Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 гг.

Концепция
реформирования городского хозяйства
Санкт-Петербурга на 2004 – 2010 годы

Введение

Санкт-Петербург –– это крупнейший мегаполис, имеющий весь набор проблем крупных городов мира.

Кризисное состояние комплекса городского хозяйства Санкт-Петербурга обусловлено недостаточно эффективной системой управления, дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективным управлением, большими потерями энергоресурсов.

Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета Санкт-Петербурга.

Первоначально предполагалось, что при проведении экономических реформ в течение достаточно короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию городского хозяйства, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход.

В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 процентов объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере.

Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики Санкт-Петербурга и превращается в источник угроз для социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Так 40 процентов теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9 процентов водопроводных сетей изношены менее чем на 50 процентов, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25 процентов суточного потребления. Средний возраст основных фондов Ленэнерго составляет 28 лет при предельном сроке службы в 30-35 лет.

По этой причине планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Следствием этого стали дефицит мощностей электро- и теплоснабжения, водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

В то же время анализ большинства реализуемых в Санкт-Петербурге инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться построения полноценных договорных отношений. По этой же причине не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, не созданы равные условия для участников рынка разных форм собственности.

Монополизм коммунальных предприятий, недостаточное использование гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Несовершенным и недостаточно управляемым является и транспортный комплекс Санкт-Петербурга.

Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования комплекса городского хозяйства, необходимо использование программно-целевого метода.

Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004 – 2010 годы (далее – Концепция) включает в себя комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования, обеспечивающих:

  • совершенствование управления городским хозяйством,
  • улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания,
  • ликвидацию дотационности отраслей городского хозяйства и вывод ее в режим устойчивого достаточного финансирования,
  • адресную социальную защиту населения Санкт-Петербурга при оплате жилищно-коммунальных услуг,
  • повышение надежности и безопасности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения Санкт-Петербурга,
  • формирование благоприятных условий и механизмов для привлечения инвестиций в городское хозяйство,
  • повышение доходности отраслей городского хозяйства,
  • привлечение в эту предприятий малого и среднего бизнеса,
  • создание условий для перспективного развития городского хозяйства.

Основные цели реформирования городского хозяйства

Повышение стандартов проживания в Санкт-Петербурге, устойчивости и надежности функционирования системы городского хозяйства, стандартов качества жизни населения Санкт-Петербурга, рационального использования средств бюджета Санкт-Петербурга, оздоровление финансовой ситуации и создание условий для привлечения инвестиций, перехода к адресной социальной защите населения Санкт-Петербурга.

Принципы реформирования городского хозяйства

1. Формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование отраслей городского хозяйства путем создания действенной системы планирования и реальных механизмов управления городским хозяйством, привлечения населения к управлению объектами городского хозяйства, создания условий для привлечения инвестиций.

2. Формирование политики Санкт-Петербурга в отраслях городского хозяйства.

3. Разработка стандартов проживания в Санкт-Петербурге в разрезе отраслей городского хозяйства.

4. Формирование реестра социальных услуг, предоставляемых населению Санкт-Петербурга в рамках отраслевых стандартов проживания, разработка и утверждение нормативов затрат, обеспечивающих их выполнение.

5. Разработка и утверждение нормативов затрат, обеспечивающих выполнение социальных услуг.

6. Инвентаризация и паспортизация имущественного комплекса отраслей городского хозяйства.

7. Внедрение новых принципов управления городским имуществом в сфере городском хозяйстве, новых схем взаимодействия с организациями-монополистами.

8. Формирование рыночных отношений в городском хозяйстве, развитие конкуренции, создание условий для снижения издержек и повышения качества услуг.

9. Переход к долгосрочному планированию модернизации и развития городской инфраструктуры как элемента стратегического планирования развития Санкт-Петербурга на основе разработанных и утвержденных планов. Государственная поддержка модернизации (технического перевооружения) городской инфраструктуры.

10. Совершенствование тарифной политики в целях достижения разумного баланса между интересами поставщиков и потребителей услуг.

11. Переход к адресной социальной поддержке населения Санкт-Петербурга.

12. Повышение доходности отраслей городского хозяйства за счет рационального комплексного использования объектов жилищного фонда и городской инфраструктуры.

13. Создание системы информирования и обратной связи, проведение открытой политики при реформировании городского хозяйства.

14. Постепенное прекращение участия государства в коммерческих организациях и осуществлении хозяйственной деятельности, предполагающее, в частности, приватизацию находящихся в государственной собственности хозяйствующих субъектов. При этом объекты городской, в том числе и инженерной, инфраструктуры сохраняются в государственной собственности с прекращением права хозяйственного ведения в их отношении (изымаются в казну Санкт-Петербурга).

15. Использование передового зарубежного опыта по развитию отраслей городского хозяйства в рамках программ международного сотрудничества.

Сроки и этапы реализации

Концепция реализуется поэтапно в течение 2004-2010 годов.

На первом этапе (2004 – 2005 годы) предполагается реализовать первоочередные мероприятия, рассчитанные на получение следующих результатов:

  • инвентаризация имущественного комплекса отраслей городского хозяйства, включая объекты жилищного фонда;
  • инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета Санкт-Петербурга, организаций, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями городского хозяйства;
  • переход к реальным договорным отношениям во всех отраслях городского хозяйства;
  • совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате услуг;
  • подготовка профессиональных кадров для перехода к пообъектному управлению в жилищной сфере.

