В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Дела об оспаривании нормативных правовых Комитета полностью или в части, решений, действий (бездействия) Комитета и должностных лиц Комитета рассматриваются и разрешаются судами в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС).
В соответствии со статьей 4 КАС каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим КАС и другими федеральными законами.
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Комитета и подведомственных Комитету организаций, должностных лиц Комитета и подведомственных ему организаций рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Жалобы на решения, действия (бездействие) Комитета и подведомственных ему организаций могут быть поданы гражданином или организацией в Комитет, Правительство Санкт‑Петербурга, Губернатору Санкт‑Петербурга в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В адрес Комитета жалобы могут быть поданы посредством почтового отправления по адресу: 191060, Санкт‑Петербург, Смольный проезд, д.1, Литера Б, посредством Единого портала обращений граждан, либо через приемную граждан (Смольный, 4-й подъезд).
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможности обжалования действий (бездействия) и решений Комитета и подведомственных ему организаций в суде. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра при предоставлении государственных услуг установлен Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210-ФЗ) заявитель имеет право подать жалобу на решение и действие (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, комплексного запроса;
2) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
3) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
4) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 11.2 Закона № 210-ФЗ жалоба должна содержать:
1) наименование МФЦ, фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и должность работника МФЦ, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения;
3) сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии);
4) почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
5) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) МФЦ, работника МФЦ;
6) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением;
7) информацию о действиях (бездействии) МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Срок рассмотрения жалобы на решение и действие (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра исчисляется со дня регистрации жалобы в МФЦ. Жалоба на МФЦ подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа МФЦ в приеме документов у заявителя – в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации (в соответствии с ч.6 статьи 11.2 Закона № 210-ФЗ).
Граждане могут направить свою жалобу в адрес СПб ГКУ «МФЦ» посредством почтового отправления по адресу: Санкт‑Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О, по адресу электронной почты: knz@mfcspb.ru, посредством формы обратной связи на Портале государственных услуг Санкт‑Петербурга в разделе «Обратная связь МФЦ», посредством Единого портала обращений граждан или оставить жалобу непосредственно в многофункциональном центре.