Георгий Полтавченко: «Расширять территорию культуры во времени и в пространстве» (Интервью журналу «Мужская работа»)

13 декабря 2016 г.

Оригинал материала 

 

Вы не раз говорили, что проблема сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга – одна из ключевых задач городских властей, которая требует самого внимательного подхода. Что сегодня предпринимается в этом направлении?

Когда Владимир Владимирович Путин, превратил 300-летие нашего города в событие мирового масштаба, Россия, можно сказать, заново открыла для себя ценность культурного наследия Санкт-Петербурга. Укрепилось понимание того, что наши памятники, наш исторический центр – это богатство всей страны, наше национальное достояние. И, наверное, главное, что нам удалось – «перевести» вот это осознание на язык повседневных, рутинных дел.

Прежде всего, мы довели до ума те, в общем-то, хорошие городские законы, которые были приняты для сохранения наследия, но не действовали в полном объеме. Доработали региональный закон «О зонах охраны», дополнили Правила землепользования и застройки, систематизировали высотный регламент Санкт-Петербурга. Теперь абсолютно все действия девелоперов в исторической части города строго регламентированы. Скоро шагнем еще дальше -- завершим работу по определению состава, границ и предмета охраны исторического поселения. И тем самым защитим панорамы Петербурга от видовых вторжений из-за пределов исторического центра.

Мы научились в полной мере использовать возможности правового давления на нарушителей охранного законодательства. Правительство города начало выигрывать суды по градозащитным спорам. При поддержке нашего представителя в Совете Федерации, Валентины Ивановны Матвиенко, мы ввели новые многомиллионные штрафы для должностных и юридических лиц за порчу и разрушение памятников. Количество оформляемых протоколов об административных нарушениях по сравнению с 2010 годом увеличилось в 9 раз, а сумма взысканных штрафов и неустоек за нарушение охранных обязательств и других законов - в 15 раз.

В общем, нам удалось умерить аппетиты застройщиков в историческом центре. И в результате сегодня в деле сохранения наследия мы имеем во многом другую реальность. Такую, в которой возможна перемена участи для Конюшенного ведомства или для блокадной подстанции, уже «приговоренных» инвесторами к серьезной переделке. Самое главное - в Санкт-Петербурге больше нет противостояния власти и градозащитников. Мы начали слушать и слышать друг друга, накопили позитивный опыт совместных действий.

Существует государственная программа Российской Федерации, направленная на популяризацию памятников российской истории и культуры – «Развитие культуры и туризма». Расскажите, как она реализуется в Санкт-Петербурге. Какова доля малоизвестных объектов, имеющих большой туристический потенциал?

Реализация этой госпрограммы – один из приоритетов правительства Петербурга. У нас она развивается по четырем направлениям: «Наследие», «Искусство», «Имидж Санкт-Петербурга» и «Образование». В этом году для нее аккумулировано почти 22 млрд рублей, в том числе 18 млрд – за счет средств городского бюджета. По факту денег будет затрачено больше.

Наш город всегда умел заботиться о внешнем облике достопримечательностей. Петербургская школа реставрации – одна из лучших в мире. Наши мастера практически каждый год получают престижные международные премии и награды. Совсем недавно Союзу реставраторов Санкт-Петербурга присуждена золотая медаль «За выдающиеся заслуги в области охраны памятников» на XII Европейской специализированной выставке «DENKMAL».

Несмотря на известные сложности в экономике и падение курса рубля, нам удается сохранять объемы реставрационных работ на докризисном уровне. Важный акцент последних лет – более активная реставрация храмов, причем не только православных. Например, среди 57 объектов 2016 года, наряду с Аничковым и Юсуповским дворцами, есть Смольный собор, Троицкий собор, буддийский дацан, самая большая в Северной Европе Соборная мечеть, молитвенный дом омовения на Еврейском кладбище и многие другие культовые здания. Поскольку все они – важнейшая часть культурного наследия, то даже атеисты поддерживают Правительство города в этой работе.

Конечно, культура Санкт-Петербурга – наиболее притягательный туристический актив города. Подсчитано, что среднестатистический турист в мире уделяет примерно 20% времени культурным объектам. В нашем городе этот показатель превышает 40%. Понимая это, мы продлеваем время работы городских музеев, стараемся максимально упорядочить планирование групповых экскурсий через Интернет, начали проводить даже ночные экскурсии – например, в Петропавловскую крепость.

Приток туристов в Петербург растет второй год подряд. По итогам 2016-го их число составит порядка 7 млн. Но пропускная способность наших культурных бастионов, таких как Эрмитаж и Русский музей, дворцов и парков Петергофа и Царского Села сегодня уже на пределе. Поэтому создание новых объектов туристического притяжения, введение новых туристических маршрутов, развитие событийного туризма сегодня выходит на первый план.

