«Взаимодействие исполнительных органов государственной власти, государственных учреждений и общественных организаций в работе по снижению насилия в семье и обществе»

«Взаимодействие исполнительных органов государственной власти,
осударственных учреждений и общественных организаций в работе
по снижению насилия в семье и обществе»

Актуальность проблемы
«Насилие в отношении женщин и девочек продолжает оставаться нерешенной проблемой на каждом континенте, в каждой стране и культурной среде. Оно имеет тяжелейшие последствия для жизни женщин, их семей и общества в целом. В большинстве обществ такое насилие за прещено, однако реальность слишком часто такова, что оно утаивается или молчаливо одобряется», – отметил в своем послании 8 марта 2007 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Проблема насилия в отношении женщин, и в частности домашнего насилия над женщинами, остается одной из самых серьезных в России. Однако статистика, имеющаяся на сегодняшний день в Российской Федерации, фрагментарна; единой системы сбора данных, которые бы отражали реальную ситуацию, не существует.
 87% мужчин и 92,6% женщин, опрошенных в 2002 г., подтверждают существование проблемы насилия в семье. Около 20% из них сами испытали физическое насилие, а более 60% – другие формы домашнего насилия.
Согласно статистике МВД, приведенной в исследовании «Гендерные проблемы современной России» (М., 2006), преступления, связанные с насильственными действиями, совершаемыми дома, направлены преимущественно против женщин (именно они оказываются жертвами в 52,4% случаев). Если насильственное действие было совершено против супруга, то потерпевшим «супругом» в 81,6% случаев тоже оказывается женщина.
Отсутствие законодательства о домашнем насилии препятствует систематическому сбору официальных статистических данных по этой проблеме с гендерной разбивкой.

Международное законодательство
В последние годы проблема гендерного насилия стала рассматриваться как политическая проблема на национальном и на международном уровнях. Это отражено во многих документах и резолюциях, принятых международными организациями с целью искоренения насилия в отношении женщин. В течение последних 15 лет Организация Объединенных Наций, Совет Европы и Европейский Союз были инициаторами разных программ, направленных на искоренение насилия в отношении женщин. Представим ключевые международные документы.
Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW).
Важнейший инструмент международного законодательства – Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, однако в Конвенции нет непосредственного упоминания о насилии в отношении женщин. Этот документ является основой дальнейших резолюций по искоренению всех форм насилия в отношении женщин (C....W 1989, C....W 1992). Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны отчитываться перед Комитетом конвенции каждые четыре года. С целью усиления Конвенции Комиссия по положению женщин ООН (CSW) одобрила дополнительный (факультативный) протокол, в который был включен ряд процедур подачи жалоб. Это дает возможность отдельным лицам подавать жалобы непосредственно в Организацию Объединенных Наций в случае нарушения положений Конвенции. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. Ее неслучайно называют «Женской конвенцией». К концу ХХ в. ее ратифицировали более ста стран, включая Российскую Федерацию
(Конвенция ратифицирована Президиумом ВС СССР 19 декабря 1980 г., а РФ как правопреемник СССР обязана выполнять международные обязательства).
Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Факультативный протокол открыт для подписания и ратификации резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 6 октября 1999 г. Протокол, предусматривающий признание компетенции Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (группа из 23 независимых экспертов, которая заседает дважды в год, принимает и рассматривает сообщения от жертв нарушения прав, изложенных в Конвенции), подписан Россией 12 апреля 2001 года, ратифицирован в 2004 г.
Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин. В декабре 1993 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию по искоренению насилия в отношении женщин. Она обращается к государствам с призывом разработать национальные планы действия по защите женщин от всех форм насилия (как в семье, так и в общественной жизни), а также обеспечить соответствующее финансирование существующих инициатив и программ. В Декларации также подчеркивается важность женских организаций и необходимость их поддержки и сотрудничества с ними. Декларация является первым международным документом, давшим широкое толкование термина «насилие в отношении женщин». В документе содержатся определения основных видов насилия, а также главные области его проявления – в семье, в обществе, со стороны государства. Декларация – не соглашение, не конвенция и не договор: она не требует ратификации и не предусматривает механизма контроля за ее выполнением. Многие страны и общественные организации, в том числе российские, выступают за преобразование Декларации в Конвенцию, что сделает выполнение ее положений обязательным и подлежащим контролю ООН. В 1994 г.
Комиссия ООН по правам человека поддержала инициативу Канады о назначении Специального докладчика по вопросам насилия в отношении женщин для предоставления ежегодного доклада о состоянии дел в этой области.
Платформа действий. На конференции в Пекине, которая состоялась в 1995 году, была принята Платформа действий, заключительный документ V Всемирной конференции ООН по проблемам женщин, включающий в себя подробную информацию о проблеме насилия в отношении женщин и о мерах по искоренению насилия. Согласно Платформе действий, термин «насилие в отношении женщин» означает любой совершенный на основании полового признака акт насилия, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психологическому здоровью женщины или страдания, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни. Этот документ призывает государства к разработке и реализации национальных планов по искоренению насилия в отношении женщин – в частности, домашнего насилия и других форм насилия.
В соответствии с Пекинской платформой действий 1995 года правительство РФ определило пять основных приоритетов в отношении улучшения положения женщин в Российской Федерации:
- участие женщин в процессе принятия решений,
- женщины и экономика,
- права женщин,
- женщины и охрана здоровья
-  ликвидация насилия в отношении женщин.
Принят II Национальный план действий по улучшению положения женщин на 2001–2005 годы.
В январе 2002 г. Комитетом по ликвидации дискриминаций в отношении женщин был рассмотрен 5-й доклад РФ о выполнении Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В заключительных замечаниях Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин среди позитивных аспектов были отмечены принятие в России новых Трудового и Семейного кодексов, Федерального закона о политических партиях, где нашли отражение нормы в сфере гендерного равенства, а также  II Национального плана действий по улучшению положения женщин на 2001–2005 гг. Основные рекомендации касаются, в частности, необходимости принятия отдельного законодательства по обеспечению борьбы с насилием в семье.
Резолюция ООН по искоренению насилия.
Генеральная Ассамблея ООН в 1997 году приняла Резолюцию по искоренению насилия. Этот документ призывает государства «разработать и реализовать судебные механизмы и процедуры, соответствующие потребностям женщин, подвергающихся насилию, и обеспечивающие правосудие в этих случаях». В настоящее время в 89 государствах действуют законодательные положения, в которых конкретно говорится о бытовом насилии.
Шестьдесят из этих государств приняли специальные законы о бытовом насилии; семь государств имеют законы о насилии в отношении женщин; одно государство имеет гендерно нейтральный закон о насилии; в четырнадцати государствах действуют конкретные положения о бытовом насилии, содержащиеся в их уголовных кодексах; пять государств разработали гражданские процедуры, согласно которым виновных удаляют из дома; в конкретном законодательстве о бытовом насилии двенадцати государств содержатся ссылки на насилие в семье. В 102 государствах не приняты конкретные положения о домашнем насилии. В двадцати странах проекты законов о бытовом насилии находятся на стадии разработки, еще четыре государства выразили намерение разработать конкретное законодательство или законодательные положения о бытовом насилии. Согласно оценкам экспертов, расходы на предупреждение насилия в отношении женщин гораздо выгоднее бездействия. Так, в США принятие закона о насилии в отношении женщин 1994 г. принесло, по экспертным оценкам, чистые выгоды порядка 16,4 млрд долл. США.
Законы  о предупреждении и пресечении насилия в семье приняты в Республике Молдова, Украине, Киргизии, Азербайджане. Инвестиции в предотвращение насилия и в защиту женщин дают высокую и эффективную с точки зрения затрат отдачу и имеют важное значение для реализации обязательства по Декларации тысячелетия «Создать условия, …. благоприятствующие искоренению нищеты».

