Губернатор Георгий Полтавченко выступил сегодня с отчетом перед Законодательным Собранием Санкт-Петербурга

24 апреля 2013 г.

Уважаемый Вячеслав Серафимович!

Уважаемые Почетные граждане! 

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые петербуржцы!

 

Полтора столетия назад, незадолго до великих реформ Александра II, канцлер Горчаков разослал депешу со знаменитыми словами «Россия сосредотачивается». И свой второй ежегодный отчет Законодательному Собранию я бы хотел начать со слов «Петербург сосредотачивается». Это – самая краткая и самая точная характеристика деятельности Правительства и Губернатора. И эти слова лучше всего передают суть событий и процессов, происходивших в нашем городе в 2012 году.

Петербург сосредотачивается, потому что другого сценария для ответственной власти сегодня просто не существует. Как отметил недавно Владимир Владимирович Путин, «возврат к докризисной модели роста невозможен». А поскольку Петербург был в лидерах докризисного роста, мы с вами столкнулись с этим вызовом одними из первых.

Рецессия в еврозоне и общая неустойчивость мировых рынков серьезно затрудняют процесс привлечения новых инвесторов в Петербург. Конечными оказались и такие источники ускоренного развития города, как прибыль крупнейших российских нефтяных корпораций и масштабные поступления из федерального бюджета. Столкнувшись с ограниченностью внешних ресурсов, Правительство Санкт-Петербурга сместило фокус внимания на эффективное использование ресурсов имеющихся. Главные усилия были сосредоточены на максимальном сохранении совокупного капитала города, соответствующего ему уровня жизни и социальных гарантий. И эта задача была успешно решена.

Основные индикаторы социально-экономического развития показали в 2012-м году умеренный рост. Валовый региональный продукт увеличился на 4,5% в сопоставимых ценах и превысил темпы роста ВВП страны. Оборот организаций города вырос в среднем на 9,9%. Среднемесячная начисленная зарплата увеличилась на 11% – до 33171-го рубля. Реальные денежные доходы на душу населения в Санкт-Петербурге составили 27164 рубля. Они по-прежнему значительно превышают среднероссийский уровень.

Отвечаю на вопрос фракции «Единая Россия» о мерах по выполнению  майских Указов Президента в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. В Петербурге разработаны и приняты соответствующие «дорожные карты». Уже в 2012 году заработная плата в общем образовании увеличилась на 31,7%; в бюджете этого года зарезервировано около 5,5 млрд рублей на повышение заработной платы специалистам сферы социального обслуживания, здравоохранения, культуры, образования и науки. Всего до 2018 года в Санкт-Петербурге будет увеличена зарплата 163600 бюджетникам.

Преодолено и несколько важных социальных рубежей. Впервые с начала 90-х в нашем городе возобновился естественный прирост населения. Его численность увеличилась на 74,5 тысячи человек. А одна из новорожденных стала 5-миллионной петербурженкой. С помощью городских целевых программ улучшили жилищные условия 13600 семей – почти на треть больше, чем в 2011-м году. Я как бывший житель «коммуналки» на Невском проспекте особенно рад тому, что впервые за много десятилетий у нас осталось менее 100 тысяч коммунальных квартир. Если быть точным, 99977 по состоянию на 1 января 2013 года.

В прошлом году введен в эксплуатацию Южный участок Западного скоростного диаметра. Подведен под крышу новый пассажирский терминал аэропорта «Пулково». Открыты путепроводы в створе Приморского проспекта, Приморского шоссе и Коломяжского проспекта. После долгого перерыва открыто движение на Обводном канале под Американскими мостами.

Выражаясь языком биржевых сводок, Петербург завершил 2012-й год в «зеленой зоне». Уменьшилась скорость движения вперед. Но снижение темпа в новых экономических условиях – явление закономерное.

Во-первых, более интенсивный рост предшествующих лет носил ярко выраженный восстановительный характер. Два года понадобилось Петербургу, чтобы индекс промышленного производства отыграл 20 процентов кризисного падения. По итогам 2011-го года промышленность города перекрывала докризисный уровень всего на 2,7%. На таком фоне прошлогоднее увеличение индекса на 4,3% я считаю хорошим результатом. Это намного лучше среднего по России значения, которое составляет  2,6%.

Во-вторых, из-за возвращения прибыли нефтегазовых концернов к местам ее получения Петербург не просто лишился дополнительных доходов, но и понес бюджетные потери. Я напомню, что с 2005 по 2011 годы город получил от нефтегазовых компаний более 166 млрд рублей сверх бюджетного плана. Именно эти платежи во многом придавали ускорение нашей экономике. Теперь «плюс» сменился на «минус». Только за один 2012-й год город недосчитался 26,5  миллиардов рублей. И прирост, полученный в других секторах экономики, пошел на компенсацию потерь, а не на увеличение ВРП и повышение качества жизни петербуржцев.

В-третьих, докризисная модель не меняется в одночасье. Чтобы развиваться дальше, с опорой на собственные силы, чтобы сформировать новые точки роста, нужен анализ внутренних ресурсов и возможностей. Поэтому для Правительства города прошлый год стал годом инвентаризации доходов и расходов, имущества, законодательной базы. В некоторых отраслях правила игры пришлось менять на более прозрачные и более выгодные для горожан. Такого рода процессы не могут давать моментального эффекта и сопровождаться резким подъемом показателей. Но оптимизация расходов помогла городу сохранить положительную динамику.

Свыше 12 млрд рублей город сэкономил за счет ужесточения конкурсных процедур в системе госзаказа – на 63% больше, чем в 2011 году. Создание отдельного Комитета по госзаказу еще больше усилит контроль над закупками. Для дальнейшего увеличения доходной части бюджета вместе с вами, уважаемые депутаты, мы приняли ряд новых законов, включая закон «О земельном налоге в Санкт-Петербурге».

У города не так много способов быстро и без особых затрат пополнить казну. Самый надежный – повысить качество управления имущественным комплексом. Мы приступили к решению этой задачи. По итогам 2012-го года собрано на 16% больше налогов на имущество организаций, хотя прогнозировались потери в объеме 1,5 млрд рублей. Дифференциация ставок по земельному налогу должна принести бюджету в 2013-м году еще 1 млрд рублей. Принят закон «О рыночной оценке платы за объекты нежилого фонда, расположенные на основных магистралях». Я поручил провести аудит эффективности работы наших ГУПов, государственных учреждений и акционерных обществ. Сейчас мы обсуждаем, как заинтересовать районы активнее вовлекать в оборот излишки земли и свободные площади. Часть полученных таким образом средств район сможет оставлять у себя и тратить на нужды жителей – на ремонт кровель, замену лифтов и благоустройство.

Отказываясь от усреднения арендных ставок, мы обязаны сохранить конкурентный уровень цен на недвижимость. Иначе городу трудно будет заинтересовать региональные штаб-квартиры крупных международных компаний. Кроме того, расширение налогооблагаемой базы должно охватывать только имущественные налоги и неналоговые доходы. И ни в коем случае не должно повышать налоговую нагрузку на бизнес.

В 2012-м году город сделал несколько новых шагов навстречу инвесторам. Порог получения максимальных налоговых льгот снижен с 3 млрд до 800 млн рублей за счет изменения соответствующего закона. Принят новый закон для стратегических инвесторов. Льгота по налогу на прибыль предоставляется им на 7 лет при условии реализации масштабных проектов с объемом инвестиций от 15 млрд рублей.

В целом инвестиционные итоги года получились неоднозначными. С одной стороны, инвестиции в основной капитал, по данным Петростата, уменьшились на 7,4% и составили 352 млрд рублей. С другой стороны, общий объем иностранных инвестиций впервые в истории города преодолел планку в 10 млрд долларов. И если посмотреть, какие сектора экономики росли быстрее других, то станет очевидной их связь с рекордными капиталовложениями из-за рубежа. 82% иностранных инвестиций были направлены в обрабатывающие производства. Из них без малого 2 млрд долларов – в производство транспортных средств и оборудования. И, как вы знаете, производство легковых автомобилей в нашем городе выросло за прошлый год в 1,5 раза, производство автокомплектующих – в 1,6 раза.

Торговые кредиты на сумму 3,7  млрд долларов способствовали стремительному росту транспортных перевозок. Если по итогам 2011 года общий объем услуг транспортных предприятий увеличился на 2,8% в действующих ценах, то по итогам 2012 года – на 22,7%. Оборот розничной торговли в 2011-м вырос на полпроцента в товарной массе, а в прошлом году – на 8,1%.

Очевидно, что рекордные иностранные инвестиции оставили заметный след в экономике города и помогли компенсировать выпавшие доходы. Санкт-Петербург сохраняет свою инвестиционную привлекательность. В декабре 2012 года ведущее российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило нашему городу рейтинг 1А как региону с максимальным потенциалом и минимальным риском. По результатам регионального исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса в России – 2012» наш город признан лучшим по легкости регистрации предприятий. В годовом рейтинге Минэкономразвития Петербург поднялся с 3-го места на 1-е по доле прибыльных предприятий.

