Георгий Полтавченко: «Мы отводим на развитие города максимум того, что может позволить себе ответственная власть» (Интервью информационному агентству «Интерфакс»)

30 ноября 2016 г.

Оригинал публикации

Георгий Полтавченко: «Мы отводим на развитие города максимум того, что может позволить себе ответственная власть»

Бюджет Петербурга на 2017 год во втором чтении одобрен с предельно допустимым дефицитом в 70 млрд руб. О том, как это скажется на экономическом климате северной столицы, какие меры планирует принимать правительство города для реализации программ развития и где власти будут искать дополнительные доходы, рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

- Георгий Сергеевич, бюджет Петербурга на будущий год в очередной раз сформирован с рекордным дефицитом, который при втором чтении увеличился до максимально разрешенного показателя - 70 млрд руб. Какие источники покрытия дефицита рассматриваются правительством города?

- Бюджет 2017 года максимально учитывает сегодняшние реалии Петербурга. Он прочный и стабильный. В доходную часть мы включили то, в чем уверены на сто процентов. И на первом чтении я подробно объяснил Законодательному собранию, почему на фоне наметившегося восстановления городской экономики бюджет сверстан со значительным дефицитом.

Как ответственная власть мы должны "надеяться на лучшее, но готовиться к худшему". То есть быть готовыми при любом раскладе обеспечить и выполнение всех социальных обязательств, и решение задач развития города. А если при этом Петербургу придется опираться только на собственные силы, то основной источник покрытия дефицита бюджета, как ни крути, заемные средства.

У нашего города хорошая "кредитная история". Напомню, что сравнительно недавно агентство Fitch повысило нам прогноз по долгосрочным рейтингам с "Негативного" на "Стабильный". Поэтому целевой ориентир правительства – выпуск государственных облигаций Санкт-Петербурга сроком до 5 лет с доходностью на уровне эмитентов с аналогичными кредитными рейтингами. Спрос на них просматривается уже сейчас. На крайний случай, при совсем уж плохой рыночной конъюнктуре, возможен выпуск гособлигаций города с короткими сроками – до 1 года.

- Почему уже несколько лет – с 2012 года - Петербург не выпускает облигации для покрытия дефицита?

- До недавнего времени нам удавалось вести городскую бухгалтерию так, что потребность в заимствованиях отсутствовала. Плюс, даже если б мы захотели, из-за нестабильной финансовой ситуации было бы очень трудно разместить облигации города на оптимальных условиях.

Обратите внимание: когда в 2013 и 2014 годах Санкт-Петербург увеличивал инвестиции в основной капитал предприятий на 27,4% и на 6% соответственно, займы городу не требовались. В 2015 году объем инвестиций сократился – и мы привлекли два кредита. Правда, это были два бюджетных кредита. Федеральный центр предоставил нам их по ставке 0,1% годовых на сумму 7,9 млрд рублей. Тем не менее, они все равно позволили отказаться от рыночных заимствований.

В текущем году инвестиции в основной капитал снова растут. По итогам трех кварталов они составили 107,7%. И мы, скорее всего, сумеем обойтись без выпуска новых облигаций. Надеюсь, что в 2017 году поступательное развитие городской экономики и дальнейшее сокращение издержек помогут Санкт-Петербургу, как минимум, уменьшить расчетный дефицит и, соответственно, размер заимствований. А, как максимум – вообще от них отказаться.

- Какие варианты получения дополнительных источников доходов для бюджета рассматривают власти города? Одним из таких источников назвали возможное введение туристического сбора. Каковы финансовые перспективы у этой инициативы?

- Когда Россия решала задачи стабилизации экономики, в бюджетной политике регионов обнаружились две крайности. Первая – наращивание доходов за счет повышения действующих и введения новых налогов и сборов. Петербург по этому пути не пошел. Потенциал нашего города позволяет поддерживать устойчивое развитие без усиления фискальной нагрузки на бизнес. Мы считаем, что стабильность и предсказуемость налогов повышают деловую активность и способствуют выходу зарплат из тени. И жизнь это подтвердила. Сегодня по темпам роста городской экономики мы опережаем те регионы, которые до предела "закрутили гайки".

