Меры по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфрастуктуры и беспрепятственного пользования транспортом в Санкт-Петербурге

По данным автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (далее – АИС ЭСРН), предоставленным Санкт-Петербургским государственным учреждением «Городской информационно-расчетный центр» в Санкт-Петербурге (по состоянию на 01.03.2011) проживает 768 581 инвалид, в том числе:

по группам инвалидности (754675 чел.):

  • инвалиды I группы – 45306 чел. (6,0%);
  • инвалиды II группы – 583443 чел. (77,3%);
  • инвалиды III группы – 125926 чел. (16,7).

по возрастному составу:

  • граждане пенсионного возраста – 637956 чел. (83,0%);
  • граждане трудоспособного возраста – 116719 чел. (15,2%);
  • детей-инвалидов – 13906 чел. (1,8%).

по проблемам здоровья:

  • инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата – 87740 чел. (11,4%), в т.ч. дети-инвалиды - 1998 чел.;
  • из них инвалиды- колясочники – 8988 чел. (1,2%), в.ч. дети-инвалиды - 859 чел.;
  • инвалиды с нарушением слуха – 15824 чел. (2,1%), в т.ч. дети-инвалиды - 543 чел.;
  • инвалиды с нарушением зрения – 12710 чел. (1,7%), в т.ч. дети-инвалиды – 543 чел.;
  • инвалиды с детства – 26950 чел. (3,5%).

В Санкт-Петербурге последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения качества жизни.

В 2008 году Правительством Санкт-Петербурга было принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 № 1269 «О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом», которым утвержден План мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к государственным объектам социальной инфраструктуры на 2008-2010 годы (далее – План).

Исполнителями мероприятий Плана были все администрации районов Санкт-Петербурга, а также некоторые отраслевые Комитеты (Комитет по транспорту, Комитет по социальной политике, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности).

Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ) и организационно-методическое руководство в период реализации Плана осуществлял Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

За указанный период исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга выполнены работы по обустройству объектов в отношении 870 государственных объектов социальной инфраструктуры (70,5% от запланированного) из 1234 запланированных.

Всего за период действия Плана Комитетом по транспорту приобретено 954 единиц транспорта с пониженным уровнем пола (запланировано - 470), в том числе сверх Плана – 484 единицы, в результате чего низкопольный транспорт составляет более 30 % от общего количества городского пассажирского транспорта.

Оборудована пандусами на входе и выходе в вестибюль и колясочный спуск на лестничном спуске – ст. м. «Волковская», оборудованы пандусами на входе и выходе в вестибюль – ст. м. «Звенигородская», ст. м. «Горьковская», ст. м. «Обводный канал».

Восстановление и нанесение дорожной разметки, обозначающей места для парковки автомобилей, управляемых инвалидами за период 2008-2010 гг.: 2008 год – 1434,5 м2, 2009 год – 2729,6 м2, 2010 год – 917,85 м2

С 2011 года Комитет по транспорту планирует закупать низкопольный транспорт, оснащенный специальными автоматическими выдвижными платформами для самостоятельного спуска и подъема человека на коляске.

Итого мероприятия Плана по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и транспорта выполнены на общую сумму более 3,65 миллиарда рублей.

В настоящее время при поддержке Комитета на Московском и Финляндском вокзалах Северо-Западной региональной дирекцией железнодорожных вокзалов организован Центр мобильности, который будет осуществлять в соответствии с заявкой инвалидов их сопровождение, а также оказание конкретных видов помощи при пользовании железнодорожным транспортом. Начать работу Центра мобильности планируется с текущего года.

В этот период исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга разработаны и реализуются ряд ведомственных планов и программ: «План мероприятий, направленных на повышение доступности культурных услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями, на 2010-2012 годы» (Комитет по культуре); «Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2010-2014 годы», а также «План международных, всероссийских и общегородских спортивных мероприятий», ежегодно утверждаемый постановлением Правительства Санкт-Петербурга, в котором представлен пакет мероприятий для инвалидов (Комитет по физической культуре и спорту) и другие.

Отработана новая технология организации работы и взаимодействия участников системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры.