Планируется привлекать бюджетные ресурсы, а также использовать заемные источники для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в городском хозяйстве, значимых для обеспечения жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

Планируется также в основном сформировать необходимую нормативную правовую базу для эффективного функционирования отраслей городского хозяйства, соответствующую нормам действующего федерального и регионального законодательства, провести углубленный анализ технического состояния объектов городского хозяйства, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит организаций отрасли – естественных локальных монополистов, создать предпосылки для формирования конкурентных отношений.

На втором этапе (2006-2006 годы) предполагается обеспечить:

  • развитие конкурентных отношений в городском хозяйстве;
  • создание системы регулирования естественных локальных монополий;
  • развитие концессионных механизмов;
  • повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

На третьем этапе (2007-2010 годы) предполагается:

  • реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования комплекса городского хозяйства на основе использования новых технологий и привлечения инвестиций,
  • ликвидировать дотационность отраслей городского хозяйства, осуществить перевод их на самофинансирование.
  • апробировать различные механизмы привлечения инвестиций.

Структура Концепции:

Концепция включаем в себя следующие разделы:

1. Создание условий для реформирования городского хозяйства

2. Жилищное хозяйство

3. Энергетика и инженерное обеспечение

4. Транспорт

5. Дорожное хозяйство

6. Обращение с отходами

7. Информационное обеспечение реформирования городского хозяйства

I. Создание условий для реформирования городского хозяйства

1.1.Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности, сформировавшейся в отраслях городского хозяйства.

Обеспечение финансовой стабилизации городского хозяйства является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает проведение следующих мероприятий:

  • инвентаризация,
  • реструктуризация,
  • ликвидация имеющейся задолженности предприятий городского хозяйства.

Указанные мероприятия носят в основном краткосрочный характер, и эффект от их реализации должен быть получен уже в течение 2004-2005 годов.

Для оздоровления финансовой ситуации в городском хозяйстве необходимо реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями городского хозяйства и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.

Работа по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в отраслях городского хозяйства относится к числу первоочередных мероприятий первого этапа реализации Концепции и должна быть учтена при подготовке проекта Закона Санкт-Петербурга “О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 19.11.2003 № 6776-101 “О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год”.

Требует решения вопрос о задолженности населения (дебиторской задолженности поставщиков жилищно-коммунальных услуг). В ее состав входят как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датами начисления и проведения платежей, так и просроченная задолженность, в том числе безнадежная.

Для обеспечения ликвидации задолженности необходимо произвести полную инвентаризацию задолженности, обязать организации жилищной, транспортной сферы и организации, поставляющие энергоресурсы и иные коммунальные услуги, произвести сверки расчетов, результаты которых закрепить соответствующими актами.

Данные акты утверждаются (согласовываются) соответствующими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга для определения источников погашения задолженности.

Жилищные и транспортные организации и организации – поставщики коммунальных услуг при координации и под контролем уполномоченных отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, на основании данных сверки расчетов и результатов независимой аудиторской проверки должны разработать соглашения о порядке, условиях и сроках реструктуризации и погашения задолженности.

График погашения задолженности закрепляется соглашением сторон.

В соглашении необходимо предусмотреть ответственность за ненадлежащее и несвоевременное исполнение его условий.

Организации – поставщики коммунальных услуг в период действия соглашения при выполнении его условий не производят прекращение и ограничение предоставления коммунальных услуг.

Контроль за исполнением соглашения осуществляют исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга при участии сторон соглашения разрабатывают перечень мероприятий, направленных на создание условий погашения задолженности и недопущение образования задолженности в будущем.

1.2. Изменение системы управления, направлений финансовых потоков, переход к системе персонифицированных счетов.

Действующая система управления городским хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможны нормализация функционирования отраслей городского хозяйства, повышение надежности и качества, стабильность стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Встречается дублирование управленческих функций, отдельные задачи и проблемы функционирования и развития городского хозяйства недостаточно урегулированы на нормативном правовом уровне.

Основными задачами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере управления городским хозяйством являются:

1. Выработка основных принципов взаимодействия организаций, функционирующих в отраслях городского хозяйства.

2. Формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реальный и прозрачный механизм качественной, надежной и бесперебойной поставки услуг.

3. Формирование политики в отраслях городского хозяйства, разработка реестра социальных функций (стандартов) по формированию комфортных условий проживания для населения Санкт-Петербурга и нормативов затрат, обеспечивающих выполнение указанных социальных функций, поддерживающих реализацию отраслевых политик через предоставление услуг.

Основой экономических отношений в отраслях городского хозяйства является система бюджетного дотирования предприятий городского хозяйства.

Дотационность отраслей городского хозяйства и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем во всех отраслях городского хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий городского хозяйства, высокого уровня потерь ресурсов.

Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития инфраструктуры отраслей городского хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что увеличивает себестоимость продукции и снижает конкурентоспособность.

Система дотирования предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных слоев населения не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий, что,

во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным и транспортным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами;

во-вторых, не гарантирует доведение средств бюджета Санкт-Петербурга до граждан - конечных получателей субсидий;

в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер.

Новая система экономических отношений в городском хозяйстве предполагает принципиальное изменение, как функций ее участников так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Основной идеей экономической реформы является передача права распоряжения всеми бюджетными средствами, выделяемыми в настоящее время на дотирование, от предприятий городского хозяйства непосредственно гражданам – субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств, отказ от практики централизованного решения локальных задач по содержанию жилищного фонда, предоставлению транспортных услуг.

Достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных и транспортных услуг может быть достигнуто путем:

  • перехода на полную оплату услуг потребителями (в том числе населением), включая отчисления на капитальный ремонт и модернизацию, при обеспечении социальной защиты малоимущих и льготных категорий граждан;
  • упорядочения механизма предоставления льгот и компенсаций по оплате услуг;
  • переориентации нерациональных расходов предприятий, выявленных в ходе аудита и экспертизы тарифов, на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры;
  • создания прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т. п.) на модернизацию и развитие.