По данным Центра развития ГЧП и Торгово-промышленной палаты России наш город с большим отрывом лидирует и в федеральном рейтинге готовности к государственно-частному партнерству. Решающую роль здесь сыграло подписанное в 2012-м году финансовое закрытие соглашения о создании и эксплуатации на основе ГЧП автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Самый важный и технически сложный центральный участок ЗСД  имеет инвестиционный бюджет 123 млрд рублей. Он стал крупнейшим в мире ГЧП-проектом в области платных дорог и получил в прошлом году 6 престижных международных наград. В частности, он назван «Лучшим городским проектом развития в Европе в 2012 году».

В соответствии с решениями декабрьского Госсовета по инвестициям город приступил к созданию новой структуры для работы с инвесторами. Я возглавил вновь созданный  Совет по инвестициям. Разрабатывается инвестиционная стратегия Петербурга. Я согласен с фракцией КПРФ – на смену так называемому «индивидуальному подходу» к инвестиционным договорам должна прийти четко выстроенная система. Иначе мы рискуем упустить потенциального инвестора по внутренним причинам - из-за отсутствия подготовленных территорий или из-за конфликта интересов между бизнесом и жителями города.

Поэтому в декабре прошлого года мы решили принципиально изменить подход к планированию социально-экономического развития. По моему поручению Правительство приступило к подготовке Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года. С ней должны будут коррелироваться проекты из инвестиционного портфеля, все государственные программы развития территорий и отраслей, а также целевые программы, включая концепцию промышленной политики.

Промышленность остается локомотивом городской экономики. На ее долю в 2012-м году приходилось 29% ВРП. Рост промышленности обеспечил, главным образом, машиностроительный комплекс. По отгрузке машин и механизмов Санкт-Петербург опережает другие регионы России – на долю города приходится 12,1% от общего объема по стране.

Судостроительный кластер – старейшая отрасль петербургской промышленности – после неурядиц 2011-го года вернулся к нормальной работе. Все обещания, которые давало корабелам руководство города и страны, выполнены в полном объеме. Практически у всех 40 предприятий этой отрасли портфель заказов сформирован на 5-7 лет вперед. Фракция «Единая Россия» интересовалась мерами поддержки петербургского ОПК со стороны Правительства города. В интересах судостроительных и других оборонных заводов Петербург разработает региональную программу поддержки оборонно-промышленного комплекса. В принципе, система планирования, финансирования и исполнения гособоронзаказа и в 2012-м году не давала сбоев. Но для минимизации рисков и оперативного взаимодействия с заказчиками нужен постоянный мониторинг деятельности ОПК, объемов и ритмичности поступления платежей. Эффективность взаимодействия Правительства города с крупными предприятиями призван повысить и возрожденный нами Промышленный совет Санкт-Петербурга.

Доля самого молодого, медико-фармацевтического кластера в промышленном производстве города еще не очень велика. Но темпы и характер развития позволяют считать его образцом для инновационных отраслей. В 2012-м году он был включен в перечень 25 пилотных инновационных кластеров России. Причем в ходе конкурсного отбора две петербургские заявки – кластера фармацевтической и медицинской промышленности и кластера радиационных технологий – были объединены, а общая программа одобрена Минэкономразвития.

Новая отрасль привлекает серьезные частные инвестиции, в том числе иностранные. 70 млн долларов вложит в строительство завода компания «Ар Си Ай Синтез». Открылась вторая очередь завода «ПОЛИСАН» с объемом инвестиций 3 млрд рублей. Вышла на строительную площадку компания «Новартис-Нева».

Производственные линии и лаборатории кластера быстро набирают обороты и дают неплохие отчисления в бюджет. Первая очередь завода «Биокад» уже принесла в 2012-м году более 300 млн рублей налогов, в том числе более 120 млн – в бюджет Санкт-Петербурга. Кластер активно использует интеллектуальный потенциал нашего города. В 2012 году в Приморском районе заложен уникальный Центр протонной лучевой терапии – в мире всего 20 таких центров. Компании-участники уже подписали 5 соглашений и меморандумов о сотрудничестве с Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академией. Отличные перспективы появляются и для выпускников других медицинских вузов города. Благодаря новой отрасли в Петербурге прописались два крупных международных симпозиума по фармацевтике и биотехнологиям.

Наконец, предприятия кластера вдохнули жизнь в особые экономические зоны «Нойдорф» и «Ново-Орловская». И тем самым напомнили городу, что дальнейшее развитие этих территорий сдерживается проблемами транспортной доступности, инженерных сетей и отсутствием кампусов для персонала. Я поставил задачу Комитету по промышленной политике и инновациям проработать эти вопросы. Кроме того, по моему поручению возобновляется работа Наблюдательного совета ОЭЗ и устанавливается входной контроль для новых резидентов. Не вижу смысла предоставлять налоговые и таможенные льготы компаниям, которые приходят в особую экономическую зону «скоротать время» и ничего не дают городу.

Устойчивость дальнейшего развития Петербурга зависит, прежде всего, от скорости перевода экономики на инновационные рельсы. За последние два года объем отгруженной инновационной продукции вырос с 84 до 132 млрд рублей. В 2012-м году на тысячу петербуржцев приходилось 6,65 патентных заявок – это максимальное значение за 5 последних лет. Подъем изобретательской активности зафиксировал и бизнес, связанный с экономикой знаний. Доля инвестиций в объекты интеллектуальной собственности в общем объеме нефинансовых инвестиций увеличилась в 4 раза по сравнению с 2011 годом.

Бюджет города в 2012 году впервые выделил 49 млн рублей на развитие и стимулирование инновационной деятельности молодежи. В дополнение к традиционным грантам и стипендиям мы организовали 37 площадок и конкурсов для «креативного общения» молодых исследователей и собрали более 6,5 тысяч участников. Поддержку получили 280 заявок. Среди них реализованный в Купчино проект использования матричных кодов для информирования пассажиров о движении общественного транспорта. Хочу напомнить, что премией Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2012 год вновь отмечен наш город. Награда вручена доценту Санкт-Петербургского государственного университета Надежде Бокач за достижения в развитии современных методов органического синтеза с участием металлов платиновой группы.

Научно-технические традиции и сохранившиеся научные школы остаются одним из главных внутренних ресурсов Петербурга. Но отдача от инноваций должна быть более мощной и более быстрой. Нас не устраивает, что инновационной деятельностью сегодня занимаются менее 19% городских организаций. Выпускаемая в Петербурге инновационная продукция должна иметь преференции при размещении госзаказа. Критерии и перечень такой продукции зафиксирует Закон «Об инновационной деятельности в Санкт-Петербурге». Я дал поручение ускорить его разработку.

До 20 млн рублей увеличены объемы поручительства Фонда кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для научно-технических, инновационных и производственных компаний. Договоров поручительства заключено в полтора раза больше, чем в 2011-м. Более 2 тысяч петербуржцев прошли обучение по новой программе «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность». Ее главные образовательные проекты ориентированы на вовлечение в бизнес студентов и выпускников технических вузов. Программа стала самой крупной из когда-либо реализованных в городе системных мер поддержки начинающих малых предпринимателей.

Выручка первого городского бизнес-инкубатора «Ингрия», где сосредоточены малые инновационные предприятия, уже к концу сентября на 81% превысила результаты 2011-го года. Резиденты бизнес-инкубатора стали платить налогов больше, чем тратится из бюджета на его содержание. Следующим шагом навстречу инновационному бизнесу должно стать создание районных технических бизнес-инкубаторов. Ставлю такую задачу перед Комитетом по потребительскому рынку и предпринимательству.

Санкт-Петербург сохраняет 1-е место в России по количеству малых предприятий на 100 тысяч населения. В 2012 году их количество увеличилось до 360 тысяч. На 28% выросли поступления в городской бюджет от малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения и по системе единого налога на вмененный доход. Свыше 4 млрд рублей город получил от выкупа малым и средним бизнесом объектов недвижимости и земельных участков.

Вместе с Общественным Советом по поддержке малого предпринимательства мы оперативно решили ряд проблем с параметрами так называемых неформатных объектов. Для всех добросовестных арендаторов срок аренды увеличен с 3 до 5 лет. В результате даже традиционные оппоненты городского правительства сегодня говорят о «потеплении отношений между властью и бизнесом». И даже об «имущественной амнистии».

У фракции «Единая Россия» были вопросы о мерах по  снижению энергетических барьеров для бизнеса. Открытый по нашей инициативе Единый центр присоединений позволил сократить до 26 дней срок подготовки договора на технологическое присоединение предприятия. Заканчивается проработка вопроса по закреплению отдельных мощностей за нежилыми помещениями. Мы договорились с «Ленэнерго» о перерасчете для добросовестных предпринимателей, не имевших договоров на присоединение, но подавших до 1 января 2013 года соответствующие заявки. Кроме того, мы убедили «Ленэнерго» объявить своего рода амнистию отдельным  «бездоговорникам» и безвозмездно подтвердить всем фактически подключенным предпринимателям Петербурга 3 кВт мощности.

