Интервью начальника отдела образования газете «Мой родной Московский» (№ 2 12.02.2010)

2010-й — Год учителя

В отделе образования администрации Московского района подвели итоги реализации в прошедшем 2009-м году национального проекта «Образование». 2010-й объявлен Годом учителя. О лучших учителях района и не только о них рассказала нашей газете начальник отдела Людмила Иванова.

— Людмила Петровна, в последнее время только и говорят, что об инновационных образовательных программах. Московскому району в этом плане есть чем гордиться?

— Гордиться — конечно. В рамках нацпроекта государство активно поддерживает общеобразовательные учреждения, внедряющие подобные инновационные программы. Выбор школ в 2008-2009 учебном году осуществлялся только городской конкурсной комиссией. На конкурс подали заявку 9 школ района: № 366, 371, 373, 524, 525, 544, 594, 637, 698. Учреждения представили на конкурс проекты инновационных образовательных программ. Победителями стали школы № 373 и № 698 «Пансион».

Коллектив ГОУ лицей № 373 «Экономический лицей» представил проект обновления образовательной программы по теме «Социально — технологическая компетентность учащихся — путь к творческой личности», а коллектив ГОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 698 «Пансион» разработал проект «Гуманитарная образовательная среда как условие обеспечения личностно-ориентированного здоровье сберегающего образовательного процесса».

В 2009-м году условия конкурса позволили победить учреждению без наличия официального инновационного статуса, но именно подготовка и участие в приоритетном национальном проекте «Образование» стали стимулирующим фактором для систематизации инновационного опыта в ГОУ № 698 и получения статуса экспериментальной площадки. Таким образом, приоритетный национальный проект «Образование» позволил не только обогатить материально-техническую базу школ района, но и стал мощным стимулом для ведения школами инновационной деятельности.

Школы — победители получили гранты по 1 млн. рублей на реализацию инновационного проекта обновления образовательной программы учреждения.

Победители национального проекта «Образование» 2008 года (школы № 371, 373, 525, 637) участвовали в общественно-педагогической акции по представлению инновационной деятельности школ. Педагогической общественности представлены наиболее значимые направления деятельности образовательных учреждений в условиях модернизации отечественного образования, достижения педагогов и учащихся школ, отчеты об использовании средств государственной поддержки.

— Как в районе поощряются лучшие учителя?

— Для педагогов, реализующих инновационные педагогические технологии, желающих участвовать в конкурсах на получение денежного поощрения в рамках нацпроекта «Образование» была создана система консультативного сопровождения, которая включила проведение занятий и мастер-классов по вопросам анализа и обобщения педагогической деятельности, оформление содержания конкурсных материалов, заполнение документов.

В 2009 году на участие в конкурсе подали заявку 25 учителей. Решением городской конкурсной комиссии победителями стали 7 учителей: Брыкалова Виктория Геннадьевна, учитель истории и обществознания школы № 544; Данилова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов Гимназии № 524; Лисовая Людмила Сергеевна, учитель истории и обществознания школы № 374; Мальчикова Наталия Михайловна, учитель математики школы № 355; Оболашвили Елена Сергеевна, учитель химии школы № 374; Синкина Галина Николаевна, учитель истории школа № 594; Троянова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы лицея № 373. Денежная премия в размере 100 тысяч рублей была переведена на банковские магнитные карты учителей-победителей.

Правительство Санкт-Петербурга также учредило премии «Лучший учитель СПб» и «Лучший классный руководитель СПб» в размере 20 тысяч рублей. Был проведен районный и городской этап конкурса. Среди 50-ти лучших классных руководителей города — два из Московского района: Оксана Борисовна Варварина, учитель трудового обучения ГОУ СОШ № 543, Вера Ивановна Максакова, учитель географии ГОУ лицей № 373 «Экономический лицей».

Среди 50-ти лучших учителей города — два из Московского района: Татьяна Алексеевна Крылова, учитель биологии ГОУ лицей № 373 «Экономический лицей», Татьяна Ивановна Савина учитель информационных технологий ГОУ СОШ № 537.

Впервые в этом году Правительство Санкт-Петербурга учредило премию «Лучший воспитатель СПб» в размере 20 тыс. рублей. Среди 50-ти лучших воспитателей города — два из Московского района: Козорезова Нина Валентиновна, воспитатель ГДОУ № 9; Андреева Ирина Вячеславовна, воспитатель ГДОУ № 27 «Надежда».

В течение 2009 года проведена большая работа по распространению опыта учителей-победителей конкурсного отбора в рамках ПНП «Образование»: проведение открытых уроков и мастер-классов для учителей школ района, презентации портфолио учителей-победителей в рамках работы методических объединений учителей, издание сборников информационных и методических материалов об участниках конкурсов, оформление банка инновационного опыта педагогов-победителей конкурса и представление его на печатных и электронных носителях, а также в сети Интернет.

Учитель английского языка лицея № 366 Татьяна Николаевна Трофимовская награждена премией Президента РФ «За подготовку двукратного призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку».