Тариф для конечного потребителя должен складываться с учетом затрат всех участников процесса предоставления услуги.

Необходимо ликвидировать существующее разделение направлений финансирования городского хозяйства из бюджета Санкт-Петербурга. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан должны быть объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы).

В результате конечные потребители услуг – граждане получат возможность контролировать направление и расходование средств из бюджета Санкт-Петербурга, которое станет прозрачным и адресным.

При переходе к адресному субсидированию будут учитываться социальные нормы площади жилья, нормативы потребления коммунальных услуг, стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, цены на транспортные услуги, содержание и ремонт жилья в соответствии с реестром социальных услуг, предоставляемых населению и стандартами проживания в Санкт-Петербурге.

Размер субсидии для всех категорий получателей должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным размером платы в пределах социальной нормы и нормативов потребления услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату соответствующих услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.

Предполагается усовершенствовать принцип расчета субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой субсидии от размера совокупного дохода семьи.

Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства.

Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан необходимо:

  • завершить финансовое оздоровление ситуации во всех отраслях городского хозяйства;
  • координировать переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты;
  • провести эксперимент по отработке механизма реализации системы персонифицированных социальных счетов граждан на основе чип-карт с проведением электронных расчетов.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством предоставляемых услуг, развитию рынка профессиональных услуг во всех отраслях городского хозяйства.

Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

1.3. Создание условий для развития конкурентных отношений в сфере управления городским хозяйством

Совмещение функций собственника имущества и функций хозяйственной деятельности по содержанию и обслуживанию этого имущества создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления.

В результате развития конкурентных отношений в городском хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на содержание городского имущества не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации.

Отделение выполнения функций собственника имущества от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию, внедрение договорных отношений между собственником (для жилищной сферы – объединениями собственников жилья или уполномоченной государством службой заказчика, в зависимости от выбранного домовладельцами способа управления кондоминиумом) и управляющей (либо непосредственно подрядной) компанией на основе конкурсного отбора позволит:

перейти на полную оплату стоимости услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальных норм и нормативов потребления услуг) доли собственных расходов граждан;

потребителям непосредственно влиять на объем и качество услуг путем воздействия на предоставляющие их предприятия и организации;

производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

стимулировать энерго- и ресурсосбережение как со стороны предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг).

При реализации этого подхода, создание конкурентной среды во всех сферах городского хозяйства возможно уже в ходе второго этапа реализации Концепции.

Создание конкурентных отношений при выработке энергоресурсов и поставке коммунальных услуг, сбытовой деятельности, оказании транспортных и жилищных услуг управляющими компаниями наряду с реализацией других мероприятий реформирования городского хозяйства позволит добиться качественного улучшения финансового и технического состояния городской инфраструктуры и сделать городское хозяйство достаточно перспективным для привлечения инвестиций.

II. Жилищное хозяйство

Санкт-Петербург как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

  • соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
  • обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
  • заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
  • заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов;
  • обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
  • заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;
  • осуществление системы контроля за выполнением договоров;
  • организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.

Функции управляющей компании могут выполняться хозяйствующим субъектом любой организационно-правовой формы.

Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Необходимо разработать методические рекомендации по развитию системы договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными и ресурсоснабжающими предприятиями.

Следует разграничить функции по организации обслуживания и ремонта жилищного и нежилого фонда и предоставлению коммунальных услуг. Жилищно-эксплуатационные организации должны заниматься только обслуживанием жилищного и нежилого фонда и получать соответствующие платежи населения. Поставщики коммунальных услуг должны заниматься предоставлением коммунальных услуг непосредственно потребителям и получать от них соответствующие платежи напрямую.

Создание благоприятных условий для формирования объединений собственников жилья, как основных заказчиков жилищно-коммунальных услуг, а также организация профессионального пообъектного управления обеспечат в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Создание равных условий для привлечения к управлению жилищным фондом Санкт-Петербурга организаций разных форм собственности требует принятия определенных правовых решений.

Жилищные агентства районов Санкт-Петербурга, являясь бюджетными учреждениями, ограничены в возможности самостоятельно управлять финансовыми ресурсами.

В процессе реформирования государственные учреждения “Жилищные агентства административных районов” должны стать полноценными управляющими компаниями.

Данный вариант не ведет к изменению прав собственности, одновременно предоставляет возможность уполномоченной по договору организации, выполнять либо весь комплекс работ по управлению, либо его часть в соответствии с интересами владельцев собственности.

При этом появляется возможность самостоятельно управлять финансовыми ресурсами, оперативно реагировать на непредвиденные ситуации, варьировать стоимость оказываемых услуг в соответствии с запросами собственников.

Принцип покрытия необходимых затрат и расходов бюджетными субсидиями должен сохраниться до перехода к 100-процентной оплате населением жилищных и коммунальных услуг.

Уполномоченное домовладельцами (в том числе и Санкт-Петербургом как одним из домовладельцев) лицо должно заключить с уполномоченной государственной организацией договор оказания жилищно-коммунальных услуг (только в случае выбора именно такого способа управления кондоминиумом).

При демонополизации жилищной сферы целесообразно совершенствовать порядок проведения конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установку и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).

В 2005 году предполагается перейти к выполнению на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию жилищного фонда Санкт-Петербурга. Организатором конкурсов должны выступать управляющие компании на основании положения, закрепленного в договоре на управление.

Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации государственных жилищных предприятий, привлечения частных инвестиций.