Продолжается строительство второй очереди Юго-Западной ТЭЦ. Завершаются переговоры об изменении тарифа для этой станции как для новой генерации. Важнейшим направлением работы городского Правительства в 2012 году стал контроль за состоянием тепловых сетей. Так называемое «трубное дело» было, в принципе, лишь побочным продуктом этого мониторинга. После прошлой зимы я попросил проанализировать все технологические нарушения. Обобщить данные аварийных и диспетчерских служб, результаты теплового сканирования с вертолета, а также сведения о сроках эксплуатации магистралей, подключенных к ним домах и социальных объектах. В результате на карту Петербурга мы нанесли порядка 150 проблемных участков. Для каждого был выработан и согласован подробный план действий на случай ЧП. Аварий, к сожалению, меньше не стало. Но при их ликвидации аварийные службы ни разу не вышли за установленные нормативы. Ни одно нарушение не превратилось в коммунальную катастрофу, как предыдущей зимой в Колпино.

Правительство города установило 100-процентный входной контроль материалов при реконструкции тепловых сетей. И сегодня я могу с уверенностью сказать, что все 300 километров магистралей, замененных в 2012 году, – это действительно новые трубы. Более того, в Петербурге стартует долгосрочная целевая программа укладки новых труб на внутриквартальных сетях. С усиленной теплоизоляцией, повышенной стойкостью к коррозии и расчетным сроком службы от 30 до 50 лет.

Наш город одним из первых в России приступил к реализации собственной программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В 2012 году были разработаны и утверждены соответствующие региональные нормативы и для теплосетей, и для строительства жилых и общественных зданий. Все новые проекты, финансируемые из городского бюджета, должны будут соответствовать этим повышенным требованиям. Включая реконструкцию и капитальный ремонт.

Те, кто хочет строить в Петербурге по государственным контрактам, должны свыкнуться с мыслью, что контроль за их работой будет усиливаться. Мы не собираемся в погоне за красивыми цифрами принимать откровенно неготовые объекты. Особенно если речь идет о домах для очередников. Я не снимаю вины с Комитета по строительству за уменьшение ввода в эксплуатацию бюджетного жилья в 2012 году. Но, например, в северо-приморской части городу хотели сдать два корпуса, 72 600 квадратных метров, с негодной системой вентиляции. Пришлось заменить подрядчика и сделать все как надо. Лучше заселить дом чуть позже, чем обрекать блокадников и многодетные семьи на жизнь в вечной сырости.

Всего в прошлом году в Санкт-Петербурге построено 2 млн 576 тысяч квадратных метров жилья. Контрольный показатель Минрегиона России город выполнил. Все дома бюджетного строительства, не введенные в эксплуатацию, будут достроены в 2013-м. Чтобы ужесточение требований к подрядчикам не замедляло движение городской очереди, в бюджет текущего года заложены дополнительные средства для покупки квартир очередникам на первичном рынке.

Правительство Санкт-Петербурга заняло предельно честную позицию в отношении обманутых дольщиков. Вопрос по этой теме поступил от фракции КПРФ. Мы начали с того, что четко определили понятия «недобросовестный застройщик-инвестор», «проблемный объект» и «участник долевого строительства, нуждающийся в защите». Руководствуясь новыми формулировками, мы уже внесли в региональный реестр обманутых дольщиков 4900 человек и выявили 19 проблемных объектов. 12 из них могут быть сданы уже в текущем году за счет увеличения количества подъездов, изменения этажности и продления разрешений на строительство. Объекты, которые остались на стадии котлована, будут объединены с наиболее интересными для инвесторов участками в лоты «с обременением». Кроме того, мы готовы временно размещать обманутых дольщиков в городском фонде арендного жилья с частичным субсидированием платы за наем. В декабре была одобрена концепция новой долгосрочной целевой программы «Льготная целевая аренда в Санкт-Петербурге».

Это очень важно для нашего города – справедливо решить одну из самых застарелых проблем. Обостренное чувство справедливости всегда отличало петербуржцев. Поэтому, делая все возможное для увеличения объемов строительства, своим приоритетом Правительство считает уменьшение числа очередников. Именно такую цель мы указали в Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга до 2017 года.

В соответствии с ней продлены сроки действия городских целевых жилищных программ. Программа «Молодежи – доступное жилье» расширена за счет нового механизма – предоставления целевых жилищных займов. Фракция «Яблоко» интересовалась перспективами программы «Расселение коммунальных квартир». В 2012 году финансирование этой программы было увеличено вдвое. К участию в ней теперь допущены как юридические, так и физические лица. Разрешен выкуп свободных комнат на льготных условиях с рассрочкой платежа. В общей сложности за прошлый год нам удалось расселить 4700 коммунальных квартир. Жилищные условия улучшили 6893 семьи – на 90% больше, чем в 2011 году.

Обеспечены квартирами 275 ветеранов Великой Отечественной войны. Впервые улучшили жилищные условия сразу 410 малолетних узников фашистских концлагерей – все, кто стоял в городской очереди на 1  января 2011 года. Раньше квартиры предоставлялись лишь узникам, вставшим на учет до 1 января 1990 года.

По состоянию на 1 января 2013 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в Санкт-Петербурге оставались 174 тысячи семей. Один из резервов дальнейшего сокращения очереди – наращивание жилищного фонда коммерческого использования. В 2012 году коммерческий найм привлек на 85% больше городских очередников, чем в 2011-м. Им готовы воспользоваться более 2 тысяч семей.

Говоря о справедливости как о социальной составляющей устойчивого развития города, я не могу обойти стороной вопрос, который взволновал многих петербуржцев после Нового года, но уходит своими корнями в 2012 год. Это рост квартплаты. Вопрос о целесообразности перехода на работу по 354-му постановлению Правительства РФ задает фракция «Единая Россия».

Убежден, что решение было правильным. 354-е постановление, как бы его ни ругали, позволяет оплачивать фактически потребленные ресурсы и разорвать порочный круг из 13-х квитанций и задолженностей перед поставщиками. Санкт-Петербург, в принципе, был готов к такому переходу лучше других в России. И проблема необоснованного повышения платежей задела за живое не всех горожан, а около 10% – порядка 2,5 тысяч многоквартирных домов. Как правило, тех, где органы власти не установили должный контроль за управляющими компаниями. А нашим общим упущением я считаю отсутствие широкой разъяснительной работы.

Сейчас идет анализ информации, полученной от созданных нами мобильных групп. С теми, кто пытался залезть в карман к горожанам, разбираются компетентные органы. Все незаконно собранные деньги будут возвращены петербуржцам путем перерасчетов. Во всех районах города для граждан организованы общедоступные бесплатные семинары, которыми интересовалась фракция КПРФ. Кроме того, поставлена задача ускорить оснащение многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии и горячей воды. При грамотной эксплуатации, если управляющая компания  следит за счетчиками и не допускает так называемого «перетопа», экономия может доходить до 40%.

Управляющие компании знают, что если мы обещаем ужесточить контроль, то доводим дело до конца. В 2012 году инспекция 243 адресов, включенных в Адресную программу ремонта кровель, выявила завышение объемов работ и неправильное применение расценок на сумму более 20 млн рублей. Отслеживалось и качество капремонта 118-ти крыш, проведенного в 2011 году. В 59-ти случаях обнаружены дефекты, устраненные впоследствии по гарантийным обязательствам подрядчиков.

Проверки сыграли свою роль. Все ремонты кровель в 2012-м году были завершены до начала отопительного сезона. Впервые за много лет в Петербурге ни один дом не вошел в зиму с разобранной крышей. А количество жалоб на протечки в Жилищную инспекцию по сравнению с 2011 годом сократилось в 3 с лишним раза.

По данным социологов, из десятки главных петербургских проблем окончательно ушла и уборка снега. Которого, кстати, выпало почти в 2 раза больше, чем предыдущей зимой. Для упорядочения процесса снегоуборки на 542 улицах были установлены знаки, запрещающие остановку в определенные часы и дни недели. В городе работали 7 стационарных снегоплавильных пунктов, что позволило сократить сроки вывоза и повысить темп очистки улиц. Постоянная комиссия по экологии и природопользованию спрашивает, как Правительство снижает ущерб природе от реагентов, применяемых зимой. С помощью снегоплавильных камер примерно четверть собранного снега прошла через очистные сооружения. По мере запуска новых  камер уровень очистки будет возрастать. Кроме того, солевая нагрузка на улично-дорожную сеть снизилась в 2 раза благодаря закупке и применению новых солерастворных узлов. В пригородных районах началось применение гранитной крошки взамен соляных смесей.

Если мы и не решили «снежный» вопрос, то стоим на правильном пути. Такой же вывод можно сделать и в отношении сосулек. Идеально, конечно, ремонт каждой кровли совмещать с утеплением чердака. Но среди 40 инновационных проектов, рассмотренных за 2012 год городским научно-техническим советом по ЖКХ, нет одновременно и дешевого, и эффективного. Более того, анализ показал, что для разных типов зданий в Петербурге должны применяться разные технологии. Что подходит «сталинским» домам, не годится для памятников архитектуры.

