Обеспечение безопасности в таком крупном мегаполисе, как Санкт‑Петербург, требует комплексного подхода. Создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» стало важным шагом на пути в этом направлении. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК «Безопасный город») – это целый комплекс различных информационных систем и средств автоматизации, которые обеспечивают безопасность в Петербурге. Совокупность всей информации, поступающей из различных систем в АПК «Безопасный город», позволяет эффективно вести мониторинг текущей обстановки в городе и оперативно реагировать на различные нештатные ситуации.
АПК «Безопасный город» помогает в достижении сразу нескольких целей. В первую очередь – это повышение общего уровня правопорядка и общественной безопасности, обеспечение информационной безопасности. Кроме того, «Безопасный город» способствует повышению эффективности управления городской инфраструктурой и помогает в принятии управленческих решений. «Безопасный город» - это хорошая основа для создания новых инструментов и ресурсов по интеграции, защите информации и регламентации процессов для перехода к «умным решениям».
В мае 2017 года состоялось официальное открытие Единого центра АПК «Безопасный город» (5-й Предпортовый проезд, д. 4, корп. 3, литера А) - уникального центра не только для Санкт‑Петербурга, но и для всей России. На одной площадке объединены подразделения и службы, которые отвечают за безопасность в нашем городе. Сейчас в Едином центре располагаются Центр обработки вызовов «112», Центр управления транспортом, подразделения дежурной службы Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга, дежурная служба Комитета по энергетике, а также Единый центр обработки данных.
К проведению Кубка конфедераций в 2017 году была создана специальная автоматизированная система «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений» (ПППУР). Это единая интеграционная платформа для всех систем, которые входят в АПК «Безопасный город». Она позволяет получать актуальную информацию о происшествиях в режиме онлайн городскими службами и правоохранительными органами.
Перечень систем государственной информационной системы «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и порядок их взаимодействия описан в постановлении Правительства Санкт‑Петербурга от 25.08.2016 № 759. Сейчас «Безопасный город» Санкт‑Петербурга насчитывает 11 автоматизированных систем, в числе которых – городская система видеонаблюдения, Система-112, комплексная система обеспечения мониторинга безопасности и др.
Городская система видеонаблюдения
В систему поступает видео более чем от 90 тысяч камер, установленных во всех районах города. Видеокамера сегодня не просто источник видео, а многофункциональное устройство мониторинга с широким функционалом, который позволяет анализировать оперативную обстановку в непосредственной близости от камеры. Значительное количество устройств мониторинга в популярных и многолюдных местах Петербурга предоставляет бесплатный Wi-Fi. Городская система видеонаблюдения Санкт‑Петербурга обеспечивает мониторинг как в многолюдных местах (центральные улицы и проспекты, городские площади и вокзалы, мосты и культурно-исторические достопримечательности), так и в спальных районах.
Особое внимание в развитии городской системы видеонаблюдения уделяется интеграции сторонних систем видеонаблюдения. В общую систему интегрированы более 11 тысяч камер ведомственных и частных систем видеонаблюдения, обеспечивающих обзор общедоступных городских территорий, в числе которых камеры Петербургского метрополитена, аэропорта «Пулково», железнодорожных вокзалов, морского пассажирского порта «Морской фасад», светофорных объектов, кольцевой автомобильной дороги Санкт‑Петербурга, стадиона «Газпром Арена», многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и иных объектов социальной инфраструктуры и др.
Кроме того, в городе функционирует 71 терминал экстренной связи «Гражданин-Полиция», интегрированный с городской системой видеонаблюдения. Также обеспечен контроль передвижения водного транспорта в акватории Невы, на реках и каналах Санкт‑Петербурга.
Одним из самых масштабных комплексных инфраструктурных проектов является «Умный двор». Главная его задача – сделать дворы и парадные максимально безопасными для жителей. Проект предусматривает оказание телекоммуникационных услуг по передаче видеоизображений в центр обработки и хранения данных Санкт‑Петербурга от управляемых устройств мониторинга, размещенных на входах в парадные почти 6 тысячи жилых домов в 18 районах города, а также предоставление Wi-Fi жителям.