Первым этапом приватизации должно стать акционирование. В настоящее время в Санкт-Петербурге уже идет процесс акционирования государственных унитарных ремонтно-строительных и государственных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий.

До 2005 года может быть завершено акционирование и приватизация государственных организаций, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда.

Конкуренция в жилищном хозяйстве должна развиваться в двух направлениях:

  • конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
  • конкуренция подрядных организаций за получение от управляющей компании заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день наиболее эффективным способом защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных квартир.

Существующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства.

Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры – одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.

Реализация новой экономической модели позволит:

  • обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
  • повысить его эффективность;
  • создать источники привлечения средств для его развития;
  • гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения;
  • обеспечить непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

Для повышения доходов и сокращения расходов Санкт-Петербурга как собственника объектов жилищно-коммунального хозяйства необходимо осуществить следующие действия:

1. Нормативно закрепить весь комплекс полномочий по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника объектов жилищного фонда, а также как участника объединений собственников жилья за исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим функции государственного управления в жилищной сфере Санкт-Петербурга.

2. Создать благоприятные условия, стимулирующие создание объединений собственников жилья и переход к профессиональному пообъектному управлению в жилищной сфере.

III. Энергетика и инженерное обеспечение

К городской инженерной инфраструктуре относятся следующие сферы естественной монополии: энергоснабжение (электро- и теплоэнергетика), газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, связь.

Основные поставщики коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга относятся к организациям естественной монополии, что определяет характер их взаимоотношений с потребителями коммунальных услуг, особенно с потребителями, финансируемыми из бюджета Санкт-Петербурга.

Организации инженерно-энергетического комплекса (далее – ИЭК) являются кредиторами по отношению к организациям, осуществляющим обслуживание и ремонт жилищного фонда, а также к организациям социальной сферы (здравоохранение, образование и т.д.).

Существующая система энергоснабжения Санкт-Петербурга сочетает в себе одновременную деятельность по генерации, транспортировке (передаче по сетям) и сбыту энергоресурсов.

В результате этого доминирующее положение на рынке электрической и тепловой энергии и коммунальных услуг занимают две организации, являющиеся естественными монополистами.

Данная ситуация ограничивает возможность потребителей энергоресурсов развивать альтернативные источники энергии.

Организации-монополисты (ссылаясь на принцип централизованного энергоснабжения), создают потребителям энергии препятствия в применении локальных энергоисточников не присоединенных к системам открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Ленэнерго” и государственного унитарного предприятия “ТЭК СПб”.

Отсутствует государственная поддержка строительства локальных источников тепловой и электрической энергии.

Разделение деятельности существующих естественных монополистов, выделение и обособление сетевых активов создаст условия резкого развития конкурентных отношений в сфере генерации энергоресурсов, что обеспечит удешевление поставляемой энергии и повышение её качественных параметров.

Способствовать созданию конкурентных отношений и цивилизованного рынка в таких условиях могут только альтернативные источники энерго- и ресурсоснабжения, а также выделение в качестве отдельных звеньев цепочки поставки ресурсов генерирующих, сетевых и сбытовых компаний.

Мероприятия по обеспечению конкуренции при сбыте энергоресурсов:

1. Рассмотрение возможности и целесообразности создания городской сбытовой компании, независимой от функционирующих на территории Санкт-Петербурга организаций-монополистов и предоставляющей наиболее выгодные условия для приобретентя всех видов энергоресурсов.

2. Создание условий ответственности городской сбытовой компании и прочих сбытовых компаний перед потребителями:

  • гарантии ответственности перед потребителями;
  • страхование рисков.

3. Разработка концепции взаимодействия сбытовых компаний с управляющими компаниями:

  • в сфере управления сетевыми активами и оказания услуг по передаче энергоресурсов (электро-, тепло-, водо-, газоснабжение) по сетям;
  • в сфере управления жилищным фондом для обеспечения интересов конечных потребителей.

Сбытовые компании должны выступать в качестве оптового покупателя ресурсов, обеспечивающего доведение до конечного потребителя коммунальной услуги соответствующего качества и только в том количестве, которое будет реально потреблено. В качестве мелкооптовых сбытовых компаний могут выступать жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и другие организации уполномоченные управлять конкретными домами (кондоминиумами).

Одним из первых мероприятий по совершенствованию централизованной системы управления энерго- и ресурсоснабжением Санкт-Петербурга должно быть создание управляющих компаний в теплосетевом. электросетевом и водопроводно-канализационном хозяйстве Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по передаче энергоресурсов.

Таким образом, будут созданы условия для обеспечения централизованного управления водо-, электро- и теплоснабжением Санкт-Петербурга.

При разделении и распределении между разными хозяйствующими субъектами деятельности по генерации и передаче энергоресурсов по сетям ликвидируется доминирующее положение естественных монополистов на рынке энергоресурсов, создаются условия для конкуренции при генерации и сбыте энергии.

В зависимости от зонирования, наличия в зоне энергоисточников, сетевая компания получает возможность самостоятельно определять продавца энергии, покупать энергию на наиболее выгодных условиях, обязывать продавца обеспечивать соблюдение качественных и количественных параметров энергоносителя, развивать альтернативные энергоисточники.

Кроме того, должна появиться возможность создания частными инвесторами собственных генерирующих источников, приемо-передающих устройств и участие их в процессе производства и транспортировки энергии, в соответствии с планом развития инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

В условиях надлежащего учета поставляемых и потребляемых энергоресурсов управляющая компания будет вынуждена снижать издержки от потерь на сетях, осуществляя мероприятия по модернизации и техническому перевооружению сетевого хозяйства.

