Проект закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» принят в первом чтении

23 октября 2013 г.

Губернатор Георгий Полтавченко выступил сегодня в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга с докладом по проекту закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». После обсуждения депутатами в первом чтении главного финансового документа города, в результате поименного голосования, законопроект был принят за основу. 38 депутатов проголосовали «за», 12 – «против», воздержавшихся не было. 

 

 

Уважаемый Вячеслав Серафимович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга!

 

Сегодня мы представляем проект бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Второй раз подряд мы с вами вынуждены планировать жизнь города в условиях значительного сокращения внешних источников финансирования.  Изменение налогового законодательства и уход крупных налогоплательщиков уже привели к выпадению 26,5 млрд рублей из доходов текущего года. Замедление темпов роста российской экономики и ухудшение общероссийских прогнозов на ближайшую трехлетку не позволяют Санкт-Петербургу в 2014-м году рассчитывать и на прежние объемы федеральных инвестиций. Поступления из федерального бюджета уменьшаются на 13,6 млрд рублей или на 38% по сравнению с 2013-м годом.

Существенно снижаются и возможности пополнения доходной базы за счет городской экономики. Уже на этапе нулевого чтения появились данные об остановке роста промышленного производства в Петербурге. Будет пересмотрен и уменьшен прогноз по величине физического объема ВРП, составлявший ранее 104%. Таким образом, наши главные внутренние резервы – налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций – позволят лишь сохранить темпы роста доходов на уровне этого года. Собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета без учета безвозмездных поступлений запланированы в объеме 107,6%, а общий объем доходов составит 103,4%.

В целом бюджет 2014-го года формировался при гораздо более существенных ограничениях и по доходам, и по расходам, чем бюджет 2013 года. С учетом сложности ситуации я считаю, что нам удалось выбрать если не наилучший вариант, то наиболее безопасный с точки зрения бюджетной и социальной устойчивости. Максимально прагматичный, и потому – единственно возможный.

Образно говоря, нам предстоит очень аккуратно двигаться по фарватеру, где появились новые мели, не обозначенные на экономических картах. Позади (за кормой) – исчерпавшая себя тактика, основанная на сырьевой экономике. Впереди (прямо по курсу) – принципиально новый подход к бюджетному планированию на основе Стратегии-2030, состыкованных с нею госпрограмм и четких показателей социально-экономического развития.

Фактически мы сейчас переходим к новой системе управления городом. И проект, вынесенный на ваше обсуждение, является последним бюджетом переходного периода. Да, он сосредоточен на первоочередных вещах, на ближайшей перспективе. Но при этом он целиком и полностью отвечает требованиям, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. А, самое главное, – он позволяет решать поставленные Президентом задачи. Во-первых, сохранить все социальные гарантии и выплаты особо нуждающимся и льготным категориям граждан. Во-вторых, добиться общественно значимых результатов, обозначенных в майских Указах Президента. В-третьих, обеспечить нормальную жизнедеятельность мегаполиса и существенное продвижение по приоритетным направлениям. Таким, как строительство метро, развитие транспортной системы, улучшение жилищных условий петербуржцев, капитальный ремонт жилого фонда, сохранение и развитие исторического центра.

Основные характеристики проекта бюджета Санкт-Петербурга на следующий год составляют:

- доходы – 404 млрд 491 млн рублей,

- расходы – 443 млрд 493 млн рублей,

- дефицит и источники финансирования дефицита бюджета – 39 млрд 2 млн рублей.

После принятия Государственной Думой федерального бюджета на 2014 года и на плановый период 2015 и 2016 годов может потребоваться уточнение объема средств, подлежащих перечислению из федерального бюджета и отражению в бюджете Санкт-Петербурга. Соответствующие поправки будут подготовлены и внесены в Законодательное Собрание в рамках дальнейшего рассмотрения проекта бюджета. Кроме того, определенные объемы федеральных средств город может получить дополнительно на основании Постановлений Правительства Российской Федерации.

Однако Бюджетное послание Президента обязывает и нас, и другие субъекты Российской Федерации «в максимальной степени обеспечивать расходы собственными доходными источниками». Поэтому работа Правительства города по расширению доходной базы бюджета, сокращению теневого сектора и изысканию резервов будет активизирована. Буквально завтра мы проводим на эту тему совещание с участием 20-ти ведущих субъектов хозяйственной деятельности Санкт-Петербурга.

