Адресная программа Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге»

Главными задачами Адресной программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» являются:

  • Повышение уровня обеспеченности жилыми помещениями горожан.
  • Улучшение социальных и экономических параметров городского жилищного фонда.
  • Повышение эффективности использования застроенных территорий, занятых аварийными домами, подлежащими сносу или реконструкции или не отвечающими современным требованиям к качеству проживания.
  • Реконструкция и развитие городских систем инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры.
  • Реновация кварталов, застроенных домами первых массовых серий позволит предотвратить аварийное состояние жилищного фонда в будущем.

Какие категории домов включены в адресную программу?

В Адресную программу «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» включены 32 квартала. Многоквартирные дома, расположенные на этих территориях, планируются сносу или реконструкции в случае, если они:

  • признаны аварийными;
  • относятся к типовым проектам постройки 1958-1970 гг. (дома первых массовых серий);
  • относятся к малоэтажной жилой застройке до 1966 года;
  • имеют высокую - более 70% степень физического износа вне зависимости от времени постройки;
  • не соответствуют градостроительным регламентам и иной действующей градостроительной документации Санкт-Петербурга.

Другие многоквартирные дома, не относящиеся к перечисленным категориям, сносить или реконструировать не предполагается.  

При проведении мероприятий по развитию территорий предусматривается переселение граждан из жилых помещений в домах, планируемых к сносу, в благоустроенные жилые помещения, расположенные      на территории того же квартала. Переселение в другие районы города осуществляется с письменного согласия граждан.

Переселение нанимателей жилых помещений осуществляется в жилые помещения, передаваемые инвестором в собственность Санкт-Петербурга    во исполнение условий договора о развитии застроенной территории     в соответствии с пунктом 4.3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также определение размера общей площади предоставляемого жилого помещения регулируются Законами    Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан                в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»    и от 26.04.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга»   (статья 171).

Правом на предоставление жилых помещений по норме предоставления (33 кв.м общей площади для одиноко проживающего человека; 18 кв.м –   на каждого члена семьи, состоящей из 2-х и более человек) обладают граждане, являвшиеся нанимателями жилых помещений на момент принятия решения  о развитии застроенной территории.

Граждане-наниматели, вселенные в жилые помещения государственного жилищного фонда после принятия решения о развитии застроенной территории, обеспечиваются жилым помещением в общем составе семьи исходя из размера доли общей площади занимаемого ранее жилого помещения, приходящейся на данного нанимателя.

Вопросы предоставления нескольких жилых помещений гражданам, проживающим в одном жилом помещении (квартире), подлежат рассмотрению жилищной комиссией районной администрации при распределении гражданам жилых помещений, переданных инвестором в собственность Санкт-Петербурга для переселения нанимателей.

Сроки передачи жилья инвестором в собственность города   для переселения нанимателей, а также сроки расселения домов, расположенных на застроенных территориях, определяются разработанным инвестором   и утвержденным в установленном порядке на заседании Правительства   Санкт-Петербурга планом реализации мероприятий.

Решение имущественных правовых вопросов при переселении собственников жилых помещений осуществляется инвестором на основании статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с гражданским, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации.

Условия переселения собственника жилья и членов его семьи, характеристики предоставляемых жилых помещений (размер общей площади   и количество комнат в предоставляемом собственнику жилом помещении, иные условия переселения) определяются соглашением (договором), заключаемым между инвестором и собственником жилого помещения.

При этом согласно части 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон. 

В настоящее время в Санкт-Петербурге приняты решения о развитии 23 территорий, проведены аукционы и определены инвесторы – ООО «Воин-В» и ООО «СПб Реновация».

