петербурга относится проблема низкой продолжительности жизни мужчин, во многом обусловленная исключительно высокой смертностью мужчин трудоспособного возраста. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в 2005 году составила всего 61 год (примерно на 5 лет меньше, чем в 1984-1985 годах), женщин - 74 года (соответственно на 1 год меньше). В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Санкт-Петербурге примерно на 15 лет, а женщин на 10 лет ниже, чем в наиболее развитых странах мира. Сравнение с зарубежными данными свидетельствует о том, что по показателям ожидаемой продолжительности жизни Санкт-Петербург отстает и от территорий с близким ему уровнем экономического развития и доходов населения.

Крайне низкая продолжительность жизни населения Санкт-Петербурга обусловлена рядом причин, к числу которых относятся:

отсутствие мотивации здорового образа жизни и культуры безопасной жизнедеятельности у значительной части населения;

несовершенство развития системы здравоохранения, в том числе недостаточно развитая инфраструктура, незначительное внимание к профилактике заболеваний и недостаточное финансирование;

загрязнение окружающей среды;

недостаточное развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в сочетании с высокой стоимостью услуг, недоступной для малообеспеченных слоев населения;

наличие значительных по численности маргинальных групп населения, для которых характерен повышенный риск смертности.

На протяжении последних лет наблюдается некоторое снижение смертности и рост ожидаемой продолжительности жизни - мужчин с 60 лет в 2000 году до 61 года в 2005 году, женщин - соответственно с 72,2 до 74 лет.

Значения средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин в Санкт-Петербурге в 2004 году превышали средний российский показатель на 2,1 года, женщин - на 1,4 года. Это во многом связано с высоким образовательным уровнем населения Санкт-Петербурга. Данные по Российской Федерации свидетельствуют о том, что ожидаемая продолжительность жизни населения выше в тех регионах страны, где выше доля лиц с высшим образованием. Кроме того, результаты ряда выборочных обследований показывают, что смертность мужчин трудоспособного возраста (прежде всего от травм, отравлений и других внешних причин) наиболее высока в группах населения с низким образовательным уровнем.

Общий коэффициент смертности (показатель, который в отличие от ожидаемой продолжительности жизни зависит от возрастной структуры населения) по сравнению с 1990 годом увеличился на 32,8 процента и в 2005 году составил 16 на 1000 человек, что отчасти объясняется продолжающимся старением населения Санкт-Петербурга.

В структуре смертей, как и по Российской Федерации в целом, на первом месте стоят смерти от болезней органов кровообращения (60,4 процента всех смертей), новообразований (17,1 процента), несчастных случаев, травм и отравлений (9,8 процента). Последняя причина смерти более характерна для мужчин, чем для женщин (соответственно 14,7 процента и 5 процентов всех смертей). В 2004 году на 8 процентов увеличилась смертность от транспортных травм. Неблагоприятное влияние на продолжительность жизни оказывает рост заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (на 17,4 процента в 2003 году по сравнению с 2002 годом), в том числе алкоголизмом и алкогольными психозами (на 26,3 процента) и наркоманией (на 3,1 процента). Особенно явно эти негативные тенденции проявляются среди мужчин, находящихся в трудоспособном возрасте.

Следует обратить особое внимание на повышение заболеваемости и смертности детей и подростков от несчастных случаев, нервных болезней, в том числе психических расстройств, связанных с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Увеличение общей и подростковой смертности от несчастных случаев, алкоголизма, психических расстройств в Санкт-Петербурге во многом обусловлено нарастанием девиантных форм поведения.

На общем неблагоприятном фоне смертности в последние годы положительно выделяется устойчивая тенденция снижения младенческой и материнской смертности. В Санкт-Петербурге показатель младенческой смертности снизился по сравнению с 1990 годом на 67 процентов и составил в 2005 году 6 в расчете на 1000 родившихся (в целом по России - 11). Уровень младенческой смертности в Санкт-Петербурге является самым низким в Российской Федерации, приближается к значениям, характерным для наиболее развитых стран Европы (Финляндия - 3,1, Франция - 3,9, Германия - 4,3), и близок к их уровню в США (6,6).

Крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин (61 год) и огромный разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин - 13 лет (в наиболее развитых странах мира от 4 до 7 лет) приводит к существенной деформации структуры населения по полу. В Санкт-Петербурге численность женщин на начало 2005 года на 473,4 тыс. чел. превысила численность мужчин. Превышение численности женщин над численностью мужчин отмечается во всех возрастных группах старше 35 лет и достигает наибольших значений в старших возрастных группах. Так, на 100 мужчин в возрасте 65 лет и старше на начало 2005 года приходилось 220 женщин. Создавшаяся ситуация обостряет многие социальные проблемы, делает необходимым учет гендерных аспектов при разработке мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, борьбу с преждевременной смертностью, а также при организации социального обслуживания пожилых людей.

1.3. Миграция

По официальным статистическим данным, в 2005 году в Санкт-Петербург прибыло 43,5 тыс. чел., убыло 29 тыс. чел., то есть положительное сальдо миграции составило 14,5 тыс. чел. - больше, чем в предыдущие годы: в 2004 году - 8,9 тыс. чел., в 2003 - 4,3 тыс. чел. В 2005 году миграционный прирост лишь на 42,8 процента компенсировал естественную убыль населения. Таким образом, интенсивность регистрируемых миграционных потоков в настоящее время значительно ниже, чем в начале 80-х годов XX века (в 1982 году в Санкт-Петербург прибыло 177,9 тыс. чел., убыло 139,1 тыс. чел., а положительное сальдо миграции составило 38,8 тыс. чел.).

После начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков приняла теневой характер. По неофициальным оценкам, в Санкт-Петербурге проживает сейчас более 100 тыс. нелегальных мигрантов. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в Санкт-Петербурге не оформлены в соответствии с миграционным и трудовым законодательством.

