Историческая справка

Московский район образован в 1919 году, в современных границах существует с 1965 года. В северной части находится исторический район — Московская Застава, в южной части — Пулково.

Московская застава — одна из городских застав Петербурга, созданных в XVIII веке, здесь при пересечении Царской перспективы с Лиговским каналом начинался  собственно  Московский тракт — дорога на Москву.  Тут  находились  шлагбаум, или, как тогда го­ворили, рогатка, и сторожевая будка с кара­ульными. Здесь у проезжавших проверяли подорожные и взимали сборы.  Вторая,  или средняя, рогатка находилась там,  где  теперь площадь Победы, а третья Дальняя,  возле  мельничной плотины у подно­жия  Пулковской горы.  Ставили их в петровское время для «препятствия  проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пы­тавшихся уйти из Петербурга: извозчиков, нарушавших царский указ о  привозе  на каж­дой подводе трех камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели  выехать без разрешения. Покинуть столицу и отсутствовать в ней дозволялось лишь «с запиской от Сената, только чтоб не более пяти месяцев». От Московского тракта ведет свою историю Московский проспект — главная магистраль района, правительственная трасса города.

Еще двести лет назад Московский тракт под Петербургом стал  царской дорогой.  По ней августейшие особы направля­лись в свою загородную резиденцию — Саарское село, и его стали именовать Саарской перспективой, а после переименования села в Царское — Царскосельской перспективой.

Дорогу для членов царствующего дома следовало обустроить соответственно статусу. В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской  дороги. На Средней Рогатке поставили столб с изображением трех рук, указывавших направления  трех дорог: на Петербург, на Цар­ское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву.  В народе столб получил название «Три руки».

В 1774-1775 годах вместо деревянных верстовых столбов вдоль Царскосельской дороги поставили «мраморные верстовые пирамиды», выполненные  по рисункам архитектора  А. Ринальди.  На них указывалось расстояние в верстах до Москвы и  расстояние от почтамта до того места, где поставлен столб-пирамида.

С каждым годом главная дорога страны становилась все удобнее. К 1787 году Царскосельская дорога получила лучшее по тем временам покрытие: на  всем  протяжении дорогу рас­ширили — по обеим сторонам проложили осу­шительные  канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подъемными сводами. Проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником, величиной с куриное яйцо, по сторонам обложили «насыпь» кир­пичом и снова покрыли  толстым слоем чистого песка. 

В это же время начинает складывался архитектурный облик Московского проспекта. В 1774 году в семи верстах от Петербурга невдалеке от дороги, начали строить новый путевой дворец по проекту  известного  архитектора Ю. М. Фельтена. Вначале он звался  «Кикерикексинским» (по финскому названию места Кикерикексен — лягушечье болото). С 1780 года его стали именовать Чесменским, в честь побе­ды русского флота в Чесменской бухте в 1770 году. В 1831 году его отдали под богадельню для престарелых воинов-ветеранов войны 1812 года.

Начало XIX века ознаменовалось очередной переменой названия дороги. С 1806 года ее часть до Царского Села стали именовать Царскосельским проспектом, а не перспективой.  Но в ходу были и  другие названия - Царскосельская дорога, Московский тракт, Обуховский проспект.  Границей города стал Обводный канал.

16 октября 1838 года  состоялось торжественное открытие главной достопримечательности проспекта — Московских ворот. Идея возвести триумфальные ворота как парадный въезд в город со стороны Москвы принадлежит Екатерине II, но осуществлена она была  спустя полвека, когда парадное оформление Московской заставы стало уже неотложным требованием времени. А победы России в войнах с Персией и Турцией стали непосредственным поводом к созданию триумфальных ворот. Проект ворот был разработан архитектором В.П.Стасовым. С двух сторон колоннады были построены здания кордегардии, и проезд по Царскосельскому шоссе был возможен только между двумя колоннами в центре, которые отстояли друг от друга «на ширину разъезда двух экипажей».

В ХIХ застройка Царскосельского проспекта шла достаточно быстро. В 1845 году на проспекте был сооружен Воскресенский Новодевичий монастырь (архитектор Н.Е. Ефимов). В 1849 году за монастырем открылось кладбище, где стали хоронить состоятельных людей. Новодевичий монастырь — последняя крупная постройка, созданная в первой половине ХIХ века за Обводным каналом на  Царскосельском проспекте.

В 1878  году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги. Проспект был переименован в Забалканский в память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и освобождения балкан­ских народов от турецкого ига в ходе войны 1877-1878 годов.

В  1920-е годы на Международном проспекте (так стал называться проспект с 1922 г.)  началось новое строительство. Первое новое сооружение  (дом 116) появилось 1925| году.  Это была пожарная часть, построенная, но про­екту архитектора  Д.П. Бурышкина. Особенно широко развернулось строительство в Ленинграде после 1926 года.  В 30-е годы на Московском проспекте были построены Фрунзенский универмаг, «Дом пушнины».

В 30-е годы основной архитектурной идеей строительства становится конструктивизм: «что хорошо функционирует, то красиво и выглядит». Именно так построены в 1929-1931 годах по проекту архитектора  М.С. Рейзмана  Дом культуры имени Капранова (дом  97) для рабочих фабрики «Скороход»  и Дом культуры  имени Ильича (дом 152) по проекту Н.Ф. Демкова для завода «Электросила» в 1931 году, Дом Московского  районного Совет депутатов трудящихся  (администрация Московского района, дом 129), построенный  в 1930- 1935 годах по проекту архитекторов И.И. Фомина, В.Г. Даугуля и Б.М. Серебровского. 