Инвестор ООО «Воин-В»

-  квартал 2А района Ульянки, ограниченный пр. Стачек, ул. Лени Голикова, проездами между кварталами 2А и 2Г Ульянки и парком «Александрино»;

Инвестор ООО «СПб Реновация»

- квартал 1-1А Гражданского пр., ограниченного красными линиями Гражданского пр., пр. Непокоренных и внутриквартальным проездом;

- квартал 43 Полюстрово, ограниченный пр. Мечникова, Замшиной ул., Бестужевской ул., Кондратьевским пр.;

- территория квартала 17-17а района Гражданского пр., ограниченного Северным пр., ул. Карпинского, пр. Науки, ул. Софьи Ковалевской;

- территория квартала 55 Тихорецкого пр., ограниченного Тихорецким пр., пр. Науки, ул. Обручевых и ул. Гидротехников;

- кварталы 7-8, 9 района Автово, ограниченые ул. Автовской, ул. Примакова, ул. Червонного Казачества и проездом вдоль сквера по пр. Стачек;

- территория квартала 5 района Дачное, ограниченного Ленинским пр., Народного Ополчения, Счастливой ул., бульваром Новаторов;

- территория квартала 6 района Ульянка, ограниченного пр. Ветеранов, Дачным пр., пр. Народного Ополчения, ул. Танкиста Хрустицкого;

- территория района Нарвской заставы, ограниченная ул. Промышленной, пр. Стачек, ул. Новоовсянниковской, ул. Баррикадной, ул. Трефолева, ул. Калинина;

- г. Колпино, территория квартала восточнее Загородной ул., ограниченного ул. Загородной, проектной осью магистрали, Колпинской ул., продолжением ул. Севастьянова и проектной осью дороги на автотранспортное предприятие (Красный Кирпичник);

- квартал 10 г. Колпино;

- территория квартала 16 Малой Охты, ограниченного Заневским пр., Уткиным проездом, перспективной пробивкой пр. Металлистов, пл. Карла Фаберже;

- территория квартала 35 Ржевка, ограниченного красными линиями Рябовского шоссе, Ржевской пл., Камышинской ул. и Беломорской ул.;

- территория квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченного пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова;

- территория квартала 1-5 Сосновой Поляны, ограниченного ул. Чекистов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Ветеранов, ул. Летчика Пилютова;

- территория, ограниченная с севера границами Курортного района Санкт-Петербурга, с востока проектируемым проездом №1, с юга ул. Школьной, с запада местным проездом, затем с юга ул. Ленинградской и с запада ул. Краснофлотской (пос. Песочный, Военно-морской городок);

· территория квартала 13-14-16 Западнее Варшавской железной дороги, ограниченного Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул. Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл. Конституции;

- территория квартала 7-10 Западнее Варшавской железной дороги, ограниченного Бассейной ул., Новоизмайловским пр., Краснопутиловской ул. и Кубинской ул.;

- территория квартала 9 Западнее Варшавской железной дороги, ограниченного Краснопутиловской ул., пл. Конституции, Ленинским пр., Кубинской ул.;

- территория кварталов 128, 128А, 136 района Щемиловки, ограниченных пр. Обуховской Обороны, ул. Бабушкина и ул. Шелгунова;

- территория, ограниченная береговой линией р. Невы, берегвой линией р. Славянки, проектируемой магистралью;

- территория в квартале 18 района Восточнее Витебской железной дороги, ограниченного ул. Белы Куна, ул. Софийской, Пражской ул., ул. Турку;

- территория, ограниченная Лиговским проспектом, Расстанной улицей, Тамбовской улицей и Прилукской улицей.

Перечни домов, планируемых к сносу в рамках Программы, указаны в приложениях к постановлениям Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1103, от 25.11.2009 « 1371, 1372, 1373, 1374.

План реализации мероприятий предусматривает переселение граждан из жилых помещений в домах, планируемых к сносу в благоустроенные жилые помещения, расположенные в домах на территории того же квартала или района. Новые комфортные жилые дома будут отвечать всем действующим санитарным и техническим нормам, и применение энергосберегающих технологий позволит сократить расходы на оплату коммунальных услуг.

Нормативные документы:

  • Закон Санкт-Петербурга от 06.05.2008 № 238-39 «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге».
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2008 № 904 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге».
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1103.
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1371.
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1372.
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1373.
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1374.

Куда обращаться:

В жилищный отдел администрации района Санкт-Петербурга по месту проживания.

Сайт Жилищного комитета

 

Вопросы-ответы по реализации адресной программы Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге»

Предоставят ли нам, жильцам сносимых домов, новое жилье в нашем же микрорайоне?

При развитии застроенной территории переселение граждан (как нанимателей, так и собственников) из освобождаемых жилых помещений будет осуществляться в благоустроенные жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах в границах этой же территории.