Другая крайность – выдача инвесторам карт-бланша без просчета всех последствий для бюджета. Есть регионы, которые буквально пару лет назад ставились в пример Петербургу по состоянию инвестиционного климата. Сегодня их государственный долг – почти 100% от всех налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. А у некоторых субъектов РФ коммерческие кредиты вообще составляют до четверти заемных средств.

Петербург этих крайностей избежал. Мы продолжаем стабильно развиваться, и кардинально новых мер по введению налогов или сборов в ближайшие три года не планируется. Что касается туристического сбора, то идея эта пока отложена. По поручению президента России в первом квартале 2017 года будет прорабатываться вопрос о введении специального курортного сбора, прежде всего - в Краснодарском крае и в Крыму. После решения о курортном сборе на федеральном уровне станут понятны и перспективы введения в Петербурге сбора для туристов.

- В Петербурге ежегодно растет АИП в денежном выражении, однако из-за инфляции и роста цен фактические объемы программы не увеличиваются. Нет ли опасений, что Петербург начнет серьезно отставать в вопросах городского развития?

- Отставание по инфраструктуре начало накапливаться во время инвестиционного бума "нулевых", когда город набрал необеспеченные ресурсами обязательства перед инвесторами и девелоперами. В 2012 году их объем оценивался примерно в полтриллиона рублей. Причем этот "должок" образовался у Петербурга в условиях демографического спада, когда не росли очереди в детские сады и школы. Поэтому сейчас, с учетом непростого "наследства" и давления демографической "волны", а также нынешних макроэкономических реалий, мы на развитие в бюджете отводим, я считаю, максимум того, что может позволить себе ответственная власть.

Но АИП - лишь часть бюджетных расходов на развитие. Есть еще капиталовложения в транспортную и иную инфраструктуру, обновление подвижного состава, субсидии на реализацию целевых программ в сфере теплоснабжения. Есть расходы на реализацию проектов ГЧП, связанных с инфраструктурой. Все они проходят по другим статьям, и с ними вместе в бюджете 2017 года на развитие Петербурга заложено порядка 107 млрд рублей. Что почти на 20% больше размеров АИП.

Кроме того, мы, как известно, поменяли правила игры на строительном рынке. Уже пятый год объекты инфраструктуры в Петербурге создаются не только за счет бюджета, но и за счет инвесторов. Заключено 107 соглашений с застройщиками по 196 объектам социального назначения на общую сумму порядка 81,5 млрд руб. Поэтому опасений, что из-за размера АИП Петербург еще больше отстанет в развитии, у меня нет. Наоборот, я надеюсь, что мы еще и сумеем наверстать. Во-первых, за счет активизации экономики, а, во-вторых, за счет концентрации ресурсов на самых проблемных участках. Там, где "жарче всего". Необходимые "температурные карты" по социальной инфраструктуре уже составлены, введены в Автоматизированную информационную систему управления градостроительной деятельностью и теперь будут учитываться не только всеми органами власти, но и девелоперами. В частности, в 2017-2020 годах городу в первоочередном порядке необходимо построить 63 объекта: 18 школ, 32 дошкольных образовательных учреждения, 13 объектов здравоохранения.

- Планирует ли правительство заключать соглашения о частно-государственном партнерстве для компенсации отставания в объемах дорожного строительства? Возможно ли в Петербурге ГЧП для строительства метро?