При этом, я вновь, как и год назад, хочу подчеркнуть, что поиск дополнительных источников финансирования, обсуждаемые и принимаемые нами меры не повлекут за собой увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Наоборот, на фоне постепенного сокращения федеральных льгот важнейшей задачей органов государственной власти Санкт-Петербурга является сохранение в городе стабильной налоговой системы, дальнейшее улучшение предпринимательского климата и создание условий для притока новых инвестиций.

Сохраняются налоговые льготы, установленные Законом Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» для инвесторов, осуществляющих инвестиции в производственные объекты и инфраструктуру на территории города. Кроме того, с 1 января 2014 года в Санкт-Петербурге будет введена патентная система налогообложения. Индивидуальные предприниматели, которые работают в сфере розничной торговли, общественного питания, оказывают бытовые и транспортные услуги получат право добровольно выбирать наиболее удобную для них систему уплаты налогов.

В настоящее время правительством города принимается ряд мер, направленных на систематизацию работы с инвесторами, снижение административных барьеров, поддержку малого бизнеса и более широкое использование механизмов частно-государственного партнерства для решения государственных задач. Но отдача от этих мер ожидается за границами обсуждаемого нами проекта бюджета. А возможности сложившейся налоговой базы Санкт-Петербурга исчерпаны. Понимая это, мы особо тщательно подошли к формированию расходной части бюджета. Если раньше на решение каждой новой проблемы можно было выделять дополнительные деньги, то теперь приходится оценивать каждый, даже самый маленький, шаг.

Повышение оплаты труда в бюджетной сфере – самый главный из всех бюджетных приоритетов Санкт-Петербурга. Это не только основа структурных преобразований в бюджетном секторе и стимул к повышению качества услуг. Для нашего города это еще и способ сохранить и приумножить наш самый ценный ресурс – уникальный человеческий капитал. Всего в течение 2014 – 2016 годов на эти цели планируется выделить 133,6 млрд рублей, что сопоставимо с третью годовых доходов нынешнего городского бюджета. Из них:

на 2014 год – 21,3 млрд рублей,

на 2015 год – 40,7 млрд рублей,

на 2016 год – 71,6 млрд рублей.

Напомню, что в бюджете текущего года на эти цели заложено 10,1 млрд. рублей.

Общая структура расходов позволяет говорить о сохранении безусловной социальной направленности бюджета Санкт-Петербурга. Расходы на образование, культуру, здравоохранение и физическую культуру составляют 236 млрд рублей или 53% бюджета.

Все социальные обязательства города перед петербуржцами будут выполнены в полном объеме. Более, того, предусмотрен опережающий рост расходов на их реализацию. Исполнение публичных нормативных обязательств Санкт-Петербурга, гарантированных действующими законами, – такими как «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», законом «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге» и другими – будет финансироваться с двукратным превышением темпов инфляции. Соответствующие расходы составят 21,9 млрд рублей. Это на 12% больше, чем в 2013 году при прогнозном росте инфляции 5,8%.

Более 7 млрд рублей предусмотрены на предоставление субсидий и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Более 5 млрд направляются на социальную поддержку семей с детьми и выплату ежемесячных пособий на ребенка. Расходы на социальную поддержку пенсионеров и ветеранов труда также превысят 5 млрд рублей.

Достойное отражение в проекте бюджета нашли 70-летие полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады и подготовка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Помимо проведения праздничных мероприятий запланирована единовременная денежная выплата проживающим в Петербурге инвалидам и ветеранам Великой Отечественной, а также бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей. Соответствующий законопроект уже внесен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Средства на указанные выплаты предусмотрены в объеме 573 млн рублей. При этом финансирование праздничных мероприятий составит 43 млн рублей. Такое соотношение полностью отвечает пожеланиям наших уважаемых ветеранов и блокадников, а также остальных петербуржцев.

Как вы знаете, трем пригородам Санкт-Петербурга – Ломоносову, Колпино и Кронштадту – недавно присвоены почетные звание Российской Федерации «Город воинской славы». Их жители помогли отстоять Ленинград, проявили мужество, стойкость и массовый героизм в ходе ожесточенных сражений. Считаю необходимым и возможным зарезервировать в бюджете 2014 года 156 млн рублей на изготовление и установку в этих городах трех памятных стел «Город воинской славы». Также важно привести в безупречное состояние памятники ансамбля «Зеленый пояс Славы», на содержание и ремонт которых в проекте бюджета на 2014 год предусмотрено 117 млн рублей.