Поэтому мы не стали ускорять Программу нормализации температурно-влажностного режима чердаков, а определили 4 с половиной тысячи наиболее опасных зданий. Жилищные службы получили задачу очищать их крыши в первую очередь, а до очистки – огородить места возможного падения сосулек и сделать проход петербуржцев безопасным. В дальнейшем все планы районов по утеплению чердаков должны начинаться именно с этих объектов. А если такой дом идет на капитальный ремонт, его чердак должен утепляться в обязательном порядке. Ставлю такую задачу перед главами районов. 

В прошлом году в Санкт-Петербурге капитально отремонтированы 2060 многоквартирных домов. На 35% выросли объемы расселения аварийного жилья. Заменены 1629 лифтов. Это на 42% больше, чем в 2011-м, но почти в 2 раза ниже годовой потребности города. Чтобы увеличить объемы, нужно снижать себестоимость лифтов, то есть – развивать конкуренцию. Переговоры о строительстве нового завода ведутся как с мировыми производителями, так и с белорусскими партнерами. Одним из условий конкурса с нашей стороны будет высокая степень локализации производства.

В 2012 году расходы городского бюджета на жилищное хозяйство выросли на 75%. В экономических условиях 2013 года такой возможности нет. В частности, уменьшается объем капитального ремонта жилого фонда. Но наш главный принцип остается прежним – чем меньше денег, тем грамотнее нужно ими распорядиться. Одна из основных задач на 2013 год – сформировать региональную систему капремонта. Ее основой должен стать абсолютно прозрачный рейтинг многоквартирных домов, составленный с учетом степени их износа.

Вместе с тем, я по-прежнему считаю, что для домов дореволюционной постройки перемена участи невозможна без реализации Программы сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга. Вокруг Программы в прошлом году было много шума. До сих пор раздаются упреки, что мы ее мало обсуждали, что начали не с тех кварталов и вообще взялись за дело не с того конца. Мы готовы эти упреки выслушать. Но мы не готовы их принять. Кроме констатации того факта, что мы действительно взялись за дело.

Разговаривать и спорить можно долго. Ждать федеральные деньги или искать инвесторов – еще дольше. Не совершив определенных шагов в 2012 году, мы вошли бы в историю как болтуны, упустившие последний шанс сохранить уникальность Петербурга. Поэтому мы приняли принципиальное решение – начать реализацию программы с опорой на собственные силы.

Конкурс мастер-планов по кварталам «Конюшенная» и «Коломна – Новая Голландия» положил начало дискуссии о мере допустимого вмешательства в городскую среду. И стал своеобразной «точкой входа» в Программу. А осенью мы заложили финансовую основу для «нулевого цикла», для подготовительных работ. Их объем очень велик. Если изменения в законодательство можно готовить в кабинетах, то правду о состоянии инженерных сетей, дорог и фундаментов дает только всестороннее и дорогостоящее обследование. Неслучайно мы, как могли, защищали соответствующую статью расходов в проекте бюджета 2013 года. Хочу еще раз поблагодарить всех депутатов, поддержавших Программу еще до ее официального утверждения.

Сегодня отношение к ней в обществе меняется на глазах. Образован Совет по развитию территорий исторического центра Санкт-Петербурга, объединивший уважаемых в городе экспертов, архитекторов, специалистов по охране памятников. В составе Совета предусмотрены структуры общественного контроля. На виду будет каждый бюджетный рубль из тех 69 млрд, которые мы планируем израсходовать на реализацию программы в ближайшие 5 лет.

Сохранение памятников истории и культуры как основы совокупного капитала Санкт-Петербурга остается задачей номер один и для Правительства, и для меня лично. В прошлом году в этой сфере нам удалось создать несколько прецедентов. Впервые КГИОП добился сразу двух судебных решений о сносе незаконных мансардных надстроек на зданиях-памятниках на Миллионной, 4 и Колокольной, 11. Вопрос на эту тему задавала фракция «Яблоко». Через суд прекращен демонтаж Дома Пропера на Галерной улице. Здание вошло в список памятников регионального наследия. Незаконные сносы исторической застройки сокращены до минимума. Усилен контроль за выполнением охранных обязательств владельцами и арендаторами зданий-памятников. В полтора раза увеличилось число предписаний в адрес нарушителей, возбуждено в два с лишним раза больше дел об административных правонарушениях, наложено в два раза больше штрафов на общую сумму 2,6 млн рублей.

После потери Дома Рогова постановлением Правительства города введен запрет на снос и демонтаж исторических зданий и сооружений в ночное время, а также в выходные и праздничные дни. Разрешение Госстройнадзора на строительство и согласование с районной администрацией также стали обязательными. Однако недавний демонтаж пакгауза Варшавского вокзала показал, что меры ответственности нужно ужесточать. Я очень надеюсь, что застройщиков отрезвят предложенные Правительством города и принятые в третьем чтении Государственной Думой поправки в Административный кодекс. Штрафы за нарушения требований охраны объектов культурного наследия для юридических лиц увеличатся до 1 млн рублей. А за особо ценные объекты придется заплатить 20 млн рублей. Я признателен нашему представителю в Совете Федерации Валентине Ивановне Матвиенко за энергичную и безоговорочную поддержку этой инициативы. 

Общий объем финансирования работ по реставрации и ремонту объектов культурного наследия в 2012 году был увеличен на 25% – до 14,5 млрд рублей. В четвертый раз достижения петербургских реставраторов были отмечены золотой медалью на специализированной выставке DENKMAL в Лейпциге. Мы первыми в России удостоились чести принять сессию Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сохранить исторический центр Санкт-Петербурга и превратить его в часть живого города можно только общими усилиями всех ветвей власти, общественности и горожан. В отношениях с градозащитниками мы тоже перешли от слов к делу. Мы создали совместные рабочие группы при Совете по культурному наследию. Я приветствую тот факт, что мы все чаще и чаще встаем плечом к плечу с людьми, неравнодушными к нашему городу, его облику и его судьбе.

Мы стремимся к единой цели – сберечь историческую идентичность Петербурга. Поэтому мы одинаково негативно отнеслись и к проекту Ново-Адмиралтейского моста, и к проекту неразводного Феодосийского моста, который вторгался в исторические панорамы, и к проекту реконструкции Баболовского парка в Пушкине. Я знаю, что наши позиции близки и по вопросу застройки промышленных зон. В принципе, для Санкт-Петербурга это более предпочтительный сценарий пространственного развития, чем освоение совхозных полей и растягивание городских коммуникаций. Но среди 1800 с лишним поправок в Генплан, предложенных в 2012 году, не нашлось ни одного достойного предложения по промзонам. Все заявки на эти территории предусматривали перевод земель в категорию высокодоходной жилой застройки, с максимальными параметрами по высоте, соответствующей плотностью населения и нагрузкой на улично-дорожную сеть.

По сути дела, нам предлагали построить стену из многоэтажек вокруг центральных районов. Комиссия по подготовке изменений в Генплан эту схему окружения отвергла и функциональное назначение промзон менять не стала. Считайте, что мы заключили «Брестский мир наоборот». Потеряем время, но выиграем пространство. И оставим городу шанс создать взамен промышленного пояса не каменные джунгли, а комфортабельную среду с современными, удобными для жизни кварталами, хорошей инфраструктурой и рекреационными зонами. Разработка стандартов проектирования для таких кварталов станет одной из первых задач созданного недавно Совета по вопросам градостроительной деятельности.

Сегодня территория с утвержденными планировочными решениями насчитывает почти 25 тысяч гектаров – это 17% от общей площади Санкт-Петербурга. В 2012 году рассмотрены более 100 проектов планировки и межевания. Развитие города сегодня объективно тяготеет к югу. С учетом роста мощности аэропорта до 17 млн пассажиров к 2015 году и планов по созданию новой масштабной конгрессно-выставочной площадки «Экспофорум» есть перспектива превращения «Пулково» в полноценный драйвер роста для окружающей территории.

Важным итогом 2012 года я считаю возвращение планирования на больших территориях в руки государственного органа – «Научно-исследовательский и проектный центр Генплана». Частным проектным организациям оставлена возможность работы с небольшими участками. Но даже в масштабах муниципального округа, когда нужно прокладывать дороги городского значения, планировать социальную инфраструктуру, требуется государственный подход. Отсутствие такого подхода – одна из причин нынешнего дефицита социальных объектов. Вопросы о мерах, принимаемых для ликвидации этого дефицита, задает «Единая Россия».

В 2012 году завершена ревизия всех районов города на предмет обеспеченности петербуржцев социальной инфраструктурой. Выяснилось, что соответствующие нормы нашего Генплана серьезно устарели. Нуждаются в корректировке и минимальные расчетные показатели в Региональных нормативах градостроительного проектирования. Я поручил КГА внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты в первом полугодии 2013 года.

По итогам проверки районы зарезервировали 125 земельных участков под объекты образования, 89 – под объекты здравоохранения, 46 – под спортивные, 30 – под объекты социального обеспечения и 20 – под объекты культуры. Сейчас готовится трехлетняя комплексная программа строительства социальной инфраструктуры на застроенных территориях. В центральных районах это будет реконструкция, на периферии города – новое строительство, синхронизированное с вводом инженерных и транспортных объектов.