- Дороги строить планируем, поскольку схема ГЧП позволяет либо вообще не привлекать бюджетные средства на их строительство, либо перенести бюджетное финансирование на более поздний период. Сейчас в городе реализуются два таких проекта: ЗСД и дороги в Пушкинском районе на территории жилого массива "Славянка". Рассматриваются еще две платные магистрали: М-49 от Приморского шоссе до развязки с ЗСД с новым путепроводом над железной дорогой Сестрорецкого направления, и одобренный президентом России проект широтной скоростной автодороги с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая и Зольная. У М-49 примерная стоимость 7,8 млрд рублей, и для ее строительства в принципе, хватит одного инвестора, который, кстати, уже просматривается. Стоимость восточного радиуса, или, как ее называют в последнее время, "южной хорды" – порядка 116 млрд рублей по предварительным оценкам. Здесь, как и для ЗСД, потребуется создавать целый консорциум инвесторов с участием крупных банков федерального масштаба.

Я уверен, появятся и новые инвестиционные предложения и по магистралям, и по переправам через Неву. Конечно, в том случае если город будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства перед инвесторами, уже вложившими средства в создание дорожной инфраструктуры.

Что же касается метро, то в действующей редакции федерального закона о ГЧП метрополитен исключен из перечня объектов, по которым возможно заключение такого соглашения. Для частного капитала в метро остается только концессия. А с учетом стратегической значимости метрополитена для Петербурга я считаю концессию в подземке теоретически возможной, но не самой вероятной в ближайшей перспективе.

- Как в правительстве оценивают состояние автокластера?

- Как оптимальное для нынешних экономических условий и текущего состояния платежеспособного спроса. На фоне 40-процентного падения продаж в 2015 году в России с последующими остановками конвейеров рядом предприятий и сокращением работников петербургским автопроизводителям удалось избежать существенных производственных потерь. Доля Петербурга в структуре общероссийского производства легковых автомобилей даже увеличилась и сейчас превышает 25%.

Объем производства по сравнению с 2015 годом в городе, по-видимому, сократится, зато по ассортименту сделан большой шаг вперед. Три ведущих мировых производителя приступили к выпуску новых моделей. В июне сошел с конвейера новый Nissan Murano, в том же месяце "Хендэ" начал массовое производство нового кроссовера Creta, в октябре запущен в серию новый вариант Toyota RAV4.

Будем надеяться, что самые трудные времена для нашего автокластера позади. Эксперты прогнозируют по итогам текущего года незначительный рост продаж автомобилей в России, на уровне 0,4-0,5%. Но они же отмечают, что пока не начался так называемый отложенный спрос, по-прежнему нужны меры поддержки и стимулирования и производства, и продаж. В том числе новые – такие, как специнвестконтракт. Одним из первых его готов заключить завод "Хендэ". Сейчас город возобновил работу над соответствующей нормативно-правовой базой с учетом вступивших в силу изменений в федеральное законодательство.

- Есть ли определенность в будущей работе завода GM? Действительно ли достигнуто соглашение о перезапуске площадки, на каких условиях?

- С ним подписано соглашение о конфиденциальности, поэтому мы не можем комментировать эту информацию.

- Какие задачи стоят перед новым руководителем "Водоканала"?

- "Водоканал" – серьезное и надежное предприятие, одно из самых передовых в России в своей отрасли. Смена генерального директора не привела и, я надеюсь, не приведет к каким-то коренным изменениям. Задачи по устойчивому развитию Петербурга, формированию культуры водопотребления, сохранению экологии Балтийского моря останутся прежними. Поскольку новый руководитель, Евгений Иванович Целиков, более 20 лет проработал на предприятии и хорошо знает все ключевые проекты, преемственность сохранится в полном объеме.

Например, в сфере экологии продолжится строительство Охтинского канализационного коллектора. В рамках первой очереди к 2020 году на Северную станцию аэрации будут переключены более 40 прямых выпусков, порядка 11 млн кубометров сточных вод в год. Кстати, это даст возможность городу развивать территории, прилегающие к берегам Охты.

Продолжится и переход на автоматизированную систему управления водоснабжением. Суть ее в том, чтобы не поддерживать во всех трубах, зачастую далеко не самых новых, избыточный напор. Система анализирует показания датчиков и сама повышает или понижает давление, а при аварии быстро перекрывает магистраль. Плюс она же непрерывно контролирует качество воды. В Южной зоне водоснабжения "Водоканал" уже реконструировал насосные станции, заменил запорную арматуру, переложил аварийные участки, и получил приличную экономию. Энергопотребление снизилось на 21%, удельная аварийность сетей - на 44%, а расходы и потери воды при транспортировке - на 22%. В ближайшие годы автоматическую систему предстоит внедрить на всей территории Петербурга, включая пригороды.