1.4. Старение населения

Доля лиц старше трудоспособного возраста в населении Санкт-Петербурга постоянно увеличивается. С 1990 года по 2005 год она выросла на 14,5 процента. Доля лиц в возрасте старше 65 лет в Санкт-Петербурге в 2004 году составила 15,7 процента, тогда как по Российской Федерации в целом - 13,4 процента. Средний возраст жителей Санкт-Петербурга выше, чем в целом по Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, значения этого показателя для обоих полов в Санкт-Петербурге достигли 40 лет, тогда как в среднем по Российской Федерации - 37,1 года; у мужчин соответственно - 36,2 и 34,1 года, у женщин - 43 и 39,8 года. В условиях низкой продолжительности жизни основными причинами старения населения являются низкая рождаемость и рост смертности лиц молодого возраста, в результате которых младшие поколения уступают по своей численности старшим.

В последние годы наблюдается изменение возрастной структуры пожилых людей в сторону увеличения доли населения старших возрастных групп (75 лет и старше) в общей численности лиц в возрасте 60 лет и старше. Так, если на начало 2001 года этот показатель был равен 47,3 процента, то на начало 2004 и 2005 годов - соответственно 51,1 процента и 51,6 процента. По Российской Федерации значение данного показателя ниже (47,9 процента в 2004 году).

2. Прогнозные сценарии демографического развития Санкт-Петербурга на среднесрочную и долгосрочную перспективы

В соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития и основными показателями сводного финансового баланса Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года разработан на вариантной основе прогноз основных показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005 N 474 "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы".

Вариант 1 - инерционный - характеризуется снижением конкурентоспособности российской экономики в целом, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате Санкт-Петербурга и не предусматривает реализацию масштабных проектов или стратегий.

Вариант 2 - инновационно-активный - базируется на разработке и реализации пакета институциональных преобразований, формировании благоприятной инвестиционной политики, развитии инновационных и высокотехнологичных секторов экономики, диверсификации структуры экономики в сторону повышения значения сектора услуг, модернизации и техническом перевооружении производственных мощностей. Для государственного планирования принимается второй (инновационно-активный) вариант прогноза. Прогноз предполагает снижение численности населения Санкт-Петербурга к 2008 году: по инерционному варианту - до 4502 тыс. чел., по инновационно-активному - до 4515,6 тыс. чел. Численность населения Санкт-Петербурга по указанным вариантам прогнозов приведена в таблице 1 приложения к Концепции.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.08.2006 N 1051 утвержден Перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы. Каждый стандарт проживания содержит формулировку обязательств исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и систему показателей (нормативы стандарта). Для каждого норматива стандарта задаются нормативные значения и базовое значение, приведенные в таблице 2 приложения к Концепции.

Перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы предполагает, что показатель ожидаемой продолжительности жизни населения составит 68 лет; число родившихся в расчете на 1000 жителей увеличится до 9,3 чел., число умерших снизится до 15,3. Предполагается также увеличение числа прибывших в Санкт-Петербург до 55 тыс. человек, а миграционного сальдо - до 15 тыс. чел.

На основании анализа данных о демографической ситуации в Санкт-Петербурге Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат) составила прогноз основных показателей демографического развития Санкт-Петербурга до 2026 года. В соответствии с данным прогнозом на протяжении двух ближайших десятилетий будет отмечаться рост суммарного коэффициента рождаемости, составлявшего 1,15 в 2004 году, до уровня: 2006 год - 1,196; 2007 год - 1,214; 2008 год - 1,232; 2015 год - 1,358 и 2025 год - 1,504. Реализация мер по стимулированию рождаемости, намеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006, будет способствовать увеличению суммарного коэффициента рождаемости до уровней, превышающих указанные прогнозные оценки Росстата.

Численность умерших в расчете на 1000 жителей согласно прогнозу Росстата будет иметь тенденцию к медленному росту, обусловленному старением населения Санкт-Петербурга. Ввиду старения населения, несмотря на рост суммарного коэффициента рождаемости, прогнозируется снижение численности родившихся на 1000 жителей начиная с 2020 года. Это, в свою очередь, приведет к увеличению естественной убыли населения. Основные показатели прогноза, сделанного Росстатом, приведены в таблице 3 приложения к Концепции.

Начиная с 2005 года показатель демографической нагрузки будет постепенно повышаться за счет увеличения доли пожилых людей. По прогнозным расчетам Росстата, в 2010 году доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения составит 25,1 процента, на 1000 трудоспособных будет приходиться 408 чел. пожилого возраста; в 2026 году уровень этих показателей достигнет соответственно 28,9 процента и 535 чел.

По прогнозам Росстата, в течение ближайших двух лет число женщин, приходящихся на 1000 мужчин, останется на уровне 2004-2005 годов, а начиная с 2008 года возрастет и достигнет: в 2010 году - 1235, в 2016 году - 1245, в 2026 году - 1273.

3. Взаимосвязь демографических процессов в Санкт-Петербурге с динамикой его социально-экономического развития: основные проблемные ситуации и наиболее значимые риски

Дальнейшее демографическое развитие Санкт-Петербурга будет протекать в динамичных социальной, политической, экономической и экологической средах, эффекты взаимодействия которых сейчас не вполне предсказуемы. Существует значительная область стратегической неопределенности, в которой при неблагоприятном развитии событий могут формироваться болезненные узлы демографических, экономических и социальных проблем.

3.1. Демографическое развитие и социально-профессиональная структура населения

Устойчивый и весьма значительный по своей величине отрицательный естественный прирост населения Санкт-Петербурга несет в себе ряд системных рисков, связанных с изменением структуры населения.