Вся система работы по обеспечению доступности в настоящее время строится по нескольким направлениям:

  1. По новым объектам (строящимся либо реконструированным) – через организацию должного контроля на этапе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию (с участием Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Комитета по градостроительству и архитектуре, общественных организаций инвалидов);
  2. По действующим государственным объектам социальной инфраструктуры – паспортизация (обследование) объектов, обеспечение средствами доступа при проведении текущего или капитального ремонта за счет бюджетных средств в рамках сводного городского (межведомственного), а далее – территориальных и ведомственных программ и планов;
  3. По действующим негосударственным объектам – через возмещение арендатору стоимости работ, связанных с обустройством средствами доступа к объектам социальной инфраструктуры для инвалидов.

В 2010 году внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга «О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург», которые предусматривают возмещение арендатору затрат и на «отделимые» улучшения объекта социальной инфраструктуры.

Количество заключенных и перезаключенных договоров аренды за этот период, в которые включены обязательства по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, составило более 3000.

Теперь все вновь вводимые объекты социальной инфраструктуры проектируются и строятся в соответствии с нормами и требованиями их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Так, за период 2009-2010 годов Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдала 615 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры. Необходимо отметить, что за этот период Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга значительно усилила работу в данном направлении, результатом чего стало заметное увеличение количества заданий на проектирование, поступающих на согласование в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

Помимо этого, в городе исполняется постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 № 639 «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации нормативных требований, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, средствам информации и связи», которым даны поручения организационного характера основным участникам процесса реализации нормативных требований по обеспечению доступности объектов и услуг инвалидам в соответствии с их компетенцией; при этом на Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга возложены функции:

  • координации деятельности ИОГВ в этой сфере и организационно-методическое руководство по вопросам создания доступной среды жизнедеятельности;
  • организация учета и мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры (в том числе через деятельность подсистемы «Доступная среда» автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения» (далее - подсистема «Доступная среда»).

Комитетом создана подсистема «Доступная среда», которая позволяет осуществлять учет и мониторинг (сбор, обработку, хранение и актуализацию) информации о состоянии объектов социальной и транспортной инфраструктуры в части их доступности для МГН для предоставления ее не только органам власти, но и другим заинтересованным организациям, гражданам. А развитие в дальнейшем этой системы позволит осуществлять в автоматизированном режиме формирование планов мероприятий, адресных программ по обустройству ОСИ и транспортной инфраструктуры, формирование сводных данных и отчетных форм об исполнении планов и программ для ИОГВ, Правительства Санкт-Петербурга.

Развитие подсистемы «Доступная среда» направлено также на решение следующих вопросов:

  • автоматизация составления смет на работы по обустройству объектов социальной инфраструктуры на основе территориальных единичных расценок;
  • публикация сведений о доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на электронной карте, размещаемой на страницах Интернет-портала;
  • осуществление мониторинга ситуации по новому строительству, капремонту и реконструкции ОСИ;

В текущем году в систему будут включены разделы: в «Реабилитационные учреждения и услуги в Санкт-Петербурге», «Поставщики технических средств реабилитации», «Вопросы занятости инвалидов», «Дополнительные меры социальной поддержки инвалидов в СПб».

Неотъемлемой частью обеспечения доступной среды для инвалидов является оказание социальных услуг за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (через дополнительные меры социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, а также развитие сети реабилитационных учреждений и структурных подразделений).

При Правительстве Санкт-Петербурга создана Комиссия по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН по руководством вице-губернатора Косткиной Л.А., на которой систематически, анализируется и координируется деятельность органов исполнительной власти и общественных организаций в области создания безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.

В каждом районе Санкт-Петербурга действуют либо создаются соответствующие Комиссии, в ведении которых находятся вопросы создания доступной среды жизнедеятельности на территории района, в том числе вопросы планирования, согласования и приемки работ по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Комитетом в качестве методической помощи для администраций районов Санкт-Петербурга подготовлен проект распоряжения Комитета «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры» (далее - Методические рекомендации). Методические рекомендации предназначены для работников территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (администраций районов), осуществляющих деятельность по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, а также для организаций независимо от организационно-правовых форм. Для эффективного получения информации о степени доступности объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) для маломобильных групп населения (далее - МГН) в Методических рекомендациях предусмотрено анкетирование ОСИ на предмет их доступности для МГН, осуществляемое самостоятельно по единой форме организациями независимо от организационно-правовых форм во всех районах Санкт-Петербурга, в целях формирования электронного паспорта ОСИ в подсистеме «Доступная среда» с последующим составлением карт доступности объектов, в том числе для пользования гражданами с инвалидностью.