Статистическая информация (на 20.12.2023): |
|
89 873 |
устройств мониторинга, из них: |
829 |
КПА (устройства мониторинга); |
12 060 |
количество видеокамер сторонних систем видеонаблюдения, интегрированных с городской системой видеонаблюдения, из них: |
16 |
количество устройств мониторинга с функционалом автоматического обнаружения пожаров в лесных массивах; |
76 913 |
количество устройств мониторинга, из них: |
15 576 |
количество устройств мониторинга с функционалом видеоаналитики; |
16 |
количество переносных мобильных комплексов; |
50 |
количество переносных мобильных устройств мониторинга; |
71 |
количество терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция»; |
134 900 |
количество скачиваний мобильного приложения «Безопасный Санкт‑Петербург»; |
4 216 |
количество пользователей в городской системе видеонаблюдения. |
Автоматизированная система «Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности объектов социальной инфраструктуры»
В системе зарегистрированы практически все учреждения социальной инфраструктуры города: школы, детские сады, поликлиники и т.п. В систему поступают сигналы о состоянии автоматических пожарных сигнализаций, кнопок тревожной сигнализации, охранных сигнализаций и систем контроля загазованности более чем с 6 тысяч объектов социальной инфраструктуры Санкт‑Петербурга. Извещения от этих систем направляются на реагирование в ГУ МЧС России по Санкт‑Петербургу, ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области и ООО «ПетербургГаз» в соответствии с регламентами информационного взаимодействия.
Статистическая информация (за 2023 год): |
|
6 487 |
количество объектов социальной инфраструктуры, интегрированных в автоматизированную систему «комплексная система обеспечения мониторинга безопасности», из них: |
3 130 |
количество объектов образовательных учреждений; |
1 727 |
количество объектов учреждений спорта, культуры, молодежной политики и др.; |
1 125 |
количество объектов учреждений здравоохранения; |
505 |
количество объектов социальной защиты населения; |
6 369 |
количество объектов, оснащенных системами пожарной сигнализации; |
4 941 |
количество объектов, оснащенных кнопками тревожной сигнализации; |
2 221 |
количество объектов, оснащенных системами охранной сигнализации; |
1 387 |
количество объектов, оснащенных системами контроля загазованности; |
428 527 |
количество принятых извещений; |
15 960 |
количество извещений, направленных на реагирование. |
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (Система - 112)
Автоматизированная система «112» является ключевой системой АПК «Безопасный город», интегрированной с ПППУР. В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.04.2017 № 191 «Об использовании единого номера «112» в Санкт‑Петербурге создана и введена в постоянную эксплуатацию с 16.06.2017 Система-112.
Круглосуточный прием обращений по номеру «112» происходит на базе основного и резервного центров обработки вызовов автоматизированной системы «112». Все поступившие обращения сразу же направляются в соответствующие экстренные оперативные службы для реагирования.
Операторы Системы-112, кроме русского языка, принимают сообщения на четырех иностранных языках: английском, немецком, французском и итальянском.
Статистическая информация (за 2023 год): |
|
3 537 693 |
количество принятых обращений; |
20 246 |
количество принятых смс-сообщений; |
4 751 |
количество сообщений, принятых из ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»; |
822 045 |
количество обращений, направленных на реагирование |
967 608 |
количество обращений, направленных на реагирование |
78 252 |
количество обращений, направленных на реагирование |
25 939 |
количество обращений, направленных на реагирование |
189 653 |
количество обращений, направленных на комплексное реагирование; |
172 424 |
количество обращений по причине дорожно-транспортных происшествий. |
Портал «Наш Санкт‑Петербург» и Центр обработки вызовов 004
Портал «Наш Санкт‑Петербург» и Центр обработки вызовов 004 принимают сообщения петербуржцев по вопросам городского хозяйства и городского благоустройства.
Для большей эффективности портал и Центр обработки вызовов 004 объединены в одну информационную систему. Работа двух служб выстроена таким образом, что заявленные проблемы напрямую поступают в соответствующие организации для оперативного решения (в некоторых категориях срок отработки неаварийных сообщений составляет 2-3 рабочих дня). Все сообщения не аварийного характера, которые поступают по телефонам 004 и 576-4-004, направляются на портал «Наш Санкт‑Петербург» для дальнейшей отработки.
Центр обработки вызовов 004 работает в Петербурге с 2005 года. С начала работы принято 15 180 467 звонков. К оператору круглосуточно поступают сообщения не только о городских проблемах, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и нештатных ситуациях, требующих безотлагательного реагирования, но и запросы справочного и консультационного характера. Например, график отключения горячей воды и т.п. Электронные карточки по принятым сообщениям передаются в аварийные и дежурно-диспетчерские службы по принадлежности. После этого осуществляется проверка соблюдения сроков и исполнения принятых сообщений с учетом информации от городских служб и самих заявителей.
