Павильон катальной горки

Тенистая аллея от западного фасада Китайского дворца ведет к началу великолепного луга, обрамленного двумя стройными рядами пихт. В конце его, на самом краю береговой террасы, возвышается строение, красота и благородство форм которого сразу приковывают к себе внимание. Это - павильон Катальной горки, оригинальнейшее творение А. Ринальди, один из интереснейших памятников русского зодчества XVIII столетия, не имеющий в наши дни аналогий ни в отечественной, ни в западноевропейской архитектуре. Когда-то он являлся лишь небольшой частью огромного увеселительного сооружения - катальных гор, построенных в северо-западной части парка в 1762-1774 годах.

Грандиозное, очень своеобразное по своему архитектурному решению сооружение имело в длину 532 метра и состояло из одного прямого и трех волнообразных постепенно понижающихся скатов. С горы катались только летом на специальных колясках, двигавшихся по врезанным на скатах колеям. Крытые галереи, образованные двумя рядами колонн, украшенные скульптурой и вазами, обрамляли скаты с обеих сторон и являли собой зрелище величественное и живописное.

 

Катальные горы были разобраны в середине XIX века, и только луг да стройные шеренги пихт указывают на место их расположения.

Сохранившийся павильон - единственный памятник, напоминающий о подобных увеселительных сооружениях, существовавших в России в XVIII веке. Двухэтажное здание стоит на высоком цоколе, прорезанном большими овальными окнами, и завершается легким куполом в форме колокола, который некогда венчала вырезанная из дерева золоченая статуя Терпсихоры - музы пения и танцев. Голубое с белыми колоннами здание павильона Катальной горки выглядит необыкновенно нарядным на фоне серых вод Финского залива и окружающей его сочной зелени парка, являясь прекрасным примером удивительного синтеза архитектуры и пространства. Ясность композиции, пластика декора, чистота архитектурных форм здания придают ему благородную сдержанность классических сооружений.

Интерьеры павильона Катальной горки поражают праздничностью декоративного убранства. Настенные росписи Круглого зала, выполненные в светлых, нежных тонах, уникальнейший, единственный в нашей стране пол искусственного мрамора, мягко отражающий волны света, льющиеся через огромные окна-двери, прекрасного рисунка лепные орнаменты, тактично акцентированные позолотой, создают настроение радости и торжественной приподнятости.

Подлинным шедевром декоративного искусства является Фарфоровый кабинет, в архитектурную отделку которого включены фарфоровые группы, выполненные в 1772-1775 годах на Мейсенской мануфактуре специально для этого интерьера по моделям непревзойденного мастера мелкой пластики, скульптора И. И. Кендлера. Исключительная ценность коллекции не только в ее высоких художественных достоинствах. Это и аллегорическое повествование о жизни России в XVIII веке, о ее славных морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств - чудесное сочетание глубины содержания с изяществом формы.

И наконец, Белый кабинет. В его архитектурном решении и декоративном убранстве, как в маленьком зеркале, отражены все творческие искания А. Ринальди на пути от изысканности, изящества, прихотливости рококо к логичной и ясной простоте классицизма.

Над созданием павильона Катальной горки трудились искуснейшие мастера: художники С. Торелли и С. Бароцци, лепщик А. Джани, мраморщик Г. Спинелли, каменщики Н. Угловский и И. Андреев. Столярные работы выполнялись М. Потаповым, К. Федоровым, К. Ипатовым.

Возрожденный трудом и талантом советских реставраторов (художников, лепщиков, позолотчиков, мраморщиков, скульпторов), этот уникальный памятник русской архитектуры открыл свои двери как музей в 1959 году.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.