63 работника образовательных учреждений награждены отраслевыми наградами: нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и грамотой «Министерства образования и науки Российской Федерации, 3 педагога удостоены почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», 3 человека награждены нагрудным знаком «За гумманизацию школы Санкт-Петербурга». Два молодых специалиста удостоены молодежной премией Общественного совета администрации Московского района.

— Расскажите о дополнительных вознаграждениях за классное руководство. Помогло ли это улучшить работу учителей?

— В прошлом году из Федерального бюджета получено на доплаты классным руководителям всех школ района 8825500 рублей. Классные руководители получают в месяц 1 тысячу рублей за работу с классом наполняемостью 25 человек. С введением доплат классным руководителям из федерального бюджета их престиж заметно вырос, повысилась мотивация и эффективность работы. Проводится больше мероприятий для учащихся, и они становятся качественнее.

Выбор форм работы с учащимися связан, прежде всего, с особенностями воспитательных систем школ, определения основных направлений воспитательной деятельности. Разнообразились формы работы, которые включают как традиционные классные часы, диспуты, дискуссии, так и элементы творческих мастерских, КВН. Большое внимание в районе стало уделяться исследовательской деятельности учащихся и социально-значимому проектированию. В октябре 2008 был дан старт районному проекту «Энергия молодых — Московскому району». В течение учебного года старшеклассники совместно с классными руководителями разрабатывали социальные проекты. В мае 2009 года лучшие проекты были представлены на ярмарке социальных проектов, которая проходила в администрации района. Многие проекты реализованы при содействии муниципальных образований.

— Современная школа не отстает от развития информационных технологий. Как в районе развивается внедрение современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения? Все ли школы подключены к Интернету?

— Не только подключены, но и имеют свой сайты. На портале системы образования Московского района представлены информационные бюллетени всех образовательных учреждений, включая 73 дошкольных. Создана база учета учащихся школ и воспитанников детских садов в автоматизированной информационной системе управления «ПараГраф».

Образовательные учреждения района оснащены электронными образовательными ресурсами, в том числе современными средствами информатизации: 210 мультимедийных проекторов, 63 интерактивных доски, 13 цифровых лабораторий на 159 рабочих мест, 17 графических планшетов.

По адресной программе Комитета по образованию в район в прошлом году поступило 105 наименований пакетов и дисков с педагогическими программными средствами. Образовательные учреждения оснащены системным и прикладным программным обеспечением для образовательного процесса.

Отмечу, что расширяется внедрение новых форм и видов проведения олимпиад: интернет-олимпиады по физике, математике, информатике, по мировой художественной культуре. Общее количество учеников, принявших участие в интернет-олимпиадах из Московского района — 587 человек.

В течение учебного года в экспериментальном режиме проводились дистанционные уроки по адаптированным программам в специальном коррекционном образовательном учреждении школе № 663 и в школе № 594 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На районном и городском Фестивале «Использование информационных технологий в образовательной деятельности» был представлен проект дистанционного урока по истории России (6 класс) для детей, обучающихся на дому.

Педагоги Московского района ежегодно участвуют и достойно представляют свои работы на городском фестивале — конкурсе «Использование информационных технологий в образовательной деятельности».

Я особенно хотела бы подчеркнуть, что в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образования» произошло смещение акцентов: от задачи простого оснащения образовательных учреждений техникой и программными продуктами к задачам эффективного и качественного использования этих средств для повышения качества образования.

— С поощрением учителей ясно, а про школьников не забыли?

— Они у нас слишком талантливые, чтобы про них можно было забыть. Одно из направлений национального проекта — государственная поддержка талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет. Школьникам, студентам выделяются гранты по итогам Всероссийских, международных олимпиад, конкурсов и фестивалей. В 2009 году в Московском районе удостоены грантов следующие учащиеся общеобразовательных школ: Долгов Игорь Игоревич (школа № 1), победитель Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку; Каплун Татьяна Яковлевна (ФМЛ № 366), призер Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, лауреат Международного конкурса «Звезда Прометея», посвященному Году молодежи; Колчанова София Михайловна (гимназия № 524), призер Всероссийской олимпиады школьников по биологии, Сергей Миронов и Максим Королев (воспитанники КЦТТ) призеры первенства России по радиоспорту среди учащихся,Николай Панюшев — победитель Всероссийской эколого-биологической олимпиады.

— Людмила Петровна, какой бы Вы сделали вывод по итогам 2009-го года?

— Можно с уверенностью сказать, что в результате реализации национального проекта «Образование» конкурс лучших учителей и общеобразовательных школ помог педагогам и коллективам найти новые эффективные подходы в обучении и воспитании. Материальная база многих образовательных учреждений усовершенствовалась и стала отвечать современным требованиям, обозначенным президентской инициативой «Наша новая школа». Кроме того, совершенствуется база критериев оценки инновационной деятельности, качество программ развития образовательных учреждений, что создает условие для успешного перехода к Федеральным образовательным стандартам нового поколения.

Беседовал Егор Королёв

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.