Во второй половине 30-х годов ленинградскими архитекторами был разработан генеральный план, который предусматривал развитие города па юг, юго-запад и юго-восток. Ведущее место отводилось строительству в Москов­ском районе. Московский проспект становился главной магистралью социалистического Ленинграда. С 1936 года здесь развернулись масштабные работы. На громадном пространстве форми­ровались новые кварталы, вырисовывались контуры будущих площадей, закладывались зеленые массивы.

Ядром застройки не только Московского района, но и всего города, стала предполагае­мая главная площадь Ленинграда в районе Московского шоссе (ныне Московская площадь).

Для осуществления этого проекта был объявлен Всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов. Победил проект архитектора Н.А. Троцкого. Строительство Дома Советов закончилось в 1941 году, но внутренняя отделка была завершена после Великой Отечественной войны. Сейчас это здание — памятник архитектуры.

Перед Домом Советов планировалась главная площадь для демонстраций. На оси центральной дуговой магистрали (сейчас Ленинский проспект и улица Типанова) предполагалось целое «ожерелье», к сожалению, не созданных пло­щадей.

В 1930-е годы на проспекте было построено семьдесят четыре здания, заложившие осно­ву его парадного, монументального облика. Например, Дом со шпилем (дом 190). Дом должен был выделяться высотой. Благодаря декоративной башенке со шпилем он виден издалека.

С началом Великой Отечественной войны проспект стал одной из основных фронтовых магистралей. Около виадука был контрольно-пропускной пункт. Трамвай №3, всю войну курсировавший по проспекту, за исключением блокадной зимы 1941-42 года, делал здесь последнюю остановку и кондуктор обычно объявлял: «Вагон дальше не идет. Дальше фронт».

В марте 1944 года через два месяца после ликвидации блокады, Государственный комитет обороны принял постановление «О первооче­редных мероприятиях но восстановлению промышленности и городского хозяйства  Ленинграда». Касалось оно и Международного проспекта. О подвиге ленинградских строителей говорит тот факт, что восстановление городского хозяйства было полностью завершено к 1950 году. В новом послевоенном Генеральном плане развития Ленинграда (1951 г.) большое внимание уделялось застройке и благоустройству Московского района, но создание нового центра города было признано нецелесооб­разным. Это изменило бы исторически сложив­шиеся принципы развития и жизни города.

Вскоре после войны Международный проспект вновь был переименован. С тех пор он называется Московским проспектом. Здесь стали строиться  комфортабельные дома, названные в народе «сталинскими», а также многоэтажное жилье. Появился первый дом в десять этажей

Важным архитектурно-планировочным звеном стала площадь у Московских ворот. Во время реконструкции, в 1936 году, Московские ворота, как «мешавшие трамвайному движению», были разобраны.

Восстановлены они были в только 1959-1961 годах под руководством архитектора-рестав­ратора Е.Н. Петровой. Но многие детали оказались утрачены.

Исторический облик был возвращен Московским триумфальным воротам в год трехсотлетия Петербурга. При последней реставрации была восстановлена «посвятительная надпись» на воротах, текст которой, по преданию, сочинил лично Николай I: «Победоносным российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».

Знаменательной датой в истории Московского проспекта стал день закладки парка в честь Победы в Великой Отечественной войне — 7 октября 1945 года.

Проект был разработан архитекторами В.Д. Кирхоглани и Е.И. Катониным. Главный вход оформлен пропилеями, за которыми расположен большой фонтан. За фонтаном начинается главная аллея парка - аллея Героев.

В годы войны на территории парка работал кирпичный завод, служивший крематорием. В его печах сжигали тела погибших воинов и горожан - всего около ста десяти тысяч. Московский Парк Победы стал народным памятникам всем погибшим в годы войны. В подготовительных работах и закладке парка приняли участие рабочие и служащие 52 предприятий и организаций Московского района.

Создание современного архитектурного ансамбля вокруг парка продолжалось несколько лет. Перспективу его главной аллеи завершает  здание Спортивно-Концертного комплекса, одного из крупнейших спортивно-зрелищных сооружений в стране.
На другой стороне Московского проспекта расположена площадь Чернышевского. Она вливается в единую композицию с проспектом, парком и зданием Спортивно-Концертного комплекса и завершает ансамбль.

Достойным завершением Московского проспекта и поистине торжественным въездом в Санкт-Петербург является площадь Победы. 9 мая 1975 года в день тридцатой годовщины Победы советского народа над фашистской Германией на площади Победы был открыт монумент героическим защитникам Ленинграда.

В 60-е годы ХХ века даль­нейшее строительство района шло в соответствии с генеральным планом, рассчитанным  на двад­цать-двадцать пять лет. Его создатели исходили из того, что исторически сложившийся центр Ленинг­рада с его всемирно известными ансамблями сохраняет свое значение и должен быть орга­нично связан с новыми районами. Появилось новое понятие «планировочное направление» 1 часть города, в которой созда­ются все условия для плодотворного труда, быта и отдыха людей. Одним из направлений стало Московское направление.

В 1980-е годы застройка района продолжалась, главным образом на территории к югу от площади Победы.  В последнее десятилетие в Московском районе построено много современных красивых зданий, большое внимание уделяется рес­таврации исторических памятников.

По сложившейся на протяжении более 15 лет традиции в районе проводится целенап­равленная работа по комплексному благоустрой­ству жилых кварталов, включающая в первую очередь замену подземных инженерных сетей, ремонт асфальтового покрытия, ремонт фасадов зданий, строительство и оборудование детских игровых и спортивных площадок, ремонт газо­нов с посадкой кустов и деревьев.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.