Российское законодательство
В России предпринимались попытки внести законопроекты о домашнем насилии на рассмотрение в парламент. Последний проект Федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 марта 1999 года (выписка из протокола № 198, пункт 53) снят с рассмотрения «в связи с отзывом авторами».
Законодательная база Российской Федерации содержит в себе различные нормативные акты, регулирующие социальную защиту населения, в том числе и граждан, столкнувшихся с проблемой насилия как в семье, так и в других сферах жизни. Основополагающим документом всей правовой системы России является Конституция РФ. Российская Федерация, ратифицировав международные правозащитные соглашения, взяла на себя обязательства по защите женщин от насилия, совершаемого как государственными, так и частными лицами. Положения, закрепленные в Конституции РФ и международных правовых документах, конкретизируются в ряде нормативных актов: Гражданский кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др. Приведем основные статьи и законы, которые регулируют защиту женщин от насилия.
Конституция Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РФ в стране охраняются труд, здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, отцовства... и иные гарантии социальной защиты (ст. 7). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, места жительства. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности в их реализации (ст. 19). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или затрагивающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21). В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на «свободу и личную неприкосновенность». Охране прав личности в той или иной степени подчинена вся система права (ст. 22). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46), а также право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).
Уголовный  кодекс Российской Федерации
 Наиболее опасные нарушения прав граждан влекут уголовную ответственность и подпадают под действие Уголовного кодекса РФ. Глава 16 действующего с января 1997 года уголовного кодекса РФ «Преступление против жизни и здоровья», раздел 7 «Преступления против личности» (ст. 105, 107, 110, 111, 112, 115, 116, 117, 119) посвящен охране прав граждан, в том числе лиц, подвергшихся насилию.
При решении вопросов защиты прав женщин, подвергающихся насилию в семье, как показывает практика, наиболее часто применяются: ст. 112 «умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»; ст. 115 «умышленное причинение вреда здоровью»; ст. 116 «Побои»; ст. 117 «Истязания»; ст. 119 «угроза убийством, или причинение тяжкого вреда здоровью». В течение 2002–2004 гг. были внесены изменения и дополнения в УК, расширяющие понимание природы насилия не только как физического, но и как психологического воздействия на потерпевшего.
Кроме вышеперечисленного законодательства, которое используется при оказании юридической помощи лицам, подвергающимся насилию, немаловажны нормы гражданского законодательства, в частности Гражданский кодекс РФ.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
 При возмещении вреда применяются требования, предусмотренные ст. 1064–1083 Гражданского кодекса, а при компенсации морального вреда – ст. 1099–1101 ГК РФ.
Постановление государственной думы РФ «О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин» от 20 ноября 1997 г. № 192911 ГД.
Концепция не нормативно-правовой акт, она является базой для развития законотворческой деятельности.