Поступательное развитие Санкт-Петербурга обеспечивает прежде всего та часть его населения, которая обладает современными квалификациями и, что не менее важно, понимаемой в широком смысле культурой, находящей свое выражение в инновационной активности, здоровом образе жизни, передаче знаний и образцов жизнеутверждающего поведения подрастающим поколениям. Чрезвычайно низкий уровень рождаемости создает реальную опасность быстрого уменьшения как абсолютной, так и относительной (в процентном отношении ко всем жителям Санкт-Петербурга) численности этой наиболее активной части населения Санкт-Петербурга.

В складывающейся экономической и геополитической обстановке трудовая иммиграция в Санкт-Петербург определенного, возможно, весьма значительного, контингента неквалифицированных работников, в том числе из стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, и развивающихся государств, является, по-видимому, неизбежной. Данный процесс таит в себе ряд социальных и экономических рисков.

Подавляющее большинство неквалифицированных мигрантов, не располагая достаточными средствами на приобретение жилья, будет вынуждено проживать в плохих жилищных условиях. В сочетании с постоянным нарушением трудовых прав таких мигрантов это приведет к появлению весьма значительной по численности группы социально обездоленного населения, что будет негативно отражаться на общей социальной атмосфере в Санкт-Петербурге и характере складывающихся в нем трудовых отношений.

Опыт многих стран свидетельствует о том, что иностранная трудовая иммиграция часто приводит к формированию замкнутых этнических сообществ, слабо интегрированных в жизнь страны пребывания. Поддержание постоянного диалога с такими сообществами, предотвращение конфликтов между ними и остальной частью населения является новой и уже в силу этого достаточно сложной задачей для Санкт-Петербурга. Наконец, нельзя исключить, что кризис в определенных отраслях экономики Санкт-Петербурга приведет к тому, что значительное число неквалифицированных рабочих и членов их семей, прибывших в Санкт-Петербург на волне экономического подъема, пополнит маргинальные слои населения.

Значительная по масштабам трудовая иммиграция неквалифицированной рабочей силы в немалой степени является следствием неготовности предприятий Санкт-Петербурга к активному внедрению передовых технологий, имеющих, как правило, трудосберегающий характер. Трудовая иммиграция неквалифицированной рабочей силы, создавая иллюзию решения проблемы дефицита работников, может вовлечь экономику Санкт-Петербурга в порочный круг, в котором недостаточное технологическое развитие будет стимулировать трудовую иммиграцию, а последняя, в свою очередь, лишать предприятия стимулов к развитию трудосберегающих технологий.

В то же время существует реальная возможность использования положительного потенциала миграционных процессов. В ближайшие десятилетия можно ожидать обострения конкурентной борьбы крупнейших городов мира за привлечение населения, обладающего квалификациями, востребованными современной экономикой. Конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга в этой борьбе является наличие значительного числа высокооплачиваемых рабочих мест, требующих высокой профессиональной квалификации, главным образом, в сфере финансов, банковской деятельности, аудита, а также в ряде компаний, часто транснациональных, действующих в сфере промышленности и телекоммуникаций. Есть основания полагать, что в условиях экономического роста число таких мест будет увеличиваться.

Принимая во внимание тот факт, что Санкт-Петербург является вторым после Москвы крупнейшим университетским центром, можно ожидать, что город сможет привлекать нацеленных на профессиональную карьеру выпускников, приехавших на учебу из других регионов Российской Федерации и стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств. Привлечение данной группы специалистов тем более важно, что в ближайшие годы Санкт-Петербургу вряд ли удастся избежать "утечки умов" в наиболее развитые страны мира. Положительно скажется на экономике Санкт-Петербурга и привлечение - на временной или постоянной основе - квалифицированных рабочих из депрессивных регионов Российской Федерации, а также из Белоруссии и, возможно, ряда других стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств.

3.2. Динамика здоровья населения и демографическое развитие

В последние десятилетия наблюдается неблагоприятная динамика социально зависимых и профессионально обусловленных дефектов здоровья населения (дезадаптивных синдромов, экозависимых болезней, стрессогенных заболеваний). Ситуацию осложняет невысокий уровень культуры здоровья у населения, недостаточная приоритетность профилактических и оздоровительных мероприятий в системе здравоохранения, высокий уровень загрязнения окружающей природной среды, низкие темпы благоустройства Санкт-Петербурга и улучшения его санитарного состояния. Данные негативные тенденции, если их не удастся блокировать, будут оказывать отрицательное воздействие на состояние здоровья населения и продолжительность жизни. Дополнительным фактором риска является транзитное положение Санкт-Петербурга, его статус центра международных связей. Такое положение, будучи несомненным конкурентным преимуществом города, одновременно повышает уязвимость его населения, особенно молодежи, в отношении проникновения наркотиков и мировых эпидемий.

3.3. Старение населения

Прогнозные оценки свидетельствуют о том, что старение населения Санкт-Петербурга, главной причиной которого является низкая рождаемость, практически невозможно предотвратить. При реализации оптимистического сценария экономического развития Санкт-Петербурга старение населения может быть несколько замедлено трудовой миграцией. В целом, однако, высокая доля числа пожилых людей в населении Санкт-Петербурга будет обусловливать приоритетное значение проблем, связанных с их медицинским и социальным обслуживанием. Эти проблемы будут усугубляться тем, что в связи с тенденциями к нуклеаризации семей, высоким уровнем разводимости и большим разрывом в продолжительности жизни мужчин и женщин доля одиноких пожилых людей будет, вероятно, увеличиваться. Создание эффективной системы социальной защиты пожилых людей на протяжении ближайших десятилетий станет одной из приоритетных социальных задач.