В сфере событийного туризма у нас есть прекрасный ориентир - всероссийский бал выпускников «Алые паруса». Это единственный в России праздник, занесенный в реестр мирового событийного туризма и рекомендованным к посещению во многих странах Европейского Союза. Но за последние годы быстро набрали популярность и наши мероприятия так называемых «открытых форматов». Фестиваль «Опера - всем», проходящий под открытым небом в естественных декорациях петербургской архитектуры, собирает порядка 100 тысяч поклонников. С большим успехом проходят, охватывая практически весь центр города, «День Достоевского» и «День Чайковского». Визитными карточками города являются Международный фестиваль Мариинского театра «Звезды белых ночей», Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», фестивали балета «Дягилев. Постскриптум», «Dance open» и международный фестиваль современного танца «Open Look».

Совсем недавно, в сентябре, у нас стартовал проект «Открытый город», финансируемый за счет городского бюджета. Он дает возможность жителям и гостям Петербурга посещать объекты культурного наследия, которые прежде открывали свои двери один раз в год. Проект пользуется большой популярностью, и мы обязательно будем его развивать.

Когда я только начинал работать губернатором Санкт-Петербурга, то пообещал, что буду расширять территорию культуры во времени и в пространстве. Эта работа продолжается. Вскоре начнется строительство новых сценических площадок для театра балета Бориса Эйфмана и Малого драматического театра Льва Додина. Музейно-выставочным центром станет Конюшенное ведомство. В рамках проекта «Музейный квартал» появятся новое здание для Музея блокады и выставочная площадка «Россия – моя история». На очереди – создание уникального музейного комплекса в Петровском доке Кронштадта. Все эти проекты будут способствовать тому, чтобы на туристическом рынке Санкт-Петербург и впредь оставался именно культурной столицей России. Городом, где можно увидеть и услышать историю, дотронуться до нее.

Два года подряд мы получаем премию «World Travel Awards», своего рода туристический «Оскар». Достижение серьезное, но наши задачи еще серьезнее. У Санкт-Петербурга с его потенциалом туризм должен стать экономически видимой отраслью экономики и составлять 10-12% в валовом региональном продукте. Над этим и будем работать.

История Санкт-Петербурга неразрывно связана с историй Военно-Морского флота России. В этом году отмечали круглую дату – 320 лет с момента его создания. Как это событие отметили в городе на Неве?

Для нашего города – это особый праздник, потому что история флота действительно неотделима от истории Петербурга. Кульминацией, конечно, стал военно-морской парад, который впервые в истории принимал Президент Российской Федерации. Среди вошедших в Неву боевых кораблей были новинки отечественного военного судостроения, спроектированные и построенные в XXI веке – дизельная подводная лодка новой серии «Краснодар», корвет «Бойкий» и фрегат «Адмирал Эссен». Знатоки отметили, что после распада СССР это был первый в истории ВМФ парад, когда в так называемой главной линии строя, между Дворцовым мостом и Благовещенским, бросили якоря только самые современные корабли. Прежде там обычно размещались сторожевики и десантные корабли советского производства. Согласитесь – важная примета времени.

Ну а отправной точкой празднования флотского юбилея я считаю возвращение после ремонта к месту своей вечной стоянки крейсера «Аврора». Для всех петербуржцев и гостей это стало настоящим событием. Хотя проводка крейсера проходила ночью, встретить один из символов Петербурга пришел практически весь город. Народу было едва ли не больше, чем желающих посмотреть на развод мостов в белые ночи. В День ВМФ на «Авроре» открыли обновленную музейную экспозицию.

На Дворцовой площади по традиции состоялся праздничный концерт, который могли посетить все желающие. Интересную выставку представил Военно-морской музей. В течение года в Петербурге проходили различные конкурсы и фестивали, посвященные флоту. А 30 октября, ровно через 320 лет после принятия Боярской Думой постановления «Морским судам быть», прошла торжественная церемония возложения цветов к памятнику основателю российского флота – императору Петру Первому.

В 2015 году Санкт-Петербург занял пятое место среди городов мира с самыми загруженными дорогами. Что изменилось за этот год?

Для исторических городов, где, как у нас, улицы не рассчитаны на современные транспортные потоки, траффик – одна из самых острых проблем. Но, с другой стороны, у городов, как и у людей, недостатки зачастую являются продолжением достоинств – и наоборот.