 В Концепции утверждается, что насилие имеет место во всех сферах жизнедеятельности и до сих пор не получило должной оценки. Она определяет стратегические цели и основные подходы к их реализации в области пресечения насилия в отношении женщин.
Основной причиной, тормозящей принятие законов, карающих за насилие над женщиной в семье, является недостаточное осознание многими, в том числе общественными и политическими деятелями, действительной значимости этой проблемы.

В октябре 2007 года в ГД РФ внесен проект закона «Об основах государственной поддержки семьи в РФ», где вопросам предупреждения насилия в семье уделено особое внимание, в т.ч. дана попытка дать правовое определение данному явлению. Несмотря на то, что закон  носит рамочный характер, его принятие позволило бы создать правовую  основу для искоренения насилия в семье, реализовать системный подход осуществления государственной поддержки семьи. В проекте закона определены:
- принципы государственной поддержки семьи;
 - приоритетные направления государственной поддержки семьи, в т.ч. предупреждение насилия в семье;
 - имеется отдельная статья 15 «Предупреждение насилия в семье»;
 - определена роль общественных организаций в  их участии в обеспечении государственной поддержки семьи;
 - определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и реализуют региональные целевые программы государственной поддержки семьи. Обязательным условием разработки региональных целевых программ является проведение на долговременной основе научных исследований.
 Однако до настоящего времени проект закона не рассмотрен.
Значительный вклад в  оценку масштабов проблемы насилия и выработку адекватных рекомендаций могут внести социологические исследования. Однако мониторинги  по вопросам насилия  в семье в Санкт-Петербурге практически не проводились, что связано с объективными трудностями получения информации, отсутствием финансирования этих целей.
Некоторая информация о насилии по отношению к женщинам и детям собрана и проанализирована в Санкт-Петербурге общественными организациями  «Институт недискриминационных гендерных отношений/Кризисный центр для женщин», «Служба социально-юридической помощи пострадавшим от насилия  «Александра», Общественной организацией социальных проектов «Стеллит» в рамках реализуемых  ими  проектов, что   дает  возможность  судить о  масштабах и тенденциях  (в настоящее время – росте) этого явления  в обществе.
В 2008 году социологическое исследование по организации противодействию домашнему насилию против женщин было проведено Санкт-Петербургской общественной организацией «Врачи детям» в Калининском районе Санкт-Петербурга. И сегодня нам будет предоставлена возможность ознакомиться с результатами этого исследования.
Проблему предотвращения насилия в семье необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую:
• меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства;
меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована.
Вышеназванные меры положены в основу деятельности органов государственной власти в Санкт-Петербурге при решении вопросов предупреждения преступлений в отношении личности.
В последнее время в условиях повышенного внимания государства к социально-экономической ситуации в стране  важнейшими становятся вопросы государственной защиты материнства и детства, социально-психологической помощи различным категориям граждан в кризисных ситуациях,  охраны трудовых прав женщин и др.
Сегодня в городе многое меняется, идет поиск нестандартных подходов к формированию эффективной социальной политики и новых форм работы с населением.
Развитие системы социальной защиты строится на следующих принципах:
гарантированность получения населением Санкт-Петербурга социальных услуг и мер социальной поддержки;
доступность (организационная, территориальная, финансовая, транспортная и так далее) социального обслуживания населения Санкт-Петербурга;
равенство граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, в получении социальных услуг и мер социальной поддержки;
ответственность органов государственной власти Санкт-Петербурга за обеспечение прав граждан на социальную защиту.