3.4. Демографическое развитие и система образования

В ближайшие десятилетия численность лиц в возрасте 16-25 лет будет существенно меньшей, чем в предшествующем периоде, что приведет к обострению конкурентной борьбы между учебными учреждениями профессионального образования. Субъектами такой конкурентной борьбы неизбежно станут и города, в экономической и социальной жизни которых вузы играют сколько-нибудь значительную роль, а объектом конкуренции - абитуриенты, студенты и аспиранты. Привлечение в вузы Санкт-Петербурга студентов и аспирантов обеспечивает приток в Санкт-Петербург федеральных бюджетных ассигнований, а если речь идет о коммерческом обучении иногородних студентов и аспирантов, то и доходов жителей других регионов. Кроме того, система профессионального образования обеспечивает значительное число рабочих мест.

Ввиду сокращения контингента обучающихся, вызванного демографическим кризисом, системе профессионального образования Санкт-Петербурга предстоит действовать в условиях достаточно жесткой конкурентной борьбы. Очевидным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга является наличие большого числа ведущих российских вузов, престиж которых среди потенциальных абитуриентов и их родителей весьма высок. Несмотря на кризисные явления в сфере высшего образования, вузы Санкт-Петербурга сохраняют высокий научный потенциал, что дает возможность привлекать в Санкт-Петербург не только студентов, но и аспирантов. Немаловажную роль играет имидж Санкт-Петербурга как города с большими возможностями профессионального и карьерного роста, а также всемирно известного культурного центра, весьма привлекательного для студенческой молодежи.

Ограничением, которое в ближайшем будущем может существенно воспрепятствовать реализации данного конкурентного преимущества, является отсутствие достаточного количества мест в студенческих общежитиях. Кроме того, привлекательность Санкт-Петербурга как центра трудовой и учебной миграции способствует росту цен на временно арендуемое жилье, что также будет ограничивать приток студентов из других регионов.

Относительную малочисленность поколений петербуржцев, родившихся в 1990-х - первой половине 2000-х годов, необходимо насколько возможно компенсировать за счет повышения их качественных характеристик. В этих целях необходимо повышение качества дошкольного и школьного образования, а также внешкольной работы - развития домов творчества, подростковых клубов, кружков разного профиля, приближенных к месту жительства детей.

3.5. Демографическое развитие и рынок труда

Сложившаяся демографическая ситуация является одним из основных факторов устойчивого дисбаланса рынка труда Санкт-Петербурга. Такой дисбаланс проявляется как в превышении совокупного спроса над совокупным предложением рабочей силы, так и в несоответствии профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга.

Сохранение положительных темпов экономического роста в сочетании с отрицательными темпами естественного прироста населения Санкт-Петербурга с высокой степенью вероятности повлечет за собой существенную по масштабам трудовую иммиграцию в Санкт-Петербург. Подобную тенденцию нельзя однозначно оценивать ни как положительную, ни как отрицательную. Ее влияние на жизнь Санкт-Петербурга будет определяться способностью города использовать позитивный потенциал миграции и нейтрализовать связанные с ней потенциальные риски.

Наряду с этим нельзя исключить пессимистического сценария развития событий в экономике - стагнации или экономического спада в экономике Санкт-Петербурга в целом или в ее отдельных отраслях. В этом случае трудовая миграция в Санкт-Петербург будет значительно меньшей. Однако при таком развитии событий проблемной окажется группа населения, состоящая из недавних мигрантов, потерявших в результате кризиса работу, а во многих случаях и жилье.

4. Цели и задачи регулирования демографического развития Санкт-Петербурга

Целями регулирования демографического развития Санкт-Петербурга являются увеличение продолжительности жизни, в том числе здоровой (активной) жизни жителей Санкт-Петербурга, повышение рождаемости, а также оптимизация миграционного движения населения с учетом интересов социального и экономического развития Санкт-Петербурга.

Задачами регулирования демографического развития Санкт-Петербурга являются:

в области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни населения:

создание системы формирования, активного сохранения, укрепления или восстановления здоровья людей, реализации потенциала здоровья людей для ведения активной профессиональной, социальной и личной жизни;

снижение смертности населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, от экзогенных факторов - несчастных случаев, травм, отравлений, в том числе психоактивными веществами, убийств и самоубийств.

В области повышения рождаемости и создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи:

повышение социального престижа материнства и отцовства, полноценной супружеской семьи с детьми;

создание социально-экономических условий, при которых родители могли бы полностью реализовать свою потребность в детях и успешно воспитать двоих и более детей;

развитие государственной помощи семьям, имеющим детей, в том числе в решении жилищных проблем;

обеспечение потребностей семей в медико-социальных и других услугах, связанных с рождением и воспитанием детей;

улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе снижения уровня бесплодия с учетом применения современных медицинских технологий;

формирование единой демографической, семейной и информационной политики в интересах петербургской семьи с детьми.

В области регулирования миграции:

обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик миграционных потоков целям социального и экономического развития Санкт-Петербурга;

увеличение доли легальной трудовой иммиграции в общем объеме иммиграции в Санкт-Петербург путем снятия неоправданных административных барьеров, препятствующих легализации иммиграции, и ужесточения контроля за соблюдением законодательных норм, определяющих использование иностранной рабочей силы;

создание достойных условий жизни для лиц, прибывающих в Санкт-Петербург на работу, и других категорий легальных иммигрантов; обеспечение их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни Санкт-Петербурга.

В области адаптации экономики и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга к процессу старения населения:

более полное использование трудового потенциала лиц предпенсионного и младшего пенсионного возраста;

создание условий, обеспечивающих продолжительную, активную жизнь лиц пожилого возраста.

Для информационно-аналитического обеспечения решения указанных задач необходимы организация, ведение и развитие мониторинга демографической ситуации в Санкт-Петербурге, обеспечивающего оценку текущего состояния демографических проблем, анализ их динамики и оперативное представление результатов в соответствующие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в целях поддержки принятия управленческих решений.

