Дворец Петра III

        
В восточной части Верхнего парка на живописном берегу прихотливо извивающейся небольшой речки Карости стоит прелестное двухэтажное каменное строение, великолепное сочетание изящества и монументальности, - дворец Петра III (1758-1762 гг., архитектор Антонио Ринальди). Дворец строился на территории потешной крепости Петерштадт, возводимой согласно всем требованиям фортификационного искусства того времени.

Строительство велось по проекту архитектора А. Ринальди, под наблюдением "архитекторного" ученика Савелия Соколова и инженер-поручика Романа Качалова с 1756 по 1762 год. По очертаниям крепость напоминала многоконечную звезду, образованную насыпными валами. Она была окружена глубоким рвом с тремя подъемными мостами, на пяти ее бастионах стояли пушки. Здесь находились постройки различного назначения: солдатские казармы, дом коменданта, дома для генералов и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, арсенал и даже миниатюрная лютеранская кирха с органом. В центре крепости располагался арсенальный двор - пятиугольный плац, на территорию которого вводили въездные ворота. На "Малом увеселительном море" (как называли тогда Нижний пруд), образовавшемся в результате запруды на речке Карость, стояла флотилия из галер, лодок, фрегатов. Гарнизон крепости составлял отряд солдат, выписанных из Германии.

Рядом с крепостью, вдоль правого берега Карости, был разбит итальянский сад с террасами, лестницами, мостиками, беседками, фонтанами, каскадами. В парке находились Менажерия (Зверинец), Эрмитаж, Соловьева беседка, Китайский домик. Все деревянные постройки крепости и сада были разобраны в начале XIX века. Сейчас от потешной крепости сохранились лишь дворец Петра III, въездные ворота, остатки валов и рва. От первичной планировки парка не осталось ничего.

В 1952-1953 годах была произведена реконструкция этого участка: вокруг дворца Петра III были разбиты три цветника, проложены новые дорожки, на газонах установлена мраморная скульптура. Во внешнем облике дворца Петра III покоряют простота и изящество. Своеобразие композиции, удивительно ясные пропорции, изысканность декора позволяют отнести его к самым совершенным произведениям русской архитектуры XVIII века.

Комнаты первого этажа в XVIII веке использовались как служебные помещения и не имели декоративной отделки. В настоящее время в них размещена экспозиция по истории дворцово-паркового ансамбля г. Ломоносова.

Шесть небольших комнат второго этажа - Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар декорированы в характере истинно дворцовых помещений: великолепная лепка, тонкая резьба, удивительные росписи по лаку, живопись, ткани, наборные паркеты блестяще использованы в их отделке. Центральное помещение дворца - Картинный зал. В XVIII веке в зале были размещены в шпалерной развеске 58 картин, отделенных друг от друга узкими посеребренными рамками. Эта шпалерная развеска создавалась по проекту А. Ринальди архитектором Я. Штелиным и художником К. Пфанцельтом, но уже в 1784 году большинство картин было передано по приказанию Екатерины II в Академию художеств. Шпалерная развеска была уничтожена и воссоздана только в наше время, в 1961-1962 годах, по обнаруженным в архивах чертежам. Шестьдесят три картины, украшающие теперь стены этого зала, представляют живопись западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков итальянской, фламандской, голландской, немецкой школ. По размерам и цветовой гамме они подобраны так искусно, что воспринимаются как единое декоративное целое.

Уникальным видом отделки Картинного зала, а также Кабинета и Спальни являются росписи по лаку. Они выполнены в характере китайского декоративного искусства русским крепостным "лакирных дел мастером" Федором Власовым. Двести восемнадцать композиций размещены на дверях, панелях, оконных и дверных откосах дворца. Это своеобразные, наивные и трогательные фантазии на китайские темы, в которые русский художник "вложил" свое собственное ощущение жизни далекой и загадочной для него страны.

Реставрация лаковых росписей и шпалерной развески была выполнена художниками-реставраторами Р. П. Саусеном, А. Б. Васильевой, Б. Н. Косенковым, Б. Н. Пуговкиным и другими.

Обращает на себя внимание и лепное убранство перекрытий дворца Петра III. Особенно интересна сохранившаяся лепка Будуара на тему жизни гарнизона существовавшей здесь когда-то крепости. Различные сюжетные композиции, объединенные тонким лепным орнаментом, в который вкомпонованы изображения военных атрибутов, воспринимаются как единое целое.

В интерьерах дворца представлены прекрасные образцы мебели XVIII века работы русских и западноевропейских мастеров и изделия из фарфора.

Дворец Петра III - первая сохранившаяся до нашего времени постройка А. Ринальди. В ней как бы уже заложены те творческие принципы зодчего, которые получили развитие в последующих его работах, определивших его как великолепного мастера стиля рококо и раннего классицизма.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.