Отдельный вопрос – территории, предназначенные для комплексного освоения и уже имеющие проекты планировки. В конце 2012 года Комитет по строительству приступил к разработке проекта программы «Комплексное освоение и развитие территорий Санкт-Петербурга на период до 2016 года и на плановый период до 2025 года». Приложением к ней будет Перечень приоритетных проектов. Фактически, это те самые правила игры, которые ждет от нас бизнес. С принятием Программы он их получит. Но мы смело можем заявить, что тех норм прибыли, к которым инвесторы и застройщики привыкли в «тучные годы», дальше быть не может. Это не обоснованно ни экономически, ни этически. На новых территориях бизнесу, так или иначе, придется участвовать в создании транспортной, инженерной, коммунально-бытовой и социальной инфраструктуры. Сейчас идет поиск соответствующих механизмов как на городском, так и на федеральном уровнях.

КГА предлагает в кварталах с единственным собственником выдавать одновременно градостроительные планы и на строительство жилья, и на строительство инфраструктуры. В этом случае Комитет по строительству мог бы согласовывать сметную стоимость, а Госстройнадзор – разрешать строительство только при наличии экспертизы социальных объектов. В Правительстве России по поручению вице-премьера Дмитрия Козака сейчас дорабатываются наши поправки в Градостроительный кодекс. Предусмотрены два сценария. Либо застройщик возводит социальный объект в соответствии с параметрами, которые ему зададут местные органы власти. Либо он заплатит инфраструктурный сбор, размер которого опять-таки установят органы власти в зависимости от инвестиционной привлекательности территории.

Сегодня возможности города по созданию инфраструктуры ограничены не только из-за потери доходов. Наша Адресная инвестиционная программа – это, в значительной мере, отработка долга. Из 32 млрд рублей, отведенных в бюджете 2013 года на инженерные объекты и сети, 23 млрд идут на выполнение обязательств, которые мы подтвердили, сохраняя преемственность власти. В 2012 году нам тоже пришлось выполнять обещания, которые давались в совершенно других экономических условиях. И только по мере оставшихся возможностей закладывать основы устойчивого развития Санкт-Петербурга на последующие годы.

Надо признать, что и эти, довольно скромные возможности, реализованы далеко не лучшим образом. Я понимаю, спрос стал строже, и решиться на расходование бюджетных средств теперь труднее. Но выполнение АИП 2012 года на 63,5% – это неудовлетворительный результат. Средств на развитие транспортной инфраструктуры освоено еще меньше – около 60%. Хотя состояние дорог и пробки, по данным соцопросов, сейчас лидируют в списках проблем Санкт-Петербурга.

На вопрос фракции КПРФ о низком исполнении бюджета отвечаю, что мы сделали соответствующие выводы. И на объекты 2013 года мы выходим с учетом допущенных ранее ошибок. Поставлена задача повысить качество планирования и проектирования. Выдвинут ряд обязательных требований к подрядчикам – начинать работу только при наличии положительного заключения экспертизы и согласованной рабочей документации. Ужесточен контроль за выполнением обязательств по госконтрактам. В особо важных случаях, как на Пироговской набережной, вводится круглосуточное  наблюдение. С этого года начинается входной контроль материалов, применяемых при строительстве и ремонте дорог. Кроме того, создано подразделение гарантийного надзора, которое следит за дорогами и выставляет претензии подрядчикам не раз в год, как раньше, а в постоянном режиме. С его помощью были выявлены и устранены по гарантии дефекты на 329 объектах 2011 года.

В 2012 году выполнялся капитальный и текущий ремонт дорожных объектов общей площадью 5,7 млн квадратных метров. Построены и реконструированы более 100 светофоров. Обустроены 200 нерегулируемых пешеходных переходов, 140 переходов оборудованы специальными осветительными приборами. Эту работу мы будем продолжать, поскольку в целом по городу за прошлый год количество ДТП выросло, а на пешеходных переходах с подсветкой, наоборот, снизилось почти на 11%.

Приоритетами дорожного строительства 2013 года остаются создание магистралей скоростного движения и повышение транспортной связности районов. Заканчивается строительство Пироговской набережной и Северного участка ЗСД. Начинается строительство развязок на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, пересечении Обводного канала и проспекта Обуховской Обороны, развязки на пересечении Пискаревского проспекта и проспекта Непокоренных, двух путепроводов на Московском шоссе – в районе поворотов на Пушкин и Колпино. На вопрос депутата Солтана о строительстве тоннеля в створе Гражданского проспекта отвечаю, что согласно Генплану Гражданский проспект не является вылетной магистралью и строительство такого тоннеля в ближайшее время не планируется.

В декабре открыты сразу две станции метро – «Бухарестская» и «Международная». Мы считаем развитие метро ключевой транспортной задачей. В бюджет 2013 года на объекты метрополитена была заложена беспрецедентная для последних десятилетий сумма – более 16 млрд. Согласованы 49 планировочных решений по размещению вестибюлей и строительных площадок для новых станций Фрунзенско-Приморской и Красносельско-Калининской линий. Со строительством метро связана и большая часть наших предложений федеральному центру о софинансировании подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. 

Подход здесь такой же, как и к программе сохранения и развития исторического центра. Надо впрягаться в этот воз и тащить его вне зависимости от сроков и объемов поступления федеральных средств. Дадут много – активизируем работы сразу на нескольких линиях. Технические возможности для этого есть. Дадут мало – сконцентрируемся на Северо-Западном направлении. Причем не столько из-за нового стадиона, сколько из-за жителей Васильевского острова и Приморского района. На долю последнего сегодня приходится наибольший объем жилищного фонда Петербурга – почти 12%. А его транспортная доступность – наихудшая в городе.

Свой лимит на ошибки в пространственном развитии Санкт-Петербург уже исчерпал. И по транспортной связанности, и по социальной инфраструктуре, и по стиранию с карты города зеленых пятен. Я поручил КГА пресекать все посягательства на «зеленые легкие» города. Исключить участок из зоны зеленых насаждений можно только в одном случае – если там появится социальный объект: детский сад, школа или поликлиника. Поэтому бизнесу в прошлом году было неоднократно отказано в строительстве на местах зеленых насаждений.

Депутатов из постоянной комиссии по экологии и природопользованию интересуют перспективы расширения зеленых зон. В 2012 году мы провели инвентаризацию городских лесов и внутриквартальных зеленых насаждений. Выявлены для включения в территорию лесов – 2176 гектаров, в перечень зеленых насаждений общего пользования – 504 новых объекта общей площадью 382 гектара, в территории внутриквартального озеленения – более 3,5 тысяч новых объектов площадью 878 гектаров. На основании полученных данных сейчас готовится комплексная поправка в Генплан, чтобы увеличить зеленые зоны Петербурга и не допустить их застройки.

Постановлениями городского Правительства в 2012 году образованы государственный природный заказник регионального значения «Западный Котлин», памятники природы регионального значения «Комаровский берег» и «Елагин Остров». Завершен капремонт сквера им. Кирова в Кронштадтском районе и сквера у некрополя «Литераторские мостки». В городе высажены 22 тысячи 600 деревьев, 271 тысяча кустарников, 12 миллионов цветов, установлено более 13 тысяч конструкций вертикального цветочного озеленения. В прошлом году Санкт-Петербург получил Российскую национальную премию в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства как «Самый благоустроенный город России численностью более 1 млн жителей».

Несмотря на рост промышленного производства и увеличение автопарка, воздух в городе становится чище. Индекс загрязнения атмосферы с 2003 года сократился в 2 раза. Сказались и вывод из центра промышленных предприятий, и рост удельного веса автомобилей с более качественными двигателями, и повышение качества уборки улиц от пыли и грязи. Но ключевую роль, безусловно, сыграла совместная с «Газпромом» программа реконструкции систем теплоснабжения и перевода котельных и тепловых станций на газовое топливо. В 2012 году по этой программе завершена реконструкция системы теплоснабжения Петродворцового района. Закрыты 23 старых, построены и реконструированы 24 энергоэффективных и более экологичных блок-модульных котельных. Продолжается реконструкция теплосетей Центрального и Адмиралтейского районов. Кстати, вместе со старыми котельными из центра города уже исчезли более 100 труб, которые портили виды Петербурга.

Наш город последовательно выполняет протокол Хельсинского соглашения по защите Балтийского моря от загрязнений. В 2012 году ГУП «Водоканал» ликвидировал 5 прямых выпусков, по которым сточные воды сбрасывались в Неву и Большую Невку. Сегодня очистку проходят 97% городских стоков. Задача следующего этапа – снижение техногенной и биогенной нагрузки на весь бассейн Невы, включая малые водоемы, Ладожское озеро, реку Свирь и Онежское озеро. Санкт-Петербург выдвинул такую инициативу и готов оказывать помощь всем субъектам Федерации и предприятиям Северо-Запада России. Первый шаг в этом направлении мы сделали с Ленинградской областью в декабре. Переключив стоки поселка Сертолово на Северную станцию аэрации Санкт-Петербурга мы снизили уровень загрязнения озера Разлив.