5. Приоритеты демографического развития Санкт-Петербурга

5.1. Улучшение здоровья и рост продолжительности жизни населения

В области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

формирование у жителей Санкт-Петербурга системы жизненных ценностей, установок и моделей повседневного поведения, способствующих здоровому образу жизни;

разработка перспективных и увеличение объема существующих мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, обеспечение непрерывности оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;

улучшение медицинского обслуживания населения разных возрастных групп;

совершенствование системы управления охраной труда в Санкт-Петербурге, повышение роли надзорных и контрольных органов в обеспечении охраны труда в организациях в соответствии с требованиями законодательства, создание эффективной инфраструктуры обеспечения охраны труда;

снижение заболеваемости и травматизма, предупреждение преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь в трудоспособном и детском возрастах;

обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей Санкт-Петербурга;

улучшение экологической обстановки, снижение распространенности и выраженности негативного воздействия антропогенного загрязнения природной среды на здоровье населения;

сокращение масштабов маргинализации населения, создание мотивации к конструктивному, здоровому образу жизни во всех слоях общества;

развитие информационно-аналитической базы, обеспечивающей возможность концентрации ресурсов на тех направлениях борьбы со смертностью, где может быть достигнут наибольший социальный и экономический эффект.

5.2. Повышение рождаемости и создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи

В области повышения рождаемости и создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи установлены следующие приоритеты:

улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми;

совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми;

расширение сферы социальных услуг для семей с детьми в государственном и некоммерческом секторах;

пропаганда ценностей семьи, материнства и отцовства, повышение социального престижа семей с двумя и более детьми;

воспитание и подготовка детей, подростков и молодежи к семейной жизни, обучение культуре семейных отношений;

развитие системы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и с замещающими семьями.

5.3. Регулирование процессов миграции

В области регулирования миграции установлены следующие приоритеты:

сбалансированное развитие трудовой иммиграции, жилищного фонда и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга;

проведение структурной, промышленной, научно-технической и инновационной политики, позволяющей поддерживать высокие темпы экономического роста при минимальном привлечении дополнительного контингента неквалифицированных работников;

привлечение работников, обладающих необходимыми Санкт-Петербургу профессиями и квалификациями, прежде всего молодежи, из других регионов Российской Федерации и культурно близких ей государств;

создание необходимых условий для трудовой деятельности в Санкт-Петербурге иногородних выпускников вузов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на рынке труда;

создание условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Санкт-Петербурга;

устранение административных барьеров, препятствующих использованию иностранной рабочей силы, и усиление контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере.

5.4. Адаптация экономики и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга к процессу старения населения

В области адаптации экономики и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга к процессу старения населения установлены следующие приоритеты:

совершенствование системы адресной материальной поддержки пожилых людей;

развитие системы медико-социальных услуг, повышающих качество жизни пожилых людей;

создание благоприятных условий для занятости лиц пенсионного возраста, желающих продолжать трудовую деятельность;

формирование в обществе положительного имиджа пожилых людей, обеспечение доброжелательного и уважительного отношения к ним.

6. Механизм реализации Концепции

В целях реализации Концепции предполагается осуществить следующие мероприятия.

6.1. Улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения

В целях улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения предлагается:

создание целостной системы пропаганды здорового образа жизни, включающей:

разработку социальной рекламы, медико-просветительских программ, других информационно-пропагандистских проектов, ориентированных на различные группы населения и учитывающих их социально-психологические и культурные особенности,

формирование стимулов участия средств массовой информации и общественных объединений в пропаганде здорового образа жизни,

организацию кампаний и акций по привлечению молодежи, лиц других возрастов к занятиям физической культурой и спортом, участие в этих кампаниях и акциях волонтеров из числа молодежи, а также популярных спортсменов, других лидеров общественного мнения,

осуществление постоянного государственного административно-правового и информационно-идеологического противодействия пропаганде алкоголя, табакокурения, употребления наркотиков, других форм девиантного поведения,

пропаганду ценности человеческой жизни и духовно-нравственное противодействие пагубным привычкам, осуществляемое силами религиозных конфессий и общественных объединений,

формирование современной системы нравственного воспитания и подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни,

проведение медико-просветительской работы по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем,

разработку и реализацию комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни населения, в том числе:

обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей Санкт-Петербурга, включая:

развитие материальной базы для занятий физической культурой и спортом в школах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования,

создание условий для занятий населения физической культурой и спортом по месту жительства, в том числе путем создания экономически и территориально доступных спортивных площадок и залов,

развитие, в том числе в рамках социального партнерства, физкультурно-оздоровительной базы организаций;

разработку и реализацию системы мер по профилактике и противодействию злоупотреблению алкоголем, наркотиками, табачными изделиями;

усиление мер противодействия насилию в семье;

создание системы медико-социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную, наркотическую и другие зависимости, и членов их семей;

создание системы медико-социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных граждан и членов их семей;

реализация мероприятий по улучшению медицинского обслуживания населения, в том числе:

повышение доступности медицинской помощи для всех категорий населения, включая специализированную помощь и различные виды диагностических исследований,

создание системы мониторинга качества предоставляемой медицинской помощи,

реализацию мер первичной и вторичной профилактики заболеваний, в том числе диспансерных и реабилитационных мероприятий,

развитие служб психотерапевтической и психологической помощи в целях предотвращения суицидов, психологического консультирования людей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации,

расширение системы грантов для проведения научных исследований в области общественного здоровья и здравоохранения,

активизацию мероприятий по охране здоровья работников на производстве, включая:

разработку нормативных и правовых актов, способствующих созданию благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний работников,

осуществление мониторинга состояния условий и охраны труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Санкт-Петербурга,

разработку комплекса мероприятий по управлению охраной труда в организациях малого предпринимательства,

информационное обеспечение охраны труда,

организационно-методическое обеспечение охраны труда, предусматривающее повышение эффективности координации работы по охране труда на предприятиях и в организациях,

выявление причинно-следственных связей между нарушением работодателями трудового законодательства и несчастными случаями на производстве,

