Законодательство, применяемое к историческим зданиям, нуждается в усовершенствовании

19 января 2016 г.

18 января вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин провел совещание по вопросу применения требований Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2008 №820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» в части сноса исторических зданий. В совещании приняли участие депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров, заместитель председателя Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.

Со вступлением в силу в январе 2009 года Закона Санкт-Петербурга №820-7 в региональном законодательстве появилось понятие «исторические здания», требованиями режимов зон охраны начала регулироваться деятельность по реконструкции, изменению и сносу таких зданий. Понятие «исторические здания» относится к строениям различных исторических периодов (в центральных районах – построенные до 1917 года, в остальных районах – до 1957 года), не состоящих на государственной охране как объекты культурного наследия.

В соответствии с требованиями Закона №820-7 снос исторических зданий запрещен, за исключением разборки аварийных конструкций. В случае разборки аварийных конструкций требуется восстановление внешнего облика исторических сооружений, формирующих уличный фронт застройки, которое производится в соответствии с заключением КГИОП.

Депутат Алексей Ковалев обратил внимание собравшихся, что в ходе практического применения Закона №820-7 неоднократно выявлялись слабые места законодательства. В частности, КГИОП только проверяет наличие результатов экспертизы в составе комплекта документации, не проверяя фактическую аварийность конструкций. Между тем бумаги, которые предъявляются в Комитет, могут быть составлены в интересах заявителя, без надлежащей технической экспертизы конструкций. Таким образом, возникают ситуации, когда собственник начинает снос исторических зданий, имея только заключение КГИОП о том, что материалы технического обследования приняты к сведению.

Есть примеры, когда бдительность градозащитников помогает предотвратить необоснованный демонтаж исторических зданий, так, например, был спасен Дом Достоевского на Владимирском проспекте,11 – напомнил Алексей Ковалев.

Председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров пояснил, что при подготовке и выдаче заключений согласно требованиям Закона №820-7 Комитет не согласовывает материалы, подтверждающие аварийность конструкций, по причине отсутствия соответствующих полномочий.

В 2015 году КГИОП организована постоянная межведомственная комиссия, в состав которой входят представители общественных организаций и специалисты. Комиссия принимает на рассмотрение технические обследования зданий с приложением эскизного проекта объекта планируемого строительства или реконструкции на участке утраченного здания, чтобы исключить случаи сноса исторических зданий без восстановления их внешнего облика.

Присутствовавший на совещании главный специалист отдела технологий ремонтно-реставрационных работ КГИОП Ростислав Петров пояснил, как Комитет отрабатывает документы по аварийности конструкций и зданий, отметив, что существует несколько действующих нормативных документов различной давности в области оценки механической безопасности зданий, не в полной мере объединенных единой методологией, не позволяющих достоверно установить категорию технического состояния конструкций и разработать рекомендации по их дальнейшей эксплуатации. Существующая практика подготовки технических заключений специализированными организациями не систематизирована.

Согласно приведенной статистике, в течение последних 5 лет Санкт-Петербург в среднем теряет по 3 объекта в год, соглашаясь с представленными материалами обследования, признающими здания аварийными.

Заместитель председателя Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов рассказал об имеющихся случаях сноса исторических зданий в зонах охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга. По его словам, многие собственники вообще не обращаются в КГИОП, заказывая экспертизу в коммерческих организациях. Так, на территории завода Лесснера (Большой Сампсониевский, д. 66, литера И) разрабатывалась документация о признании корпуса аварийным, однако собственник после сдачи отозвал документы из КГИОП, обосновав технической ошибкой, и просто снес здание без каких-либо согласований. Не удалось сохранить историческое здание по адресу: ул. Мира, д. 36. Расселенное историческое здание "Особняк Н.С. Рыжкина" (Лиговский проспект, д. 127) сегодня находится в процессе разборки. Такие примеры тревожат градозащитников.

Участники совещания высказали мнение о необходимости определить орган исполнительной власти, который был бы ответственен за выдачу заключения об аварийности исторических зданий, закрепив такие полномочия нормативно и разработав процедуру выдачи заключений с привлечением Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и общественных организаций. Если вопрос потребует законодательных решений на федеральном уровне, такие инициативы в Санкт-Петербурге будут подготовлены.

Подводя итоги совещания, вице-губернатор Игорь Албин предложил депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексею Ковалеву выступить с законодательной инициативой внесения изменений в федеральное законодательство о техническом регулировании.