29 февраля 2016 года
Уважаемые участники конференции!
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года предусмотрено продолжение работы по формированию Национальной системы квалификаций. В рамках реализации программы ее формирования
в нашем городе, исполнительными органами государственной власти Санкт‑Петербурга, в том числе КГИОП, под руководством
вице-губернатора Санкт‑Петербурга Игоря Николаевича Албина ведется последовательная работа по формированию кадрового резерва, способного обеспечить отрасли региона высококвалифицированными кадрами.
В 2015 году КГИОП проведена работа по формированию кадрового резерва в сфере сохранения и реставрации культурного наследия.
Санкт‑Петербург уникальный по масштабу памятник, сохранивший грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Без культурного наследия немыслима современная жизнь Санкт‑Петербурга и перспективы его развития.
Отличительной особенностью трудовых ресурсов, необходимых для успешного сохранения и реставрации культурного наследия, является сочетание профессиональной художественной подготовки, инженерных и технологических знаний. Здесь трудно проследить грань между гуманитарным и техническим. Сочетание столь разных требований к данному виду деятельности указывает на необходимость выделения сферы сохранения и реставрации объектов культурного наследия в отдельную группу, которая в настоящее время отсутствует в классификации видов экономической деятельности.
Еще 21 марта 2011 года Комитетом по культуре Государственной Думы были проведены Парламентские слушания на тему: «Правовые аспекты реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
В рекомендациях парламентских слушаний было предложено: Министерству культуры и Министерству экономического развития Российской Федерации обеспечить включение деятельности по реставрации (по сохранению) объектов культурного наследия
в ОКВЭД в качестве самостоятельного вида экономической деятельности. Это решение до настоящего времени не реализовано.
Формирование отрасли по сохранению и реставрации объектов культурного наследия позволит решить ряд задач, в том числе:
повысить качество реставрационных работ;
ускорить создание государственных объединенных реставрационных комплексов, осуществляющих научно-исследовательскую, производственную и образовательную деятельность;
упорядочить сбор информации для оценки деятельности по сохранению и реставрации объектов культурного наследия. Наличие систематизированных показателей позволит эффективно планировать и распределять финансирование в данной сфере.
создать отечественную индустрию материалов для реставрационных работ.
Разработка отечественных материалов на основе исторически проверенных методик и технологий позволит повысить качество реставрационных работ на объектах культурного наследия
В настоящее время КГИОП подготовлен проект обращения по данному вопросу в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Касаясь вопроса численности работников, занятых в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия,
и потребности в кадрах следует отметить, что в 2005 году в
Санкт‑Петербурге насчитывалось 399 лицензированных организаций, работающих в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия. Общая численность их составляла 12 тысяч человек.
Согласно данным реестра Министерства Культуры реставрационные лицензии нового образца в Санкт‑Петербурге выданы одной тысяче девяноста двум (1092) организациям.
В настоящее время по нашим данным в этой сфере деятельности занято около двадцати тысяч человек (20000). К 2020 году прогнозируется, что общее количество специалистов, занятых в сфере реставрации и сохранения объектов культурного наследия, составит около двадцати двух тысяч человек (22000). Следовательно, за 2016 – 2020 годы необходимо обучить и привлечь
в профессиональную сферу около двух тысяч (2000) человек.
Одним из ключевых путей решения проблемы восполнения потребности в квалифицированных кадрах должно стать формирование государственного заказа на обучение необходимых специалистов в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия.
В 2005 году была утверждена стратегия сохранения культурного наследия Санкт‑Петербурга, которая определяет основные приоритеты, критерии и направления сохранения культурного наследия Санкт‑Петербурга, в том числе реставрации,
и выражается в формуле «сохранение через развитие, развитие через сохранение».
Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве инструмента регулирования и совершенствования трудовых отношений определил социальное партнерство – систему взаимодействия между работниками, работодателями и органами государственной власти. Эта система направлена на согласование интересов работников и работодателей с целью развития трудовых ресурсов. КГИОП разработал перспективные планы
государственного финансирования реставрационных работ, позволяя организациям, работающим в сфере реставрации, проводить более продуманную кадровую политику, готовить для себя квалифицированный персонал на перспективу.
И здесь надо отметить важную роль общественных профессиональных объединений, рассматриваемых КГИОП
в качестве партнеров в решении поставленных задач. Именно общественные профессиональные объединения в наиболее полной мере располагают сведениями о структуре, квалификационном уровне, проблемах развития трудовых ресурсов и необходимых мерах по созданию кадрового резерва.
Анализ данных, полученных нами методом опроса компаний, работающих в реставрационной сфере, показал, что большинство профильных организаций совмещают работы по реставрации с проведением строительных работ. Очевидно, это обусловлено необходимостью занять более устойчивую конкурентную позицию, в том числе по обеспечению занятости специалистов. В связи с увеличением среднего возраста работников за последние пять лет, можно сделать вывод, что привлечение на работу молодых специалистов и создание своего собственного кадрового резерва для компаний, задействованных в сфере реставрации, становится затруднительным. Опрошенные организации привлекают временных рабочих по трудовым договорам, что связано
с сезонным характером многих видов работ и отсутствием уверенности в долгосрочной занятости сотрудников в условиях проблем в экономике.
Следует отметить, что в силу специфики реставрационной деятельности, в этой сфере должны работать специалисты с высокой квалификацией, ключевыми профессиональными критериями для них должны быть: сохранение профессиональной культуры реставратора
и продолжение традиций отечественной реставрационной школы.
Важным фактором поддержания профессионального уровня является аттестация, которую в настоящее время осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
КГИОП совместно с общественными организациями, объединяющими работодателей в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия, осуществляет на постоянной основе анализ количественной потребности в специалистах со средним профессиональным и высшим образованием.
КГИОП в ходе проделанной работы определены
43 профессии, задействованные в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия.
Анализ показал:
по 8 профессиям утверждены профессиональные стандарты;
по 25 профессиям ведется разработка профессиональных стандартов;
по 10 профессиям профессиональные стандарты
не разработаны.
В целях проработки вопросов создания профессиональных стандартов и актуализации образовательных стандартов в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия, в 2015 году КГИОП проведена активная работа с привлечением заинтересованных сторон.
Сформированная под эгидой КГИОП рабочая группа, в составе представителей исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, общественных организаций, бизнес-сообщества прорабатывает предложения в части разработки профессиональных стандартов в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия.
В настоящее время группа работает над формированием перечня наиболее востребованных на рынке труда Санкт‑Петербурга направлений, специальностей и профессий высшего и среднего профессионального образования, а также готовит предложения для профильных учебных заведений с целью подготовки практико-ориентированных образовательных программ.
КГИОП подготовлены обращения в профильные министерства (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации) с целью разработки профессиональных стандартов
и актуализации образовательных стандартов для профессий, сопряженных с проведением реставрационных работ.
В 2015 году КГИОП пригласил к сотрудничеству как профильные высшие, так средние профессиональные учебные заведения, в том числе:
Санкт‑Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
Санкт‑Петербургский государственный университет;
Санкт‑Петербургский государственный институт культуры и искусств;
Институт искусства и реставрации;
Санкт‑Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина;
Санкт‑Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица;
Санкт‑Петербургский государственный лесотехнический университет.
Санкт‑Петербургский Реставрационный колледж «Кировский»;
Санкт‑Петербургский Реставрационно-художественный колледж.
Силами рабочей группы КГИОП осуществляется работа по определению численности выпускников определенного профиля, которые понадобятся для работ в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия. Такой расчет необходимо делать на несколько лет вперед, чтобы он отражал потребность рынка труда с учетом не только тех специалистов, которые уже обучаются, но также и тех, которые сейчас только поступают или собираются поступать
в учебные заведения.