Переезд жителей в другие районы города станет возможным только с их письменного согласия. Новые комфортные благоустроенные жилые помещения будут отвечать действующим санитарным и техническим нормам.

Процесс организации строительства и вопросы возведения городом объектов соцкультбыта, в том числе новых школ и детских садов, будут синхронизированы и спланированы таким образом, чтобы жители сразу могли жить комфортно, пользоваться новой инфраструктурой.

Планируется ли общий снос квартала или снос будет «веерным», при этом, в какой очередности будут расселяться и далее заселяться новые построенные дома? У кого будут преимущества? Как будет определяться очередность сноса, переселения и заселения? Будут ли рассматривать, при этом, пожелания собственников?

В настоящее время инвесторы в соответствии с договорами о развитии застроенных территорий разрабатывают проекты планировок территорий.

В составе проекта планировки квартала также разрабатывается план мероприятий по развитию территории. Данный план должен определить перечень, очередность и сроки расселения, сноса и строительства многоквартирных домов.

При работе над проектом планировки учитываются потребности квартала в строительстве дополнительных объектов социальной, коммунально-бытовой и инженерной инфраструктуры, местах отдыха и занятия спортом, детских площадках, парковках, зеленых насаждениях.

Проект планировки и план мероприятий по развитию каждой территории в обязательном порядке будет проходить процедуру публичных слушаний, где жители квартала смогут познакомиться с этими документами и высказать свои предложения.

Кроме того, при администрациях районов созданы специальные комиссии по развитию застроенных территорий. Приоритетной задачей которых является регулярное информирование жителей о реализации программы по каждому кварталу, включенному в перечень. На заседания комиссии приглашаются представители проживающих в домах, планируемых к сносу по два представителя от нанимателей и собственников квартир каждого дома. Представители нанимателей участвуют в решении вопросов, рассматриваемых на комиссии, с правом совещательного голоса, представители собственников – с правом решающего голоса.

Будет ли оказана помощь в перевозке имущества?

Данная мера Законом СПб от 06.05.2008 «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» (далее – Закон) не предусмотрена.          

Однако, вопрос содействия в перевозке имущества при переезде может быть рассмотрен индивидуально в качестве меры социальной поддержки, оказываемой городом отдельным социально незащищенным категориям граждан.

В случаях переселения собственников, данный вопрос решается в рамках договора, заключаемого между собственником квартиры и инвестором.

Предполагается ли строительство новых домов с учетом количества комнат и метража у жильцов, сносимых домов, с учетом их желания заселиться в нашем микрорайоне?

Условия переселения граждан, являющихся на момент принятия решения о развитии застроенной территории нанимателями (членами семьи нанимателя) жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в многоквартирных домах, планируемых к сносу, реконструкции на основании адресной программы Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» определены Законом  Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» (статьей 171).

Следует отметить, что действующим жилищным законодательством установлен порядок определения как жилищной обеспеченности, так и размера предоставляемого жилого помещения исходя из общей площади жилья и состава семьи, а не по количеству комнат.

При развитии застроенной территории переселение граждан (как нанимателей, так и собственников) из освобождаемых жилых помещений будет осуществляться в благоустроенные жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах в границах этой же территории.

Переезд жителей в другие районы города станет возможным только с их письменного согласия. Новые комфортные благоустроенные жилые помещения будут отвечать действующим санитарным и техническим нормам.

Если количество комнат с учетом метража и норм площади на каждого человека при предоставлении нового жилья не будет соответствовать старому жилью, будет ли требоваться доплата? Будут ли при этом предоставляться беспроцентные кредиты?

Нанимателям жилых помещений государственного жилищного фонда будут безвозмездно предоставлены жилые помещения по договорам социального найма из числа переданных инвестором в собственность города. Размер предоставляемых жилых помещений определяется по общей площади исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и количества членов семьи нанимателя с учетом размера общей площади занимаемого жилья.

Решение вопросов приобретения жилых помещений в домах, возводимых инвестором на территории квартала осуществляется в индивидуальном порядке в рамках гражданского законодательства.

Предоставление гражданам ипотечных кредитов, в том числе беспроцентных при переселении в связи с развитием застроенных территорий Программой не предусмотрено.