Финансовой основой для модернизации и приведения в надлежащее состояние всего теплосетевого комплекса должны стать:

  • собственные средства управляющей компании;
  • средства бюджета Санкт-Петербурга;
  • заемные средства;
  • средства инвесторов.

При реализации указанных положений может стать возможным переход от расчетного метода обоснования потребленных ресурсов и затрат к приборному (по фактическому потреблению), что позволит значительно (на 15-20 процентов) снизить издержки, удешевить стоимость услуги для конечного потребителя, повысить заинтересованность и ответственность всех участников цепочки доведения услуги от производителя до конечного потребителя.

Единственной легитимной основой создания комплексной системы регулирования естественных монополий в Санкт-Петербурге в соответствии с принципами государственного регулирования и разделения полномочий между федеральным центром и регионами может стать принятие соответствующих нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.

Действующим законодательством не ограничено право органов государственной власти субъекта федерации осуществлять адекватное управление инженерно-энергетическим комплексом.

Осуществлять функции государственного регулирования возможно и необходимо путем издания правовых актов по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством к совместному ведению Российской Федерации и субъекта федерации;

заключения между Санкт-Петербургом и организациями инженерно-энергетического комплекса соглашений, определяющих порядок и условия их взаимодействия.

При этом соблюдается принцип свободы договора, соглашение сторон позволяет заполнить пробелы в правовом регулировании функционирования инженерно-энергетического комплекса.

Санкт-Петербург как собственник объектов инженерной инфраструктуры выступает в качестве равноправного участника гражданских правоотношений и путем заключения соглашений:

  • обеспечивает защиту своих имущественных прав, обеспечивает наиболее эффективное обслуживание и развитие объектов инженерной инфраструктуры,
  • создает реальный механизм защиты прав и охраняемых законом интересов населения,
  • возлагает на организации ИЭК обязательства, исключающие для них возможность злоупотребления своим доминирующим положением на рынке энергоснабжения и поставки коммунальных услуг,
  • создает механизм ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств.

Концепция предусматривает следующие Мероприятия по реформированию инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга:

1. Разработка и утверждение генерального плана Санкт-Петербурга.

2. Инвентаризация объектов инфраструктуры инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга.

3. Издание нормативного правового акта, определяющего порядок выдачи технических условий и выделения энергоресурсов, присоединения к энергоисточникам, головным сооружениям систем инженерного обеспечения Санкт-Петербурга.

4. Учет передаваемого в казну Санкт-Петербурга имущества инженерной инфраструктуры, созданного за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в процессе исполнения адресных программ капительных вложений и условий инвестиционных договоров, контроль за своевременным и полным исполнением обязательств по передаче имущества.

5. Углубленный анализ технического состояния объектов инженерно-энергетического комплекса.

6. Комплексная экспертиза издержек, независимый аудит организаций – естественных локальных монополистов.

7. Создание системы регулирования естественных локальных монополий.

8. Разработка системы нормативов в сфере энергоснабжения и предоставления коммунальных услуг.

9. Изменение системы бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих снабжение энергетическими ресурсами.

10. Проведение государственной политики энерго-ресурсосбережения, переход от расчетного метода обоснования тарифов и определения затрат к приборному учету потребляемых энергоресурсов.

11. Введение раздельного учета потребляемой тепловой энергии и услуг по ее передаче.

12. Разработка программ и мероприятий, направленных на ликвидацию кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

13. Модернизация или строительство объектов, обеспечивающих жизнеобеспечение регионов (снабжение коммунальными услугами).

14. Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инфраструктуры.

15. Разработка и внедрение новых, энергоэффективных технологий.

16. Создание альтернативных источников энегоресурсов.

17.Совершенствование взаимодействия всех органов государственной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в процессе управления инженерно-энергетическим комплексом.

18. Комплексный подход к модернизации инфраструктуры в большой и малой теплоэнергетике, водоснабжении, связи.

19. Издание нормативного правового акта, отражающего механизм возмездной передачи сооружений и коммуникаций связи, построенной за счет заказчика (Санкт-Петербурга, инвестора, застройщика), от заказчика к оператору связи.

IV. Транспорт

Социально-экономические преобразования 90-х годов существенно изменили структуру рынка труда, организацию торговли и бытового обслуживания, и привели к тому, что потоки суточной миграции городского населения и маршрутная сеть городского общественного пассажирского транспорта не в полной мере соответствуют друг другу. Система городского общественного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга нуждается в реформировании, которое должно обеспечить соответствие:

структуры маршрутной сети городского общественного пассажирского транспорта современной структуре потоков суточной миграции городского населения Санкт-Петербурга;

объема социальных перевозок в сети городского общественного пассажирского транспорта и возможностей возмещения расходов предприятий, связанных с предоставлением социальных гарантий и льгот на общественном транспорте из городского бюджета Санкт-Петербурга и других источников.

Необходимо осуществить переход от субсидирования транспортных предприятий к городскому заказу транспортной работы организациям любой формы собственности на базе нормативов затрат и оценки платежеспособного спроса населения.

Целью программы обеспечения населения услугами транспорта в Санкт-Петербурге является повышение качества транспортного обслуживания при существующем уровне платежеспособности населения и возможностей бюджетного финансирования.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

  • создание в городе эффективной системы управления перевозками городским пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;
  • существенное снижение нагрузки на городской бюджет, переход от тотального субсидирования производителя транспортных услуг к адресному субсидированию социально защищаемых граждан;
  • создание конкурентной среды в сфере перевозок городским пассажирским маршрутным транспортом общего пользования и обеспечение инвестиционной привлекательности перевозок.