проведение исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами государственного надзора и контроля, профсоюзами совместных проверок состояния условий и охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм,

усиление контроля со стороны работодателей за выполнением норм законодательства по охране труда,

пропаганду опыта и повышение социального престижа предприятий, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний работников,

регулярное обсуждение вопросов укрепления здоровья работников и охраны труда в рамках социального партнерства,

расширение участия населения в мероприятиях ранней диагностики заболеваний путем проведения в учебных заведениях, на производстве, в лечебно-оздоровительных учреждениях, местах массового отдыха населения добровольной аппаратурной скрининг-диагностики в целях определения уровня здоровья, оценки функциональных резервов, выявления скрытой патологии;

проведение мероприятий по улучшению экологической обстановки и ослаблению вредных средовых воздействий на здоровье людей, включая:

постепенное выведение с учетом имеющихся ограничений экономического и социального характера промышленных предприятий, в первую очередь вредных производств, за черту Санкт-Петербурга,

совершенствование системы сбора, временного хранения, транспортировки, утилизации и учета отходов промышленных предприятий, отходов потребления и бытовых отходов,

оптимизацию транспортных потоков и развитие дорожной сети с учетом экологических требований,

продолжение строительства и ввода в строй общегородских очистных сооружений, усиление контроля за деятельностью очистных сооружений промышленных предприятий,

противодействие уничтожению зеленых насаждений в жилых кварталах при уплотнительной застройке, неукоснительное соблюдение правовых норм в данной сфере,

ужесточение контроля за техническим состоянием автотранспорта в целях уменьшения числа автомобилей, превышающих нормы выброса в атмосферу загрязняющих веществ;

снижение смертности и инвалидизации в результате дорожно-транспортных происшествий за счет:

повышения требовательности к качеству подготовки водителей, усиления борьбы с фиктивной сдачей аттестационных экзаменов,

активизации информационно-пропагандистской работы в сфере безопасности дорожного движения, участия средств массовой информации и использования возможностей социальной рекламы,

совершенствования системы оказания пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях скорой медицинской помощи, укрепления ее материальной базы,

обучения навыкам оказания первичной медицинской помощи работников органов внутренних дел, в первую очередь работников дорожно-патрульной службы,

своевременного осуществления в необходимых объемах работ, обеспечивающих безопасность дорожного движения (ремонт дорог, разметка, установка пешеходных ограждений и барьеров принудительного снижения скорости, оборудование перекрестков светофорами и так далее), в том числе обустройство улиц, прилегающих к школам и другим детским учреждениям, современными техническими средствами организации дорожного движения;

развитие экологического и социально-гигиенического мониторинга, обеспечивающего получение своевременной, взаимосвязанной информации об изменениях социальной и природной среды, здоровья и продолжительности жизни, и принятие на основе данной информации необходимых управленческих решений.

6.2. Повышение рождаемости и создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи

В целях повышения рождаемости и создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи предлагается:

расширение жилищного кредитования в направлении повышения его доступности для семей с детьми;

создание и развитие правовых и финансовых механизмов, обеспечивающих молодым семьям при рождении детей погашение части долга по ипотечному кредиту;

реализация мер по стимулированию усадебного строительства;

развитие системы мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге;

развитие городской инфраструктуры детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений системы здравоохранения;

развитие единой системы социального обслуживания семей с детьми;

развитие дифференцированной системы услуг по уходу за детьми дошкольного возраста, учитывающей потребности и материальные возможности различных групп родителей, в том числе гибких форм субсидирования воспитания детей в детских дошкольных учреждениях;

развитие системы психологического консультирования по вопросам семьи и воспитания детей;

развитие и совершенствование системы досуговых учреждений для детей, подростков и молодежи по месту жительства, в том числе подростково-молодежных клубов и центров в районах Санкт-Петербурга;

предоставление семьям с детьми компенсаций затрат на приобретение семейных путевок для совместного отдыха;

активизация мероприятий по улучшению репродуктивного здоровья населения, в том числе:

проведение обязательных ежегодных гинекологических и уроандрологических осмотров несовершеннолетних начиная с 12 лет с обеспечением реализации медицинских рекомендаций на бесплатной основе;

реализация системы мер по лечению нарушений репродуктивного здоровья, в том числе бесплодия, методами вспомогательных репродуктивных технологий, включая метод экстракорпорального оплодотворения;

реализация мер по профилактике абортов;

обеспечение реализации бесплатных средств контрацепции для социально незащищенных групп населения;

введение в работу учреждений системы здравоохранения программ для подростков и молодежи по профилактике заболеваний репродуктивной системы;

совершенствование практики медико-социального сопровождения беременных женщин и детей первого года жизни;

введение в региональный компонент школьных программ курсов о семье, супружестве, родительстве и детстве;

организация семейных клубов и ассоциаций;

пропаганда положительного опыта и поощрение работодателей и профсоюзных организаций, осуществляющих активную социальную поддержку работников, имеющих детей, и создающих условия для успешного сочетания родительских обязанностей и профессиональной деятельности;

совершенствование системы поддержки и социальной реабилитации семей, оказавшихся в кризисной ситуации, и членов кризисных семей, в том числе женщин с хроническими инфекционными заболеваниями, имеющих детей;

разработка и внедрение программ, способствующих адаптации выпускников детских домов и интернатов к самостоятельной жизни;

создание служб социального и психологического сопровождения приемных семей и семей с опекаемыми детьми;

формирование системы мероприятий по пропаганде ценностей семьи и родительства, включающей:

разработку информационно-пропагандистских продуктов в данной сфере, создание финансовых и иных механизмов, обеспечивающих продвижение этих продуктов в средства массовой информации;

проведение конкурсов и других мероприятий, направленных на повышение общественного престижа средств массовой информации, активно участвующих в пропаганде ценностей родительства и семьи;

привлечение представителей деловых кругов, ведущих деятелей науки, культуры, искусства и других лидеров общественного мнения к участию в пропаганде ценностей детства, родительства, семьи, здорового образа жизни.