Остальным направлениям работы "Водоканала", от импортозамещения до образовательной и просветительской деятельности, тоже будет уделяться внимания не меньше, чем прежде.

- Потерял ли актуальность вопрос о концессионных соглашениях для модернизации объектов "Водоканала"?

- Необходимую нормативно-правовую базу мы подготовили еще в конце 2013 года. Но концессионное соглашение тогда заключить не удалось по не зависящим от города причинам. Инвестор изменил планы, когда на фоне геополитических реалий Россия лишилась доступа к западным кредитам. Трагедией это не стало. Все, что жизненно важно для развития города, финансировалось через АИП. И сделано с тех пор довольно много. Были закрыты почти три десятка прямых выпусков в Неву, завершена модернизация канализационных систем Кронштадта, Колпино, Пушкина, других пригородов и поселков. В водоснабжении началось внедрение систем обеззараживания с помощью ультрафиолета. Построены и введены в эксплуатацию 10 стационарных снегоплавильных пунктов, скоро заработает 11-й на Шкиперском протоке.

При этом от самой идеи концессии для "Водоканала" мы отказываться не собираемся. Есть государственная программа "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы. Есть утвержденная дорожная карта по подготовке концепции концессионного соглашения в отношении имущества ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". А самое главное, – есть понимание, что темпы модернизации систем и сетей предприятия нужно повышать. Причем перекладывать расходы на конечного потребителя, т.е. резко повышать тарифы, в нынешней экономической ситуации мы не имеем права. С другой стороны, профинансировать все в одиночку Петербург тоже не в состоянии. Поэтому необходимо привлекать внебюджетные инвестиции на развитие отрасли. Соответствующая работа ведется как с финансово-кредитными организациями, так и с потенциальными инвесторами.

- Что предпринимает правительство Петербурга для ликвидации задолженности УК, подконтрольных городу, перед ресурсоснабжающими организациями? В частности, перед структурами "Газпрома"? Рассматривается ли возможность погашения из бюджета путем направления средств в уставной капитал УК?

- Сразу скажу, что такая возможность в настоящее время не рассматривается. Равно как и погашение напрямую из бюджета задолженности управляющих компаний с участием Санкт-Петербурга перед ресурсоснабжающими организациями. На нарушение Бюджетного кодекса РФ и закона "О защите конкуренции" мы не пойдем ни при каких обстоятельствах. Что точно будем оплачивать – так это коммунальные услуги за пустующие помещения в собственности города, которые невозможно сдать в аренду.

Конечно, проблема задолженности за потребленные ресурсы остается для Петербурга довольно острой. Но теперь она не представляется нам неразрешимой. В уходящем году мы разобрались в причинах нестыковок между объемами генерации и объемами, которые оплачивали петербуржцы. Могу сказать, что жители нашего города – люди очень ответственные. Доля злостных неплательщиков в общем объеме неплатежей составляет порядка 3%. Основная причина в другом. Когда Петербург пару лет назад первым в России перешел на оплату по фактически потребленным ресурсам, многие управляющие компании с долей города продолжали работать по старинке, как при социализме. Кто-то снимал показания с домовых узлов учета не по тем числам, когда это делают "ресурсники", и получался объем, который не входит в платежный период. Кто-то плохо контролировал квартиры, принадлежащие государству, из-за чего 20 гастарбайтеров могли платить "по нормативу" за одного прописанного, а воды расходовать в 20 раз больше. Немногие УК сумели разобраться с платежами за нежилые помещения и найти управу на их собственников и арендаторов. Обнаружился и недобросовестный "малый бизнес" внутри домов, подключенный к квартирным щиткам в обход счетчиков.

