Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец сказочным замком возвышается на вершине холма, давшего название будущей царской резиденции - Царское Село. Он очаровывает и восхищает, его лазоревые фасады поражают грандиозными размерами; в нем отразилась неповторимая особенность русского национального характера - эмоциональность восприятия. И в зимний пасмурный день, и в лучах редкого петербургского солнца, наполненные экспрессией и внутренним напряжением стены дворца словно излучают жизнерадостную энергию, заряжая ею все окружающее пространство.

Так получилось, что своим рождением Екатерининский (Большой) дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам - Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которым дворец принадлежал в XVIII веке и которые уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии, проекты и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, садоводов.

В роскошных залах Екатерининского дворца жили, работали, давали аудиенции, устраивали дипломатические приемы иностранным послам и парадные балы и маскарады все российские монархи. Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I, а позднее Екатерина II проводили здесь не только летнее, но и зимнее время.

Над созданием дворца, начиная с 1718 года, последовательно работали архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, И. Монигетти и многие другие. Ведущая роль в возведении дворца принадлежала архитектору Ф.-Б. Растрелли: с 1748 года он руководил всеми строительными работами. Растрелли определил размеры сооружения, спроектировал основные элементы художественной отделки фасадов и многочисленных интерьеров. Строительство грандиозного здания протяженностью 306 метров продолжалось с 1744 по 1756 год.

Архитектурный образ Екатерининского дворца, построенный на световых эффектах и декоративных контрастах, характерных для стиля барокко, поражал современников великолепием. В интерьерах дворца отразились различные художественные стили, главным образом барокко и классицизм. Несколько помещений, переделанных в середине XIX века, получили отделку в стилистике эпохи историзма.

Императоры и члены семьи Романовых с большим удовольствием проводили досуг в этой загородной резиденции. Следует отметить, что каждый из новых хозяев (в том числе и последний владелец дворца - император Николай II) считали своим долгом внести какие-либо изменения в художественную отделку парадных покоев и многочисленных помещений для царских детей, гостей и слуг.

Для хранения сервизов, мебельных гарнитуров, скатертей и других предметов царского быта отводились специальные помещения. Многочисленные гоф-фурьеры, тафельдеккеры, кофешенки и прочие придворные чины наблюдали за состоянием дворцового имущества.

Кладовые находились в служебных помещениях дворца, а также в его боковых флигелях - циркумференциях, окружающих парадный двор. Здесь же располагались кухни, в которых готовилась еда к царскому столу.

Залы для парадных приемов находились на втором этаже на стороне парадного двора и шли цепочкой друг за другом по одной оси. Они составляли так называемую Золотую анфиладу. Отдельные покои выделялись под жилые комнаты. Их называли Малой анфиладой. В Малой анфиладе размещались личные комнаты императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) и его брата Константина Павловича.

В середине XIX века император Александр II распорядился отделать для себя покои в нижнем этаже Зубовского флигеля, сооруженного в 1770-х годах по желанию Екатерины II; здесь же жила вместе с детьми его фаворитка Екатерина Долгорукая. В 1880 году в одном из залов Екатерининского дворца состоялось их бракосочетание.

К сожалению, личные покои царской семьи не дошли до наших дней. Часть из них была переделана сразу же после Октябрьской революции при превращении дворца в историко-бытовой музей, большая же часть так и не была восстановлена после Великой Отечественной войны.

В настоящее время экспозиция музея состоит из двадцати шести восстановленных залов, куда входят парадные залы Золотой анфилады, созданные архитектором Растрелли, личные комнаты сына Екатерины II - великого князя Павла Петровича и несколько интерьеров, принадлежавших императору Александру I. Последними были восстановлены Предцерковный (Стасовский) зал, созданный по распоряжению Николая I, и Парадная мраморная лестница, оформленная архитектором И. Монигетти при императоре Александре II.

 

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.