В последние десятилетия XX века в развитие инфраструктуры Ленинграда денег вкладывалось очень мало. Но, благодаря этому, у нас образовались серьезные пространственные резервы, которых нет у быстро развивавшихся мегаполисов – промышленный пояс вокруг центра города, полосы отвода железных дорог. И это сделало возможным строительство внутри города скоростных внеуличных магистралей. Первая из них – Западный скоростной диаметр. В начале декабря открылся его центральный участок, и новая трасса заработала на всем своем протяжении. Это огромное событие для нашего города. ЗСД значительно улучшит ситуацию на дорогах. Мало того, что он позволяет за 20 минут преодолеть путь между югом и севером Петербурга. ЗСД еще и обеспечивает круглогодичное сообщение Васильевского острова с материковой частью города. Васильевский остров ждал этого исторического события три столетия с лишним.

Когда в Санкт-Петербурге по решению Владимира Владимировича Путина была построена Кольцевая автомобильная дорога, мы лишь догнали крупные мировые города. С вводом ЗСД мы их, по сути дела, обгоним. Одно только Южное полукольцо КАД отводит от городских улиц 250 тысяч машин в сутки. ЗСД по расчетам заберет на себя порядка 100 тысяч машин. Конечно, мы понимаем, что передышка неизбежно будет временной, и уже начинаем планировать новые широтные и вылетные магистрали.

После ввода ЗСД мы пересчитаем, как изменилась транспортная нагрузка на центр Санкт-Петербурга. И на тех улицах, где сохранится высокий траффик, будет в первую очередь расширена зона платной парковки. Сейчас уже ведутся соответствующие разработки.

У нас есть обширные планы по строительству новых транспортных развязок, путепроводов, мостов через Неву. Один из них, в районе острова Серный, появится в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 по футболу. Другой войдет в состав новой платной автотрассы, которая соединит ЗСД с КАД на востоке города. Я так уверенно говорю о ее создании, поскольку есть все шансы реализовать этот проект без бюджетного участия, по схеме ГЧП. Так что проект ЗСД еще и в этом смысле принес городу большую пользу.

Ну, а будущее все равно за развитием общественного транспорта, повышением его комфорта и удобства в использовании. Такая цель указана в Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года. Мы уже активизировали работу под землей: сегодня впервые со времен СССР у нас одновременно ведется строительство метро на четырех линиях. С нашими грунтами и глубоким залеганием станций дело это гораздо более сложное, чем, скажем, в Москве. Но уже понятно, что уходящий год станет последним, когда в Петербурге не откроется ни одной новой станции метро. В 2017 году будут досрочно сданы три станции Фрунзенского радиуса – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». В 2018-м до самого густонаселенного Приморского района Петербурга дотянется Невско-Василеостровская ветка метро. Она же доставит болельщиков на станцию «Новокрестовская» к новому стадиону. И в дальнейшем мы надеемся, что метростроители больше останавливаться не будут.

Будучи губернатором неформальной культурной столицы, какие исторические места города Вы чаще всего посещаете?

У меня очень плотный график, поэтому самое посещаемое историческое место в Петербурге – это Смольный, где сегодня работает правительство города. Ну, а если серьезно, то я очень люблю Невский проспект. Но, к сожалению, лишен возможности прогуливаться по нему. Люблю Александровский сад – рядом с ним жил в детстве в обыкновенной питерской коммунальной квартире.

Каким был уходящий 2016 год для Вас, для Санкт-Петербурга? Чем запомнился больше всего?

Год, на мой взгляд, для города был очень неплохим. Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, петербургская экономика начала выправляться. Стабильно росли доходы городского бюджета. Промышленное производство по прогнозам увеличится на 3 процента с лишним. Инвестиции в основной капитал предприятий за три квартала выросли на 7,7%.

Самые значимые события общегородского масштаба я, пожалуй, уже назвал. Возвращение «Авроры», открытие сквозного проезда по всему ЗСД. Петербургский международный экономический форум прошел в новом месте – в выставочном центре «Экспофорум». Дебют, на мой взгляд, получился удачным. Введена вторая очередь Юго-Западной ТЭЦ. После реставрации открылся выставочный зал «Манеж», приспособленный для экспозиций современного искусства.

Завершен, пусть и не без сложностей, основной объем строительных работ на новом футбольном стадионе на Крестовском острове. Даже первый футбольный матч там уже прошел. Все оставшиеся недочеты будут устранены, и стадион будет полностью готов к Кубку конфедераций.

Ну, а в политике самым главным событием, конечно же, стали выборы в Государственную Думу РФ. Их главный итог для Петербурга заключается в том, что город однозначно поддержал курс Президента России. Подчеркну – своего Президента. Для нас это особенно важно. Мы ведь – самый северный из крупных мегаполисов и самый крупный из северных. И, как показывает история, без должного внимания первых лиц государства наш город неизбежно останавливается в развитии. Сейчас он устойчиво развивается. И этот факт говорит сам за себя.