Янтарная комната

Янтарная комната

Если бы Янтарная комната не исчезла в годы Второй мировой войны..., то в 2001 году мы отмечали бы 300-летие ее истории. К судьбе "восьмого чуда света", связанной с драматическими событиями и тайнами, оказались причастными прусские короли и российские императоры, архитекторы и художники, вожди Третьего рейха и советские лидеры, меценаты и бизнесмены, кладоискатели и видные учёные, и, конечно, мастера-камнерезы, стоявшие как у истоков создания Янтарной комнаты, так и возрождающие её по сей день.

Сегодня более актуальной становится тема воссоздания Янтарной комнаты, реальность увидеть её восстановленный декор, который у нас на глазах становится не только копией, максимально приближенной к утраченному оригиналу, но и новым художественным произведением декоративно-прикладного искусства, достойным экспонироваться в одном из лучших дворцов-музеев мира -- Екатерининском в Царском Селе.

Завершить работы по восстановлению Янтарной комнаты Екатерининского дворца предполагается к 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга -- в 2003 году.

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается А. Шлютер - главный архитектор прусского королевского двора с 1699 года. При перестройке Большого королевского дворца в Берлине для Фридриха I у А. Шлютера возникает идея использовать в отделке одной из дворцовых комнат янтарь. Однако, осуществить задуманный проект удается лишь наполовину, так как вскоре А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин.

Придворным архитектором прусского короля становится швед Э. фон Гете. В соответствии с новым замыслом короля, янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозятся уже готовые янтарные панели. В 1707 году договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами - Г. Турау и Э. Шахтом. В 1713 году, после смерти Фридриха I, работы прекращаются. Все янтарные архитектурные детали были отвезены в берлинский Цейхгауз и преданы забвению.

В 1716 году, по дороге во Францию, император Петр I встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберге, недалеко от Берлина, и получает от прусского монарха в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту "Либурника". Однако привезенный с большими предосторожностями в Россию янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. Впоследствии, янтарные панно на протяжении целого ряда лет находились в так называемых людских покоях Летнего дворца, где располагалась своего рода домашняя "кунсткамера" императора.

При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции - Третьего Зимнего дворца и поручила заняться этим своему обер-архитектору Ф.- Б. Растрелли.

В 1745 году Фридрих II дарит императрице Елизавете Петровне недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха. Янтарная комната, собранная в 1746 году, стала служить для официальных приемов.

В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф. Б. Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села.

В 1758 году на эту должность специального смотрителя Янтарной комнаты в Царском Селе был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук.

К 1770 году, при императрице Екатерине II, Янтарная комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных фотографиях. В застекленных витринах Янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация - в 1833, 1865, 1893 - 1897 годах. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.

В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их, как другие музейные экспонаты, вглубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен.

Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка.

При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить .

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.