Город Санкт‑Петербург уникальное градостроительное образование не только Европы, но и мира. Он возник в 1703 на берегах Невы благодаря исполинской воле и энергии одного человека Петра I, который значительное внимание уделяет устройству садов в своей новой столице. Он сам принимал главные решения в проектировании первого сада столицы - Летнего, дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Стрельны, тем самым заложив вектор дальнейшего развития выдающихся дворцово-парковых ансамблей, частных усадеб и городских садов.
При Петре I и с его участием устраивается в 1704 году Летний сад, насыщенный фонтанами, скульптурой, узорными цветниками, композиция которого имела сходство с голландскими образцами. В 1711 году в честь первой морской победы Петра I закладывается Екатерингофский сад, распланированный в регулярном стиле с центральным каналом, партерами, трельяжными решетками и беседками. Петром I отдаются распоряжения о выборе мест для трех парадных резиденций - это будущие Стрельна, Петергоф и Ораниенбаум. За удивительно короткий срок в 10 лет возникает Петергофский ансамбль с уникальной фонтанной системой, не имеющей аналогов в Европе. Развитие Петровских ансамблей и садов продолжалось на протяжении всего XVIII века. Они менялись и преобразовывались, их композиции усложнялись, приобретая черты позднего барокко.
В конце XVIII - начале XIX века на смену регулярному стилю приходит пейзажный и в Санкт‑Петербурге возникают великолепные образцы нового стиля. Павловский парк - признанный шедевр пейзажного парка в России, созданный итальянским театральным художником П. Гонзага. В Гатчине архитектор В. Бренна проектирует в Дворцовом парке вокруг Белого озера новые пейзажные картины с точно выверенные перспективами на дворец, террасу, парковые павильоны и сооружения. В центре Петербурга одновременно с строительством Таврического дворца устраивается Таврический сад-образец «Английского» сада, переустраивается в пейзажном стиле Михайловский сад.
В начале XIX век в городе озеленяются площади, курдонеры. Так на площади перед Казанским дворцом устраивается партерный сквер с заниженным газоном – буленгрином, фонтаном и многочисленными цветниками.
После Великой отечественной войны проектируются два парка Победы - Московский и Приморский. Московский парк Победы сочетает два стиля пейзажный и регулярный и его композиция основана на продолжении традиций отечественного паркостроения.
Необходимость сохранения памятников истории в Петербурге возникла еще в начале XIX века. Тогда и было создано "Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины", которое старалось предотвратить гибель памятников, проводило реставрационные работы. Впервые в России в 1918 году в Петербурге появился орган по руководству охраной памятников истории и культуры - отдел по делам музеев и охране памятников. А в 1919 году был организован специальный отдел по сохранению памятников садово-паркового искусства. Под руководством отдела проводятся реставрационные работы в пригородных парках, разработка документации. После Великой Отечественной войны продолжаются не только восстановительные работы на объектах значительно пострадавших во время войны, но и исследования по истории садов и парков. За все время существования отдела с участием его специалистов была проделана колоссальная работа по реставрации дворцово-парковых ансамблей, исторических городских садов и скверов.
В настоящее время в Санкт‑Петербурге государственную охрану объектов культурного наследия, включая ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, культурные и природные ландшафты осуществляет Комитет по государственному контролю, использованию и охране объектов культурного наследия (далее КГИОП), который в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными законами. Исторические сады и парки Санкт‑Петербурга являются объектами культурного значения и значительная часть из них элементами объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт‑Петербурга и связанные с ним группы памятников».
Для эффективной охраны объектов культурного наследия и проведения необходимых работ с их владельцами КГИОП заключает охранные обязательства. В случае невыполнения работ в установленные сроки с владельца взимаются штрафы. Проводятся регулярные осмотры состояния садов и парков для выявления их ненадлежащего сохранения и использования. Так же в целях предупреждения, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований федерального и регионального законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия Комитетом организуются проверки указанных лиц с выдачей обязательных для исполнения предписаний по устранению последствий выявленных нарушений. На объектах культурного наследия разрешаются только работы по его сохранению: консервация, ремонт, реставрация и приспособление для современного использования. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания выданного КГИОП, документации, разработанной на основании данного задания и согласованной КГИОП, и разрешения на проведение указанных работ. Несоблюдение данных требований является административным правонарушением.
Сохранение исторических садов и парков имеет свои особенности. Сад является живым организмом и нуждается в каждодневном уходе. Реставрация садов требует значительных средств и обязательного последующего интенсивного ухода. И наконец, в целях сохранения исторических садов и парков их использование должно быть щадящим, исключающим проведения массовых праздников и иных масштабных мероприятий на их территориях.
Конечно же самая интересная работа по сохранению исторических садов и парков это их реставрация, которая проводится на основании изучения исторических материалов, археологических исследований, ландшафтной инвентаризации. За последние годы в Санкт‑Петербурге активизировались работы по реставрации исторических садов и парков, особенно в музеях – заповедниках. Можно отметить несколько примеров удачных работ по реставрации садов и парков Санкт‑Петербурга. Это реставрация сада усадьбы Г.Р. Державина, с восстановлением в значительной степени утраченной исторической композиции с гидросистемой, мостиками, беседками. В 2011 году завершена реставрация Нижнего сада дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума. Восстановлен партер по рисунку А. Ринальди, шпалеры, наполнение боскетов. Практически единственным примеров реставрации за счет частных средств является восстановление в Мариентальском парке разрушенной во время второй мировой войны Крепости БИП с окружающими террасами и рвами. Так же примером удачной реставрации является восстановление собственного сада Фермерского дворца в Александрии с воссоздание малых архитектурных форм, исторических цветников с применением аутентичных растений.
И наконец, самая сложная и интересная реставрация первого сада Санкт‑Петербурга – Летнего, закончившаяся в 2011 году. Проектные работы по саду продолжались около 10 лет. В результате реализации проекта реставрации в Летнем саду был проведен уникальный комплекс работ по лечению, оздоровлению и осветлению старовозрастных деревьев, воссозданию фонтанов, шпалер, берсо, партера, восстановлению наполнения 4-х центральных боскетов, воссозданию Малой оранжереи и Красного сада при ней. Эта реставрация вызвала много споров, как среди профессионального сообщества, так и среди жителей и гостей города. Однако после реставрации Летний сад приобрел утраченные черты первого императорского сада Санкт‑Петербурга и проект Летнего сада и занял первое место в номинации «Лучший реализованный проект культурного и исторического наследия (реконструкция и реставрация)»
Сохранение исторических садов это не просто исполнение свода законов, а наша дань уважения архитекторам, садовым мастерам, создавшим уникальные памятники садово-паркового искусства, а так же нашим предшественникам и коллегам, причастным к сохранению и возрождению великолепных садов и парков Санкт‑Петербурга.