В целях удовлетворения потребностей населения Санкт-Петербурга в качественном социальном обслуживании совершенствуется система социального обслуживания семьи и детства.
В Санкт-Петербурге в настоящее время существует несколько государственных и негосударственных организаций, оказывающих помощь женщинам и детям, перенесшим насилие в семье, подвергшимся сексуальной эксплуатации, жертвам трафика.
Действуют специально созданные государственные учреждения: «Городской центр "Семья», «Центр помощи семье и детям» и «Кризисный центр помощи женщинам», социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Воспитательный дом», «Малоохтинский дом трудолюбия», Социальный приют для детей «Ребенок в опасности» финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга. Центры  оказывают психологическую, социальную  и юридическую помощь женщинам и детям,  подвергающимся любой форме домашнего насилия. Кризисный центр помощи женщинам – первое в Санкт-Петербурге и Российской Федерации учреждение социальной защиты населения для обслуживания женщин с детьми. За весь период работы (с 1995 г.) в центре получили различные виды помощи более 65 тысяч человек. Стационарное отделение на 17 мест предназначено для пребывания женщин с детьми, подвергшимся различным формам насилия, обеспечение доступной, своевременной и эффективной помощи  женщинам, нуждающимся в предоставлении убежища. Срок пребывания до 2-х месяцев.
 Консультационное отделение проводит работу по защите прав и интересов женщин, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
Статистика показывает, что основными проблемами обратившихся за помощью женщин, являются:
- жилищные проблемы, разного рода конфликтные ситуации (в семье, на службе и т.д., угроза развода, развод, проблемы личностного характера, алкоголизм родных и близких.
В Кризисном центре помощи женщинам работает телефон доверия  - более 200 человек в месяц получают консультации по телефон.
 В особых случаях, женщинам и их детям, попавшим в кризисную ситуацию, предоставляется временное жилье, питание, оказывается первая медицинская помощь и создаются условия для снятия стресса.  Отделение социальной реабилитации «Маленькая мама» на 15 мест  предназначено для оказания социально - психологической, медико – социальной, социально – педагогической, социально – правовой помощи несовершеннолетним беременным и юным матерям с детьми, выпускницам детских домов и школ – интернатов с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально – опасном положении. Срок  пребывания  1 год. Основная задача – сохранение биологической семьи.
Однако, для почти пятимиллионного мегаполиса одного приюта для жертв насилия явно недостаточно.
В соответствии с принятой Правительством Санкт-Петербурга в 2006 году Концепцией развития системы социальной защиты населения и принятой в 2007 году Концепцией семейной политики в городе создается и развивается система государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в первую очередь районных центров социальной помощи семье и детям как учреждений нового типа, территориально приближенных к семье, предлагающих современные социальные технологии, формы социального обслуживания, активные методы оказания социальной помощи, поддержки и развития семьи.
В данных центрах оказывается помощь в реализации законных прав и интересов обычным семьям, а также детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Основными задачами районных центров являются:
выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной защите;
поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
привлечение различных государственных и неправительственных организаций  к решению вопросов социального обслуживания семей и детей и другие.
 В настоящее время уже в 13 районах Санкт-Петербурга  созданы центры социальной помощи семье и детям - нестационарные учреждения социального обслуживания, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам семьи и детей.
Одновременно в крупных районах Санкт-Петербурга предусматривается создание учреждений со стационарной формой социального обслуживания детей - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних или социальные приюты, что позволит осуществлять эффективную профилактику безнадзорности несовершеннолетних.
В штате данных учреждений работают высококвалифицированные психологи, юристы, социальные педагоги способные оказать необходимую помощь.
 Указанные учреждения социальной защиты населения призваны обеспечить, как реализацию профилактических программ, направленных на определенные группы риска, с которыми они соприкасаются в работе, так и реабилитацию пострадавших.  
Одновременно разрабатываются и внедряются механизмы, позволяющие расширить спектр социальных услуг, предоставляемых семье и детям негосударственными организациями, а также развивается система государственного заказа этих услуг.
В Центрах социальной помощи семье и детям создаются кризисные отделения помощи женщинам. До конца 2010 года такие отделения будут работать  в каждом районе. Многие районы уже начали активную работу в этом направлении.
 Например: в Красногвардейском районе - отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации организована работа «Женского клуба», основная задача которого – помочь женщинам адаптироваться в социуме, наладить отношения с близкими людьми, найти единомышленников и поддержку. Специалистами отделения налажено взаимодействие с женскими консультациями, где проводятся встречи в беременными женщинами, посещающими консультации, на темы: «Профилактика семейной жизни», «Мы встречаем малыша», «Профилактика стрессов», «О работе центра и услугах отделения».
Фрунзенский район – на базе детской городской больницы №5 им.Н.Ф.Филатова создано Социально-реабилитационное отделение
 для несовершеннолетних, подвергшимся различным видам насилия и находящимся в трудной жизненной ситуации. Основными целями реализуемой отделением деятельности являются: 
- создание условий для оказания в полном объеме комплексной реабилитационной помощи (социальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической) несовершеннолетним, подвергшимся насилию и находящимся в трудной жизненной ситуации, а также их семьям.
- выявление несовершеннолетних, подвергшихся насилию или находящимся в трудной жизненной ситуации, среди пациентов больницы;
- координация межведомственного взаимодействия при оказании помощи и др.
Курортный район – создан совет отцов, одним из направлений деятельности которого является профилактика домашнего насилия.

Московский район – в целях повышения престижа отцовства, комплексной социальной  поддержки неполных семей, создана служба социальной защиты для одиноких отцов.

Такую работу необходимо всячески поддерживать и распространять опыт в других районах города.

Предполагается дальнейшее развитие консультирования населения по вопросам профилактики насилия в отношении женщин на базе кризисных центров, служб, вузов и районных отделений ГУВД;
- организация комплексной подготовки и обучения социальных работников, соответствующего персонала органов здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с гражданами, подвергшимися насилию, на базе одного или нескольких специализированных вузов С.-Петербурга;
- проведение научных исследований для изучения феномена насилия по гендерному признаку;
совершенствование статистической отчетности с целью получения полной и объективной информации обо всех формах насилия по гендерному признаку.