Должны ли будут предоставлять квартиры с учетом норм площади - 18 кв.м. на одного человека, если в сносимых однокомнатных квартирах (приватизированных, муниципальных) проживают несколько человек, например, двое? У кого будет преимущество, у собственников или муниципалов?

Граждане, проживающие на территории, в отношении которой принято решение о развитии, и являющиеся на момент принятия указанного решения нанимателями (членами семьи нанимателя) жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в многоквартирных домах, планируемых к сносу, реконструкции признаются нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 установлены следующие нормы предоставления:

- 33 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека;

- 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, состоящей из 2-х и более человек.

Необходимо отметить, что какие-либо преимущества собственников или нанимателей при переселении Законом не установлены.

Следует учитывать, что гражданам, вселенным в жилое помещение в качестве нанимателя после принятия решения о развитии территории (постановление Правительства  Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1371), другое жилое помещение предоставляется соразмерно ранее занимаемому по общей площади, без учета нормы предоставления.

Решение имущественно-правовых вопросов с собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, планируемых к сносу, осуществляет инвестор путем заключения гражданско-правовой сделки в соответствии с действующим законодательством (договор купли-продажи, мены, др.). Условия приобретения инвестором у собственника жилого помещения либо его мены на другое жилое помещения определяются заключаемым договором.

По какой цене будет выплачена компенсация собственникам, отказавшимся от переселения, по рыночной или другой? Например для 3-х комнатной квартиры.

Есть ли у собственника, проживающего в 3-комн. Квартире, право на предоставление ему однокомнатной квартиры по его желанию, и получения денежной компенсации за разность в метраже сносимой квартиры и предоставленной ему новой однокомнатной?

Решение имущественно-правовых вопросов с собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, планируемых к сносу, осуществляет инвестор путем заключения гражданско-правовой сделки в соответствии с действующим законодательством (договор купли-продажи, мены, др.). Условия приобретения инвестором у собственника жилого помещения либо его мены на другое жилое помещения определяются заключаемым договором.

Как правило, приобретение жилых помещений по договору купли-продажи осуществляется по договорной цене, определяемой на основании рыночной оценки квартиры, определяемой независимым оценщиком.

Когда могут быть прекращены действия собственников квартир домов, предполагаемых к реновации, по продаже своих квартир, т.е. месяц и год!?

Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо временных ограничений по отчуждению собственниками принадлежащих им квартир в связи с проведением мероприятий по развитию застроенной территории. При заключении сделок, собственникам необходимо помнить, что планируемый снос дома, в котором расположена отчуждаемая квартира, является существенной информацией для приобретающего такую квартиру.

Подразумевает ли реновация развитие инфраструктуры в квартале?

В целях развития социально-культурной инфраструктуры (детские сады, школы, поликлиники и т.д.) планируется строительство новых и реконструкция существующих социальных объектов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Как будет решаться вопрос с озеленением?

Озеленение будет проводиться в полной мере и в соответствии с нормами и требованиями в рамках работ по благоустройству застраиваемых участков в строгом соответствии с градостроительными нормами.

Может ли быть изъятие жилого помещения «у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд», если участок сформирован?

Решение об изъятии жилого помещения в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, может быть принято в отношении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу либо по иным основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса РФ (выполнение международных обязательств, размещение объектов муниципального значения и другие основания, установленные Законами).

Какие убытки, причиненные собственнику жилого помещения включаются в выкупную цену? Как и кем они определяются? Между кем заключается договор? Кто определяет сумму, указанную в договоре?

Определяются условиями договора, заключаемого инвестором и собственником в рамках гражданского законодательства. Состав выкупной цены Жилищным законодательством определен для случаев изъятия для государственных нужд – часть 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Данную норму стороны договора могут применять по аналогии.

Цену в договоре определяют стороны, как правило, с учетом рыночной оценки имущества.

Можно ли не допустить реновации квартала? Дома?

В настоящее время не определены основания принудительного выселения граждан, проживающих в домах, расположенных в квартале, в связи с развитием застроенной территории, за исключением случаев расселения аварийных домов, подлежащих сносу.

Решение о сносе либо реконструкции дома принимают собственники жилых помещений на общем собрании.

Дата изменения: 16 апреля 2015 г.