Безопасный город

Обеспечение безопасности в таком крупном мегаполисе, как Санкт‑Петербург, требует комплексного подхода. Создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» стало важным шагом на пути в этом направлении. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК «Безопасный город») – это целый комплекс различных информационных систем и средств автоматизации, которые обеспечивают безопасность в Петербурге. Совокупность всей информации, поступающей из различных систем в АПК «Безопасный город», позволяет эффективно вести мониторинг текущей обстановки в городе и оперативно реагировать на различные нештатные ситуации.

АПК «Безопасный город» помогает в достижении сразу нескольких целей. В первую очередь – это повышение общего уровня правопорядка и общественной безопасности, обеспечение информационной безопасности. Кроме того, «Безопасный город» способствует повышению эффективности управления городской инфраструктурой и помогает в принятии управленческих решений. «Безопасный город» - это хорошая основа для создания новых инструментов и ресурсов по интеграции, защите информации и регламентации процессов для перехода к «умным решениям».

В мае 2017 года состоялось официальное открытие Единого центра АПК «Безопасный город» (5-й Предпортовый проезд, д. 4, корп. 3, литера А) - уникального центра не только для Санкт‑Петербурга, но и для всей России. На одной площадке объединены подразделения и службы, которые отвечают за безопасность в нашем городе. Сейчас в Едином центре располагаются Центр обработки вызовов «112», Центр управления транспортом, подразделения дежурной службы Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга, дежурная служба Комитета по энергетике, а также Единый центр обработки данных.

К проведению Кубка конфедераций в 2017 году была создана специальная автоматизированная система «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений» (ПППУР). Это единая интеграционная платформа для всех систем, которые входят в АПК «Безопасный город». Она позволяет получать актуальную информацию о происшествиях в режиме онлайн городскими службами и правоохранительными органами.

Перечень систем государственной информационной системы «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и порядок их взаимодействия описан в постановлении Правительства Санкт‑Петербурга от 25.08.2016 № 759. Сейчас «Безопасный город» Санкт‑Петербурга насчитывает 11 автоматизированных систем, в числе которых – городская система видеонаблюдения, Система-112, комплексная система обеспечения мониторинга безопасности и др.

Городская система видеонаблюдения

В систему поступает видео более чем от 90 тысяч камер, установленных во всех районах города. Видеокамера сегодня не просто источник видео, а многофункциональное устройство мониторинга с широким функционалом, который позволяет анализировать оперативную обстановку в непосредственной близости от камеры. Значительное количество устройств мониторинга в популярных и многолюдных местах Петербурга предоставляет бесплатный Wi-Fi. Городская система видеонаблюдения Санкт‑Петербурга обеспечивает мониторинг как в многолюдных местах (центральные улицы и проспекты, городские площади и вокзалы, мосты и культурно-исторические достопримечательности), так и в спальных районах.

Особое внимание в развитии городской системы видеонаблюдения уделяется интеграции сторонних систем видеонаблюдения. В общую систему интегрированы более 11 тысяч камер ведомственных и частных систем видеонаблюдения, обеспечивающих обзор общедоступных городских территорий, в числе которых камеры Петербургского метрополитена, аэропорта «Пулково», железнодорожных вокзалов, морского пассажирского порта «Морской фасад», светофорных объектов, кольцевой автомобильной дороги Санкт‑Петербурга, стадиона «Газпром Арена», многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и иных объектов социальной инфраструктуры и др.

Кроме того, в городе функционирует 71 терминал экстренной связи «Гражданин-Полиция», интегрированный с городской системой видеонаблюдения. Также обеспечен контроль передвижения водного транспорта в акватории Невы, на реках и каналах Санкт‑Петербурга.

Одним из самых масштабных комплексных инфраструктурных проектов является «Умный двор». Главная его задача – сделать дворы и парадные максимально безопасными для жителей. Проект предусматривает оказание телекоммуникационных услуг по передаче видеоизображений в центр обработки и хранения данных Санкт‑Петербурга от управляемых устройств мониторинга, размещенных на входах в парадные почти 6 тысячи жилых домов в 18 районах города, а также предоставление Wi-Fi жителям.