За этот год проблемные многоквартирные дома проверены, необходимые регламенты прописаны, налажен двусторонний обмен данными УК с поставщиками ресурсов, создана эталонная база площадей жилых и нежилых помещений в жилом фонде, выявлены пустующие нежилые помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга. У наиболее ответственных городских УК, например, объем задолженности за ресурсы уже начал сокращаться. Считаю, что мы должны и дальше придерживаться курса на учет, контроль и сокращение издержек. Конечно, это долгий путь, и не самый легкий. Зато он правильный и понятный.

- Когда и на каких условиях стадион на Крестовском острове, после ввода в эксплуатацию, будет передан в управление ФК "Зенит"?

- Как только будет получен акт о вводе стадиона в эксплуатацию, будет оформлено право собственности города на объект – земельные участки и здания. До этого момента передавать "Зениту", по сути дела, нечего. После получения акта состоятся сертификация и сама передача стадиона футбольному клубу. Изначально по плану сроком передачи был март 2017-го, но ФИФА и организаторы чемпионата попросили сделать это как можно раньше. Поэтому сейчас мы ориентируемся на 25 января.

Технические специалисты ФК "Зенит" де-факто присутствуют на стадионе на постоянной основе уже довольно давно. Еще 11 августа с клубом подписан меморандум о взаимодействии по завершению строительства и передаче арены в эксплуатацию. Представители ФК "Зенит" принимают активное участие в приемке ключевых работ, а также консультируют все заинтересованные стороны. Уже понятно, что "Зенит" создаст для управления новым стадионом и его эксплуатации автономную некоммерческую организацию. Сейчас решается вопрос, какого рода договор будет заключен между городом и клубом.

Первый вариант – долгосрочная аренда стадиона при условии, что город снизит арендную плату путем издания специального правового акта для данного объекта и земельного участка. Второй вариант – концессионное соглашение. Третий – аренда, переходящая в концессию в определенный момент времени на определенных условиях. К моменту ввода стадиона в эксплуатацию оптимальный механизм передачи в управление клубу будет готов и полностью согласован. По факту эта работа закончится даже раньше, ориентировочно – к 26 декабря.

- Петербург вкладывает немалые средства в создание инфраструктуры для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Какой объем доходов прогнозируется правительством Петербурга от проведения Кубка Конфедерации и ЧМ?

- Арифметика тут самая приблизительная. По прогнозу, Санкт-Петербург во время чемпионата мира посетят порядка 400 тыс. туристов. Средние расходы одного международного туриста в день, включая проживание, составили в 2015 году 12150 руб. Играть здесь будут 4 разных пары команд, и среднестатистический болельщик задержится у нас 3 дня максимум. Плюс около половины гостей будут из России, а они тратят почти вдвое меньше иностранцев. Вот и считайте. Ориентировочно "план по валу" на ЧМ-2018 составит от 10 до 14 млрд рублей. С них будут платиться налоги в бюджет.

Но я считаю, что Кубок Конфедераций и Чемпионат мира нельзя оценивать по принципу "вложили" - "получили". Во-первых, вкладывается в подготовку не только Петербург. Федеральный центр на развитие городской инфраструктуры, напомню, направляет в общей сложности порядка 18 млрд рублей, из которых порядка 13 млрд уже перечислены.

Во-вторых, мы строим только то, что необходимо городу. Новая ветка метро в Приморский район, пешеходный мост на Крестовский остров, дорожные развязки, новые дороги, новые гостиницы, вся спортивная инфраструктура, включая тренировочные площадки – все это останется Петербургу и будет активно использоваться. Никаких "потемкинских деревень", никаких стадионов под снос, вроде тех, что приходилось делать хозяевам некоторых Олимпиад.

В-третьих, подводить черту под дополнительными доходами в августе 2018 года тоже неправильно. Конечно, появятся какие-то данные по заполняемости стадионов, по загрузке отелей, по росту посещаемости учреждений культуры и общественного питания, по продажам в торговле и сфере услуг, по росту транспортных перевозок. Но события такого уровня, как правило, имеют еще и отложенный эффект. В том же Сочи турпоток на следующий год после Олимпиады вырос почти на 18%, если сравнивать с доолимпийским 2013-м годом. А у Петербурга с его красотами туристический потенциал намного выше.