Отдельно следует остановиться на научно-исследовательских работах, которые являются разделом проектных решений
по реставрации памятников истории и культуры. Проводимый патентный поиск, зачастую позволяет установить научную новизну этих решений.
Примерами успешного использования патентов в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия могут служить такие технологии как напыление методом холодного газодинамического напыления минеральных плёнок, метод повышения долговечности карбонатных пород камня с использованием фуллерена, способ определения трещиностойкости строительного материала, а также способ определения деформации усадки строительного раствора.
Для того, чтобы выпускать на рынок труда профессионально подготовленных молодых специалистов, реально знакомых
с профессиональной деятельностью, КГИОП предлагает в качестве курсовых и дипломных заданий для студентов реальные проекты. Примером может служить работа, проведенная студентами
Санкт‑Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в рамках подготовки концепции использования Конюшенного ведомства.
В рамках работы по профессиональной ориентации молодежи КГИОП оказывает содействие в проведении конкурсов молодых талантов, проводимых Союзом реставраторов Санкт‑Петербурга ежегодно.
Ежегодный конкурс профессионального мастерства проводится в Санкт‑Петербурге с 2010 года. К участию в нем допускаются мастера, прошедшие предварительный отбор в реставрационных компаниях города. Конкурсную комиссию составляют специалисты КГИОП и эксперты Союза реставраторов Санкт‑Петербурга.
В 2015 году конкурс проводили по номинациям: «Лучший реставратор декоративных штукатурок»; «Лучший реставратор лепных изделий»; «Лучший реставратор каменного зодчества»; «Лучший реставратор позолоты»; «Лучший художник-реставратор».
В средних общеобразовательных школах Санкт‑Петербурга проведены открытые уроки, викторины и мастер-классы на тему: «Шаг в профессию».
В 2015 году подведомственным КГИОП учреждением «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам
на памятниках истории и культуры» совместно с Союзом реставраторов Санкт‑Петербурга подготовлена концепция реставрационного Центра Санкт‑Петербурга на территории Дворцово-паркового ансамбля «Собственная дача» в Петергофе. Реализация данного проекта позволит проводить мероприятия, способствующие популяризации и повышению привлекательности работы в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия среди детей и молодежи.
К инструментам регулирования рынка труда в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия следует отнести долгосрочное и среднесрочное планирование, которые осуществляются в соответствии со Стратегией экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года и посредством государственной программы Санкт‑Петербурга "Развитие сферы культуры и туризма в Санкт‑Петербурге" на 2015-2020 годы и её подпрограммы «Наследие». В рамках краткосрочного планирования в настоящее время утверждена реставрационная программа на 3 года, которая позволит осуществить, в том числе и планирование кадрового потенциала.
Отдельно следует выделить такие инструменты как лицензирование (в качестве контроля качества проводимых работ) и аттестацию. КГИОП считает необходимым внести изменения в Положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы с целью повышения персональной ответственности при подготовке заключений по результатам экспертиз. В настоящее время подготовлен проект обращения по данному вопросу в Министерство культуры.
Необходимо продолжить мониторинг кадровой потребности и соответствия образовательных услуг потребностям рынка труда.
К важным инструментам регулирования рынка труда в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия следует отнести повышение престижа профессии реставратора в обществе, ее популяризации. Формой признания заслуг в области реставрации и развития реставрационной отрасли в Санкт‑Петербурга является награда Правительства Санкт‑Петербурга – почетный знак «Почетный реставратор Санкт‑Петербурга" и присуждение премии Правительства Санкт‑Петербурга "За вклад в развитие реставрационной отрасли Санкт‑Петербурга».
Уважаемые коллеги, завершая свой доклад, еще раз хочу отметить, что целью конференции, которую мы проводим сегодня, должно стать объединение усилий всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, профильных учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, бизнес-сообщества, некоммерческих организаций, по созданию полноценного кадрового резерва в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия. Спасибо
за внимание!