Cоциально-правовая защита от насилия в семье

Программа социальных реформ в РФ как одну из стратегических целей выделила переориентацию социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи. Приоритетной задачей  названо формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от всех форм насилия. В настоящее время проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной политики, начинает обсуждаться и исследоваться. Препятствием для решения проблем семейного насилия является ее слабая идентифицированность населением. Актуальным является формирование адекватного понимания в обществе серьезных последствий семейного насилия. Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути возникает ряд препятствий: отсутствие исчерпывающей информации  о степени распространения и причинах применения силы в семье, отсутствие четких определений и теоретической базы, а также отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия.

Проблема насилия затрагивает различные социально-демографические группы: молодых и пожилых, мужчин, женщин и детей. Уровень насилия в России достаточно высок, по насильственной смертности показатели в 3 раза выше, чем средние мировые. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, принятая ООН в 1993 году определяет «насилие в отношении женщин» как действия, включающие «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждения или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни. Среди всех видов насилия гендерную окраску, несомненно, имеют преступления связанные с сексуальным насилием и с семейным насилием. Женщины подвергаются большей опасности насилия у себя дома, чем на улице, и насилие часто проявляется в форме сексуальных домогательств.

Высокий уровень домашнего насилия в значительной мере связан с отсутствием в России системы ранней профилактики и комплексного подхода к проблеме домашнего насилия. Такой вывод был сделан, в частности, в результате социологического исследования по выявлению осведомленности населения России о насилии в семье и сексуальных домогательствах по месту работы/учебы женщин.

Поэтому огромное значение приобретает проблема взаимоотношений в семье,  насилия в семье, в первую очередь, по отношению к  женщинам и детям. Информация о преступлениях против женщин и детей, полученная на основе открытых уголовных дел, не дает полного представления о масштабе этого явления, так как уголовные дела далеко не всегда открываются и доводятся до конца.   В силу различных причин женщины, являющиеся жертвами сексуальных домогательств, а также женщины, потерпевшие от насилия в семье, не всегда обращаются в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности виновных. Данные социологических опросов показывают, что более 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможности раскрыть преступление и наказывать виновных. Мониторинги  по   вопросам   насилия  в семье в Санкт-Петербурге практически не проводились, что связано с объективными трудностями получения информации, отсутствием финансирования этих целей.

Преступления в отношении женщин совершаются в основном по следующим мотивам: корыстные побуждения, хулиганские действия, ревность, ссоры и другие бытовые причины, сексуальные побуждения. Действительно, большинство форм насилия представляют собой с точки зрения законодательства правонарушения или преступления, наказуемые в административном или уголовном порядке. Однако, существующий механизм социальной и правовой защиты граждан, пострадавших от насилия, в соответствии с Федеральным законодательством не удовлетворяет нуждам общества.

Некоторая информация о насилии по отношению к женщинам и детям собрана и проанализирована общественными организациями Санкт-Петербурга. «Институт недискриминационных гендерных отношений/Кризисный центр для женщин», «Служба социально-юридической помощи пострадавшим от насилия  «Александра», Общественной организацией социальных проектов «Стеллит» в рамках реализуемых  ими  проектов, что дает возможность судить о масштабах и тенденциях  (в настоящее время – росте) этого явления  в обществе.

Предупреждение насилия в семье – система социальных и специальных мер, направленных на устранение причин и условий, содействующих совершению насилия в семье, пресечение насилия в семье, которое готовится или уже началось, привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении насилия в семье, а также медико-социальная реабилитация жертв насилия в семье.

Проблему предотвращения насилия в семье необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую:

  • меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства;
  • меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована.

Вышеназванные меры положены в основу государственной политики в России и Санкт-Петербурге. С ноября 2004 года при Комитете по труду и социальной защите населения осуществляет свою деятельность.   Главная миссия Координационного совета - пробуждение активности общества по предотвращению насилия, формирование здорового нравственного климата в обществе.

На заседаниях координационного совета  рассматривается возможность совместных мер и действий органов государственной власти и неправительственных организаций, направленных на борьбу с насилием и сексуальной эксплуатацией женщин, детей и подростков, распространением ВИЧ-инфекции.

Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также неправительственными организациями реализуются проекты по организации помощи женщинам и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проводятся публичные акции по информированию женщин о возможных последствиях вывоза за рубеж и об организациях, оказывающих помощь жертвам насилия в России и за рубежом с указанием их координат и телефонов доверия. Укрепляется взаимодействие ГУВД и исполнительных органов государственной власти с общественными организациями, работающими в данной сфере (например, успешное взаимодействие в 2002-2003 годах УВД Кировского района Санкт-Петербурга со Службой «Александра» при реализации совместного проекта).

В 2003 году в Санкт-Петербурге возникло общественное движение  «Мужчины XXI века», которое, на основе опыта, полученного при реализации российско-шведских и российско-датских проектов, осуществляет информационно-пропагандистскую работу по профилактике насилия мужчин среди мужчин в среде молодежи,  в первую очередь, в мужских коллективах  военных училищ.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день существует несколько государственных и негосударственных, общественных и коммерческих организаций, оказывающих помощь женщинам, девушкам и девочкам, перенесшим насилие, подвергшимся сексуальной эксплуатации, жертвам трафика. Развитие социальной сферы Санкт-Петербурга – одно из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной государственной власти города.

Демографическая ситуация Санкт-Петербурга, существующие различия в социально-экономическом положении отдельных категорий горожан оказывают серьезное влияние на формирование социальной политики,  определяют проблемы, стоящие перед системой социальной защиты населения.

Комитет по труду и социальной защите населения проводит большую постоянную работу по развитию и совершенствованию структуры социальных городских служб, внедрению новых форм социального обслуживания.

В соответствии с Планом развития системы учреждений социального обслуживания населения на территориях районов на период до 2010 года, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 июля 2007 года №732, в  каждом районе Санкт-Петербурга будут созданы центры социальной помощи семье и детям - нестационарные учреждения социального обслуживания, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам семьи и детей. В настоящее время уже в 9 районах города созданы такие центры.

В данных центрах оказывается помощь в реализации законных прав и интересов обычным семьям, а также детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В целях дальнейшего развития социальной защиты населения Санкт-Петербурга необходимо совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в этой сфере:

  • органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
  • федеральными исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, участвующими в реализации социальной политики;
  • учреждениями социальной защиты населения регионального и федерального подчинения;
  • учреждениями различных отраслей (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, молодежной политики);
  • органами государственной власти Санкт-Петербурга и общественными организациями.

10 июля 2008 года на очередном расширенном заседании участники Координационного совета по предотвращению насилия в семье и связанных с ней социальных институтах в Санкт-Петербурге, рассмотрев вопрос «О взаимодействии в работе по оказанию помощи жертвам насилия в семье на примере организации работы в г. Питсбург (штат Пенсильвания, США), решили обратиться в Государственную Думу РФ и к руководителям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с конкретными предложениями.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.