В реализации мероприятий, направленных  на оказание необходимой помощи жертвам насилия в семье принимают участие ряд Комитетов: Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, администрации районов Санкт-Петербурга. Укрепляется взаимодействие ГУВД и исполнительных органов государственной власти с  общественными организациями, работающими в данной сфере.
Функции кризисных центров и служб помощи для жертв семейного насилия выполняют также 19 районных психолого-педагогических медико-социальных центров, опирающиеся в своей работе на научно-методическую помощь специалистов РГПУ им. А.И. Герцена.
Важным направлением является  работа Комитета по образованию по обеспечению безопасности учащихся и воспитанников образовательных учреждений, включающая различные аспекты, в том числе и психологический.
В современных условиях многообразия социальных проблем особое значение приобретает сотрудничество государственных и негосударственных организаций социальной сферы.
Роль некоммерческого сектора состоит в:
 формировании в обществе системы взаимной социальной, экономической и психологической поддержки (оказание помощи семьям и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации);
 выражении позиции различных групп населения по вопросам, связанным с разработкой и реализацией государственной политики в области социальной защиты населения Санкт-Петербурга, а также организации диалога с органами государственной власти Санкт-Петербурга по этим вопросам;
 увеличении объема и форм, улучшении качества предоставляемых социальных услуг, оказываемых различным группам населения Санкт-Петербурга в рамках реализации государственной политики в области социальной защиты населения Санкт-Петербурга;
 формировании в обществе ценностей и социально-психологического климата, благоприятных для жизнедеятельности населения Санкт-Петербурга.
Эффективной формой взаимодействия является проведение конференций, “круглых столов”, семинаров, на которых с привлечением всех заинтересованных сторон и СМИ обсуждаются наиболее актуальные вопросы, волнующие общество.
Участие  НКО в реализации социальной политики города, в оказании социальных услуг населению, в выполнении городского заказа происходит в форме финансирования их социально значимых проектов и программ, а также оказания им нефинансовой поддержки.
 Проводимая работа направлена в т.ч. и на повышение эффективности существующей государственной системы предотвращения насилия в семье, внедрение новых технологий в данной работе. 
  В городе работает более 50 общественных и некоммерческих организаций, среди целей и задач которых – улучшение положения женщин и детей, борьба с дискриминацией женщин и содействие  достижению гендерного равенства.
 В 2007-2008 годах на реализацию социально значимых программ более 40 общественным организациям предоставлены субсидии.
В соответствии с распоряжением Комитета по труду и социальной защите населения № 15-р. от 27.02.2007 и решением экспертной комиссии по рассмотрению социальных программ для предоставления субсидий общественным организациям на социальную поддержку населения в Санкт-Петербурге в 2007 году, субсидии по статье «Социальная поддержка женщин находящихся в трудной жизненной ситуации»  были предоставлены следующим организациям:
 Санкт-Петербургская общественная организация «Здоровье женщин Санкт-Петербурга» под руководством президента Симбирцевой Лидии Петровны, на реализацию социальной программы «Оказание медико-социальных педагогических услуг для укрепления здоровья и улучшения качества и продолжительности жизни женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
Санкт-Петербургская Региональная Общественная Организация «Институт Недискриминационных Гендерных Отношений. Кризисный центр для женщин», под руководством председателя Координационного Совета Ходыревой Наталии Валериевны на реализацию социальной программы «Социальная поддержка женщин, пострадавших от насилия»;
Санкт-Петербургский межрегиональный общественный фонд «ВОЗВРАЩЕНИЕ» под руководством президента Василенко Ларисы Петровны, на реализацию социальной программы «Создание модели социальной адаптации женщин, осужденных и вышедших из мест лишения свободы «Освобождаясь – не возвращаюсь»;
Санкт-Петербургская общественная организация «Общество содействия социальной защите граждан «Петербургская ЭГИДА» под руководством президента Шарифуллиной Римы Садитовны, на издание информационного сборника «Ваши права в ваших руках. Социально-трудовые права беременных женщин и женщин, имеющих детей».
В результате выполнения социальных программ проделана следующая работа.
За период с 04.10.2007 по 06.12.2007 Санкт-Петербургская общественная организация «Здоровье женщин Санкт-Петербурга» организовала проведение трех обучающих семинаров для специалистов отделов социальной защиты населения районов Санкт-Петербурга и работников Комплексных центров социальной защиты населения по темам:
- «Методы работы социальных работников по медико-социальной и психологической помощи женщинам пожилого возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации и подвергающимся домашнему насилию в семье» (приняло участие 57 человек);
- «Методы работы социальных работников по юридической помощи женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации и подвергающимся домашнему насилию, включая сексуальное насилие» (приняло участие 64 человека). Участники семинара обсудили предложения по изменению действующего законодательства РФ по вопросам профилактики и предотвращения насилия в семье, которые переданы представителям партии «Единая Россия»;
 - «Методы работы социальных работников по психологической помощи женщинам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, путем обучения способам разрешения межличностных конфликтов и пропаганды здорового образа жизни» (приняло участие 68 человек).
На семинарах выступили ведущие ученые высших учебных заведений и специалисты-практики.
Программа завершилась проведением Круглого стола  женских общественных организаций «Женский диалог». Участники Круглого стола приняли обращение к руководству Санкт-Петербурга выступить с инициативой о включении Санкт-Петербурга в международное движение «Здоровые города».
Общественные организации предлагают ряд рекомендаций о мерах, которые следует принять для защиты женщин от насилия в семье, в частности: введение закона о домашнем насилии  в соответствии с модельным законом ООН, организация в каждом районе Санкт-Петербурга эффективной комплексной службы помощи женщинам в кризисной ситуации, подготовка социальных и медицинских работников для оказания помощи жертвам насилия, формирование общественного мнения.
Все мероприятия программы освещались в СМИ (радио, газеты, Интернет). 
В 2008 году Санкт-Петербургская общественная организация «Здоровье женщин Санкт-Петербурга» получила субсидию на реализацию социальной программы «Разработка и реализация просветительских программ по профилактике насилия в семье и формирования нетерпимости общества к проявлению насилия, особенно в отношении детей и женщин».

