Ломоносов

Среди пригородных дворцово-парковых ансамблей Ленинграда дворцы-музеи города Ломоносова занимают особое место. Ни красота Петергофа, ни утонченное великолепие Пушкина, ни сдержанное благородство Павловска не могут сравниться с изысканной прелестью дворцов Ораниенбаума.

Дыхание времени, очарование старины и, самое главное, подлинность — вот что придает им свой ни с чем не сравнимый колорит. Сохранившиеся в годы Великой Отечественной войны благодаря защитникам легендарного Ораниенбаумского «пятачка», счастливо избежавшие печальной судьбы всех прочих пригородов Ленинграда, разрушенных фашистами, дворцы города Ломоносова (бывшего Ораниенбаума) — живые свидетели высочайших достижений русской национальной культуры XVIII века. Ломоносов — современное имя города — было присвоено ему в 1948 году в честь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, основавшего в 1754 году близ Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица, фабрику цветного стекла. Создание дворцово-паркового ансамбля относится к началу XVIII века. В 1710 году на южном берегу Финского залива, в сорока километрах от Петербурга, вблизи Петергофа, Александр Данилович Меншиков, крупный государственный деятель и сподвижник Петра Великого, начинает строительство своей резиденции, по размаху и пышности не уступавшей Петергофу. Большой дворец был закончен в 1727 году.

Одновременно со строительством дворца был заложен парк, впоследствии получивший название Нижнего, — характерный образец регулярных парков, создаваемых в России в первой половине XVIII века на манер французских. Владения свои Меншиков назвал Ораниенбаум, что значит в переводе с немецкого — апельсиновое дерево (orange -апельсин,baut-дерево).

Выросшая неподалеку от дворцовой усадьбы слобода, заселенная преимущественно «работными людьми», в 1780 году была превращена в уездный город. Городу был присвоен герб: дерево с оранжевыми плодами на серебряном щите.

После опалы князя Меншикова дворцовое строительство приостановилось и возобновилось лишь в начале 1740-х годов, когда Ораниенбаум становится летней парадной резиденцией великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), объявленного императрицей Елизаветой Петровной наследником престола. Но самого большого размаха строительные работы достигают в 50-70-е годы XVIII века, в период создания так называемого Верхнего парка и дворцовых сооружений на его территории. В эти годы по проектам Антонио Ринальди (1709-1796) здесь строится для великого князя Петра Федоровича потешная крепость Петерштадт с дворцом (дворец Петра III), входящим в ее комплекс, и ансамбль «Собственной дачи» с Китайским дворцом и Катальными горками для императрицы Екатерины II.

Чуткий к веяниям времени архитектор А. Ринальди сумел необычайно тактично соединить в своих дворцовых сооружениях в Ораниенбауме черты отжившего уже праздничного, блистательного барокко с благородством, сдержанностью и строгой логикой классицизма. В архитектуре и декоре ораниенбаумских дворцов отразился стиль, развившийся на западе Европы,- рококо (от французского термина «рокайль» — раковина, завиток).

В годы Великой Отечественной войны на долю Ораниенбаума выпали тяжелые испытания: в сентябре 1941 года город был окружен фашистами и в течение двух с половиной лет отрезан от Ленинграда и блокирован с суши. Тем не менее легендарный Ораниенбаумский «пятачок» стал важнейшим стратегическим плацдармом наступления советских войск, соединившихся 20 января 1943 года с войсками, наступавшими из Пулкова, в районе Ропши. Кольцо блокады было разорвано.

В первые же месяцы войны ценнейшие художественные коллекции музеев были эвакуированы в глубокий тыл. Уникальные дворцы и парки благодаря мужеству защитников Ораниенбаумского «пятачка» пострадали очень незначительно.

Сразу же после окончания Великой Отечественной войны во дворцах и парках Ораниенбаума начались реставрационно-восстановительные работы. 9 июня 1946 года был открыт для посетителей Верхний парк, затем Китайский дворец-музей, в 1953 году-дворец Петра III, а в 1959 году — павильон Катальной горки.

Реставрационные работы велись под руководством ленинградских архитекторов К. Д. Халтурина, А. Э. Гессена, И. Н. Бенуа, И. И. Варакина, Е. В. Казанской. Особые заслуги в этом благородном деле принадлежат архитектору М. М. Плотникову, удостоенному звания лауреата Государственной премии.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.