Недавно Росприроднадзор включил наш город в пятерку самых экологически чистых регионов России. Рост жизнеспособности Петербурга как огромной экосистемы подтверждается и тем, что в 2012 году у нас впервые за два десятилетия возобновился естественный прирост населения. Рождаемость превысила смертность. Оба показателя значительно лучше средних по стране. Средняя продолжительность жизни петербуржцев превысила 73 года.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду, развитие системы социального обеспечения, защита материнства и детства – это то самое «сбережение народа – и в самой численности его, и в физическом и нравственном здоровье», которое Александр Исаевич Солженицын называл «высшей изо всех наших государственных задач».

Уровень младенческий смертности в Санкт-Петербурге остается самым низким в России и сопоставимым с европейскими странами. В рамках программы модернизации здравоохранения активно развиваются детские стационары, строятся и реконструируются перинатальные центры. В сентябре прошлого года открылась после реконструкции детская городская больница № 17 Святителя Николая Чудотворца. Ее врачи используют уникальные методики выхаживания и лечения недоношенных детей с экстремально низкой массой тела.

При активной поддержке города в 2012 году начал работу перинатальный центр Педиатрического медицинского университета. Открылся после реконструкции детский ортопедический центр в НИИ имени Турнера. Переехала в новое здание единственная в стране детская хирургическая клиника костно-суставного туберкулеза при институте фтизиопульмонологии. Эти федеральные учреждения мы тоже считаем своими. Во-первых, они открывают новые возможности для лечения маленьких петербуржцев, а, во-вторых, работают на репутацию города как одного из крупнейших медицинских центров России,  а в- третьих они получают помощь и от города. 

В решении проблем амбулаторно-поликлинического звена Правительство города последовательно придерживается составленной нами год назад «дорожной карты». Вопросы доступности медицинской помощи в районах, граничащих с Ленинградской областью, волнуют членов Комиссии по социальной политике и здравоохранению. В первую очередь на такие районы нацелена уникальная для России программа интеграции частной медицины в систему ОМС путем создания центров общеврачебной практики. Уже сегодня 8 офисов Приморского района обслуживают около 60 тысяч петербуржцев. На очереди – все остальные районы, где жилищное строительство опережает возможности социальной инфраструктуры. Кроме того, скорректированы планы и выделены дополнительные средства на ввод в эксплуатацию в этом году 4 новых поликлиник в Приморском, Московском, Красносельском и Фрунзенском районах.

Для привлечения в поликлиники молодых врачей пять районов – Калининский, Кировский, Колпинский, Фрунзенский и Центральный - начали по примеру Кронштадта предоставлять служебное жилье на льготных условиях. В Курортном районе проектируется жилой дом для медработников. Хочу отметить, что дефицит специалистов-офтальмологов в районных поликлиниках к концу 2012 года удалось практически ликвидировать благодаря закупке и установке в амбулаторном звене 100 новых офтальмологических кабинетов. Им просто интересно работать на новом оборудовании.

Завершена техническая часть программы информатизации поликлиник. Начинается обучение персонала и создание электронных карт пациентов. Я надеюсь, что по мере уменьшения бумажной работы пойдут на убыль очереди, которыми справедливо возмущаются петербуржцы. Кроме того, выписывая лекарство, врач будет в режиме реального времени видеть, какие препараты, под какими торговыми наименованиями и в какие аптеки Петербурга поступили.

В прошлом году удалось, пусть и не сразу, навести порядок в системе закупок, хранения и распределения льготных лекарств. Эта тема интересует членов постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению.  Мы демонополизировали рынок, привлекли новых поставщиков, а сэкономленные 350 млн рублей направили на дополнительные закупки. Но при этом, к сожалению, оказались не готовы к ажиотажному спросу первого полугодия, который намного превысил реальные потребности петербуржцев. Одного инсулина через городские аптеки прошло на 25% больше, чем в 2011-м, хотя льготников в этой категории стало меньше.

Эхо ажиотажа докатилось и до этого года. По сравнению с январем 2012-го аптеки обслужили на 27% больше льготных рецептов. Тем не менее, выстроенная Правительством новая система позволила успешно справиться с этой «нагонной волной». Ситуация нормализована, обеспечена ритмичность поставок. Мы застраховали город от «лекарственных коллапсов». И тем самым решили не только медицинскую, но и важнейшую социальную задачу. Ведь любая льгота – она, как воздух. Пока его хватает, его не замечаешь. Как только перестает хватать – сразу начинаешь задыхаться. По чистоте этого «воздуха», то есть по уровню социальной защищенности, Санкт-Петербург тоже считается одним из лучших регионов России. И, безусловно, должен им остаться. 

С 1 января в городе выплачивается региональный материнский капитал на рождение или усыновление третьего и последующих детей. Сертификаты на 100 тысяч рублей получили 2787 семей. Установлены почетные звания Санкт-Петербурга «За заслуги в воспитании детей». С 1 сентября прошлого года увеличен размер ежегодной компенсационной выплаты на детей из многодетных семей. Существенно повышены размеры других детских пособий и выплат. Введены ежемесячные и независящие от размера среднедушевого дохода пособия на ВИЧ-инфицированных детей, детей-инвалидов с особыми потребностями и на семьи с такими детьми.

27 многодетных семей уже получили в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства. В городской бюджет заложены средства на обеспечение этих участков инфраструктурой. В ноябре подписано соглашение о передаче в собственность Санкт-Петербурга 67 гектаров в поселке Лебяжье Ломоносовского района для предоставления многодетным семьям под строительство дач. Я поставил задачу  активизировать поиск земли на эти цели вместе с Правительством Ленинградской области и Министерством обороны.

К 1 января 2013 года в Петербурге насчитывалось 17418 многодетных семей. Из них 2234 стали таковыми в прошлом году. 775 многодетных семей и семей с детьми-инвалидами получили квартиры. Город предоставил жилье и 215 выпускникам детских домов. Отвечая на вопрос фракции КПРФ о дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот в Петербурге, сообщаю, что в бюджете 2013 года в 6 с половиной раз увеличена сумма расходов на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К 25 февраля 2013 года в городском банке данных о детях без родителей значилось 2793 ребенка в возрасте до 18 лет. За прошлый год в Петербурге усыновлены 256 детей, и еще 196 перешли на воспитание в приемные семьи.

Город в полной мере выполняет свой долг перед старшим поколением. В конце 2012 года средний размер всех социальных выплат для проживающего в Петербурге участника Великой Отечественной войны составлял 30144 рубля, для награжденного знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – 21805 рублей, для малолетних узников фашистских концлагерей – 18888 рублей, для труженика тыла – 17924 рубля.

В прошлом году 4456 петербургских семей получили по 50, 60 и 70 тысяч рублей к соответствующим годовщинам супружеской жизни. «Тревожные кнопки» предоставлены уже 12 тысячам пенсионеров. Ветеранам войны с I группой инвалидности кнопка предоставляется бесплатно. Почти 600 тысяч пожилых петербуржцев были обслужены в 2012 году системой соцзащиты - от ухода на дому до курсов компьютерной грамотности во всех районах. Но эта система, к сожалению, не всегда справедлива. У службы сиделок отсутствуют четкие медицинские критерии, кому и как услуга должна предоставляться в первую очередь. Среди 300 тысяч клиентов социального такси есть инвалиды-колясочники, которые видят машину в лучшем случае раз в год. А есть люди, наездившие 400 тысяч рублей.

Исключив злоупотребления, мы расширим круг получателей этих услуг. Я считаю, что вся система льгот, субсидий и компенсаций Санкт-Петербурга должна стать более справедливой. Самое главное – петербургские льготы в первую очередь должны получать сами петербуржцы. Мы начали такую работу в 2012 году и обязаны ее продолжить.

В ближайшее время Правительство города утвердит новую программу по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. В прошлом году средствами доступа инвалидов оборудованы 746 государственных объектов социальной инфраструктуры. Организованы 500 парковочных мест, переоборудованы 315 пешеходных переходов с понижением бордюров, 1382 светофора оснащены устройствами звуковой сигнализации. Доля пассажирского наземного транспорта, доступного для перевозки маломобильных групп населения, доведена до 42%.

Первые 10 петербургских школ начали перестраивать свои здания для совместного обучения с детьми-инвалидами. До конца текущего года в каждом районе города в зависимости от численности населения будут созданы 1 или 2 школы с безбарьерной средой. Кроме того, в городской бюджет 2013 года заложено на 43% больше средств на организацию дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я напомню, что на долю образования в Петербурге сейчас приходится 20% расходов бюджета. В 2012 году улучшена материальная база 100 школ. В декабре Правительством города принята программа строительства до конца 2016 года 34 школ и 22 пришкольных бассейнов.