В результате реализации социальной программы «Создание модели социальной адаптации женщин, осужденных и вышедших из мест лишения свободы «Освобождаясь – не возвращаюсь!» Санкт-Петербургский межрегиональный общественный благотворительный фонд «Возвращение» апробировал программу на базе исправительной колонии №2 (поселок Ульяновка, Ленинградской области). Программа осуществлялась 2,5 месяца.
Программа «Освобождаясь – не возвращаюсь!» была направлена, на социальную поддержку женщин, после освобождения из мест лишения свободы.
Важность и актуальность программы в том, что женщины готовящиеся к освобождению, находились в поле зрения специалистов столько времени, сколько требовало положение ситуации каждой из них.
Социально-психологические и юридические услуги, помощь в трудоустройстве, были направлены на завершение работы по исправлению женщин, совершивших правонарушение, это способствовало адаптации их в социум на всех этапах в рамках программы.
Главной целью программы являлось содействие снижению рецидивной преступности среди женщин.
 Путем объединения и координации работы специалистов разных профилей, программа предусматривала создание государственной модели по работе с лицами, совершающими правонарушение.
С этой целью было организовано психологическое сопровождение (психологическая диагностика, консультации, тренинги, индивидуальная и групповая терапия), а также социальное сопровождение участников программы силами специалистов по социальной работе, содействие психологов и других специалистов в решении их семейных проблем, поиске рабочих мест, помощь в оформлении необходимых документов.
Программа, имеет инновационный характер, включает в себя новые решения, учитывает недоработки по оказанию реабилитационной помощи женщинам, отбывшим наказание лишением свободы.
Было издано методическое пособие «Комплексная реадаптация женщин, освобождающихся из мест лишения свободы»
В пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы социальной работы в пенитенциарной системе, даны результаты исследований, раскрывающих проблемы женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы и готовящихся к освобождению, а также практические рекомендации по их реабилитации. Впервые рассматривается комплексная модель социального сопровождения лиц, готовящихся к освобождению, что является завершением работы, направленной на снижение рецидивной преступности среди женщин.
Пособие предназначено для широкого круга специалистов уголовно-исполнительной системы, государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами  социальной защиты населения.
Для женщин, готовящихся к освобождению, был издан  информационный справочник «Освобождаясь – не возвращаюсь».

Социальная программа «Социальная поддержка женщин, пострадавших от насилия» была направлена на оказание комплексной помощи женщинам, пострадавшим от сексуального, физического, психологического насилия в Санкт – Петербурге, а также подготовку консультантов телефона доверия по работе с гендерным насилием. Реализация программы осуществляется с октября по 2007 года по сентябрь 2008 года.
В соответствии с программой была оказана экстренная психологическая помощь женщинам, пострадавшим от насилия на телефоне доверия, проводились юридические консультации для женщин – жертв насилия в семье и сексуального насилия, оказана адвокатская поддержка жертвам в судах по насилию над женщинами, подготовлен  и проведен тренинг для консультантов телефона доверия, психологов, социальных работников по теме гендерного насилия, оказана медико-социальная помощь женщинам и их детям, получающим психологическую и юридическую помощь по делам о насилии.
  Через средства массовой информации до населения доведена информация  о телефоне доверия для женщин. 
В ходе реализации социальной программы по изданию информационного сборника «Ваши права в ваших руках. Социально-трудовые права беременных женщин и женщин с детьми» была проведена подготовка, издание и распространение информационного сборника, в котором изложены социально-трудовые права беременных женщин и женщин, имеющих детей, образцы документов и примеры защиты этих прав, а также наименование, адреса и телефоны социальных служб, в которые женщина может обратиться за помощью в случае нарушения социально-трудовых прав. Информационный сборник издан в количестве 1500 экземпляров.
Сборник распространяется через Администрации Санкт-Петербурга, общественные организации, Службы занятости населения, женские консультации.