Наряду с существующими программами и концепциями, определяющими перспективное развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга, для достижения поставленных целей необходимо принять следующие меры:

  • завершить инвентаризацию всех маршрутов Санкт-Петербурга;
  • произвести оптимизацию маршрутной сети Санкт-Петербурга;
  • рассчитать нормативные эксплуатационные затраты на планируемый объем транспортной работы и расчетную доходность маршрута;
  • принять пакет нормативных правовых документов, обеспечивающих проведение реформирования транспортной сферы;
  • объединить маршруты в лоты, по определенным критериям минимальной компенсации из бюджета либо по территориальному принципу;
  • определить условия тендера (конкурса) на реализацию лотов маршрутов;
  • провести тендер (конкурс). Победителем, то есть приобретателем прав перевозки по маршрутам, определенным в лоте, должен стать претендент, предложивший минимальную субсидию (или максимальную стоимость маршрута).

Приведенные выше мероприятия не возможны без структурных и организационных преобразований управленческого звена транспортного комплекса.

Разграничение функций управления между Комитетом по транспорту и предприятиями перевозчиками в настоящее время требует перехода от двухуровневой модели управления транспортом “Комитет по транспорту - предприятие перевозчик” к трехуровневой модели “Комитет по транспорту – государственное учреждение “Организатор перевозок” - предприятия-перевозчики”. Для реализации данной схемы управления и изъятия у предприятий-перевозчиков несвойственных им функции управления необходимо создание государственного учреждения “Организатор перевозок” со следующими основными функциями:

  • формирование городского заказа на перевозки наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;
  • организация движения наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования;
  • контроль за перевозками наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;
  • мониторинг и управление маршрутной сетью;
  • организация конкурсов на право осуществления перевозок в наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования;
  • организация сбора проездной платы в пассажирском транспорте общего пользования:
  • организация выдачи и замены документов на бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования;
  • содержание и обслуживание линейных сооружений наземного пассажирского транспорта, содержание объектов транспортной инфраструктуры;
  • создание и развитие инфраструктуры маршрутной сети;
  • развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения отраслевого стандарта проживания.
  • Результатами реформирования транспортной сферы должны стать:
  • снижение расходов бюджета;
  • улучшение качества транспортного обслуживания;
  • социальный положительный эффект;
  • повышение конкуренции;
  • привлечение частных инвестиций.

V. Дорожное хозяйство

В настоящее время хозяйственная деятельность в сфере обеспечения функционирования улично-дорожной сети осуществляется организациями различной ведомственной принадлежности подчиненными разным органам государственной власти.

Помимо Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (далее - КБДХ), ведущего основные дорожные работы,

ремонт и содержание трамвайного хозяйства осуществляет государственное унитарное предприятие  “Горэлектротранс”, подведомственное Комитету по транспорту;

установку дорожных знаков и светофоров – осуществляет государственное учреждение  “Дирекция по организации дорожного движения” (подчинена Комитету по транспорту);

размещение рекламы – осуществляет государственное унитарное предприятие   “Городской центр размещения рекламы (подчинен Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации);

размещение объектов придорожного сервиса (автозаправочные станции, авторемонтные предприятия) – Комитет по строительству (на основе решений инвестиционно-тендерные комиссии);

инженерные сети, расположенные в теле дорог находятся в ведении государственного унитарного предприятия   “ТЭК Санкт-Петербурга”, государственного унитарного предприятия   “Водоканал Санкт-Петербурга”, Санкт-петербургского государственного унитарного предприятия    “Ленсвет”, производственного кооператива Городское газовое хозяйство  “Ленгаз” (организаций, подведомственных Комитету по энергетике и инженерному обеспечению).

Содержание и уборку тротуаров осуществляют службы Жилищного комитета, местных дорог и проездов – администрации районов Санкт-Петербурга и муниципальные образования.

В Санкт-Петербурге широкое распространение имеют случаи закрепления объектов улично-дорожной сети за субъектами вещных прав (государственными унитарными предприятиями), что исключает возможность конкурсного отбора профессиональных организаций для управлениями соответствующими объектами.

Необходимо принципиально пересмотреть данный подход.

Основными мероприятиями реформирования существующей системы управления дорожным хозяйством в этой связи должны стать следующие:

исключение случаев нахождения объектов улично-дорожной сети в хозяйственном ведении (на балансе) субъектов вещных прав – государственных унитарных предприятий;

разграничение дорог на общегородские (закрепленные за КБДХ) и местные (закрепленные за администрациями районов Санкт-Петербурга);

закрепление ответственности по ремонту и содержанию объектов дорожного хозяйства в полном объеме (в красных линиях, включая тротуары) за КБДХ и администрациями районов соответственно, снятие с баланса ГУДРЭП и передача в казну Санкт-Петербурга объектов дорожной инфраструктуры и переход к профессиональному оказанию услуг по обслуживанию дорожного хозяйства (содержанию, уборке, ремонту, организации ремонта и замены инженерных коммуникаций, находящихся в теле дорог) организациями, выбранными по конкурсу;

наделить КБДХ, как орган дорожного управления, функциями координации и методического контроля за дорожными работами, осуществляемыми службами администраций районов;

установить порядок размещения рекламоносителей в “красных линиях” улично-дорожной” сети, определив пределы полномочий взаимодействующих в этом вопросе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных организаций;

изменить порядок передачи объектов улично-дорожной сети в аренду, отказавшись от практики сдачи в аренду земли в пользу заключения договоров аренды имущества;

установить исчерпывающий перечень случаев предоставления объектов улично-дорожной сети в аренду и предусмотреть предпочтительность конкурсного порядка такого предоставления;

создать систему платных парковок, предусмотрев порядок определения размера платы и пределы полномочий и ответственности взаимодействующих органов;

исключить размещение в красных линиях улично-дорожной сети объектов, не относящихся к объектам дорожного сервиса;

создать систему осуществления межотраслевой координации дорожных работ и всех видов ремонта;

путем издания нормативных правовых актов создать условия, при которых средства, поступающие от аренды территорий в красных линиях дорог, будут подлежать зачислению в Территориальный дорожный фонд Санкт-Петербурга с последующим целевым направлением на содержание и развитие улично-дорожной сети.