В общем, точную сумму доходов ни я, и никто другой вам не назовет. Но и в накладе, как, например, Греция после Олимпиады-2004, наш город точно не останется.

- Достигнуто ли соглашение с ВТБ о будущем комплекса "Невская ратуша"? Если да, то в какие сроки город планирует выплатить причитающуюся сумму? Когда планируется начать переезд в Ратушу исполнительных органов госвласти, как долго он продлится?

- Изначально в городском бюджете 2017 года планировалось предусмотреть на приобретение объектов недвижимости в "Невской ратуше" 6,7 млрд рублей, к первому чтению сумма сократилась до 5 млрд, а ко второму чтению - до 3 млрд. Ориентировочный размер суммарных выплат по договору инвестор оценивает в сумму порядка 14 млрд рублей. Но определить выкупную стоимость объекта можно только после аудита документов, подтверждающих фактические затраты инвестора при создании объекта. Сейчас такая проверка проводится. Параллельно с инвестором ведутся переговоры о рассрочке платежа на срок 10 лет, с правом досрочного погашения. Кстати, инвестор в настоящее время продолжает работу по техническому и кадастровому учету помещений в здании Ратуши.

Хочу заметить, что варианты передачи помещений "Невской ратуши" в аренду, полностью или частично, все еще рассматриваются. И только когда завершатся все перечисленные мною процедуры, когда будет закончен сравнительный анализ различных вариантов использования "Невской ратуши", будет принято окончательное решение о приобретении ее площадей в собственность Санкт-Петербурга.

Переезд планируется начать в 2017 году. Но правительство города не займет всю Ратушу целиком. В соответствии с договором часть имущества на сумму 155 млн рублей в ценах 2000 года, но не выше себестоимости строительства, инвестор передает в государственную собственность Санкт-Петербурга безвозмездно. Плюс продать городу он обязан от 50 тыс. кв. метров до 100 тыс. кв. метров, но не более 1/3 от общей площади Ратуши, а также не более 1/3 площади подземной автостоянки.

- Какие исполнительные органы госвласти будут переведены в Ратушу? Как планирует город использовать помещения, освободившиеся после переезда? Как вы оцениваете объем возможных доходов города от аренды или продажи имущества, насколько он покроет затраты города на выкуп Ратуши?

- Перечень перебазируемых ИОГВ был утвержден распоряжением городского правительства в июле 2014 года. Сейчас по моему поручению он уточняется, чтобы доходы города были максимальными, а затраты на выкуп, соответственно, уменьшились, насколько это возможно.

Есть разные варианты использования высвобождаемых площадей. В основном это либо продажа на торгах, либо аренда. По предварительным расчетам, аренда помещений, освобождаемых комитетами по спискам 2014 года, может принести доход порядка 500 млн рублей в год. Ожидаемая выручка от продажи на торгах тех же площадей – от 2,5 млрд до 7,5 млрд рублей. Но мы рассчитываем, что уточнение перечня перебазируемых ИОГВ позволит увеличить доходы города.

Конечно, содержать охраняемые государством памятники, - удовольствие не из дешевых. Чтобы стимулировать интерес к так называемой дворцово-офисной недвижимости, мы на последнем заседании городского правительства приняли проект специального закона с новыми льготами по налогу на имущество организаций. Льготы получат собственники, осуществившие в течение трех любых календарных лет подряд вложения на сумму от 500 млн рублей и выше в проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения.

Главное, чего нельзя допустить, – чтобы комитет переехал, а его бывшие помещения остались пустовать. Поэтому я и поручил уточнить ранее составленные списки перебазируемых ИОГВ. Переезжать в Ратушу должны только те, на чье место уже подобран "железный" кандидат, а еще лучше – несколько.