Кроме того, Санкт-Петербургская общественная организация «Здоровье женщин Санкт-Петербурга» реализовала программу по изданию Информационно-справочных материалов «Семья без насилия - общество без террора», в целях повышения информированности населения, а также  знаний и практических навыков социальных и медицинских работников районных центров комплексной медико-социальной помощи, психологической и юридической помощи женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации и подвергающимся домашнему насилию, включая сексуальное насилие. Материалы предназначены для использования в практической работе государственными учреждениями, органами местного самоуправления, женскими неправительственными организациями, правоохранительными органами, медицинскими работниками и педагогическими коллективами различного профиля. Материалы размещены на сайте Комитета по труду и социальной защите населения и общественной организации.
 
 Санкт-Петербургская некоммерческая организация «Центр социальной помощи «Доверие» получила поддержку на реализацию социальной программы  «Профилактика депрессионных состояний, апатии, социальной дезадаптации и зависимостей женщин и девушек  от 12 лет до 75 лет, попавших в сложные жизненные ситуации «НОВЫЙ  ВЗГЛЯД». Программа создана как психологический метод профилактики депрессионных состояний, апатии, социальной дезадаптации, зависимостей женщин и девушек от 12 лет, попавших в сложные жизненные ситуации, а также способствующий формированию здоровой, целостной и зрелой личности.
Программа призвана способствовать развитию личностных качеств, которые помогают создавать собственный успех и оказывать помощь другим людям в процессе поиска себя, становлении личности, создании моды на здоровый образ жизни, а, в дальнейшем, построение гражданского общества.

 В 2003 году в Санкт-Петербурге возникло общественное движение  «Мужчины XXI века», которое, на основе опыта, полученного при реализации российско-шведских и российско-датских проектов, осуществляет информационно-пропагандистскую работу по профилактике насилия мужчин среди мужчин в среде молодежи,  в первую очередь, в мужских коллективах  военных училищ.
 Продолжается работа в рамках программы «Мир», реализуемой  НОУ «Санкт-Петербургский социально-экономический  институт» совместно  с фирмой «СПРАНБРАДАН» (Швеция) и  Шведской Мужской сетью. Цель проекта – поддержка формирования культуры ненасилия в обществе путем вовлечения мужчин в деятельность по реализации гендерного равенства, а также обучение специалистов и волонтеров, заинтересованных в реализации практической работы с мужчинами, использующими насилие в отношении своих близких  в Санкт-Петербурге с использованием  международного опыта.
 
На принципах социального партнерства действует созданный в 2004 году  при Комитете по труду и социальной защите населения Координационный совет по предотвращению насилия в семье и связанных с ней социальных институтах в Санкт-Петербурге.
  Основное направление деятельности Координационного совета– участие в формировании комплекса мер направленных  на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающих право каждого члена общества как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства и  на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия.
Координационный совет является коллегиальным совещательным (консультационным) органом, его решения носят рекомендательный характер. Он объединяет представителей государственных и негосударственных структур, занимающихся вопросами оказания психологической, социальной, медицинской, правовой и иной помощи лицам, пострадавшим от насилия.
 На заседаниях Координационного совета обсуждаются остро стоящие проблемы в области профилактики насилия  и пути их решения.
 Мы активно развиваем  и поддерживаем связи с деловыми и общественными кругами города, а также осуществляем межрегиональное сотрудничество по поддержке и развитию общественных инициатив направленных на предотвращение насилия в семье;
- Содействуем развитию международного сотрудничества с общественными объединениями и государственными органами зарубежных стран  по вопросам обмена опытом и взаимодействия в области профилактики и пресечения насилия;
- Формируем и вносим предложения в органы государственной власти, иные инстанции в  Санкт-Петербурге по всему спектру действий в области предупреждения насилия в семье;
- Содействуем государственным учреждениям и общественным объединениям в проведении акций с целью противодействия насилию и преодоления  его последствий, способствуем созданию условий для повышения эффективности данной деятельности;
- Осуществляем выработку рекомендаций для общественных организаций, государственных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов оказания помощи лицам, оказавшимся в ситуации насилия;
В совместной работе по реализации политики гендерного равенства принимают участие известные международные организации: Совет Министров Северных стран, Международная организация труда, Мировая ассоциация женщин предпринимателей (FCEM), Американская Ассоциация юристов (АВА CEELI) и др.
За последнее время при поддержке Совета Министров Северных стран проведено более 20 семинаров, форумов, массовых мероприятий, направленных на реализацию политики гендерного равенства в Санкт-Петербурге, в которых приняли участие более 1000 человек. 
На уровне Санкт-Петербурга выстроена система социальных учреждений, оказывающих необходимую помощь различным категориям граждан, однако все еще слабо налажено межведомственное взаимодействие. Эффективность и результативность работы по предупреждению и предотвращению насилия в семье, оказания  необходимой помощи жертвам насилия, будет зависеть от того:
- насколько комплексной будет координация работы и участие специалистов – врачей, социальных работников, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, психологов и других специалистов;
- от наличия профессионализма у всех специалистов, занимающихся этой проблемой, по эффективному вмешательству в ситуацию домашнего насилия и снижению риска ее возникновения;
- от разнообразия и многосторонности подходов к разработке, реализации программ и мероприятий по проблемам насилия;
- от эффективности применяемых технологий проведения программ и мероприятий по проблемам насилия;
- от развития инфраструктуры служб и учреждений по защите от насилия в семье, комплексного обслуживания семьи;
- от формирования общественного мнения по проблемам домашнего насилия, насилия в отношении женщин и детей;
- от системы профилактики проблем насилия в семье как негативного социального явления;
- от обеспечения взаимодействия всех органов при оказании социально-правовой помощи лицам, пережившими ситуацию домашнего насилия.
Для реализации комплексного подхода к проблеме насилия в отношении женщин базой может стать разработка проекта федерального закона об ответственности за насилие в семье с целью создания правовых основ искоренения этого явления, его социальная профилактика, оказание помощи жертвам насилия в семье и обеспечение их безопасности.
 Сегодня предлагается рассмотреть вопрос о создании государственного механизма,
Проведенный анализ международного и российского опыта показывает, что без стабильного и продуманного государственного финансирования, без досконального знания проблемы насилия, без достоверной статистики, без реализации жесткого контроля за выполнением всех законов и мероприятий по предотвращению насилия в семье, наказанию виновных невозможно добиться ощутимого сдвига в решении задачи соблюдения права личности на свободу и защиту от всех форм насилия.