VI. Обращение с отходами

Неблагоприятная экологическая ситуация в Санкт-Петербурге вызвана прежде всего тем, что в последние годы практически не уделялось внимание работе в области образования, сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых, строительных, промышленных, медицинских и токсичных отходов.

Существующая в настоящее время обстановка сложилась в результате изменения уровня и образа жизни населения, развития инфраструктуры Санкт-Петербурга, перепрофилированием производств пищевой, легкой, и тяжелой промышленности, быстрыми темпами роста нового строительства жилых домов, проведением капитального ремонта строений в исторической части Санкт-Петербурга, пересмотром политики Правительства Санкт-Петербурга в области развития туризма, культуры и отдыха.

Основными задачами по созданию системы обращения с отходами в Санкт-Петербурге являются следующие:

1. Организация и контроль за деятельностью по содержанию территорий в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с действующими нормами.

2. Организация комплекса работ по санитарному содержанию, благоустройству жилищного фонда и прилегающих территорий, очистке Санкт-Петербурга от твердых бытовых и прочих, приравненных к ним отходов производства и потребления, путем разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации в Санкт-Петербурге.

3. Создание единой городской системы (схемы) санитарной очистки Санкт-Петербурга от твердых бытовых и прочих, приравненных к ним отходов производства и потребления.

4. Внедрение современных технологий в области обращения с отходами.

5. Организация реконструкции и расширения действующих мусороперерабатывающих предприятий, создание условий для строительства новых полигонов для размещения отходов и заводов по переработке.

Для реализации перечисленных задач предлагается осуществить следующие мероприятия:

  1. Разграничить полномочия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга ответственных за организацию сбора, вывоза, размещение, обезвреживание и переработку бытовых отходов, а также за обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами, наделив Жилищный комитет полномочиями по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих деятельность в данной сфере, в соответствии с федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

  2. Жилищному комитету, как уполномоченному отраслевому исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга, Администрациям районов Санкт-Петербурга, районным жилищным агентствам разработать порядок сбора, оплаты вывоза и размещения бытовых отходов для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территориях административных районов, использующих для сбора твердых коммунальных отходов контейнерные площадки жилищных агентств. Предоставить Жилищному комитету право исполнять функции Заказчика по вывозу, размещению, обезвреживанию и переработке отходов.

  1. Организовать сбор, вывоз, сортировку, прессование, утилизацию, размещение, обезвреживание, механизированную переработку (далее - обращение с отходами) твердых бытовых, и прочих приравненных к ним отходов производства и потребления (далее -отходы).

  2. Организовать контроль за своевременным вывозом отходов.

  3. Организовать транспортные потоки движения спецавтомобилей по Санкт-Петербургу с определением мест погрузки и разгрузки отходов.

  4. Создать условия для развития и применения современных технологий по обращению с отходами.

  5. Обеспечить разработку и реализацию долгосрочных целевых региональных программ санитарной очистки Санкт-Петербурга от отходов.

  6. Создать информационный банк данных образователей отходов Санкт-Петербурга.

  7. Координировать деятельности всех участников процесса обращения с отходами.

  8. Разработать и ввести порядок учета и отчетности в области обращения с отходами. Вести учет и контроль в области обращения с отходами.

  9. Организовать проведение необходимых мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций возникающих, при обращении с отходами.

  10. Вести базу учета образования отходов жилищного фонда независимо от форм собственности.

  11. Реализовать программы по замене и установке контейнеров в мусороприемных камерах и на контейнерных площадках.

  12. Разработать и реализовать мероприятия, направленные на ликвидацию существующих и предотвращение образования новых несанкционированных свалок отходов.

  13. Осуществлять контроль за своевременным предоставлением отчетной документации, связанной с расходованием бюджетных средств, выделяемых на обращение с отходами.

  14. Осуществлять функции заказчика на строительство объектов санитарной очистки Санкт-Петербурга (полигонов размещения и захоронения отходов, мусороперегрузочных и сортировочных станций, заводов промышленной переработки отходов), а также по реконструкции и расширению действующих мусороперерабатывающих заводов, рекультивации полигонов.

  15. Создать условия для привлечения инвестиций в области обращения с отходами. Осуществлять разработку и контроль за реализацией инвестиционных программ в области обращения с отходами, включая опасные, в Санкт-Петербурге.

  16. Участвовать в международном сотрудничестве в области обращения с отходами совместно со специально уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

  17. Организовать проведение проверок соблюдения законодательства в области обращения с отходами.

  18. Координировать работу по нормированию образования (накопления) отходов и лицензированию деятельности в области обращения с отходами на территории Санкт-Петербурга, совместно со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

  19. Организовать селективный сбор отходов.

  20. Оказывать методическую и консультационную помощь организациям, занятым в процессе обращения с отходами.

  21. Осуществлять контроль за деятельностью предприятий, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

VII. Информационное обеспечение процесса реформирования городского хозяйства

Успех реализации Концепции в значительной мере зависит от ее информационного сопровождения, то есть своевременности, доступности и достоверности информации о текущем состоянии городского хозяйства, имеющихся проблемах и противоречиях, предполагаемых путях их решения, тесного взаимодействия всех ветвей и уровней власти с населением Санкт-Петербурга.