Портал «Наш Санкт‑Петербург» работает в Петербурге с 2014 года. На портале 195 категорий, по которым можно подать сообщение. Ежедневно на портал поступает от 1,5 тысячи до 4,5 тысячи сообщений от пользователей и примерно такое же количество ответов от исполнителей. Служба модерации в течение одного рабочего дня должна отработать каждое поступившее сообщение. В дни пиковых нагрузок количество сообщений вырастает в полтора-два раза. Поэтому и сроки модерации в таких экстренных ситуациях также приходится увеличивать. Для удобства пользователей созданы мобильная версия портала и специальное мобильное приложение «Наш Санкт‑Петербург».
По статистике, около 30% сообщений поступают как раз с мобильных телефонов. Своеобразной группой консультационной поддержки для пользователей стала страница портала в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/portalnashspb, где подписчики могут получить оперативные ответы на свои вопросы по работе ресурса.
Статистическая информация (за 2023 год): |
|
899 789 |
количество вызовов, поступивших в Центр обработки вызовов 004; |
845 410 |
количество сообщений, поступивших на портал в 2023 году (в том числе поступивших через ЦОВ 004); |
743 807 |
количество проблем, решенных на портале в 2023 году; |
35 847 |
количество пользователей, зарегистрированных на портале в 2023 году; |
5 124 865 |
общее количество зарегистрированных на портале сообщений по состоянию на 22.12.2023; |
4 988 656 |
общее количество решенных на портале проблем по состоянию на 22.12.2023; |
306 250 |
общее количество зарегистрированных на портале пользователей по состоянию на 22.12.2023. |
Фиксация нарушений правил дорожного движения
На текущий момент комплексы фиксируют следующие виды административных правонарушений:
Статистическая информация (на 18.12.2023): |
|
1259 |
количество стационарных комплексов |
44 |
количество передвижных комплексов |
10,1 млн |
количество вынесенных постановлений |
Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО)
Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) предназначена для своевременного доведения информации и сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения до населения, проживающего на территории Санкт‑Петербурга.
РАСЦО создана в соответствии с постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 06.08.2012 № 798 «Об организации оповещения населения Санкт‑Петербурга о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».
Распоряжение на задействование РАСЦО отдается Губернатором Санкт‑Петербурга. Порядок использования РАСЦО строго регламентирован и утвержден постановлением Правительства Санкт‑Петербурга.
Для проверки работоспособности РАСЦО ежемесячно проводятся периодические технические проверки отдельных подсистем и комплексов технических средств РАСЦО. Кроме того, 2 раза в год проводятся комплексные технические проверки готовности РАСЦО. Во время проведения таких проверок по всему городу включаются электромеханические сирены, устройства информирования и оповещения, специализированные технические средства оповещения. Также задействуются телеканалы, радиостанции и другие технические средства.
В рамках развития РАСЦО активно используются информационно-телекоммуникационные технологии и новые механизмы централизованного оповещения населения (телевидение, интернет и т.д.). Использование всех имеющихся технических средств оповещения в комплексе позволяет оповещать население Санкт‑Петербурга в полном объеме.
Более подробную информацию о функционировании РАСЦО Санкт‑Петербурга можно узнать на сайте СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» в соответствующем разделе: http://spb112.ru/catalogue/2/.
Статистическая информация (на 28.12.2023): |
|
2 253 |
специализированных комплекса технических средств РСОН в местах массового пребывания людей; |
11 |
зон экстренного оповещения КСЭОН; |
1880 |
сайтов в государственной информационной системе Санкт‑Петербурга «Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга и государственных учреждений Санкт‑Петербурга»; |
21 |
оператор проводного радиовещания; |
6 |
радиовещательных станций (FM, УКВ); |
10 |
телевизионных каналов 1-го мультиплекса цифрового телевидения; |
990 |
устройств информирования и оповещения на территории Биржевого и Дворцового мостов, Крестовском острове, Невском проспекте, Конюшенной площади, Кронштадте, Таврическом саду, парке Авиаторов, сквере Александра Володина, сквере Раисы Штрейс, сквере Финансистов и в Центральном парке культуры и отдыха им. С. М. Кирова в местах проведения общегородских мероприятий. |