6.3. Регулирование процессов миграции

В целях регулирования процессов миграции предлагается:

разработка и внесение предложений о принятии на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов, расширяющих полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Санкт-Петербурге и органов государственной власти Санкт-Петербурга по регулированию миграции и обеспечивающих возможность проведения сбалансированной миграционной политики в Санкт-Петербурге;

совершенствование нормативной правовой и институциональной базы для межведомственного взаимодействия и обсуждения на многосторонней основе (Правительство Санкт-Петербурга, работодатели, профсоюзы, неправительственные организации) проблем трудовой миграции, а также выработки предложений по осуществлению необходимых изменений в проведении миграционной политики в Санкт-Петербурге;

создание системы соглашений между органами государственной власти Санкт-Петербурга и работодателями, привлекающими и использующими в широких масштабах трудовых иммигрантов, в целях обеспечения их жильем и объектами социальной инфраструктуры;

усиление контроля за соблюдением предприятиями Санкт-Петербурга санитарных и иных норм проживания трудовых иммигрантов, а также законодательства о привлечении иностранной рабочей силы;

реализация экономических мер регулирования трудовой миграции, направленных на упорядочение привлечения иностранной рабочей силы;

изыскание возможностей расширения жилищного фонда, пригодного для временного проживания трудовых иммигрантов, в том числе за счет ремонта и приспособления неиспользуемых или неэффективно используемых жилых, производственных и других площадей;

расширение жилой площади общежитий для иногородних учащихся системы начального профессионального образования, в том числе за счет площади, имеющейся в распоряжении предприятий и образовательных учреждений начального профессионального образования;

развитие механизмов предоставления предприятиями ссуд работникам, приобретающим жилье;

усиление контроля за соблюдением правил регистрации иностранных граждан в соответствии с миграционным законодательством;

создание институциональной основы для участия представителей землячеств, других организаций и представителей иностранных граждан, обучающихся или работающих в Санкт-Петербурге, в обсуждении вопросов, связанных с их участием в жизни Санкт-Петербурга, соблюдением действующего законодательства в отношении иностранных граждан;

создание институциональной основы для изучения мигрантами из иностранных государств русского языка, основ российской культуры и цивилизации.

6.4. Адаптация экономики и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга к процессу старения населения

В целях адаптации экономики и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга к процессу старения населения предлагается:

улучшение использования трудового потенциала лиц старших трудоспособных возрастов, создание необходимых условий для повышения их квалификации и переквалификации;

развитие системы бесплатного информирования об имеющихся вакансиях лиц старших трудоспособных и младших пенсионных возрастов, желающих продолжить трудовую деятельность;

создание условий для развития форм самозанятости пожилых людей;

совершенствование системы гериатрической помощи, в том числе гериатрических центров, стационаров и отделений для длительного лечения пожилых людей, развитие гибких форм патронирования пожилых людей;

развитие системы медицинских и медико-социальных услуг, оказываемых пожилым людям на дому;

расширение сети специализированных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста и стационаров дневного и ночного пребывания для престарелых;

улучшение качества услуг, оказываемых пожилым людям в стационарных учреждениях социального обслуживания;

обеспечение одиноким пожилым людям, нуждающимся в постоянном уходе, возможности выбора наиболее подходящей для них формы проживания;

развитие финансовых механизмов, расширяющих доступность для пожилых людей современных медико-технических средств и приспособлений, облегчающих их жизнь;

совершенствование правовых механизмов, создающих благоприятные условия для финансирования услуг, оказываемых пожилым людям, за счет средств благотворителей.

7. Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает два этапа.

Концепция служит основой для разработки проектов и программ в области демографического развития Санкт-Петербурга.

На первом этапе (2006-2008 годы) определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере демографической политики, разрабатываются планы мероприятий, создаются правовые и организационные предпосылки для их реализации и бюджетного финансирования.

На втором этапе (2009-2015 годы) мероприятия в сфере демографической политики реализуются в полном объеме с учетом возникающих в данной сфере новых задач.

8. Ожидаемые результаты и критерии реализации Концепции

Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:

формирование устойчивой тенденции к росту рождаемости и предпосылок повышения рождаемости до уровня простого воспроизводства;

улучшение показателей здоровья населения;

формирование у населения системы ценностей, способствующих здоровому образу жизни;

увеличение продолжительности жизни населения;

снижение смертности от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств, особенно смертности мужчин в трудоспособном возрасте;

увеличение положительного сальдо миграции главным образом за счет прибытия в Санкт-Петербург граждан Российской Федерации, обладающих востребованными на рынке труда профессиями и квалификациями;

повышение эффективности использования иностранной рабочей силы.

На период действия Перечня стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2005-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.08.2006 N 1051 (далее - Перечень), в качестве критериев реализации Концепции используются значения нормативов стандарта (в случаях когда такие значения имеются в Перечне). По мере развития социально-гигиенического, экологического и других мониторингов для оценки результатов реализации Концепции могут привлекаться данные мониторингов, согласованные с целевыми ориентирами документов системы государственного планирования Санкт-Петербурга.

 

Приложение

к Концепции

демографического развития

Санкт-Петербурга на период

до 2015 года

Таблица 1

 

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,

ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПРОГРАММОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2005-2008 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ ЗАКОНОМ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 26.10.2005 N 584-83

 

 N

п/п

  Наименование 

   показателя  

Еди-

ница

изме-

рения

 2004

 год 

отчет

 2005

  год

оценка

  2006 год  

   прогноз  

  2007 год  

   прогноз  

   2008 год 

   прогноз  

Вари-

ант 1

Вари-

ант 2

Вари-

ант 1

Вари-

ант 2

Вари-

ант 1

Вари-

ант 2

 1

Численность    

постоянного    

населения      

Санкт-Петербурга

(среднегодовая)

тыс.