Информационное обеспечение реализации Концепции должно проводиться по трем основным направлениям:

  • проведение информационной кампании;
  • профессиональная подготовка руководителей и специалистов в сфере городского хозяйства.
  • диалог с населением, мониторинг и оценка преобразований в сфере городского хозяйства.

Целью проведения информационных мероприятий по привлечению населения к участию в реформировании городского хозяйства Санкт-Петербурга является широкомасштабная, целенаправленная и скоординированная работа органов государственной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по осуществлению взаимодействия с населением с использованием всего многообразия средств и методов информирования, направленная на формирование у граждан активности, устойчивой и высокой мотивации к личному участию в деятельности по сохранению собственного или арендуемого жилищного фонда, повышению качества жилищных услуг и снижению нерациональных затрат по их предоставлению через развитие самоуправления в жилищной сфере, переход к пообъектному управлению жилищным фондом путем создания жилищных объединений различных организационно-правовых форм в большей части жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Задачи информационного обеспечения:

1. Организация открытого диалога органов власти и населения, проведение открытой политики и взаимодействие на всех уровнях в ходе осуществления мероприятий Концепции.

2. Формирование благоприятного общественного мнения на положительных примерах результатов работы по развитию самоуправления в жилищной сфере и повышению ответственности собственников жилья за содержание и сохранность домов.

3. Ознакомление населения с действующей нормативной правовой базой и документами, относящимися к реформе городского хозяйства. Привлечение населения к участию в разработке и обсуждении новых нормативных и правовых актов принимаемых органами государственной власти. Организация консультаций по правовым вопросам реформы.

Информационно-пропагандистская поддержка реализуется на трех уровнях городском, районном и муниципальном, путем разработки согласованных и взаимосвязанных программ по организации информационного обеспечения мероприятий Концепции с учетом этапов ее реализации.

Информационное обеспечение реализации Концепции на городском уровне осуществляют Правительство Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге в соответствии с направлениями, предложенными в Концепции и принадлежностью вопросов.

Органы государственной власти Санкт-Петербурга должны организовать и проводить информационно-разъяснительную кампанию о целях и содержании Концепции, с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, представителей Правительства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, исполнительных органов государственной власти, представителей управляющих, ресурсоснабжающих, ремонтно-эксплуатационных и других специализированных организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, общественных организаций потребителей, средств массовой информации.

Основными принципами информационного обеспечения реформирования городского хозяйства являются:

  1. широкомасштабность информационной кампании: регулярность и синхронность информирования, использование всех источников информирования на разных уровнях власти (телевидение, радио, газеты, журналы, социальная наружная реклама, конференции, семинары, встречи, другие массовые мероприятия).

  2. участие в кампании авторитетных людей (артисты, политические деятели, ученые и др.), а также высококвалифицированных специалистов в области городского хозяйства;

  3. освещение практических результатов и результатов, достигаемые за счет самих граждан;

  4. малозатратность реализуемых мер;

  5. короткие сроки получения первых позитивных результатов и среднесрочность выполнения поставленных задач;

  6. возможность существенного личного влияния на позитивный результат практически всех категорий граждан;

  7. единство поставленных целей, разностороннее и эффективное сотрудничество органов государственной власти с населением для их достижения.

Основные направления информационного обеспечения должны раскрывать следующие аспекты:

своевременность и полноту выполнения мероприятий Концепции;

содержание решений органов государственной власти по вопросам жилищного, коммунального и транспортного обслуживании населения, организации деятельности городского хозяйства, планируемые и фактические результаты их исполнения;

текущие результаты деятельности органов государственной власти и местного самоуправления города, управляющих, ресурсоснабжающих, ремонтно-эксплуатационных, транспортных и специализированных организаций по выполнению мероприятий Концепции;

информирование потребителей жилищно-коммунальных услуг о соответствии жилищных и коммунальных услуг действующим стандартам, требованиям безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и его имуществу, периодичности осмотров коммунального оборудования и выполнения работ, предельных сроков устранения аварий и неисправностей, а также о нормативных актах, устанавливающих эти требования;

показатели функционирования предприятий городского хозяйства;

информирование потребителей жилищно-коммунальных и транспортных услуг об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав;

действующие полные тарифы на каждый вид жилищных, коммунальных услуг и транспортных услуг, их составляющие, размеры ставок, установленных для населения,

порядок оплаты, условия изменения оплаты при нарушении установленных стандартов;

уменьшение социальной напряженности в связи с поэтапным переходом к полной оплате населением жилищно-коммунальных и транспортных услуг, порядок адресной социальной защиты малоимущих граждан;

мониторинг льгот в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг (категории граждан, имеющих права на льготы, нормативные основания предоставления и размеры льгот, виды льготируемых жилищно-коммунальных услуг; начало и окончание периода предоставления льгот, порядок подтверждения права на льготы, организации, ответственные за реализацию льгот).

Заключение

Успешная реализация Концепции позволит:

  • улучшить качество жилищно-коммунального и транспортного обслуживания населения,
  • обеспечить надежность работы дорожного хозяйства и инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
  • повысить эффективность работы предприятий городского хозяйства и снизить затраты на предоставление услуг населению;
  • ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве и энергетическом комплексе;
  • повысить хозяйственную самостоятельность предприятий городского хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
  • обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий городского хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов;
  • обеспечить развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей;
  • создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение безучетного и нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении;
  • сократить потребность в бюджетном финансировании на развитие отраслей городского хозяйства, обеспечить привлечение внебюджетных источников финансирования для развития отраслей городского хозяйства.

Концепция является основой для разработки соответствующих Программ реформирования отраслей городского хозяйства на 2004-2010 гг.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.