Увеличиваются ассигнования на улучшение жилищных условий петербуржцев. Проект бюджета отводит более 6 млрд на обеспечение жильем льготных категорий граждан, очередников и детей-сирот. Часть этих средств - 2 млрд рублей - будет направлена на приобретение квартир. Запланирован ввод новых жилых массивов в Невском, Красносельском и Пушкинском районах.

Прибавку получают все жилищные целевые программы Санкт-Петербурга. Объем средств на реализацию программы «Расселение коммунальных квартир» вырастет на 25% и составит 2,5 млрд рублей. Столько же направляется на реализацию программы «Молодежи – доступное жилье», рост – 22%. Программа «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» получит в 2 раза больше средств, чем в текущем году. В общей сложности финансирование городских целевых программ увеличится на треть и составит 5,6 млрд рублей.

В следующем году город переходит на новую систему финансирования капитального ремонта. Соответствующий закон внесен в Законодательное собрание и ваше мнение о нем для меня очень важно. Новая система ни в коем случае не ограничится введением платежей для граждан. После поездок по районам, бесед с главами районных администраций и муниципальных образований я счел необходимым увеличить бюджетные расходы на капитальный ремонт с 5 до 7 млрд рублей. Также Жилищному комитету поручено составить долгосрочную программу капремонта многоквартирных домов. Деньги, полученные населения, нельзя будет тратить в течение 1 года. Таким образом, мы рассчитываем аккумулировать очень серьезные средства и создать хороший задел для обеспечения сохранности жилого фонда Санкт-Петербурга.

Я убежден, что параллельно с дискуссией о законодательной базе, необходимой для реализации Программы сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга, должна продолжаться работа по его всестороннему обследованию. Достоверная и полная информация о состоянии памятников, домов, дорог и инженерных сетей – основа для дальнейших переговоров и с федеральным центром, и с частными инвесторами. В проекте бюджета на Программу отводится 2,8 млрд рублей. Именно столько требуется, чтобы не отказываться от намеченного нами плана.

Наша задача – добиться создания отдельной Федеральной целевой программы по историческому центру Санкт-Петербурга. До тех пор, пока мы ее не решим, действия по сохранению исторического центра будут планироваться в составе других государственных программ, и федеральных, и городских. Я считаю, права отступать нам никто не давал. Иначе Петербург перестанет быть Петербургом еще на наших глазах.

2014-й год объявлен в России Годом Культуры. В связи с этим в проекте городского бюджета предусмотрен целый ряд дополнительных ассигнований. В полтора раза, до 4,2 млн рублей, увеличивается объем выплат на премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры. В два раза, с 50 до 100 тысяч рублей, увеличится размер Молодежных премий в области художественного творчества. Значительные средства, более 142 млн рублей, пойдут на подготовку и проведение в нашем городе Европейской биеннале современного искусства «Манифеста-10». Одна из крупнейших в мире выставок такого рода впервые пересечет границы Евросоюза и станет своеобразным, на наш взгляд,  культурным мостом между Европой и Россией.

Также мы планируем, что в Год Культуры объем субсидий петербургским театрам вырастет на 24%, учреждениям культурно-досугового типа – на 29%, подростковым и молодежным центрам – на 24%.

Мне приятно отметить, что наиболее значимыми по объему целевыми статьями расходов бюджета Санкт-Петербурга в 2014 году являются бюджетные субсидии общеобразовательным школам – 32,4 млрд рублей и бюджетные субсидии дошкольным образовательным учреждениям – 26,8 млрд рублей. На эти две статьи выделяется почти 60 млрд рублей или 13,4% от всех расходов бюджета. С учетом пожеланий учителей и родителей мы в 2,5 раза, до 420 млн рублей, увеличиваем расходы на приобретение учебников для школьных библиотек.

Возрастают и субсидии медицинским бюджетным учреждениям: поликлиникам - на 34%, больницам - на 29%.

Как я уже сказал, расходы на социально-культурную сферу, то есть на образование, культуру, здравоохранение и физическую культуру, составят в 2014 году 53% всех затрат бюджета Санкт-Петербурга. Но с учетом расходов на жилищное хозяйство и общественный транспорт, которые по сути тоже являются социальными, получится почти 300 млрд рублей или 68% расходов города.

Расходы на транспорт возрастают очень существенно, на 12 млрд рублей, или на 34% по сравнению с текущим годом, и составят 47 млрд. Прежде всего это связано с решением отказаться от повышения цен на проезд.