Статистическая информация (на 20.12.2023):

89 873

устройств мониторинга, из них:

829

КПА (устройства мониторинга);

12 060

количество видеокамер сторонних систем видеонаблюдения, интегрированных с городской системой видеонаблюдения, из них:

16

количество устройств мониторинга с функционалом автоматического обнаружения пожаров в лесных массивах;

76 913

количество устройств мониторинга, из них:

15 576

количество устройств мониторинга с функционалом видеоаналитики;

16

количество переносных мобильных комплексов;

50

количество переносных мобильных устройств мониторинга;

71

количество терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция»;

134 900

количество скачиваний мобильного приложения «Безопасный Санкт‑Петербург»;

4 216

количество пользователей в городской системе видеонаблюдения.

 

Автоматизированная система «Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности объектов социальной инфраструктуры»

В системе зарегистрированы практически все учреждения социальной инфраструктуры города: школы, детские сады, поликлиники и т.п. В систему поступают сигналы о состоянии автоматических пожарных сигнализаций, кнопок тревожной сигнализации, охранных сигнализаций и систем контроля загазованности более чем с 6 тысяч объектов социальной инфраструктуры Санкт‑Петербурга. Извещения от этих систем направляются на реагирование в ГУ МЧС России по Санкт‑Петербургу, ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области и ООО «ПетербургГаз» в соответствии с регламентами информационного взаимодействия.

Статистическая информация (за 2023 год):

6 487

количество объектов социальной инфраструктуры, интегрированных в автоматизированную систему «комплексная система обеспечения мониторинга безопасности», из них:

3 130

количество объектов образовательных учреждений;

1 727

количество объектов учреждений спорта, культуры, молодежной политики и др.;

1 125

количество объектов учреждений здравоохранения;

505

количество объектов социальной защиты населения;

6 369

количество объектов, оснащенных системами пожарной сигнализации;

4 941

количество объектов, оснащенных кнопками тревожной сигнализации;

2 221

количество объектов, оснащенных системами охранной сигнализации;

1 387

количество объектов, оснащенных системами контроля загазованности;

428 527

количество принятых извещений;

15 960

количество извещений, направленных на реагирование.

Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (Система - 112)

Автоматизированная система «112» является ключевой системой АПК «Безопасный город», интегрированной с ПППУР. В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.04.2017 № 191 «Об использовании единого номера «112» в Санкт‑Петербурге создана и введена в постоянную эксплуатацию с 16.06.2017 Система-112.

Круглосуточный прием обращений по номеру «112» происходит на базе основного и резервного центров обработки вызовов автоматизированной системы «112». Все поступившие обращения сразу же направляются в соответствующие экстренные оперативные службы для реагирования.

Операторы Системы-112, кроме русского языка, принимают сообщения на четырех иностранных языках: английском, немецком, французском и итальянском.

Статистическая информация (за 2023 год):

3 537 693

количество принятых обращений;

20 246

количество принятых смс-сообщений;

4 751

количество сообщений, принятых из ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;

822 045

количество обращений, направленных на реагирование
в полицию;

967 608

количество обращений, направленных на реагирование
в скорую медицинскую помощь;

78 252

количество обращений, направленных на реагирование
в пожарно-спасательную службу;

25 939

количество обращений, направленных на реагирование
в службу газа;

189 653

количество обращений, направленных на комплексное реагирование;

172 424

количество обращений по причине дорожно-транспортных происшествий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портал «Наш Санкт‑Петербург» и Центр обработки вызовов 004

Портал «Наш Санкт‑Петербург» и Центр обработки вызовов 004 принимают сообщения петербуржцев по вопросам городского хозяйства и городского благоустройства.

Для большей эффективности портал и Центр обработки вызовов 004 объединены в одну информационную систему. Работа двух служб выстроена таким образом, что заявленные проблемы напрямую поступают в соответствующие организации для оперативного решения (в некоторых категориях срок отработки неаварийных сообщений составляет 2-3 рабочих дня). Все сообщения не аварийного характера, которые поступают по телефонам 004 и 576-4-004, направляются на портал «Наш Санкт‑Петербург» для дальнейшей отработки.

Центр обработки вызовов 004 работает в Петербурге с 2005 года. С начала работы принято 15 180 467 звонков. К оператору круглосуточно поступают сообщения не только о городских проблемах, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и нештатных ситуациях, требующих безотлагательного реагирования, но и запросы справочного и консультационного характера. Например, график отключения горячей воды и т.п. Электронные карточки по принятым сообщениям передаются в аварийные и дежурно-диспетчерские службы по принадлежности. После этого осуществляется проверка соблюдения сроков и исполнения принятых сообщений с учетом информации от городских служб и самих заявителей.

