Екатерининский парк

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного "английского сада".

Старый сад был распланирован на трех уступах перед дворцом в 1720-х годах садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом, в это же время на третьем уступе появились Зеркальные пруды.

При императрице Елизавете Петровне, когда Царское Село превращалось в пышную загородную резиденцию, сад был расширен, перепланирован и украшен мраморной скульптурой, в большинстве своем венецианских скульпторов начала XVIII века  --  П. Баратта, А. Тарсиа, Д. Бонаццо и других, привезенной в Петербург еще при Петре I. Перед дворцом появились стриженые боскеты и кружевные партеры. По проекту Ф. - Б. Растрелли в саду были построены павильоны " Эрмитаж" и "Грот".

В 1770-х годах архитекторами В. и И. Нееловыми были построены комплекс "Адмиралтейство",   Эрмитажная  кухня, Верхняя  и Нижняя  ванны.

К концу XVIII века интерес к регулярному парку исчезает, и в 1770-е годы к югу от Старого парка начинается формирование пейзажного или, так называемого, Английского сада. Он был создан по образцам английских ландшафтных парков.

Основные работы по его строительству проводились в 1770 - 1780-е годы. Первый план пейзажного парка был выполнен архитектором В. Нееловым. Однако основным планом, по которому он был создан, является план Дж. Буша - опытного мастера ландшафтника, который вел работы с 1771 года.

Сад, разбитый в новейшем вкусе был наполнен всевозможными архитектурными сооружениями, памятниками Славы и произведениями скульптуры, свидетельствующими о величии царствования императрицы Екатерины II.

Архитектурный ансамбль Чарльза Камерона

К южному корпусу Екатерининского дворца, на первом этаже которого в 1790-х годах поселился последний фаворит императрицы Екатерины II Платон Зубов, и корпус получил название Зубовского, примыкает ансамбль, созданный в 1780-1794 годах архитектором Ч. Камероном.

В архитектурный ансамбль Ч. Камерона входит ряд построек различного назначения, объединенных общим художественным решением: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, Висячим и Цветным садиками и Пандус.

Еще в начале 1770-х годов у императрицы Екатерины II возник замысел выстроить архитектурное сооружение в греко-римском стиле в Екатерининском парке. Она писала скульптору Э. Фальконе: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности: Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду".

Многих знаменитых мастеров привлекала возможность создать такое произведение в резиденции Екатерина Великой. Француз Ш. де Вайи предложил возвести здание, посвященное наукам и искусствам и их покровительнице - Минерве. Величайший знаток античности, Ш. Клериссо предложил построить "античный дом", основанный на композиции терм Диоклетиана, который по своим размерам превосходил Екатерининский дворец, и уже поэтому не был принят императрицей.

Желание императрицы "иметь : античный дом" выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии. Он создал удивительное сооружение, которое зачастую называют "термами Ч. Камерона".

В годы Второй мировой войны ансамблю был нанесен огромный ущерб. В 1948 году он был вновь открыт для посетителей.

 

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.