чел.

4611,7

4584,0

4556,5

4561,1

4529,2

4538,3

4502,0

4515,6

 

Примечания:

Вариант 1 - инерционный - характеризуется снижением конкурентоспособности российской экономики в целом, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате Санкт-Петербурга и не предусматривает реализацию масштабных проектов или стратегий.

Вариант 2 - инновационно-активный - базируется на разработке и реализации пакета институциональных преобразований, на формировании благоприятной инвестиционной политики, развитии инновационных и высокотехнологичных секторов экономики, диверсификации структуры экономики в сторону повышения значения сектора услуг, модернизации и техническом перевооружении производственных мощностей.

Для государственного планирования принимается второй (инновационно-активный) вариант прогноза.

 

Таблица 2

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ПЕРЕЧНЯ СТАНДАРТОВ ПРОЖИВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

НА 2006-2008 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 29.08.2006 N 1051

 

  N 

 п/п

      Нормативы стандарта     

 Единица

измерения

 Нормативные

  значения  

Базовое

значение

Гаран-

тируе-

мое  

Прог-

нозное

  1 

               2              

    3   

  4  

  5  

   6   

  1 

Демография                                                     

 1.1

Численность населения                                          

1.1.1

Среднегодовая численность  пос-

тоянного населения             

тыс. чел.

4542,0

4542,0

 4640,3

1.1.2

Численность населения, временно

пребывающего   на    территории

Санкт-Петербурга              

тыс. чел.

180,0

250,0

 180,0 

 1.2

Половозрастная структура населения                             

1.2.1

Доля  несовершеннолетних  (воз-

раст до 18 лет)               

    %   

 14,3

 14,3

  16,1 

1.2.2

Доля молодежи (возраст от 18 до

29 лет)                       

    %   

 18,8

 18,8

  19,3 

1.2.3

Доля населения Санкт-Петербурга

в возрасте от 30 до 72 лет    

    %   

 58,5

 58,5

  56,2 

1.2.4

Доля лиц  преклонного  возраста

(от 73 лет)                   

    %   

 8,4 

 8,4 

  8,4  

1.2.5

Численность женщин репродуктив-

ного возраста (15-49 лет)     

тыс. чел.

1187,0

1187,0

 1296,6

1.2.6

Доля населения в трудоспособном

возрасте (мужчины от 16  до  59

лет, женщины от 16 до 54 лет) в

общей  численности  постоянного

населения                     

    %   

 62,7

 62,7

  63,0 

1.2.7

Доля населения в возрасте от 15

до 72 лет в  общей  численности

постоянного населения         

    %   

 80,5

 80,0

  78,2 

1.2.8

Коэффициент     демографической

нагрузки на трудоспособное  на-

селение <*>

   ед.  

0,582

0,595

 0,582 

 1.3

Воспроизводство населения                                       

1.3.1

Общий коэффициент рождаемости 

промилле

 8,6 

 9,3 

  8,7  

1.3.2

Общий коэффициент смертности  

промилле

 16,0

 15,3

  16,7 

1.3.3

Уровень младенческой смертности

(число умерших в возрасте до  1

года  на  1   тыс.   родившихся

живыми)                       

промилле

 8,0 

 6,0 

  8,0  

1.3.4

Ожидаемая     продолжительность

жизни при рождении            

   лет  

 67,4

 68,0

  66,5 

1.3.5

Количество браков,  регистриру-

емых в течение года (в  расчете

на 1 тыс. жителей)            

промилле

 8,0 

 9,2 

  8,0  

1.3.6

Количество разводов,  регистри-

руемых  в   течение   года   (в

расчете на 1 тыс. жителей)    

промилле

 6,8 

 6,8 

  6,8  

 1.4

Миграция населения                                              

1.4.1

Коэффициент миграционного  при-

роста                         

 чел. на

 10 тыс.

 жителей

 22,4

 25,6

  9,4  

 

Примечание.

<*> Отношение численности населения в нетрудоспособном возрасте к численности населения в трудоспособном возрасте.

Нормативные значения:

Гарантируемое - минимально или максимально допустимое значение норматива стандарта, обеспечить которое обязаны исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Прогнозное - значение норматива стандарта на конец периода действия стандартов проживания, на достижение которого направлена деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Базовое - значение норматива стандарта, достигнутое на начало периода действия стандартов проживания (за начало периода действия стандартов проживания принят 2003 год).

Таблица 3

 

ПРОГНОЗ

ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(ПО ДАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ)

 

 N

п/п

  Год  

Числен-

ность 

населе-

ния,  

тыс.  

чел.  

 Численность,

  тыс. чел.  

Естест-

венная

убыль,

тыс.  

чел.  

 Численность 

на 1 тыс. чел.

  населения, 

   промилле  

Естест-

венная 

убыль  

на     

1 тыс. 

чел.,  

промилле

родив-

шихся

умерших

родив-

шихся

умерших

 1

  2006 

4577,1

42,524

75,266

32,741

 9,3 

 16,5 

  7,2  

 2

  2007 

4554,1

43,114

74,931

31,817

 9,5 

 16,5 

  7,0  

 3

  2008 

4533,8

43,784

74,583

30,799

 9,7 

 16,5 

  6,8  

 4

  2009 

4514,1

44,448

74,381

29,933

 9,9 

 16,5 

  6,6  

 5

  2010 

4495,6

44,902

74,449

29,547

 10,0

 16,6 

  6,6  

 6

  2015 

4401,1

45,053

74,097

29,034

 10,2

 16,8 

  6,6  

 7

  2020 

4335,4

40,284

73,342

33,058

 9,3 

 16,9 

  7,6  

 8

  2025 

4259,6

33,306

72,665

39,359

 7,8 

 17,0 

  9,2  

 

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.