Город изменил свой подход к развитию системы дошкольного образования. Приняв в августе соответствующую трехлетнюю программу, Правительство Санкт-Петербурга впервые утвердило одним документом расширение государственного и поддержку негосударственного секторов. Они пока несопоставимы по своим возможностям. В прошлом году в государственных учреждениях было вновь создано 6949 мест, а в частных детских садах – 426. И в борьбе с дефицитом мест мы по-прежнему делаем ставку на бюджетное строительство. В Петербурге в этом году запланирован ввод 11-ти и реконструкция одного государственного дошкольного учреждения. Мы очень рассчитываем на софинансирование из федерального бюджета, которое пообещал регионам Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая с ежегодным отчетом в Государственной Думе. Но, вместе с тем, мы понимаем, что без привлечения частного капитала с новой демографической волной совладать будет трудно.

Поэтому мы вводим новые меры поддержки для негосударственного дошкольного сектора. Ему уже оказывается помощь в подготовке и переподготовке кадров. Я поручил Комитету по образованию совместно с Комитетом по предпринимательству предусмотреть частичное субсидирование затрат на открытие частных детских садов в рамках Программы поддержки предпринимательства. Включая субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе. Мы также обратились в Министерство здравоохранения с просьбой изменить существующие СанПиНы, чтобы малый бизнес мог открывать группы кратковременного пребывания и семейные дошкольные группы без использования специальных помещений.  

Полностью оправдало себя решение Правительства города сосредоточить в одних руках летнюю оздоровительную компанию. Соответствующие полномочия от четырех разных структур были переданы Комитету по образованию. Ему удалось «оздоровить» саму систему организации отдыха. Детям и подросткам предоставлены более 145 тысяч путевок. Впервые при подготовке к летнему сезону обучение прошли педагоги и руководители всех детских загородных баз, вне зависимости от форм собственности. В бюджете 2013 года расходы на летнюю оздоровительную компанию увеличены в 1,4 раза.

В ежегодном послании Президента Федеральному Собранию поставлена задача обеспечить детям широкий выбор оздоровительных и спортивных занятий. Вопрос о мерах, принимаемых городом по решению этой задачи, поступил от фракции «Единая Россия». Сегодня при общеобразовательных школах города насчитывается 185 спортклубов, из которых более трети созданы в прошлом году. По итогам 2012 года отремонтированы 115 спортзалов, построены 38 пришкольных стадионов с искусственным покрытием. Приведены в порядок и оснащены тренажерами 299 внутридворовых спортивных площадок.

Этой зимой в Петербурге были организованы 311 мест для занятий зимними видами спорта, в том числе 88 катков для массового катания, 128 хоккейных коробок, 95 лыжных трасс. По сравнению с прошлой зимой – шаг вперед. По сравнению с Москвой, которая переживает настоящий лыжно-коньковый бум – топтание на месте. Я считаю, что работа по прокладке лыжни в каждом городском парке должна быть таким же обычным делом, как очистка улиц от снега. Поручаю районам вместе с Комитетом по физической культуре и спорту закупить соответствующую технику, подготовить предложения по организации пунктов проката инвентаря и освещению трасс там, где есть техническая возможность.

Доступность активного отдыха для современного мегаполиса – базовый компонент качества жизни. Наряду с хорошей экологией, созданием новых публичных пространств, развитием информационных сетей, насыщенной общественной и культурной жизнью. Поскольку мы фактически включились в глобальную конкуренцию городов, было бы ошибкой думать, что у Санкт-Петербурга есть культура, за которую все остальное нам «простят» гости города и сами петербуржцы. Но еще бОльшую ошибку мы бы совершили, начав заботиться только о комфорте городской среды. И пустив на самотек развитие самой культуры.

Я не знаю, может, кому-то очень хотелось представить дело так, будто Петербург сдает свои позиции в культуре. В реальности в 2012 году наш город еще больше укрепился в статусе культурной столицы России. Благодаря успеху первого Санкт-Петербургского международного культурного форума. Благодаря уникальному проекту «Опера – всем». Благодаря новому формату Санкт-Петербургского международного Кинофорума, с его широким охватом современного российского и зарубежного кинематографа. Благодаря выходу на новый уровень конкурса «Музейный Олимп» и целому ряду других ярких событий.

Какую бы отрасль культуры, какое бы направление культурной деятельности мы ни взяли, везде помощь или участие Правительства Санкт-Петербурга были, во-первых, неоспоримы. А, во-вторых, неукоснительны в части выполнения взятых городом обязательств. Это касается и обязанности власти помогать талантам, и доступности культуры для горожан, и развития материальной базы.

Завершено строительство Академии танца Бориса Эйфмана. 1 сентября в Калининском районе открылась новая детская школа искусств с уникальным отделением музыкальных инструментов. Государственный статус и собственный дом на Народной улице получила Мастерская Григория Козлова. Значительные средства были вложены в реставрацию помещений в учреждениях культуры и в ремонт детских школ искусств. Поддержка из бюджета города в 2012 году оказана 65 проектам и 60 фестивалям. Мы возобновили адресную поддержку гастрольной деятельности городских театров. Субсидии на постановку и показ спектаклей из городского бюджета в прошлом году получили 30 негосударственных театров. В этом году объем субсидий расширен до 40 млн рублей, удовлетворены 40 из 45 заявок.

Я не могу сказать, что переход на систему финансирования по государственным заданиям получился для петербургских театров легким. Любое задание предполагает внятную оценку результата. А оценки в искусстве были, есть и будут субъективны. Тем не менее, я считаю, что разговор о качестве репертуара и важности зрительского успеха не только уместен, но и необходим петербургской сцене. 

Дискуссия с руководителями театров и с театральной общественностью будет продолжена. Равно как и начатая в прошлом году «поверка гармонии алгеброй» – анализ показателей посещаемости и доходов от продажи билетов. Кстати, общая посещаемость музеев за прошлый год увеличилась в Петербурге на 11%. Впервые с начала 90-х увеличилось и число посещений петербургских библиотек. Согласитесь, это мало похоже на культурную деградацию.

Я знаю, что не все учреждения культуры остаются довольны, когда мы делаем бесплатным вход в музеи для школьников или объявляем общегородскую акцию «билеты в театры и кино – по 10 рублей». Но успех в обоих случаях был просто фантастический. 147 тысяч детей посетили музеи за неделю каникул. 12 тысяч 10-рублевых билетов в театр и кино люди раскупили за несколько часов. В этом году поход в театр за 10 рублей мы назначим на 27 мая и, таким образом, заложим новую традицию празднования Дня города. напоминающую о культуре как о краеугольном камне Санкт-Петербурга.

Мы хотим, чтобы торжества по случаю 310-летия города несли в себе больше петербургского подтекста и петербургского стиля. У нас запланированы и фестиваль уличных театров, и шествие духовых оркестров по Невскому проспекту, и другие интересные события. Но две строки в программе торжеств я хочу отметить особо. Вечером 26 мая в концерте на Дворцовой площади вместе с известными мастерами примут участие талантливые артисты-инвалиды. А в тот же день на ступенях Исаакиевского собора впервые споет «сводный хор Петербурга» – 4 тысячи голосов. Там будут и профессиональные, и любительские, и студенческие хоры, и даже детские коллективы из обыкновенных общеобразовательных школ.

В год 310-летия нашему городу оказана высокая честь – проведение саммита G20. Я хотел бы поблагодарить Президента России Владимира Владимировича Путина за это решение и за неизменность его внимания к родному городу. По опыту празднования 300-летия и проведения саммита «Большой восьмерки» в 2006-м году петербуржцы знают, что долгосрочные выгоды города от встреч на высшем уровне с лихвой перекрывают некоторые бытовые неудобства. Помимо роста престижа, помимо того, что Санкт-Петербург становится чище и безопаснее, город привлекает внимание тех целевых аудиторий, которые наиболее интересны нам для повышения экономической и социальной устойчивости развития. Это инвесторы, туристы и так называемые квалифицированные мигранты.

В 2012 году Петербург принял рекордное количество туристов – 6 млн человек, на 10% больше, чем в 2011-м. Сделаны важные шаги по расширению туристических форматов. Для развития конгрессного туризма по инициативе Правительства города была организована первая в России конференция ассоциации Маркетинга европейских городов. На 2013-й год к нам приглашен конгресс европейского отделения Международной ассоциации съездов и конференций. Для стимулирования яхтенного туризма подписан контракт на получение Петербургом гранта размером 2 млн евро для организации пункта пропуска в форте Константин. Организованы несколько десятков новых экскурсий с новыми объектами показа и необычными маршрутами.

Город вплотную подошел к созданию новых центров туристического притяжения, использующих современные креативные возможности петербуржцев. В конце 2012 года завершена разработка финансово-экономической модели первого креативного квартала. Хороший потенциал для создания туристского кластера, ориентированного на арт-сегмент, есть у Ораниенбаума, Кронштадта, Ново-Адмиралтейского острова и некоторых других территорий.

Эти возможности будут обязательно учтены при переходе Петербурга на новую систему управления территориальным развитием. Необходимость такого перехода осознана нами в 2012 году. Основной плановой единицей должны стать территориальные экономические зоны, определенные по принципу экономической самодостаточности, инфраструктурной связности и потенциала развития. По такому принципу сегодня планируется город-спутник Южный. Такой же принцип будет положен и в основу создания в Петербурге лучшего экономического вуза России. Фракцию «Единая Россия» интересуют перспективы этого проекта. Правительство Санкт-Петербурга его поддерживает и готово предоставить землю под строительство нового комфортабельного кампуса на 25 тысяч студентов. По моему поручению уже подобран соответствующий участок на юге города.