Портал «Наш Санкт‑Петербург» работает в Петербурге с 2014 года. На портале 195 категорий, по которым можно подать сообщение. Ежедневно на портал поступает от 1,5 тысячи до 4,5 тысячи сообщений от пользователей и примерно такое же количество ответов от исполнителей. Служба модерации в течение одного рабочего дня должна отработать каждое поступившее сообщение. В дни пиковых нагрузок количество сообщений вырастает в полтора-два раза. Поэтому и сроки модерации в таких экстренных ситуациях также приходится увеличивать. Для удобства пользователей созданы мобильная версия портала и специальное мобильное приложение «Наш Санкт‑Петербург».

По статистике, около 30% сообщений поступают как раз с мобильных телефонов. Своеобразной группой консультационной поддержки для пользователей стала страница портала в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/portalnashspb, где подписчики могут получить оперативные ответы на свои вопросы по работе ресурса.

Статистическая информация (за 2023 год):

899 789

количество вызовов, поступивших в Центр обработки вызовов 004;

845 410

количество сообщений, поступивших на портал в 2023 году (в том числе поступивших через ЦОВ 004);

743 807

количество проблем, решенных на портале в 2023 году;

35 847

количество пользователей, зарегистрированных на портале в 2023 году;

5 124 865

общее количество зарегистрированных на портале сообщений по состоянию на 22.12.2023;

4 988 656

общее количество решенных на портале проблем по состоянию на 22.12.2023;

306 250

общее количество зарегистрированных на портале пользователей по состоянию на 22.12.2023.

Фиксация нарушений правил дорожного движения
На текущий момент комплексы фиксируют следующие виды административных правонарушений:

  • нарушение правил применения ремней безопасности (ст. 12.6 КоАП РФ);
  • нарушение скоростного режима (ст. 12.9 КоАП РФ);
  • движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы (ч. 2 ст. 12.11 КоАП РФ);
  • проезд на запрещающий сигнал светофора (ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ);
  • невыполнение требования ПДД об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора (ч. 2 ст. 12.12 КоАП РФ);
  • нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам (ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ);
  • несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ);
  • движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение правил дорожного движения (ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ);
  • непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.18 КоАП РФ).

Статистическая информация (на 18.12.2023):

1259

количество стационарных комплексов

44

количество передвижных комплексов

10,1 млн

количество вынесенных постановлений

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО)

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) предназначена для своевременного доведения информации и сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения до населения, проживающего на территории Санкт‑Петербурга.

РАСЦО создана в соответствии с постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 06.08.2012 № 798 «Об организации оповещения населения Санкт‑Петербурга о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Распоряжение на задействование РАСЦО отдается Губернатором Санкт‑Петербурга. Порядок использования РАСЦО строго регламентирован и утвержден постановлением Правительства Санкт‑Петербурга.

Для проверки работоспособности РАСЦО ежемесячно проводятся периодические технические проверки отдельных подсистем и комплексов технических средств РАСЦО. Кроме того, 2 раза в год проводятся комплексные технические проверки готовности РАСЦО. Во время проведения таких проверок по всему городу включаются электромеханические сирены, устройства информирования и оповещения, специализированные технические средства оповещения. Также задействуются телеканалы, радиостанции и другие технические средства.

В рамках развития РАСЦО активно используются информационно-телекоммуникационные технологии и новые механизмы централизованного оповещения населения (телевидение, интернет и т.д.). Использование всех имеющихся технических средств оповещения в комплексе позволяет оповещать население Санкт‑Петербурга в полном объеме.

Более подробную информацию о функционировании РАСЦО Санкт‑Петербурга можно узнать на сайте СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» в соответствующем разделе: http://spb112.ru/catalogue/2/.

Статистическая информация (на 28.12.2023):

2 253

специализированных комплекса технических средств РСОН в местах массового пребывания людей;

11

зон экстренного оповещения КСЭОН;

1880

сайтов в государственной информационной системе Санкт‑Петербурга «Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга и государственных учреждений Санкт‑Петербурга»;

21

оператор проводного радиовещания;

6

радиовещательных станций (FM, УКВ);

10

телевизионных каналов 1-го мультиплекса цифрового телевидения;

990

устройств информирования и оповещения на территории Биржевого и Дворцового мостов, Крестовском острове, Невском проспекте, Конюшенной площади, Кронштадте, Таврическом саду, парке Авиаторов, сквере Александра Володина, сквере Раисы Штрейс, сквере Финансистов  и в Центральном парке культуры и отдыха им. С. М. Кирова в местах проведения общегородских мероприятий.

Дата изменения: 28 декабря 2023