Как вы помните, я сам был инициатором такого решения. Но с учетом сложной экономической ситуации, хотелось бы вернуться к этому вопросу и понять, правильно ли мы поступаем. Во-первых, сохранение уровня цен влечет за собой серьезное увеличение субсидий на перевозки граждан в метрополитене, автобусах и наземном электротранспорте. С 14,2 млрд в 2013 году до почти 20 млрд в 2014 году, то есть в 1,4 раза. Во-вторых, если не повышать цены сейчас, то следующий такой шаг будет более чувствительным для наших горожан. Поэтому в рамках первого чтения хотелось бы еще раз посоветоваться по этому вопросу с Законодательным собранием для того, чтобы принять окончательное решение.

По следующей статье расходов, я уверен, у нас с вами нет и не может быть никаких разногласий. Речь идет о 73 млрд, выделяемых в период 2014-2016 годов на развитие метро. В 2014 году финансирование составит 20,7 млрд рублей, что на 55% превышает уровень текущего года, и более, чем в 2 раза, – уровень 2011 и 2012 годов. Фиксацию расходов на строительство метро на столь высоком уровне я считаю одним из главных достоинств представленного вам проекта бюджета.

Активные темпы строительства Фрунзенского радиуса потребуют выделения в 2014-2015 годах более 10 млрд. рублей ежегодно. На строительство второго вестибюля станции «Спортивная» отводится 2,8 млрд. рублей с вводом в эксплуатацию в 2015 году.

В 2014 году будут начаты работы по строительству новых станций Невско-Василеостровской линии и Лахтинско-Правобережной линии метрополитена. В 2014 году на эти цели предусмотрено 4,8 млрд. рублей, а в дальнейшем – от 13 до 16 млрд рублей.

Сложности с возвращением в собственность города участков, прихваченных расторопными дельцами вдоль Красносельско-Калининской линии, не помешали нам предусмотреть в 2014 году 700 млн рублей на строительство от станции "Казаковская" до станции "Обводный Канал-2" с электродепо "Красносельское", включая проектирование. В 2015 году эта ветка получит 1 млрд 700 млн рублей.

Столь значительные затраты на новые объекты придают развитию метро наивысший приоритет в Адресной инвестиционной программе Санкт-Петербурга. Ее общий объем в 2014 году составит 81,6 млрд рублей, а в целом на ближайшую трехлетку – 249,3 млрд рублей.

Возможно, кому-то эти цифры покажутся скромными. Не скрою – в процессе верстки бюджета возникали предложения увеличить АИП за счет дополнительных заимствований. Отказаться от нашего основополагающего принципа «деньги после проекта», снять требование стопроцентной готовности проектно-сметной документации. А при необходимости – «закрыть» соответствующие расходные статьи в конце года раздачей авансов строителям. Я эти предложения не поддержал. Занимать значительные суммы, чтобы потом раздавать их в качестве авансов – на мой взгляд, не самая лучшая стратегия. Город от такой практики отказался. И никакие обвинения в медленном освоении бюджета не заставят нас к ней вернуться.

Меня тоже категорически не устраивает исполнение текущего бюджета. Средства расходуются лучше, чем в прошлом году, но темпы все равно низкие. Как вы знаете, в этой связи уже принят ряд решений, включая кадровые. Информация по каждому комитету контролируется ежемесячно. При этом я не устаю повторять председателям комитетов, другим своим коллегам, что хуже нерасторопности могут быть только приписки, очковтирательство и другие нарушения закона.

Поэтому при формировании Адресной инвестиционной программы мы исходили из необходимости завершения уже начатых объектов. Также особое внимание будет уделено разработке проектно-сметной документации для новых детских садов и школ.

За два ближайшие года нам предстоит закончить строительство и реконструкцию 18 дошкольных образовательных учреждений. В том числе 14 – в 2014 году, из них 5 – в Приморском районе, 4 – в Невском районе, 2 – в Красносельском районе и по одному – в Центральном, Фрунзенском, Кировском, Выборгском, Петроградском, Василеостровском и Петродворцовом районах. Плюс часть помещений для детских садов будет приобретена за счет выкупа имущества у собственников. В 2014-2015 годах войдут в эксплуатацию 7 общеобразовательных школ. По одной в Колпинском, Фрунзенском, Кировском, Выборгском и Петродворцовом районах, и еще 2 – в Красносельском районе.