В настоящее время Методические рекомендации проходят согласование в Комитете.

В Санкт-Петербурге приняты и реализуются нормативные правовые документы, направленные на социальную поддержку инвалидов (в дополнение к действующим федеральным). Так, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга обеспечивается целый пакет социальных услуг, среди которых:

  • бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта отдельным категориям инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, инвалидам по зрению, а также детям-инвалидам с сопровождающим;
  • бесплатное обеспечение инвалидов и детей-инвалидов по медицинским показаниям дополнительными техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем;
  • специальное транспортное обслуживание («социальное такси») к социально значимым объектам (которых около 5 тысяч) с оплатой за счет средств города 90% стоимости поездки ( предоставляется в том числе инвалидам и детям-инвалидам);
  • оздоровительный отдых детей-инвалидов и молодых инвалидов с детства с сопровождающими (в случае нуждаемости); а также дачное обслуживание;
  • бесплатная юридическая помощь инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;
  • квотирование рабочих мест и создание специальных рабочих мест для инвалидов, обустройство их средствами доступности;
  • продолжается развитие сети учреждений социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с «Концепцией развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы».

В настоящее время в 18 районах Санкт-Петербурга функционирует 14 центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, при отсутствии в районе указанного учреждения - социальное обслуживание инвалидов и детей-инвалидов осуществляют структурные подразделения (отделения) районного комплексного центра социального обслуживания населения. На городском уровне оказывают комплексную помощь инвалидам и детям-инвалидам: 8 психоневрологических интернатов, 4 детских дома-интерната для детей с отклонениями умственного развития, в структуре которых развиваются реабилитационные подразделения, 2 профессионально-реабилитационных учреждения, 3 городских центра реабилитационной направленности.

Одной из самых серьезных проблем остается пока не налаженный реальный механизм надзора с применением мер административной ответственности к должностным и юридическим лицам за нарушение действующего законодательства в сфере доступности.

Согласно пункту 17 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), на должностных лиц органов социальной защиты возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, определенных статьями 5.41 – 5.43, 9.13, 9.14, 11.24. При этом непосредственно в пункте 17 части 2 статьи 28.3 КоАП уровень органов социальной защиты, должностные лица которых должны составлять протоколы об административных правонарушениях, не определен. Однако в соответствии со статьей 1.3 КоАП установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является предметом ведения Российской Федерации. Кроме того, статьей 16 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанным объектам и средствам, зачисляются в доход федерального бюджета.

В целях обеспечения надзора за исполнением законодательства в данной сфере до урегулирования противоречий между отдельными положениями федеральных нормативных правовых документов, связанных с применением мер административной ответственности, органы социальной защиты населения Санкт-Петербурга взаимодействуют с Прокуратурой Санкт-Петербурга.

В 2011 году в Санкт-Петербурге принято постановление Правительства Санкт-Петербурга № 7 от 18.01.2011 «О Перечне мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге, на 2011-2012 годы» (далее - Перечень).

Участниками разработки и исполнения Перечня являются 19 отраслевых и 18 территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Перечень призван мобилизовать усилия отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти по решению проблемы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры в городе, а также обеспечить необходимую координацию работ по перспективному планированию и осуществлению мероприятий по созданию благоприятных условий жизнедеятельности для инвалидов, в отношении объектов социальной инфраструктуры.

Мероприятия, предусмотренные Перечнем, не только учитывают интересы инвалидов, но и способствуют реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех слоев и групп населения.

Перечень является документом организационного характера, позволяющим поэтапно решать проблему доступности городской среды для инвалидов за счет имеющихся бюджетных источников, а также контролировать и координировать работу различных ведомств по этому вопросу в городском масштабе.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.