Мы готовы делать всё от нас зависящее, чтобы качественных, современных, престижных вузов, центров образования и науки, отвечающих самым высоким международным требованиям, в Петербурге становилось как можно больше. Наверное, многие  заметили, но вектор политики городского Правительства в 2012 году стал уверенно крениться в сторону молодежной аудитории. В мае прошлого года стартовала программа «Молодежный кадровый резерв» по отбору кандидатов на должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга. Первые назначения после учебы и стажировок уже состоялись. В феврале этого года был объявлен следующий конкурс.

Заработала Молодежная коллегия при Губернаторе. Ее члены искренне переживают за город и переполнены интересными идеями. В ноябре состоялся первый Молодежный добровольческий форум «Доброфорум». В 11 районах города открылись молодежные приемные. Молодое поколение активно включилось в патриотические акции, посвященные 200-летию победы над Наполеоном и 1150-летию Российской государственности. Активизировалось добровольческое движение, проведено более 700 добровольческих мероприятий городского и районного уровней.

На молодежь в первую очередь ориентированы и другие проекты, начатые нами с целью постепенного превращения Санкт-Петербурга в так называемый «город сетей». В этом году заработают бесплатные Wi-Fi зоны в Петропавловской крепости, в Александровском парке, в Парке 300-летия Санкт-Петербурга и в ЦПКиО. Также мы планируем покрыть беспроводным доступом в Интернет Невский проспект от Восстания до Дворцовой, Летний сад, Таврический сад, Приморский парк Победы и другие публичные пространства.

Молодежный вектор в политике городского Правительства – это не дань моде, а наш сознательный выбор. Во-первых, еще никому не удавалось добиться высоких темпов развития ВРП на фоне сокращения трудоспособного населения. А за последние 4 года доля лиц старше трудоспособного возраста в Петербурге составила 25,6%. Во-вторых, выбор в пользу молодежи – это шаг навстречу высокообразованным и талантливым кадрам, необходимым для построения инновационной экономики. В-третьих, молодежь с большим удовольствием интегрируется в петербургское культурное пространство без какой-либо помощи и принуждения со стороны города. А Петербург сегодня не настолько богат, чтобы привлекать дешевую рабочую силу в неограниченных масштабах и каждый год увеличивать расходы на адаптацию иноязычных и инокультурных трудовых мигрантов с низкой квалификацией.

Я не ставлю под сомнение замеченную академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым уникальную способность нашего города – быстро наделять людей, не родившихся здесь, чертами поведения коренных горожан. Но даже Петербургу как «плавильному котлу» не хватит мощности – слишком велик поток иностранцев, приезжающих к нам в последние годы.

Поэтому Правительство города приступило к выстраиванию собственной стратегии управления миграционными потоками. Эта тема волнует фракцию ЛДПР, другие депутатские фракции, и абсолютное большинство петербуржцев. По моему поручению Комитет по труду и занятости организовал в прошлом году масштабное научное исследование баланса трудовых ресурсов и составил прогноз динамики миграционных потоков. Результат исследования лег в основу принятой Правительством в ноябре специализированной городской программы «Миграция». В этом документе Петербург впервые открыто заявил о своих приоритетах. Среди них – использование национальных трудовых ресурсов, оптимизация объемов и структуры привлечения рабочей силы из-за рубежа, а также снижение социальной напряженности между иностранными трудовыми мигрантами и петербуржцами.

Квота на выдачу разрешений на работу в Санкт-Петербурге иностранным гражданам на 2013 год существенно уменьшена по сравнению с 2012 годом и составила 154088 разрешений. Для замещения вакантных рабочих мест, предназначенных для иностранцев, жителями других регионов России, в Пскове, Перми, Липецке и Брянске были организованы информационные кампании, в городах Пермского края, республики Карелия, Смоленской и Архангельской областей – проведены выездные ярмарки вакантных рабочих и учебных мест.

Тем, кто уже проживает в нашем городе на законных основаниях, кто чтит наши традиции, мы готовы оказывать любую посильную помощь. В 2012 году город в 4,5 раза увеличил количество образовательных учреждений, обучающих русскому языку как неродному. Теперь их 75. Разработаны новое учебное пособие для детей-инофонов «Азбука вежливости» и уникальный учебник русского языка, ориентированный на историю и культуру Петербурга. Прошлой осенью мы договорились с руководителями национальных диаспор и культурных автономий о создании в городе многоканального и многоязычного call-центра по приему и обработке обращений от иностранных рабочих. Для противодействия формированию закрытых анклавов по этническому признаку сформирован реестр дислокации мест проживания и работы трудовых мигрантов.

Неотложная задача реорганизации миграционных потоков – искоренение в Петербурге незаконной миграции. Созданная нами межведомственная рабочая группа проверила расселенные дома и по каждому четвертому адресу выявила факты незаконного проживания мигрантов. Главам районов поручено ужесточить контроль и назначить ответственных за каждый такой объект. В новую трехлетнюю программу «Безопасный город» включен большой раздел по вопросам профилактики незаконной миграции. Утвержден План неотложных мероприятий по противодействию нелегальной миграции на территории Санкт-Петербурга на 2013-й год. Кроме того, нами подготовлен и направлен в Правительство России проект федерального закона об усилении административной и уголовной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства РФ.

Уважаемые депутаты! Устойчивость дальнейшего развития Петербурга во многом зависит от эффективности нашей системы принятия решений и вовлечения общества в этот процесс. Я уже называл общественные структуры, которые мы создали, возродили или обновили в прошлом году. Отныне все стратегические разработки ведутся с участием постоянно действующих экспертных групп. В составе Экономического Совета вопросами использования научного потенциала Петербурга и перехода к экономике знаний занимаются академики Абел Аганбегян и Владимир Окрепилов. По пространственному развитию городское Правительство консультирует директор Института «Ленгипрогор» Юрий Перелыгин. Концепция безбарьерной образовательной среды для детей-инвалидов создавалась в прошлом году научно-педагогическим сообществом города вместе с родительской общественностью.

Я считаю, что власть и общество в Петербурге не только слышат друг друга, но и ведут конструктивный диалог. Мы с большим уважением относимся ко всем публикациям СМИ, включая критические материалы. Все клапаны для выпуска пара открыты. В прошлом году руководители комитетов, управлений, инспекций, служб и районных администраций провели более 1200 встреч с общественностью. Количество электронных обращений петербуржцев на имя Губернатора и Правительства превысило 29 тысяч. В рамках проекта «Открытое Правительство» мы приступили к созданию новой электронной системы работы с жалобами и обращениями граждан. Она войдет в состав государственной информационной системы «Открытый город Санкт-Петербург» и объединит все сервисы обратной связи, существующие на сайте Правительства города, а также на сайтах комитетов и районов.

На Едином Портале госуслуг сегодня доступны 126 государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. К 1 января 2013 года в нашем городе функционировали 33 многофункциональных центра, которые предоставляли 217 различных услуг. Это один из лучших показателей в России. Число заявителей в прошлом году составило более полутора миллионов. Я прошу глав районов лично проследить за выполнением Плана строительства новых МФЦ. До конца этого года должны быть открыты 4 центра, а в следующем году – еще 22. Темп нельзя снижать ни в коем случае. Задача МФЦ – возвращать петербуржцам время, а не отнимать его в новых очередях.

По большому счету, смысл работы всех ветвей власти в том и состоит, чтобы сохранять и расширять имеющиеся и у людей, и у города возможности. С сохранением, я считаю, мы справились вполне успешно. В непростых экономических условиях мы удержали ситуацию и двинулись в правильном направлении. Буквально вчера агентство «Standard & Poor's» подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Санкт-Петербурга на уровне «ВВВ» (Би Би Би). Прогноз — «Стабильный». При этом была особо отмечена способность Правительства города контролировать темпы роста текущих расходов в зависимости от динамики доходов бюджета.

Конечно, наивно было бы думать, что учет, контроль и их последствия в виде «трубных», «кровельных» и «мусорных» дел могут заменить собой созидательную работу по внедрению инноваций, повышению производительности труда или привлечению в Петербург новых инвесторов. Но я хочу напомнить слова великого русского философ Ивана Ильина о нравственной пользе пресечения злодеяний. Ильин писал, что «правовая угроза отпором» оздоравливает общество, «создает атмосферу взаимного признания, уважения, и даже общее, незримо разлитое в душах настроение доверия и дружелюбия». И тем самым «подготавливает решение главной задачи».

Наша главная задача сегодня – это расширение пространства возможностей. Не абстрактное «улучшение качества жизни», а реальные дела. С внятными, зримыми и осязаемыми результатами. Которые любой петербуржец сможет измерить, потрогать, попробовать на зуб и оценить по достоинству. Для оценки нашей работы в 2013 году критерий может быть только один – количество таких дел и качество их выполнения.

 

Спасибо за внимание.