На финансирование строительства и реконструкции объектов здравоохранения в трехлетнем периоде выделяется 14 млрд рублей, в том числе в 2014 году – 5 млрд рублей. К вводу запланированы 15 объектов, в том числе 7 – в 2014 году. Это станция скорой медицинской помощи в Выборгском районе, отделение скорой медицинской помощи в Кировском районе, три поликлиники для взрослых в Красносельском, Московском и Фрунзенском районах. Завершится реконструкция зданий больницы № 40 в Курортном районе и здания стоматологической поликлиники в Адмиралтейском районе.

Всего на проектирование, строительство и реконструкцию объектов социального назначения в 2014 году зарезервировано более 16,5 млрд рублей.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и городским Законом «О Дорожном фонде Санкт-Петербурга», в проект трехлетнего бюджета включен Дорожный фонд Санкт-Петербурга, средства которого подлежат использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности. Общий объем расходов Дорожного фонда на 2014 год составит 35,4 млрд рублей. При этом объем расходов не может быть меньше прогнозируемых объемов акцизов на бензин и транспортного налога. Прогноз по указанным источникам на 2014 год составляет 18,9 млрд рублей. Таким образом, фактический объем расходов Дорожного фонда превысит минимальный объем почти в два раза.

Как я уже сказал, проект бюджета предусматривает надежное обеспечение жизнедеятельности города. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составят 60,3 млрд. рублей или 14% в общей сумме расходов. Значительные средства предусмотрены в рамках Адресной инвестиционной программы – 24,2 млрд рублей, то есть 40% средств по разделу направлены на развитие. 18 млрд получат в 2014 году объекты коммунального строительства. На реконструкцию водопроводных и канализационных сетей будет выделено 1,5 млрд, на строительство и реконструкцию тепловых сетей – 3 млрд, на реконструкцию котельных, центральных тепловых пунктов и тепловых камер – более 1,6 млрд рублей.

Интересы развития Санкт-Петербурга также требуют направить более 3,5 млрд рублей на инженерную подготовку территорий под жилищное строительство и 1,6 млрд на инженерное и транспортное обеспечение производственных зон. На обустройство освещения кварталов и магистралей в 2014 году предусмотрено более 1,2 млрд. рублей.

 

Уважаемые депутаты!

 

В представленном вам документе в пределах возможного учтены пожелания о дополнительных расходах, высказанные членами Бюджетно-финансового комитета и другими депутатами Законодательного Собрания на этапе так называемого «нулевого чтения». В частности, выделяются дополнительные средства на сохранение, использование и государственную охрану объектов культурного наследия, на капитальный ремонт учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, на комплексное благоустройство дворов.

Еще раз хочу подчеркнуть, что работа над бюджетом Санкт-Петербурга велась в строгом соответствии с требованиями Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Каждое предложение по расходам соотносилось с приоритетностью направления, а говоря попросту – его важностью для города, а также с реальными возможностями бюджета. И только после этого утверждалось. 

На последнем этапе расходы бюджета по некоторым категориям целевых статей пришлось сократить на 5%, а по некоторым статьям расходов и более. Средства по не вводным объектам в рамках АИП были перераспределены с 2014-го года на 2015-й и 2016-й годы. Указанные меры позволили существенно уменьшить бюджетный дефицит, первоначально доходивший до 60,5 млрд, и уже приближавшийся к пороговым значениям, разрешенным Бюджетным Кодексом РФ.

В результате объем дефицита бюджета Санкт-Петербурга и соответственно источников погашения дефицита бюджета в 2014 году составляет 39 млрд рублей. Сальдо привлечения государственного долга Санкт-Петербурга на 2014 год составляет 33 млрд рублей. Это немалая величина, и в ходе исполнения бюджета все появляющиеся резервы надо будет направлять, в первую очередь, на сокращение заимствований.

Хочу еще раз поблагодарить за большую работу Бюджетно-финансовый комитет и всех депутатов Законодательного Собрания. Считаю, что с такой экономической картой мы спокойно пройдем намеченным фарватером. В трудных условиях город продолжит устойчиво функционировать и развиваться, сохраняя свою инвестиционную привлекательность и позиции в международных рейтингах. Надеюсь услышать предложения и пожелания, которые отражают интересы ваших избирателей, интересы жителей Санкт-Петербурга.

Прошу проголосовать за принятие проекта бюджета в первом чтении.

 

Благодарю за внимание!