Предоставление государственных и муниципальных услуг жителям Санкт‑Петербурга

Электронные государственные услуги в регионе предоставляются посредством Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт‑Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее – МАИС ЭГУ). С помощью этой системы жители и организации региона получают электронные государственные услуги и сервисы, МАИС ЭГУ также автоматизирует деятельность органов власти и организаций при предоставлении услуг от приема заявления до принятия решения и выдачи результата – электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью должностного лица. МАИС ЭГУ включает в себя Портал госуслуг Санкт‑Петербурга (gu.spb.ru, далее – Портал), внутренний электронный документооборот МФЦ и различные цифровые решения для сотрудников органов власти (в том числе подсистемы «Электронный кабинет должностного лица», «Кабинет согласований», «Досудебное обжалование» и другие). Заявления, направленные через Портал и МФЦ, обрабатываются в рамках единых бизнес-процессов, при этом органы власти могут предоставлять услуги полностью онлайн – от получения заявления до подписания результата. Полученный электронный документ так же легитимен, как бумажный.

Портал работает с 2007 года и обеспечивает возможность подачи заявлений онлайн, а также доступ к информации о получении госуслуг в Санкт‑Петербурге. На портале размещены описания более 590 госуслуг и сервисов, более 300 из которых доступны для получения онлайн. Также на портале реализован раздел «Оплата», содержащий 88 онлайн-платежей. Количество пользователей личных кабинетов на портале к концу 2023 года превысило 1,9 млн.

В 2023 году обновленная версия Портала стала основной. Новая версия включает в себя обновленный каталог услуг с разделением по категориям пользователей, новый личный кабинет, доработанный механизм поиска, 97 публикаций с полезной информацией в разделе «База знаний», новый раздел «Жизненные ситуации», модернизированную карту МФЦ, обновленные формы заявлений.

В личном кабинете портала gu.spb.ru можно просмотреть историю заявлений на получение госуслуг, поданных как через портал, так и через МФЦ города, отследить изменение статуса по ним, оценить качество предоставленной услуги, при необходимости подать жалобу на действия (бездействие) органов власти при оказании услуги, а также подписаться на различные уведомления (об истечении срока действия документов, возможности диспансеризации, штрафах ГИБДД и начислениях на детей и т.д.). Уведомления могут направляться на e-mail, в виде СМС или через социальную сеть «Вконтакте». Портал также формирует проактивные рекомендации по получению госуслуг на основании тех электронных услуг, заявления по которым гражданин подавал ранее. На текущий момент проактивные рекомендации можно получить по 20 жизненным ситуациям.

Кроме того, пользователям доступен ряд чат-ботов. Чат-бот – «виртуальный собеседник», с которым пользователь ведет диалог, пользуясь кнопками меню или текстовыми командами. Таким образом жители города могут легко найти полезные инструкции и информацию о популярных услугах и сервисах по разным ситуациям. Чат-боты доступны в популярном мессенджере Telegram и в соответствующих разделах портала.

В официальных сообществах портала в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Telegram» регулярно публикуются новости, информационные и графические материалы (в том числе инфографика) и даются ответы на вопросы пользователей.

Реализована мобильная версия портала, предполагающая возможность использования информационных ресурсов портала в удобной форме для пользователей мобильных устройств.

Также в рамках МАИС ЭГУ разработано мобильное приложение «Государственные услуги в Санкт‑Петербурге» на платформе Android. С помощью приложения можно получать информацию о процессе предоставления государственных услуг, подавать электронные заявления по ряду услуг, а также проверять статус заявления, поданного через портал. Так, граждане могут записаться на прием к врачу, в МФЦ, узнать свой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), осуществить поиск штрафов ГИБДД и пр. Можно также узнать телефоны «горячих линий», справочную информацию об организациях, принимающих участие в предоставлении услуг в Санкт‑Петербурге, найти информацию о периоде отключения горячей воды, графике разведения мостов, бесплатных зонах Wi-Fi, получить информацию об участковом.

Работа центров «Мои документы» (МФЦ) также обеспечивается с использованием МАИС ЭГУ. В Личном кабинете на портале можно отслеживать ход рассмотрения заявлений, поданных через МФЦ. Получить всю информацию об услугах, предоставляемых в МФЦ, и о работе центров можно также на портале.

В 2023 году для выполнения требований федерального и регионального законодательства, достижения установленных на федеральном уровне целевых значений показателей цифровой трансформации, планов по реализации регионального проекта «Цифровое государственное управление» на Портале разрабатывался механизм применения нескольких электронных подписей в рамках одного электронного заявления по ряду услуг жилищной сферы (в случаях, когда требуется подпись нескольких членов семьи или собственников жилья), проводилась разработка возможности отправки комплексного запроса по ряду социальных пособий и выплат (однократная подача единого электронного заявления по нескольким государственным услугам), развивался механизм выдачи результатов предоставления услуг через постаматы (реализация возможности направления уведомлений по постаматам в социальной сети «ВКонтакте»), суперсервис по услугам сферы строительства (в рамках интеграции с Единой системой строительного комплекса Санкт‑Петербурга), обеспечивалась возможность автозаполнения полей на формах электронных межведомственных запросов из сведений, заполненных заявителями на формах электронных заявлений, внедрялся инструментарий для подачи заявлений о приостановлении, возобновлении, прекращении предоставления социальных выплат и пособий в электронном виде.

Дата изменения: 30 января 2024