 Что делать?
В дальнейшем необходимо:

развивать систему помощи пострадавшим от насилия, а именно создавать широкую сеть служб, обеспечивающих помощь, в частности: систему убежищ по районному принципу (одно убежище на каждый район Петербурга), общегородскую горячую линию для пострадавших от насилия; специальный отдел по расследованию насильственных преступлений по гендерному признаку в рамках ГУВД С.-Петербурга; общегородскую службу помощи пострадавшим от насилия при правительстве С-Петербурга;

- развивать консультирование населения по вопросам профилактики насилия в отношении женщин на базе кризисных центров, служб, вузов и районных отделений ГУВД;

- организовать комплексную подготовку и обучение социальных работников, соответствующего персонала органов здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с гражданами, подвергшимися насилию, на базе одного или нескольких специализированных вузов С.-Петербурга;

- проводить научные и научно-прикладные исследования для изучения феномена насилия по гендерному признаку на базе специализированных научных центров С.-Петербурга, занимающихся гендерной проблематикой; совершенствовать статистическую отчетность с целью получения полной и объективной информации обо всех формах насилия по гендерному признаку, а также поощрять исследования о причинах, характере, степени и последствиях такого насилия, об эффективности мер по предупреждению и предотвращению насилия, посредством создания рабочей группы с привлечением ученых-экспертов, специалистов-практиков НКО, представителей правоохранительных органов;

- обеспечивать информационную, образовательную и воспитательную работу по изменению традиционных стереотипов, основанных на превосходстве одного пола над другим, с обязательным включением в учебные программы специальной подготовки по предупреждению возможного насилия по гендерному признаку; поддержка, развитие и осуществление социальной рекламы и других методов привлечения СМИ к пропаганде ценностей ненасилия.

Насилие в семье – сложная проблема, к решению которой необходимо подходить комплексно. Для того, чтобы изменить  ситуацию с насилием в семье в лучшую сторону, необходимы усилия как в области исследования и анализа причин и последствий домашнего насилия, а также активнее практические действия по организации помощи жертвам насилия. Важную роль в этом имеет эффективное сотрудничество.
Только с помощью сотрудничества, составляющего основу комплексного подхода, социальной активности населения и внедрения более эффективных методов работы мы сможем изменить ситуацию в лучшую сторону и значительно снизить уровень насилия в семье. Важно, чтобы ни один пострадавший от насилия в семье не остался в трудной жизненной ситуации без конкретной помощи. Это главная задача, которая стоит не только перед специалистами, но и перед всеми гражданами нашего общества.


Предложения:
Рассмотреть вопрос о размещении социальной рекламы в СМИ по вопросам предотвращения насилия в семье.

Предложения:
На базе отделений помощи женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, создать терапевтические группы для женщин, переживших насилие.
Создать в Санкт-Петербурге медико-социальный центр для оказания экстренной медицинской, психологической и юридической помощи жертвам насилия.

Невский район
Предложения:
В образовательных учреждениях проводить правовые практикумы с привлечением специалистов ОВД, социальной защиты и прокуратуры для выпускников средней школы «Насилие в семье и обществе» с целью разъяснения вопросов: виды насилия, права жертвы насилия, ответственность за насилие;
Включить в цикл занятий педагогического всеобуча для родителей в образовательных учреждениях лекции по данной тематике;
Ежегодно проводить в Санкт-Петербурге городской фестиваль «Молодежь против насилия;
В цикл подготовки будущих матерей в женских консультациях включить  занятия по тематике с привлечением специалистов.


Предложения:
Создание социальных  кабинетов

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.